Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2010 г. N Ф07-11940/2010 по делу N А56-13035/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Дмитриева В.В., Ломакина С.А.,
при участии от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 Лебедевой И.А. (доверенность от 02.08.2010 N 04/16022), от открытого акционерного общества "АЛЬФА-БАНК" Ануфриева А.В. (доверенность от 20.01.2010 N 5/107Д),
рассмотрев 01.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2010 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 (судьи Згурская М.Л., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А56-13035/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "АЛЬФА-БАНК" (далее - ОАО "АЛЬФА-БАНК", Банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (далее - Инспекция) от 07.12.2009 N 13-08/83 о привлечении к налоговой ответственности и об обязании налогового органа возвратить уплаченную сумму штрафа в размере 5000 руб. в порядке, предусмотренном статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 02.06.2010 заявленные Банком требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным оспариваемое решение Инспекции и отказал ОАО "АЛЬФА-БАНК" в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Постановлением апелляционного суда от 23.08.2010 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требования Банка об обязании налогового органа возвратить сумму уплаченного штрафа в размере 5000 руб. Суд апелляционной инстанции обязал Инспекцию возвратить ОАО "АЛЬФА-БАНК" в порядке статьи 79 НК РФ сумму уплаченного штрафа в размере 5000 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, неправильное применение ими норм материального права и неполную оценку имеющихся в деле доказательств, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе Банку в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предоставляет налоговому органу право истребовать документы (информацию) касательно любого лица, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля. При этом насколько документы, запрашиваемые в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика, относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика, определяет налоговый орган, составивший поручение об истребовании документов.
Кроме того, Инспекция полагает, что судебные инстанции в нарушение норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрели настоящий спор, касающийся признания недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, на основании доводов, опровергающих законность самого требования налогового органа о представлении документов от 20.10.2009 N 13/25700, которое не было предметом спора в рамках настоящего дела.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "АЛЬФА-БАНК" просит оставить ее без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения, считая, что судебные инстанции дали правильную оценку фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Банка - возражения на них.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы налогового органа.
Как следует из материалов дела, Инспекция на основании поручения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по городу Москве об истребовании документов (информации) от 15.10.2009 N 9401 направила Банку требование от 20.10.2009 N 13/25700 о представлении документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аргонот-В" (далее - ООО "Аргонот-В") в связи с проведением выездной налоговой проверки общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Перекресток" (далее - ООО "Торговый дом "Перекресток").
По данному требованию ОАО "АЛЬФА-БАНК" обязано было представить налоговому органу сведения об IP-адресах компьютеров сети Интернет, с которых в Банк поступали платежные поручения по системе "Банк-Клиент" по счетам ООО "Аргонот-В", карточки с образцами подписей должностных лиц и оттиска печати этого общества за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.
В ответ на указанное требование Банк письмом от 27.10.2009 сообщил Инспекции, что он не праве направить запрашиваемые сведения, поскольку истребуемые информация и документы не относятся ни к деятельности проверяемого налогоплательщика, ни к сделкам, совершенным проверяемым налогоплательщиком.
Расценив такие действия ОАО "АЛЬФА-БАНК" как нарушение законного требования налогового органа, Инспекция составила акт от 06.11.2009 N 13-08/83 и, отклонив представленные Банком возражения, приняла решение от 07.12.2009 N 13-08/83 о привлечении заявителя к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ виде взыскания 5000 руб. штрафа.
ОАО "АЛЬФА-БАНК", не согласившись с указанным ненормативным правовым актом налогового органа, обратилось арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, признавая недействительным оспариваемое решение Инспекции, сделали вывод о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции на основании следующего.
В силу пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
Пунктами 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ определены условия и процедура осуществления налоговым органом такого полномочия.
Так, в частности, в силу пункта 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Согласно пункту 5 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено, что отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
В данном случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что запрашиваемые у Банка сведения и документы касаются хозяйственной деятельности ООО "Аргонот-В", в отношении которого налоговая проверка не осуществляется. При этом из содержания направленного ОАО "АЛЬФА-БАНК" требования не представляется возможным установить, каким образом эти сведения и документы относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика - ООО "Торговый дом "Перекресток".
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
При этом согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Пунктом 2 статьи 129.1 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере 5000 руб. за повторное в течение календарного года неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса.
Следовательно, налоговому органу в обоснование правомерности привлечения такого лица к указанной налоговой ответственности необходимо доказать, что это лицо в нарушение норм налогового законодательства не представило либо несвоевременно представило те сведения, обязанность представления которых предписана ему Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как указывалось выше налоговый орган в силу пункта 1 статьи 93.1 НК РФ вправе истребовать в ходе налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля у иных лиц, к которым в данном случае относится Банк, только те документы (информацию), которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и которыми это лицо располагает.
Право налогового органа на истребование у таких лиц документов (информации) о контрагентах проверяемого лица названной нормой Кодекса не предусмотрено.
Следовательно, ОАО "АЛЬФА-БАНК", отказавший налоговому органу в предоставлении в отношении ООО "Аргонот-В" сведений, касающихся IP-адресов компьютеров сети Интернет, с которых по его счетам поступали в Банк платежные поручения по системе "Банк-Клиент", а также карточек с образцами подписей его должностных лиц и оттиска печати этого общества за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, не может быть привлечен к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ в виду отсутствия события налогового правонарушения (пункт 1 статьи 109 НК РФ).
Поскольку принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а доводы кассационной жалобы налогового органа по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 АПК РФ не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
В связи с тем, что постановлением апелляционного суда от 23.08.2010 решение суда первой инстанции частично отменено, подлежит оставлению в силе названное постановление суда апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу N А56-13035/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
С.А. Ломакин |
|
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.