Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 7 октября 1994 г. N 11-13/13023 О примерной программе по проведению проверок внешнеэкономической деятельности предприятий-поставщиков и экспортеров нефти и нефтепродуктов

Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 7 октября 1994 г. N 11-13/13023


Государственная налоговая инспекция по г. Москве по заданию Государственной налоговой службы России от 23.09.94 г. N ВГ-6-06/360 предлагает организовать документальную проверку внешнеэкономической деятельности предприятий-поставщиков и экспортеров нефти и нефтепродуктов по прилагаемой к настоящему письму программе.

В срок до 01.12.94 г. территориальные налоговые инспекции представляют в окружные управления обобщенную информацию о результатах проверки с указанием выявленных нарушений, с приложением копий актов проверок, а также с заполненными формами, которые прилагаются к данной программе.

Окружные налоговые управления проверяют полученные материалы и в срок до 10.12.94 г. представляют в Управление методики и ревизий сводную справку с приложением материалов проверок и заполненными формами.

Приложение: примерная программа и формы для осуществления документальной проверки на 16 листах.


Начальник инспекции -
Государственный советник
налоговой службы II ранга

Д.Г.Черник


Примерная программа
и методические рекомендации по проведению проверок внешнеэкономической деятельности предприятий-поставщиков и экспортеров нефти и нефтепродуктов


При проведении проверок внешнеэкономической деятельности государственным налоговым инспекциям необходимо обратить внимание на следующие основные вопросы.


I. Проверка полноты поступления валютной выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов и доходов от других операций на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.


1. Проверить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках валютных средств от инофирм в оплату поставленной на экспорт продукции.

При обнаружении нарушений порядка зачисления валютной выручки, установленного Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" государственные налоговые инспекции налагают на предприятия штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по текущему курсу Центрального банка России на момент выявления нарушений. При этом под сокрытой выручкой в иностранной валюте следует понимать выручку, незачисленную на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, не зависимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятия. В случаях, когда валютная выручка не была отражена в бухгалтерском учете предприятия, такая выручка в соответствии с налоговым законодательством одновременно является сокрытым доходом, что влечет за собой применение соответствующих финансовых санкций, включая взыскание всей суммы сокрытого дохода в иностранной валюте.

Если проверяемое предприятие осуществляло бартерные операции, то необходимо иметь в виду следующее. Под бартерной операцией понимается безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформляемый, как правило, единым договором (контрактом). Основным признаком бартерной сделки является отсутствие платежей контрагентов за поставляемые товары. В случае осуществления таких платежей не имеет значения зачислялась ли валютная выручка на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, или на счета в иностранных банках, или она расходовалась со счетов иностранных юридических лиц по указаниям российского предприятия - поставщика. В любом таком случае, контракт не может считаться бартерным. Другим признаком бартерных поставок является оформление их единым контрактом или двумя, как правило одновременно подписываемыми контрактами, в условиях которых указывается, что поставляемые товары по одному из контрактов оплачиваются поставками товаров по другому контракту.

Бартерные операции представляют собой разновидность договора мены (статья 255 Гражданского Кодекса), в соответствии с которым между сторонами производится обмен одного имущества на другое. При этом каждый из участвующих в договоре мены считается продавцом имущества, которое он передает, и покупателем имущества, которое он получает. Таким образом бартерная сделка представляет собой единую сделку, в которой обязательства сторон взаимоувязаны и зависят друг от друга.

При проведении проверок целесообразно использовать сведения о поставках на экспорт нефти и нефтепродуктов за 1993 год, прилагаемые к программе, и подготовленные на основе данных Государственного таможенного комитета Российской Федерации по таможенным декларациям. Указанные сведения не должны разглашаться, использоваться должностными лицами в личных целях, передаваться третьим лицам, в также любым государственным органам.

2. Выявить наличие за границей зарубежных предприятий с участием российского капитала и репатриацию ими части прибыли в Российскую Федерацию.

Обратить внимание на наличие выплат дивидендов иностранными фирмами российским учредителям.


II. Проверка соблюдения законодательства при использовании валютной выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов.


1. Обоснованность переводов средств в иностранной валюте, в том числе:

по внешнеторговым операциям:

переводов со счетов резидентов (юридических и физических лиц) в уполномоченных банках Российской Федерации на счета нерезидентов в иностранных банках за границей и в уполномоченных банках Российской Федерации, а также на счета резидентов в уполномоченных банках в Российской Федерации и в иностранных банках за границей для оплаты контрактов товаров или выполненных иностранными фирмами на территории Российской Федерации работ и оказанных услуг за иностранную валюту;

платежей за приобретаемые нематериальные ценности;

взносов в уставные фонды зарубежных предприятий с участием российского капитала, зарегистрированных на территории иностранных государств;

переводов зарубежным предприятиям с участием российского капитала, филиалам в иностранных государствах, техцентрам и представительствам за границей;

предоставление нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 дней по импорту товаров, работ, услуг;

по операциям, связанным с движением капитала:

переводов дивидендов, процентов и иных доходов;

переводов в оплату прав собственности на недвижимое имущество за границей;

по операциям с ценными бумагами (покупка облигаций, акций и т.д.).

предоставление нерезидентам финансовых кредитов на срок более 180 дней;

Указанные переводы должны обосновываться:

а) наличием контрактов с иностранным фирмами и соответствовать их платежным условиям;

б) наличием разрешений (лицензий) Банка России на проведение операций, связанных с движением капитала, а также на открытие счетов резидентов за границей;

в) соответствием переводов техцентрам и представительствам за рубежом утвержденным сметам расходов на их содержание с учетом фактических потребностей на их содержание в течение календарного года;

г) соответствием произведенных выплат (начислений) дивидендов, процентов и иных доходов фактическим долям участия иностранных инвесторов в капитале российских предприятий, данным бухгалтерского учета и удержанным у источника суммам налогов;

При наличии переводов резидентов (юридических и физических лиц) валютных средств на счета в иностранных банках, открытые на их имя без разрешения Центрального банка России запрашивать остатки средств на них по состоянию на 1.01.94 и 1.07.94.

2. Проверить обоснованность перечисления авансовых платежей, в том числе в порядке 100% предоплаты по заключенным контрактам на поставку товаров (работ, услуг) по импорту, включая фактическое выполнение контрактов на импорт товаров (поступление импортных товаров).

3. Проверить наличие фактов выплат заработной платы и иных видов вознаграждений, а также дивидендов в наличной иностранной валюте и путем перевода на личные счета сотрудников.

4. Проверить факты расчетов и платежей между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами в иностранной валюте на территории Российской Федерации.

5. Проверить данные о суммах в иностранной валюте, израсходованных на командировочные расходы сверх установленных норм, а также на представительские цели, хозяйственные и канцелярские расходы за границей в соответствии с утвержденными сметами расходов и требованиями бухгалтерского учета.

6. Проверить наличие сделок купли-продажи иностранной валюты между предприятиями и организациями минуя уполномоченные банки и валютные биржи.


III. Проверка соблюдения налогового законодательства при осуществлении экспорта нефти и нефтепродуктов.


1. Проверить правильность отражения в бухгалтерском учете экспорта нефти и нефтепродуктов в стоимостном выражении, соответствия заключенным контрактам (договорам) и фактическим поставкам с выделением в общем объеме экспорта товарообменных операций. Обратить внимание, что в учете экспортных и импортных поставок должны применяться, в основном, курсы валют, котируемых Центральным банком России и справочные курсы иностранных валют к рублю, сообщаемые Центральным банком России. Курсы валют по клиринговым расчетам и замкнутых валют применяются только по поставкам в счет погашения государственного долга и государственных кредитов, а также по межправительственным соглашениям.

2. Дать анализ дебиторской задолженности в иностранной валюте, в том числе инодебиторской задолженности, предприятий и организаций по состоянию на 1 января 1994 г. и на 1 июля 1994 г. с выделением просроченной (по срокам свыше 180 дней), а также инодебиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности, с указанием мер, принимаемых по ее ликвидации. Дебиторская задолженность у поставщика нефти и нефтепродуктов на экспорт возникает после перехода права собственности на экспортируемую продукцию к иностранному покупателю. Документами, необходимыми для отражения в учете дебиторской задолженности являются коносаменты, акты сдачи-приемки, инвойсы и др.

3. Проверить расчеты предприятий с комиссионерами. Ведется ли учет у предприятий - поставщиков задолженности комиссионеров в иностранной валюте. Дебиторская задолженность при поставках на экспорт через посредника обосновывается полученными поставщиками извещениями комиссионера об экспорте. Указанные извещения должны направляться предприятиям - поставщикам по мере совершения отгрузок в портах или сдачи-приемки продукции и оформления соответствующих документов при поставке трубопроводным транспортом.

4. Проверить правильность определения курсовых разниц по валютным счетам в бухгалтерском учете предприятий и организаций и их операциям в иностранной валюте.

Проверку правильности переоценки валютных счетов и статей бухгалтерского баланса проводить с учетом порядка переоценки валютных счетов и статей бухгалтерского баланса нефтегазодобывающих и геологоразведочных предприятий, осуществляющих поставки нефти на экспорт в счет государственных нужд, в части валюты используемой ими для приобретения материальных ресурсов производственно-технического назначения, установленного письмом Минфина России от 21.06.93 N 76, изданным во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.04.93 N 522-р, и доведенного до госналогинспекций письмом Госналогслужбы России от 12.07.93 N НП-4-06/100н. Действие распоряжения Правительства от 01.04.93 N 522-р продлено на 1994 год распоряжением Правительства от 09.01.94 N 27-р, а вышеуказанный порядок переоценки валютных счетов и статей бухгалтерского баланса применяется с учетом письма Госналогслужбы России и Минфина России от 19.09.94 N ВГ-6-06/350 и N 127.

5. Проверить правильность определения финансовых результатов.

При использовании предприятием метода определения выручки по оплате необходимо иметь в виду, что обычно внешнеторговые контракты на поставку нефти и нефтепродуктов предусматривают оплату в течение 30 дней с даты коносамента. Если валютная выручка зачисляется первоначально на счет комиссионера, то с учетом двухнедельного срока на разблокировку транзитных счетов, валютная выручка на счет комитента (поставщика) должна поступать примерно через 45 дней с даты отгрузки в порту. До зачисления выручки на свой валютный счет и отражения ее в дебете 52 счета предприятие-поставщик имеет дебиторскую задолженность в иностранной валюте, подлежащую переоценке в связи с изменением текущего курса рубля в установленном порядке.

Порядок отражения в бухгалтерском учете товарообменных (бартерных) операций сообщен в письме Минфина России от 30.10.92 N 16-05/4. В соответствии с действующим порядком финансовый результат от товарообменных (бартерных) операций должен определяться по мере осуществления этих операций. Предприятия, использующие метод определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) по мере отгрузки, должны определять финансовый результат сразу при отгрузке продукции, товаров и иного имущества по бартерному контракту исходя из таможенной стоимости, указанной в грузовой таможенной декларации на экспорт, независимо от времени поступления встречных товаров по импорту.

При использовании предприятием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты финансовый результат определяется при оприходовании импортного товара, если поставки на экспорт уже осуществлены, либо при отгрузке продукции, товаров, иного имущества, если импортные поставки носили опережающий характер. Определение финансовых результатов производится исходя из таможенной стоимости, указанной в грузовых таможенных декларациях на импорт.

Если предприятием заключается долговременный бартерный контракт с иностранной фирмой, при котором осуществляются неоднократные взаимные поставки, то определение финансовых результатов должно производиться по мере совершения обменных операций в соотношении, определенным для совершения данной обменной операции. Если, например, поступление импортного товара за отчетный период было осуществлено полностью (метод определения выручки - по оплате), а продукции на экспорт за этот же период отгружено только в размере 1/2 предусмотренных товарообменным договором поставок, то финансовый результат должен быть определен только в части, относящейся к этой поставке. Другую половину поступившего импортного товара необходимо рассматривать как полученные авансы до момента отгрузки предприятием оставшегося объема продукции согласно контракту.

Во всех случаях предприятием должен использоваться один и тот же метод определения выручки как для внешнеэкономических, так и для внутрироссийских операций.

6. Объемы расходования валютных средств для обеспечения выплаты заработной платы рабочим и служащим (продажа иностранной валюты за рубли) и суммы удержанного подоходного налога.

При установлении фактов выдачи работникам предприятий наличной иностранной валюты, перечислений на лицевые валютные счета в магазины, выдаче дебетовых или кредитных карточек и т.п. производить сверку платежных поручений на перечисление налогов с заработной платы с суммами подлежащими начислению, удержанию с граждан и уплате в бюджет предприятиями и организациями.

В случае выявления в ходе проверок фактов сокрытия доходов или неполного учета объектов налогообложения принимать соответствующие меры, предусмотренные налоговым законодательством.

Материалы проверок направлять в Управление внешнеэкономического и международного налогообложения.

Передача настоящей программы проверок любым юридическим и физическим лицам, не относящимся к органам Госналогслужбы России, а также публикация ее в органах печати категорически запрещается.


Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации

Ю.М.Ульянов



Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 7 октября 1994 г. N 11-13/13023


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.