Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 декабря 2010 г. N Ф07-10836/2010 по делу N А56-172/2010
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2010 г. N Ф07-10836/2010 по делу N А56-172/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Колесниковой С.Г.,
при участии от Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Таргоний Е.В. (доверенность от 01.07.2010 N 01-30-13/1), Митрофана А.К. (доверенность от 25.02.2010 N 01-30-3), от Общества с ограниченной ответственностью "СКАЙРАН" Гинцевича К.В. (доверенность от 26.11.2010), Муслимова А.К. (доверенность от 26.11.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2010 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 (судьи Зотеева Л.В., Савицкая И.Г., Фокина Е.А.) по делу N А56-172/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СКАЙРАН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее - Комитет) от 17.12.2009 N 25/04/02 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 175 000 руб.
Решением от 24.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.08.2010, заявленные требования удовлетворены. Постановление Комитета от 17.12.2009 N 25/04/02 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение от 24.03.2010 и постановление апелляционной инстанции от 04.08.2010, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании представители Комитета подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества просили оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Ленинградским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление от 15.10.2009 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ в отношении Общества, осуществляющего деятельность по промышленному рыболовству в части культивирования гидробионтов в естественных водоемах (садковое хозяйство) и организации любительского и спортивного рыболовства в озере Глубоком, расположенном в Ленинградской области.
По данному факту Комитетом вынесено определение от 26.10.2009 о проведении административного расследования по делу об административном правонарушении, в рамках которого 18.11.2009 произведен осмотр помещений и территорий Общества, расположенных по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, поселок Стрельцово (протокол осмотра от 18.11.2009).
По результатам административного расследования составлен протокол от 26.11.2009, а постановлением Комитета от 17.12.2009 N 25/04/02 Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 175 000 руб.
Полагая постановление Комитета от 17.12.2009 N 25/04/02 незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации (статья 14).
Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; обеспечивать хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (статья 19).
В силу статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Комитета от 17.12.2009 Общество, являющееся (как установлено судом) микропредприятием, привлечено к административной ответственности за то, что на момент проверки у него отсутствовали паспорта отходов, документы, подтверждающие расчетные и экспериментальные методы отнесения образующихся отходов к классу опасности для окружающей природной среды; документы, подтверждающие представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов; документы, подтверждающие ведение в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и хранение таких материалов.
Суд, исходя из материалов дела, пришел к правомерному выводу о недоказанности совершения Обществом вмененного ему правонарушения. Сведения, подтверждающие факт осуществления Обществом деятельности в области обращения с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов производства и потребления или иных опасных веществ), равно как и несоблюдение им экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, в материалы дела не представлены. Деятельность по выращиванию товарной рыбы на момент проверки не производилась, садки для содержания рыбы были частично подготовлены для зимнего хранения. Данных, свидетельствующих о наличии у Общества опасных отходов, не установлено. Заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "ПрофИМПЕКС" договор от 01.03.2009 на вывоз твердых бытовых и биологических отходов, прекративший свое действие 01.11.2009 (то есть до момента проведения проверки), обоснованно не расценен судом в качестве доказательства осуществления Обществом деятельности по обращению с отходами. Наличие двух урн на пирсе и пластмассового контейнера с крышкой также не принято в качестве подтверждения занятия Обществом деятельностью, связанной с обращением с отходами.
При таком положении, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Обществом требований и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу N А56-172/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.