Письмо Госналогинспекции по г.Москве от 12 марта 1998 г. N 31-08/6264 О подоходном налоге с физических лиц, удерживаемом налоговым органом

Письмо Госналогинспекции по г.Москве от 12 марта 1998 г. N 31-08/6264

ГАРАНТ:

С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на доходы физических лиц (подоходного налога) осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

См. справку


Государственная налоговая инспекция по г. Москве направляет для практического применения в работе ответы, подготовленные Управлением методологии налогообложения физических лиц на вопросы, поставленные территориальными государственными налоговыми инспекциями по подоходному налогу с физических лиц, удерживаемому налоговым органом.

Приложение на 28 листах


Заместитель начальника инспекции -
государственный советник
налоговой службы III ранга

А.А.Глинкин


Приложение
к письму Госналогинспекции по г.Москве
от 12 марта 1998 г. N 31-08/6264


Раздел II. Подоходный налог с физических лиц, удерживаемый налоговым органом.


1. Вопрос:

Вправе ли налоговый инспектор при приеме декларации о совокупном годовом доходе требовать заполнения раздела III декларации "расчет облагаемого дохода"?

Ответ:

Пунктом 63 Инструкции ГНС РФ от 29.06.95 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрена обязанность физических лиц подавать декларацию по форме, указанной в приложении N 6 к настоящей инструкции. Подпись плательщика в приложении N 6 ставится после III раздела декларации "Расчет облагаемого дохода", который он должен заполнять своей рукой. В случае необходимости, налоговый инспектор обязан оказать практическую помощь при заполнении данного раздела.

2. Вопрос:

Что считается днем появления источника дохода у лиц, сдавших в аренду имущество, - день заключения договора аренды?

Ответ:

Да, день заключения договора аренды.

Пункт 63 Инструкции N 35, предусматривающий, что день постановки налогоплательщика на налоговый учет является днем появления источника дохода, действует для предпринимателей без образования юридического лица.

3. Вопрос:

Что считается днем появления дохода у российских граждан, работающих в системе "Инпредкадры" - день приема на работу?

Ответ:

Днем появления источника дохода для российских граждан, работающих в системе "Инпредкадры", является дата приема на работу, указанная в соответствующей справке.

4. Вопрос:

Обязаны ли индивидуальные предприниматели отчитываться ежеквартально?

Ответ:

Ежеквартально должны отчитываться только субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то есть физические лица, выкупившие патент на занятие предпринимательской деятельностью.

Предприниматели без образования юридического лица, имеющие только свидетельство установленной формы и подлежащие налогообложению в обычном порядке, отчеты предоставляют в cpоки подачи декларации о доходах.

5. Вопрос:

Достаточно ли указания места осуществления деятельности в заявлении о постановке на учет (согласно методическим указаниям госреестра) физического лица, занимающегося торгово-закупочной деятельностью, для направления дела по налогообложению по месту осуществления деятельности (или необходим договор аренды)?

Ответ:

Достаточно указания места осуществления деятельности в заявлении о постановке на учет.

6. Вопрос:

Имеет ли юридическую силу заявление предпринимателя о том, что деятельность не велась и дохода не было для неподачи авансовой декларации?

Ответ:

В соответствии с пунктом 63 Раздела VII Инструкции N 35, декларация подается в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления источника дохода - дня постановки на налоговый учет. Единственный случай, когда такого рода заявление будет иметь юридическую силу - это одновременная подача заявления о прекращении деятельности.

7. Вопрос:

Как декларировать доход, полученный за рубежом?

Ответ:

Декларация о предполагаемом доходе должна быть подана в 5-дневный срок по истечении месяца с момента получения первого дохода из источников за границей, либо с даты возвращения в Россию. Окончательная декларация по доходам за истекший год должна быть подана не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, либо в пятидневный срок с момента возвращения в Россию. Все вышеизложенное действует только для лиц, проживших на территории Российской Федерации не менее 183 дней в отчетном году. В противном случае, от подачи декларации физические лица освобождаются.

8. Вопрос:

В каком порядке осуществляется контроль за деятельностью предпринимателя и как должна производиться подача декларации в случае, если он прописан на территории одной инспекции, а деятельность осуществляет на территориях, курируемых другими инспекциями?

Ответ:

Контроль и налогообложение предпринимателя, живущего на территории одной инспекции, а работающего на территории другой осуществляется в соответствии с пунктом 47 подпунктом в) Инструкции N 35. В случае, когда деятельность производится на территории нескольких инспекций, то согласно разъяснений ГНС РФ, контроль за деятельностью производится по месту ее осуществления, а налогообложение - по месту жительства плательщика.

9. Вопрос:

Что считается авторской работой у предпринимателя?

Ответ:

Положения Раздела IV "Авторское право" Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик действует при создании авторской работы в рамках предпринимательской деятельности, за исключением порядка налогообложения.

При учете расходов, понесенных физическим лицом, для создания работы в рамках предпринимательской деятельности, применяются положения раздела IV Инструкции N 35, тогда как расходы по авторским работам, выполняемым не предпринимателем без образования юридического лица, учитываются в соответствии с пунктом 37 Раздела IV Инструкции N 35.

10. Вопрос:

Может ли предприниматель и в течение какого периода после подачи декларации предъявить дополнительные документы на расходы, после того, как инспектор произвел окончательный расчет по декларации до 1 июля года, следующего за отчетным? Если эти документы не совпадают с теми, которые указаны в тетради учета доходов и расходов? Можно ли штрафовать предпринимателя за ведение учета с нарушением установленного порядка?

Ответ:

На основании последнего абзаца пункта 63 Инструкции N 35 такое право действует в течение одного месяца со дня подачи декларации. В этом случае санкции, предусмотренные законодательством за подобные нарушения, к налогоплательщику не применяются.

В случае несовпадения данных книги учета доходов и расходов с предъявленными документами или внесения в декларацию искаженных данных, налагается административный штраф в размере от 2 до 5 размеров минимальной месячной оплаты труда (ст.7 п.12 Закона РФ "О Государственной налоговой службе") и санкция в размере 10 процентов, причитающихся к ближайшему сроку платежей.

11. Вопрос:

Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, закупает товар за границей (Турция, Сирия, Италия, Польша). Какой документ будет являться подтверждением данных расходов?

Ответ:

В данном случае документами, подтверждающими данные расходы, будут являться нотариальные заверенные копии переводов счетов об оплате товара.

12. Вопрос:

Какими документами (квитанциями) подтверждается получение денег от клиента у предпринимателей, занимающихся врачебной практикой, гаданием, снятием сглаза, порчи и т.д., осуществляющих свою деятельность без применения контрольно-кассовых машин?

Ответ:

Произведенные сделки регистрируются в реестре посещения клиентов. При получении денег от клиентов, предпринимателем должны быть заполнены бланки строгой отчетности формы БО-3 (бытовое обслуживание).

13. Вопрос:

У предпринимателя имеется в собственности магазин. При выходе налоговой инспекции на проверку, выявлено, что торговлю осуществляют другие физические лица. Какие документы должны быть предъявлены проверяющим этими лицами, осуществляющими торговлю?

Ответ:

У данных физических лиц должны быть в наличии следующие документы:

1. Копия свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица гражданина, нанявшего данное физическое лицо по договору подряда.

2. Копия договора предпринимателя с владельцем магазина.

3. Разрешение на право торговли (при необходимости).

4. Документ об оплате торгового места (если это не аренда места у другого юридического или физического лица).

5. Лицензия либо ее копия - при наличии лицензируемых видов товаров.

6. Книга учета доходов и расходов.

7. Накладные на товар.

8. Паспорт.

9. Кассовая книга.

10. Паспорт на кассовый аппарат.


14. Вопрос:

Какие документы необходимы для подтверждения расхода на закупку товара для предпринимателей: накладная, квитанция приходного кассового ордера или чек ККМ, или квитанция приходного кассового ордера и чек ККМ. Необходимо ли требовать предоставления счета-фактуры. Должны ли находиться подлинники либо копии документов, подтверждающих расходы, в деле налогоплательщика?

Ответ:

Для подтверждения расходов на закупку товара необходимы следующие документы: накладная с квитанцией приходного кассового ордера, или мягкий товарный чек с чеком контрольно-кассовой машины, или контрольно-кассовые чеки из АЗС.

В деле налогоплательщика должны находиться копии документов, подтверждающих его право на вычеты (документы об оплате отчислений в Пенсионный Фонд; копии документов, подтверждающих право на уменьшение дохода на сумму возмещения расходов на детей, иждивенцев, а также на собственную льготу; на суммы, перечисленные на благотворительные цели; направленные на противопожарное страхование и на суммы, направленные на новое строительство или приобретение жилья, или дачи, или садового домика).

Подлинники либо копии документов, подтверждающих расходы, связанные с деятельностью в деле налогоплательщика не хранятся, кроме случаев сдачи документов в ГНИ по желанию плательщика. Эти документы принимаются по описи на время проведения документальной проверки, оформленной соответствующим образом и проводимой в сроки, установленные начальником ТГНИ, и по требованию налогоплательщика должны быть ему возвращены.

15. Вопрос:

Если предприниматель сдает в аренду гараж (квартиру и т.п.) в течение отчетного периода поочередно нескольким физическим лицам, нужно ли указывать в тетради учета доходов и расходов фамилии, место жительства и паспортные данные этих лиц?

Ответ:

Предприниматель должен указывать в книге учета доходов и расходов перечисленные реквизиты. Но помимо ведения книги учета доходов и расходов, налогоплательщик обязан заключать договор аренды. В случае отсутствия договора аренды налоговому инспектору необходимо составлять акт опроса, в котором должны быть оговорены сроки аренды, сумма оплаты. Данный акт должен быть заверен подписями арендатора, арендодателя и налогового инспектора.

16. Вопрос:

В сведениях по ф.3 о доходах физического лица, представляемых предприятиями, учреждениями, организациями, вычеты в пенсионный фонд превышают 1% начисленного дохода. Согласно декларации о совокупном годовом доходе, вычеты в пенсионный фонд превышают 1% совокупного дохода. Можно ли принять при расчете подоходного налога сумму, удержанную в пенсионный фонд свыше 1%?

Ответ:

Налоговая инспекция не проводит проверки правильности отчислений в пенсионный фонд. Поэтому, данные вычеты принимаются к расчету в сумме фактически произведенных удержаний, согласно представленным документам.

17. Вопрос:

При декларировании доходов за 1997 год для предоставления льготы застройщикам, является ли квитанция приходного ордера денежным документом, подтверждающим расходы на приобретение строительных материалов (или только чек кассового аппарата)?

Ответ:

В качестве расходного документа по строительству или приобретению жилья может быть предъявлен корешок к приходному кассовому ордеру без накладной, если в нем заполнены все реквизиты. К товарному чеку должен быть приложен чек контрольно-кассовой машины.

18. Вопрос:

Как предоставить льготу по строительству физическому лицу, работающему по патенту и не имеющему больше никаких доходов. Совокупный доход рассчитать обратным счетом, исходя из стоимости патента?

Ответ:

В соответствии со статьей 4 Закона г.Москвы N 29 от 16.10.96 г. "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему учета и отчетности", льготы физическим лицам, работающим по патенту не предоставляются.

19. Вопрос:

Можно ли отказать в предоставлении льготы по подоходному налогу на сумму затрат на строительство, руководствуясь пунктом 76 Инструкции N 35 в части перерасчета подоходного налога в пределах календарного года, при подаче декларации после 1 апреля?

Ответ:

В соответствии с пунктом 14 подпунктом в) Инструкции N 35 от 29.06.95 г., последним сроком предоставления документов, подтверждающих произведенные затраты на строительство в налоговый орган, является 1 апреля года, следующего за отчетным. Следовательно, при подаче документов, подтверждающих затраты на строительство, после указанного срока, данная льгота налогоплательщику не предоставляется.

20. Вопрос:

Физическое лицо имеет одно основное место работы. В текущем году он понес расходы на покупку квартиры, но в бухгалтерии предприятия ему льготу не предоставляют.

Должна ли налоговая инспекция принимать декларацию этого физического лица и возвращать ему подоходный налог?

Ответ:

В соответствии с пунктом 14 подпунктом в) Инструкции N 35, налоговая инспекция обязана предоставить налогоплательщику заявленную в декларации льготу, произвести перерасчет налога и вернуть причитающуюся сумму налога.

21. Вопрос:

Физическим лицом представлена декларация о совокупном годовом доходе после 1 апреля с приложением документов, подтверждающих льготы и вычеты:

а) следует ли исключить из облагаемого дохода вычеты на содержание детей и иждивенцев, если они не были исключены в течение года в связи с непредставлением документов в бухгалтерию по месту основной работы?

б) следует ли исключать из облагаемого дохода суммы, направленные на благотворительные цели, не учтенные при налогообложении в течение года?

в) следует ли производить физическому лицу возврат налога, образовавшийся в результате перерасчета?

Ответ:

Налоговая инспекция обязана исключить из облагаемого дохода заявленные при подаче декларации вычеты на содержание детей и иждивенцев, если они не были исключены в течение года, независимо от срока подачи декларации.

Суммы, направленные за отчетный год на благотворительные цели также подлежат исключению из облагаемого дохода при подаче декларации вне зависимости от срока ее подачи.

Должен быть произведен возврат подоходного налога, образовавшегося в результате перерасчета физическому лицу.

22. Вопрос:

Представляется ли льгота по подоходному налогу предпринимателям, занимающимся художественной или литературной деятельностью, если доход получен не ежемесячно и в каком размере?

Ответ:

В соответствии с пунктом 45 Инструкции N 35, на основании поданного предпринимателем заявления, полученный доход уменьшается на сумму полагающихся вычетов за каждый месяц, в течение которого деятельность осуществлялась, а не за каждый месяц, в котором был получен доход.

23. Вопрос:

Может ли физическое лицо, являющееся членом спортивного клуба, перечислять средства на благотворительные цели, которые при подаче налоговой декларации о фактически полученном доходе будут понижать налогооблагаемую базу?

Ответ:

В соответствии с пунктом 14 подпунктом а) Инструкции N 35, налогооблагаемая база у физического лица может быть уменьшена только в том случае, если благотворительность не приносит ему материальной выгоды, оказания услуги либо возникновения обязанностей по отношению к нему со стороны организации, получившей благотворительный взнос, и осуществляется в организации частично или полностью финансируемые из бюджета.

24. Вопрос:

Порядок списания основных средств определен в Положении о бухгалтерском учете. На каком основании налоговая инспекция применяет его к предпринимателям и нотариусам?

Ответ:

В соответствии с пунктом 42 Инструкции N 35 состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к "Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.97 г. N 552. Списание основных средств предусматривается пунктом 2 Раздела I указанного Положения.

25. Вопрос:

Можно ли применять ускоренную амортизацию по основным средствам у предпринимателей и частных нотариусов (какими законодательными актами необходимо руководствоваться)?

Ответ:

Можно применять ускоренную амортизацию при списании расходов по основным средствам у предпринимателей и частных нотариусов в соответствии со статьей 10 Закона РФ N 88-ФЗ от 14.06.95 г. и письмом ГНИ по г. Москве N 11-13/9984 от 13.05.97 г.

26. Вопрос:

Предприниматель приобрел основные средства в 1996 году, свидетельство о государственной регистрации получил в 1997 году, и предпринимательской деятельностью начал заниматься в 1997 году. Относится ли к расходам амортизация, начисленная по этим основным средствам? Если относится, то с какого момента она начисляется?

Ответ:

Амортизация, начисленная по основным средствам, приобретенным до получения свидетельства о государственной регистрации, не относится к расходам данного предпринимателя, т.к. это свидетельствует о его фактическом начале деятельности без государственной регистрации.

27. Вопрос:

В 1994 г. частным нотариусом были закуплены основные средства, на которые была начислена амортизация, с 1996 г. данные основные средства (по стоимости) стали относиться к МБП, можно ли остаточную стоимость списать как МБП, если да, то какими законодательными актами руководствоваться?

Ответ:

К МБП основные средства (по стоимости) относятся на момент приобретения, а не в процессе эксплуатации, поэтому остаточную стоимость как МБП списывать нельзя.

28. Вопрос:

Списываются ли амортизационные отчисления при аренде автомобиля, оборудования и т.д.? Если да, то в каком размере?

Ответ:

Амортизационные отчисления при долгосрочной аренде (свыше 1 года) списываются; при краткосрочной (менее 1 года) - нет.

29. Вопрос:

Какие материальные ценности у предпринимателя можно отнести к малоценным и быстроизнашивающимся предметам?

Ответ:

В соответствии с Приказом МФ РФ от 03.02.97 г. N 8 к МБП относятся материальные ценности стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера ММОТ за единицу независимо от срока их службы.

30. Вопрос:

Включается ли в затраты предпринимателя, нотариуса:

- покупка сотового телефона, пейджера, телефона с АОНом;

- затраты на их подключение и абонентское обслуживание;

- оплата международных телефонных переговоров?

Ответ:

Пункт 42 Раздела IV Инструкции N 35 предусматривает, что в состав расходов включаются фактически произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с получением дохода. При списании сотового телефона необходимо учитывать, что деятельность должна носить мобильный характер и у предпринимателя должна быть необходимость оперативной связи. Кроме того, необходимо подтверждение от АТС об отказе в выделении стационарного номера телефона. Для списания расходов на приобретение телефонного аппарата с АОНом или без него, помещение должно быть обособленным (не место жительства плательщика) и телефон должен быть приобретен с уже встроенным АОНом.

При оплате международных телефонных переговоров должен быть договор о намерениях с фирмой, находящейся в другом городе; документы, подтверждающие факт взаимодействия, договора на выполнение работ, услуг; документ, подтверждающий оплату переговоров с кодом города. В случае, если от заключенной сделки доход не получен, то затраты по международным телефонным переговорам не списываются.

31. Вопрос:

Включаются ли в затраты предпринимателя:

а) лицензии на перевозку грузов;

б) разрешение на право торговли, выдаваемое в торговой палате;

в) разовая оплата места на рынке;

г) за обследование и выдачу санитарно-гигиенического заключения?

Ответ:

а) по нормам амортизации для нематериальных активов;

б) не списывается;

в) списывается в полном объеме, это аренда;

г) не списывается.

32. Вопрос:

Принимаются ли в расходы затраты на приобретение проездных билетов на московский городской транспорт у физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, чья работа носит разъездной характер?

Если принимаются, то какие документы могут подтверждать разъездной характер деятельности?

Ответ:

В случае разъездного характера работ у предпринимателя, он должен кроме тетради учета доходов и расходов вести книгу учета разъездов или разъездную ведомость, в которой указывается место поездки, цель поездки с приложением проездных билетов на московский городской транспорт.

33. Вопрос:

Предприниматель без образования юридического лица, занимающийся торгово-закупочной деятельностью, для перевозки товаров нанимает грузовой транспорт. Документов, подтверждающих указанные расходы нет. Может ли налоговая инспекция принять указанные расходы, исходя из расчета километража и маршрута поездки, указанных в книге учета доходов и расходов?

Ответ:

Нет, все расходы должны быть документально подтверждены.

34. Вопрос:

У предпринимателя, осуществляющего грузовые (пассажирские) перевозки на личном транспорте, принимаются ли в расход купленные им запасные части на текущий ремонт, ТО-1 и ТО-2?

Ответ:

Да, по документам.

35. Вопрос:

Предприниматель, занимающийся торгово-закупочной деятельностью перевозит товар на личном автомобиле. Какой порядок списания расходов на перевозки (по путевым листам или по нормам за использование личного автомобиля в служебных целях)?

Ответ:

В случае приобретения автомобиля до начала занятия деятельностью, расходы на перевозки списываются по нормам использования автомобиля в служебных целях. Если автомобиль приобретен в период занятия деятельностью и в свидетельстве о регистрации предпринимателя без образования юридического лица внесен вид деятельности "перевозки на личном автотранспорте", то в расчет принимается амортизация автомобиля по соответствующим нормам, а расходы на приобретение ГСМ списываются по путевым листам.

36. Вопрос:

Имеет ли право предприниматель, взяв в аренду автомобиль, сдавать его в субаренду? Если да, то можно ли списывать его затраты, связанные с оплатой аренды автомобиля?

Ответ:

Предприниматель, взявший в аренду автомобиль может сдавать его в субаренду, если это оговорено в договоре аренды. Расходы, связанные с оплатой аренды автомобиля списываются на затраты.

37. Вопрос:

Если заключен договор аренды автомобиля с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации и в сумму выплачиваемой арендой платы включена оплата ремонта, запчастей, ГСМ и других материалов, можно ли списывать эти расходы у предпринимателя?

И если можно, то есть ли ограничения по списанию таких расходов:

- в пределах всей суммы арендной платы;

- не более какого-либо процента от суммы арендной платы?

Ответ:

У предпринимателя, сдающего в аренду автомобиль на вышеуказанных условиях списываются расходы на ГСМ (при наличии путевых листов и документов, подтверждающих эти затраты). Оплата ремонта, запчастей и других материалов включается в валовый доход предпринимателя.

38. Вопрос:

Имеет ли право предприниматель включать в состав расходов купленные запасные части к основным средствам (а/машины, компьютеры) и затраты на их обслуживание, если они не включены в состав основных средств, используемых им в предпринимательской деятельности?

Ответ:

Так как указанные предметы не включены в состав основных средств предпринимателя, то при использовании автомобиля в процессе деятельности, в качестве расходов применяются компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях. Для компьютеров подобные нормы не предусмотрены, поэтому расходы по их эксплуатации не могут быть включены в состав затрат по деятельности предпринимателя.

39. Вопрос:

Предприниматель производит оплату электроэнергии за отчетный год, производит перечисления в ПФ и ОМС (за прошлые годы) в январе месяце года, следующего за отчетным. В каком периоде он должен учитывать эти расходы?

Ответ:

В году фактического произведения затрат.

40. Вопрос:

Какими нормативными документами регулируется списание расходов на оформление офиса у предпринимателя и нотариуса? Относятся ли к ним расходы на покупку телевизора, картин, холодильника, душевой кабины, раковины, подсвечника, сервизов?

Ответ:

Указанные расходы связаны с осуществлением деятельности, но не связаны непосредственно с получением дохода, в связи с чем вышеперечисленные расходы не исключаются из облагаемого дохода (см. пункт 42, Раздела IV Инструкции N 35).

41. Вопрос:

Включаются ли в затраты частных нотариусов расходы, связанные с проведением аукциона на приобретение нежилого помещения для офиса, затраты, связанные с покупкой нежилого помещения для офиса?

Ответ:

В соответствии с письмом ГНС РФ от 14.11.97 г. N 13-0-15/364 расходы по приобретению нежилого помещения на аукционе включаются в состав затрат в случае выигрыша на аукционе.

Покупка нежилого помещения списываются по нормам амортизации основных фондов.

42. Вопрос:

Включаются ли в расходы предпринимателя плата за право заключения договора аренды на основании распоряжения мэра г.Москвы от 26.09.94 г. N 471-РМ?

Ответ:

Списание платы за право заключения договора аренды не предусмотрено "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. N 552 (в редакции изменений и дополнений).

В соответствии с письмом ГНС РФ от 14.11.97 г. N 13-0-15/364 расходы по приобретению нежилого помещения на аукционе включаются в состав затрат в случае выигрыша на аукционе.

43. Вопрос:

Засчитываются ли в расходы у предпринимателя без образования юридического лица перечисления, произведенные для осуществления мероприятий в честь 850-летия Москвы (изготовление рекламных щитов, не связанных с предпринимательской деятельностью, оформление торговых мест эмблемой к 850-летию Москвы (обязала префектура))?

Ответ:

Нет, не засчитываются, так как эти расходы не включаются в себестоимость продукции.

44. Вопрос:

Просим определить перечень расходов предпринимателей по видам деятельности (торгово-закупочная, консультационная, грузовые перевозки, нотариусы и т.д.)?

Ответ:

В настоящее время не существует установленных законодательно кодификаторов видов деятельности, а также исчерпывающего перечня затрат. При учете затрат предпринимателя следует руководствоваться:

- Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц";

- Инструкцией N 35 от 29.06.95 г. по применению вышеуказанного закона;

- Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утвержденным Постановлением Правительства от 05.08.92 г. N 552;

- Методическим пособием по учету доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, доведенным письмом ГНИ по г.Москве N 11-13/3759 от 04.03.96 г.

45. Вопрос:

Какие расходы можно списывать:

а) у лиц, сдающих в аренду жилье;

б) у лиц, сдающих в аренду автомобили;

в) у лиц, сдающих в аренду гаражи;

г) у лиц, сдающих в аренду оборудование (например: швейное).

Ответ:

Это зависит от условий договора. Например, в договоре, может быть предусмотрен ремонт имущества, предоставленного в аренду, поддержание его в рабочем состоянии за счет арендодателя. В этом случае данные расходы могут уменьшать налогооблагаемый доход арендодателя. Если же ремонт производится за счет арендатора, то суммы, направленные на эти цели должны быть включены в валовый доход арендодателя.

При отсутствии договора аренды расходы не могут уменьшать налогооблагаемый доход.

При сдаче в аренду автомобиля без экипажа, расходы по ГСМ несет арендатор. Если автомобиль сдается в аренду с экипажем, то здесь рассматриваются 2 случая. Первый - водитель может работать как основной работник или совместитель, тогда он является подотчетным лицом по суммам расходов на ГСМ. Второй - водитель работает по договору подряда, в котором есть запись о том, за чей счет списываются ГСМ. Если за счет предприятия, то оплата стоимости ГСМ не является расходом арендодателя. Если за счет гражданина, то при наличии подтверждающих документов и книги учета доходов и расходов, расходы на ГСМ списываются. В случае, когда в договоре подряда нет записи о том, за чей счет производится оплата ГСМ, то их оплата принимается в расходы у водителя.

46. Вопрос:

Если при сдаче в аренду имущества отсутствует договор аренды, но есть устная договоренность о сумме арендной платы, которая остается неизменной в течение отчетного периода, нужно ли вести тетрадь учета доходов?

И нужно ли ее вести, если есть договор аренды и в нем указана сумма арендной платы?

Ответ:

Пункт 65 Инструкции N 35 обязывает физических лиц, сдающих в аренду имущество, вести учет полученных доходов в произвольной форме.

47. Вопрос:

Можно ли списывать затраты, связанные с получением дохода от сдачи в аренду имущества лицу, не являющемуся предпринимателем?

Ответ:

Налогообложение физических лиц, сдающих в аренду имущество, производится в соответствии с Разделом IV Инструкции N 35. Пунктом 42 этого Раздела предусмотрено, что в состав расходов включаются фактически произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с получением дохода.

48. Вопрос:

Является ли доходом физического лица при сдаче своего автомобиля предприятию в аренду или по договору пользования оплата стоимости ГСМ (бензина и т.д.)?

Ответ:

По затратам на горюче-смазочные материалы водитель (основной работник или совместитель) отчитывается как подотчетное лицо. К авансовым отчетам в обязательной форме прилагаются чеки на приобретенные горюче-смазочных материалов, путевые листы с показаниями спидометра. Если водитель работает по договору подряда, по которому ГСМ списываются за счет предприятия, то оплата стоимости ГСМ включается в доход арендодателя.

Автомобиль может сдаваться в аренду с экипажем и без экипажа. Если автомобиль сдается в аренду без экипажа, то расходы по ГСМ несет арендатор. Если автомобиль сдается в аренду с экипажем, то здесь рассматриваются 2 случая. Первый - водитель может работать как основной работник или совместитель, тогда он является подотчетным лицом по суммам расходов на ГСМ. Второй - водитель работает по договору подряда, в котором есть запись о том, за чей счет списываются ГСМ. Если за счет предприятия, то оплата стоимости ГСМ не является расходом арендодателя. Если за счет гражданина, то при наличии подтверждающих документов и книги учета доходов и расходов, расходы на ГСМ списываются. В случае, когда в договоре подряда нет записи о том, за чей счет производится оплата ГСМ, то их оплата принимается в расходы у водителя.

49. Вопрос:

Физическое лицо продает в течение года несколько квартир. Как в этом случае предоставлять льготу по подоходному налогу: по всему доходу, полученному от продажи квартир или по одной квартире по выбору физического лица, или расценивать это как предпринимательскую деятельность?

Ответ:

В соответствии с подпунктом т) пункта 8 Инструкции N 35 льгота по подоходному налогу предоставляется по всему доходу, полученному от продажи квартир с применением либо 5000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, либо на основании документов, подтверждающих расходы на приобретение этих квартир.

50. Вопрос:

Предприниматель, имеющий в собственности нежилое помещение планирует его продажу. Следует ли из дохода по такой сделке в соответствии с подпунктом т) пункта 8 Инструкции N 35 вычесть 1000-кратный размер минимальной месячной оплаты труда?

Ответ:

В случае совершения сделки продажи нежилого помещения у предпринимателя могут быть перерасчитаны авансовые платежи подоходного налога при наличии заявления и новой декларации налогоплательщика с уменьшенным предполагаемым доходом.

51. Вопрос:

В какой срок гражданин должен уплатить налог в случае несвоевременной подачи декларации о совокупном доходе (после 1 апреля за отчетный год, за прошлые годы) и привлечении его к уплате подоходного налога?

В два срока - в соответствии с пунктом 48 Раздела IV Инструкции N 35 или в течение месяца с момента получения платежного извещения - в соответствии с разделом Х пункт 76 Инструкции N 35.

Ответ:

При подаче декларации после 1 апреля года, следующего за отчетным до 1 июля, уплата налога производится до 15 июля.

При подаче декларации после 30 июня года, следующего за отчетным уплата налога производится в соответствии с пунктом 64 раздела VII Инструкции в двухмесячный срок.

При налогообложении доходов за предшествующие годы - уплата производится равными долями в 2 срока - через месяц после вручения платежного извещения и через месяц после первого срока уплаты. (п.48 Раздела IV Инструкции N 35).

Пункт 76 Раздела Х Инструкции N 35 применяется при налогообложении физических лиц, своевременно не привлеченных у источника выплаты за предшествующие годы. Уплата налога производится в 2 срока: через месяц после вручения платежного извещения и через 3 месяца после первого срока. В остальных случаях (если ТГНИ привлекает к налогу граждан, у которых при визуальном просмотре формы N 3 обнаружен недобор подоходного налога) - уплата налога производится в течение месяца с момента вручения платежного извещения.

Пункт 48 Раздела IV Инструкции N 35 применяется при налогообложении доходов, облагаемых налоговым органом, за предшествующие годы - уплата производится равными долями в 2 срока: через месяц после вручения платежного извещения и через месяц после первого срока уплаты.

Пунктом 64 Раздела VII Инструкции N 35 установлен двухмесячный срок со дня подачи декларации при перерасчете в течение года и при налогообложении дохода отчетного года в случае подачи декларации после 30 июня года, следующего за отчетным.

52. Вопрос:

Извещение и квитанция на оплату подоходного налога, согласно поданной декларации, не вручены физическому лицу по причине, что никого нет дома, а направленные по почте письма с уведомлением возвращаются с пометкой "за истечением срока хранения". С какой даты считать пеню?

Ответ:

Сроки оплаты проставляются в платежном извещении с момента его вручения. В соответствии с пунктом 78 Инструкции N 35 пеня взыскивается при несвоевременной оплате налога, начиная с установленного срока уплаты по день уплаты включительно.

53. Вопрос:

Как следует поступать при проверке достоверности представленной декларации, если физическое лицо не может представить в ГНИ справку о доходах по форме N 3 по причине ликвидации организации?

Ответ:

Физическое лицо подает заявление на имя начальника территориальной государственной налоговой инспекции с указанием обстоятельств и декларирует полученный доход в соответствии с данными собственного учета. Государственный налоговый инспектор должен направить запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица с целью подтверждения изложенных в заявлении фактов и данных декларации.

54. Вопрос:

Гражданин указал в декларации, что им получен купонный доход, справка по форме N 3 не представлена. Какие документы нужно требовать от гражданина, чтобы определить правомерность невключения в совокупный доход указанной суммы?

Ответ:

Гражданин не обязан предоставлять такие справки, так как этот доход не подлежит декларированию и не является налогооблагаемым. В декларации этот доход указывается по желанию плательщика.

55. Вопрос:

При проверке правильности удержания и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц, работающих по найму у предпринимателей (частных нотариусов), установлены нарушения законодательства о подоходном налоге.

Следует ли в этом случае налоговому инспектору:

а) составить акт проверки, установленный для проверки юридических лиц;

б) составлять решение по акту проверки по установленной форме;

в) требовать объяснительную записку от предпринимателя (частного нотариуса) о причине нарушения законодательства о налогах;

г) взыскивать административный штраф за неправильное и несвоевременное удержание подоходного налога с предпринимателей (частных нотариусов);

д) взыскивать 10% - финансовые санкции по решению начальника инспекции?

Ответ:

а) налоговым инспектором должен быть составлен акт проверки в произвольной форме, но можно использовать и акт, установленный для юридических лиц;

б) налоговым инспектором должно быть оформлено решение по акту проверки по установленной форме;

в) желательно чтобы была приложена объяснительная записка нарушителя, так как она является подтверждением факта нарушения;

г) административный штраф за неправильное и несвоевременное удержание подоходного налога с предпринимателей ( частных нотариусов) не взыскивается. В случае невыполнения предпринимателем требований об устранении выявленных нарушений, он привлекается к уплате административного штрафа в размере от 2,5 до 5 размеров минимальной месячной оплаты труда, действующей на момент совершения правонарушения, на основании пункта 12 статьи 7 Закона РФ "О Государственной налоговой службе Российской Федерации";

д) 10% финансовые санкции предусмотренные Разделом XI Инструкции N 35, применяются только в отношении юридических лиц.

56. Вопрос:

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрировался в налоговой инспекции 2 февраля 1997 г., доход начал получать с 10 февраля 1997 г. Декларацию о предполагаемом доходе пришел подавать 20 октября 1997 г. Был оштрафован за несвоевременную подачу декларации. Должна ли ему начисляться финансовая санкция (10%) и на какую сумму подоходного налога: исчисленного на фактически полученную сумму дохода или вместе с предполагаемым до конца года (с 23.10. по 31.12.)?

Ответ:

Начисляется финансовая санкция в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.

57. Вопрос:

В соответствии с пунктом 33 раздела III Инструкции N 35 "О подоходном налоге с физических лиц", совокупный доход уменьшается на суммы документально подтвержденных физическими лицами расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от выполнения ими работ по гражданско-правовым договорам при подаче декларации в налоговый орган. Налоговой инспекцией при рассмотрении дел за 1996 год установлено, что лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, заключают гражданско-правовые договора как физические лица. Предоставляют расходные документы при подаче совокупной декларации о доходах. По предпринимательской же деятельности сдают нулевые декларации, тем самым уходя от уплаты взносов в пенсионный фонд в размере 28%. Как быть с такой группой лиц?

Ответ:

Здесь нет нарушений налогового законодательства.

Вместе с тем, основным признаком предпринимательской деятельности (ст.2 ГК РФ) является систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В связи с этим предпринимателю, сдающему нулевые декларации можно предложить закрыть свою деятельность.

58. Вопрос:

При вызове в налоговую инспекцию лиц, на которых были получены сведения о доходах от организаций, ими были представлены декларации о доходах с нарушением срока представления. Как рассматривается это нарушение: как сокрытие доходов или несвоевременное представление декларации?

Ответ:

Как несвоевременное представление декларации с предъявлением к уплате налога, административного штрафа и штрафа в размере 10 процентов от причитающихся по ближайшему сроку платежей.

59. Вопрос:

При получении сведений о доходах от предприятий, организаций, с которых у источника их выплаты не был удержан подоходный налог и физическим лицом не была представлена декларация, можно ли квалифицировать это как сокрытие дохода?

Ответ:

Да, это можно квалифицировать как сокрытие дохода с обязательным составлением акта документальной проверки.

Сокрытие дохода может быть только для лиц, налогообложение которых осуществляется в налоговом органе. Во всех остальных случаях это может быть неподача декларации, несвоевременная подача декларации либо включение в декларацию искаженных данных.

60. Вопрос:

Можно ли считать сокрытым доход, указанный в протоколе об административном правонарушении, составленном участковым инспектором милиции за сдачу жилой площади внаем, если гражданин не зарегистрирован в налоговой инспекции и декларацию не подавал?

Ответ:

Да, можно считать сокрытым с обязательным составлением акта документальной проверки.

61. Вопрос:

Являются ли частные нотариусы плательщиками налога на рекламу?

Ответ:

Частные нотариусы не являются плательщиками налога на рекламу в соответствии с Инструкцией N 1 от 21.12.92 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г.Москве". Плательщиками являются только предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории города Москвы.

62. Вопрос:

Просьба разъяснить порядок исчисления и уплаты акцизов предпринимателями в 1998 году. Сроки представления расчетов и сроки уплаты. Открывается ли лицевой счет в налоговой инспекции?

Ответ:

С 1997 года плательщиками акцизов являются производители подакцизной продукции, реализаторы подакцизной продукции не являются плательщиками акцизов.

Порядок исчисления и уплаты акцизов на 1998 год еще не установлен.

63. Вопрос:

В связи с предстоящей деноминацией как будут оплачиваться налоги в случае, если при доначислении в платежном извещении указаны следующие сроки:

- к 25 декабря 1997 года;

- к 25 января 1998 года (в ценах 1997 года)?

Ответ:

К 25.12.97 г. - в старом масштабе цен.

К 25.01.98 г. - в новом масштабе цен.

Порядок проведения деноминиции предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 18.09.97 N 1182.

64. Вопрос.

В связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен, в каких единицах принимать фактические декларации предпринимателей за 1997 год и выполнять расчеты подоходного налога?

Ответ:

Декларация по доходам 1997 года заполняется в рублях нарицательной стоимости 1997 года, однако следует иметь в виду, что суммы налога, получившиеся в результате расчета "к доплате", или "к возврату" заполняются в рублях нарицательной стоимости 1998 года (см. лист М декларации).

Предполагаемый доход на 1998 год отражается в декларации в полных рублях с применением правил округления. Аналогичным образом в декларацию вносится сумма авансовых платежей.

65. Вопрос:

При совершении платежей по сделкам приватизации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. N 206 "Об утверждении положения о порядке декларирования источников денежных средств, используемых физическими лицами при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности" физические лица обращаются с просьбой выдать извещение для проведения сделки. В течение какого срока ГНИ должна выдавать извещение. Ведь для проверки достоверности сведений, указанных в справке физического лица, а также законности источников происхождения средств, используемых им при совершении платежей по сделкам приватизации необходимо продолжительное время?

Ответ:

Извещение выдается на основании заявления и заполненной справки об источниках денежных средств, направленных на совершение платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности. Обязанность по проверке достоверности указанных в справке данных на ГНИ не возложена.

66. Вопрос:

Каков механизм обработки деклараций, передачи их на ВЦ и обратно в инспекцию? Можно ли использовать старые бланки деклараций? Когда, где и в каком количестве можно получить бланки деклараций новой формы и методические указания по их заполнению?

Ответ:

Механизм обработки декларации о доходах физических лиц изложен в приказе N 7 ГНИ по г.Москве от 05.02.98 г.

Старые бланки деклараций используются для декларирования доходов 1995, 1996 годов.

Новые бланки доведены до ТГНИ в централизованном порядке вместе методическими указаниями по их заполнению.

67. Вопрос:

Обязаны ли работники ТГНИ консультировать налогоплательщиков по вопросам декларирования?

Ответ:

Такая обязанность возложена на работников ТГНИ (Письмо ГНИ по г.Москве от 08.01.98 N 11-13/11дсп).

68. Вопрос:

Квартира по договору купли-продажи без рассрочки приобретена в 1996 г. Деньги переданы продавцу при заключении договора купли-продажи. Договор на получение кредита на покупку жилья заключен в мае 1997 года. Имеет ли право налоговый орган учесть сумму средств, направленных в погашение кредитного договора в 1997 г.

Ответ:

В данном случае, в соответствии с п.п. в) п.14 Инструкции N 35, расходы на покупку жилья не могут быть учтены для уменьшения налогооблагаемого дохода 1997 года.

Налогооблагаемый доход 1996 года мог быть уменьшен на сумму затрат на покупку квартиры при подаче декларации в налоговый орган не позднее 1 апреля 1997 года.

69. Вопрос:

Как производить учет поступлений подоходного налога, удержанного предпринимателем без образования юридического лица с доходов граждан, работающих у него по договорам гражданско-правового характера?

Ответ:

Должна заполняться форма N 15.

70. Вопрос:

Должен ли работник, имеющий внутреннее совмещение на предприятии, подавать декларацию о совокупном годовом доходе в налоговый орган, если организация выслала на него сведения по форме N 3?

Ответ:

Гражданин не обязан в этом случае подавать декларацию в налоговый орган. Совокупное налогообложение производится на предприятии.

71. Вопрос:

В каком порядке подлежит налогообложению доход, полученный при продаже авторского произведения?

Ответ:

С применением положений п.п."т" п.8 Инструкции N 35, если авторское произведение имеет материально-вещественное воплощение.


Начальник управления

Г.Г.Карамаев


Письмо Госналогинспекции по г.Москве от 12 марта 1998 г. N 31-08/6264


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.