Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 августа 2010 г. N Ф07-5761/2010 по делу N А56-72213/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2010 г. N Ф07-5761/2010 по делу N А56-72213/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Идрисовой А.Р. (доверенность от 12.01.2010 N 03-31/00061), от открытого акционерного общества "Группа "Илим" Гавриленко С.П. (доверенность от 24.12.2009 б/н),
рассмотрев 16.08.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Группа "Илим" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2010 по делу N А56-72213/2009 (судья Рыбаков С.П.),
установил:
Открытое акционерное общество "Группа "Илим" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 23.06.2009 N 142 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 50 руб. штрафа за непредставление в налоговый орган аудиторского заключения за 2008 год.
Решением суда от 09.02.2010 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 09.02.2010 и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы считает неправомерным привлечение его к налоговой ответственности за несвоевременное представление аудиторского заключения, поскольку к установленному сроку (до 31.03.2009) этот документ бухгалтерской отчетности не был составлен привлеченным аудитором, поэтому вина налогоплательщика отсутствует.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция по факту несвоевременного представления Обществом аудиторского заключения за 2008 год составила акт от 27.05.2009 N 145 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений приняла решение от 23.06.2009 N 142 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 50 руб. штрафа.
В обоснование принятого решения Инспекция указала, что в нарушение требований пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ при установленном сроке до 31.03.2009 Общество представило аудиторское заключение, входящее в состав бухгалтерской отчетности, 15.05.2009.
Общество обжаловало решение Инспекции от 23.06.2009 N 142 в вышестоящий орган - Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, решением которого от 06.08.2009 N 16-13/22007 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с выводами Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, правомерно основывался на следующем.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
В силу статьи 15 Закона N 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
В силу статьи 2 Закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, а также пояснительных записок.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) на годовом собрании акционеров рассматривается в том числе представляемый советом директоров (наблюдательным советом) общества годовой отчет. При этом годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, определяемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Утверждая устав общества, учредители определяют срок проведения годового общего собрания акционеров. Вместе с тем при установлении срока проведения годового общего собрания акционеров необходимо учитывать требования не только этого Закона, но и норм иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 48 Закона N 208-ФЗ утверждение годовой бухгалтерской отчетности относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Следовательно, даже если уставом акционерного общества предусмотрено проведение годового общего собрания акционеров после истечения срока подачи годовой бухгалтерской отчетности, то в соответствии с требованиями норм подпункта 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ и статьи 15 Закона N 129-ФЗ Обществу необходимо провести внеочередное общее собрание акционеров для утверждения годовой отчетности.
В данном случае суд установил и материалами дела подтверждается, что на заседании совета директоров Общества 30.04.2009 (выписка из протокола N 17 (58), лист дела 32) была предварительно утверждена годовая бухгалтерская отчетность Общества, в состав которой входит и аудиторское заключение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 88 Закона N 208-ФЗ годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.
Таким образом, общее собрание акционеров в данном случае могло быть проведено не ранее 31.05.2009. Назначение Обществом проведения общего собрания акционеров заведомо влекло несоблюдение срока, установленного пунктом 2 статьи 15 Закона N 129-ФЗ.
Общество представило в Инспекцию аудиторское заключение 15.05.2009, то есть до его утверждения общим собранием акционеров. Поэтому ссылки подателя жалобы на то, что оно "в своих действиях было обязано руководствоваться нормами Закона N 208-ФЗ и своего устава", а ненадлежащая организация внутренней деятельности налогоплательщика (проведение аудита) не может повлечь применение ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, несостоятельны.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
В соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ и пункта 2 статьи 15 Закона N 129-ФЗ налогоплательщик обязан представить в налоговый орган утвержденную бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании отчетного года.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Ссылка подателя жалобы на то, что к установленному сроку (31.03.2009) Общество не имело в наличии аудиторского заключения, составленного выбранным в соответствии с уставом Общества аудитором и подтвержденного в установленном законодательством и уставом Общества порядке, поэтому вина налогоплательщика в нарушении срока представления спорного документа в налоговый орган отсутствует и в силу пункта 1 статьи 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение его к налоговой ответственности, несостоятельна. Общество привлечено к налоговой ответственности за непредставление в срок документа, который оно обязано представить в силу закона.
В пункте 5 статьи 23 НК РФ указано, что налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2010 по делу N А56-72213/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Группа "Илим" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.