Надзор за осуществлением лицензируемых видов деятельности и меры воздействия при нарушениях лицензионных требований и условий

Глава 4. Надзор за осуществлением лицензируемых видов деятельности и меры воздействия при нарушениях лицензионных требований и условий


Статья 28. Запрещение осуществления лицензируемых видов деятельности без лицензии

1. Осуществление лицензируемых видов деятельности юридическими и физическими лицами, не имеющими соответствующей лицензии, запрещается.

2. Осуществление лицензиатом лицензируемого вида деятельности на территориально обособленном объекте без соответствующей копии лицензии, выданной в установленном порядке лицензирующим органом, приравнивается к осуществлению деятельности без лицензии, если в соответствии с порядком лицензирования данного вида деятельности наличие копии лицензии на таком объекте является обязательным.

3. Осуществление лицензиатом лицензируемого вида деятельности после принятия в установленном порядке решения о приостановлении действия лицензии, копии лицензии, регистрации лицензии приравнивается к деятельности без лицензии.

4. Осуществление лицензиатом лицензируемого вида деятельности на территории Москвы на основании лицензии, выданной органом исполнительной власти иного субъекта Российской Федерации и не прошедшей регистрацию в лицензирующем органе города Москвы, приравнивается к деятельности без лицензии.


Статья 29. Осуществление надзора за ведением лицензируемых видов деятельности

1. Надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводится Уполномоченным органом, лицензирующим органом, осуществляющим лицензирование данного вида деятельности, иными государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции.

Надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти при выявлении нарушений при осуществлении лицензируемых видов деятельности обязаны сообщить в соответствующий лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых в связи с этим мерах.

2. Уполномоченный орган и иные лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право:

а) проводить проверки деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, на предмет соблюдения ими лицензионных требований и условий;

б) посещать объекты (в том числе режимные), на которых осуществляются лицензируемые виды деятельности, с целью проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий;

в) запрашивать и получать от юридических и физических лиц, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

г) составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием выявленных нарушений лицензионных требований и условий;

д) осуществлять иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. Порядок надзора за осуществлением лицензируемых видов деятельности устанавливается порядком лицензирования конкретных видов деятельности и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Юридические и физические лица, осуществляющие лицензируемые виды деятельности, обязаны обеспечивать условия для проведения проверки и предоставлять необходимую информацию и документы.


Статья 30. Меры воздействия при нарушении порядка осуществления лицензируемых видов деятельности

1. За нарушения порядка осуществления лицензируемых видов деятельности лицензирующие органы могут применять к юридическим и физическим лицам следующие меры воздействия:

а) предупреждение;

б) штрафные санкции;

в) приостановление действия лицензии, копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии;

г) аннулирование копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии.

2. Решение о приостановлении действия лицензии, копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии и об аннулировании копии лицензии, регистрации лицензии может приниматься вне зависимости от применения иных мер воздействия, установленных законодательством.

3. Юридические и физические лица, осуществляющие лицензируемые виды деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий, могут привлекаться к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 31. Предупреждение

1. Предупреждение представляет собой указание лицензирующего органа об устранении конкретных нарушений установленного порядка осуществления лицензируемого вида деятельности с указанием сроков их устранения.

2. Выносить предупреждение от имени лицензирующего органа вправе руководители лицензирующих органов и их заместители, руководители контрольных подразделений лицензирующих органов.

3. По истечении установленного в предупреждении срока юридическое или физическое лицо обязаны представить в лицензирующий орган сведения об устранении нарушений. Лицензирующий орган вправе провести проверку представленных сведений.


Статья 32. Штрафные санкции

1. Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии влечет применение штрафных санкций в следующих размерах:

а) к гражданам - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда;

б) к должностным лицам - от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда;

в) к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - от 50 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

2. Осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных требований и условий влечет применение штрафных санкций в следующих размерах:

а) к гражданам - от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда;

б) к должностным лицам - от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда;

в) к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - от 10 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

3. Дела о нарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, рассматриваются лицензирующими органами, уполномоченными на осуществление лицензирования соответствующего вида деятельности, на основании актов (протоколов) проверки, проведенной лицензирующим органом или иными государственными органами, уполномоченными на проведение надзора за осуществлением лицензируемого вида деятельности.

4. Рассматривать дела о нарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, и принимать решение о применении штрафных санкций от имени лицензирующего органа вправе руководители лицензирующих органов и их заместители.

5. Штрафные санкции за нарушения, допущенные юридическими лицами и гражданами при осуществлении лицензируемых видов деятельности, могут также вводиться другими законодательными актами города Москвы. В этом случае размеры штрафных санкций, порядок их взыскания и распределения средств, взимаемых в виде штрафных санкций, устанавливаются указанными законодательными актами.


Примечание:

В статьях 32 и 33 настоящего Закона под должностными лицами понимаются лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в организациях, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.


Статья 33. Порядок применения штрафных санкций

1. Контролирующие и надзорные органы осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, предусмотренной действующим законодательством и настоящим Законом.

2. По результатам проверки составляется акт (протокол) в трех экземплярах, который подписывается проверяющими, руководителем проверенной организации (в отсутствие руководителя - лицом, его заменяющим) или индивидуальным предпринимателем. В случае отказа от подписания акта (протокола) на нем делается соответствующая запись.

К акту (протоколу) прилагается объяснение руководителя организации (в отсутствие руководителя - лица, его заменяющего) или индивидуального предпринимателя по существу выявленных нарушений.

Один экземпляр акта (протокола) под расписку передается руководителю проверенной организации или индивидуальному предпринимателю.

3. На основании акта (протокола) проверки руководитель лицензирующего органа или его заместитель принимает решение о взыскании штрафных санкций с юридического лица, индивидуального предпринимателя, должностного лица или гражданина, допустивших нарушение, и направляет предписание об этом руководителю указанной организации, индивидуальному предпринимателю или гражданину.

4. Решение о взыскании штрафных санкций может быть принято не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения.

5. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, получившие от лицензирующего органа предписание о взыскании штрафных санкций, обязано в пятнадцатидневный срок уплатить всю сумму штрафных санкций.

6. Обжалование действий лицензирующих органов, контролирующих и надзорных органов в вышестоящем органе или в суде не приостанавливает действий лицензирующего органа по наложению штрафных санкций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.


Статья 34. Распределение денежных средств, взимаемых в виде штрафных санкций

1. Средства, взимаемые лицензирующими органами в виде штрафных санкций за нарушения, указанные в частях 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона, зачисляются в бюджет города Москвы.

2. Законом города Москвы или постановлением Московской городской Думы часть указанных средств, в размере до 50%, может быть направлена во внебюджетные фонды финансовых ресурсов административных округов, районов для использования в целях их социально-экономического развития.


Статья 35. Аннулирование и приостановление действия лицензии, копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии

1. Аннулирование лицензии (регистрации лицензии) представляет собой прекращение действия специального разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности на территории города Москвы.

Аннулирование копии лицензии представляет собой прекращение действия специального разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности на соответствующем территориально обособленном объекте.

Аннулирование лицензионной карточки представляет собой прекращение действия разрешения на использование соответствующего исполнителя работ или соответствующего объекта, оборудования при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

2. Приостановление действия лицензии (регистрации лицензии) представляет собой временное, до выполнения определенных условий или на определенный срок, но не более шести месяцев, прекращение действия специального разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности на территории города Москвы.

Приостановление действия копии лицензии представляет собой временное, до выполнения определенных условий или на определенный срок, но не более шести месяцев, прекращение действия специального разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности на соответствующем территориально обособленном объекте.

Приостановление действия лицензионной карточки представляет собой временное, до выполнения определенных условий или на определенный срок, но не более шести месяцев, прекращение действия разрешения на использование соответствующего исполнителя работ или соответствующего объекта, оборудования при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

3. При устранении обстоятельств, явившихся основанием для приостановления действия лицензии (копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии), либо по прошествии установленного срока лицензирующий орган по заявлению лицензиата принимает решение о возобновлении действия лицензии (копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии).

4. Если в течение установленного лицензирующим органом при принятии решения о приостановлении лицензии срока лицензиат не устранил обстоятельства, явившиеся основанием для принятия такого решения, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.


Статья 36. Основания для аннулирования и приостановления действия лицензии, копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии

1. Решение о приостановлении действия лицензии (копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии) может быть принято в следующих случаях:

- нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, которые повлекли или могли повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, безопасности общества и государства, состоянию окружающей среды;

- невыполнения лицензиатом законных предписаний и распоряжений лицензирующих и иных государственных органов;

- неустранения нарушений в срок, установленный при вынесении предупреждения;

- осуществления лицензиатом лицензируемого вида деятельности без копии лицензии или без лицензионной карточки, если в соответствии с порядком лицензирования их наличие является обязательным;

- по иным основаниям, предусмотренным порядком лицензирования соответствующего вида деятельности.

2. Решение об аннулировании копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии может быть принято в следующих случаях:

- выявления недостоверных или искаженных данных в документах, представленных в лицензирующий орган для получения копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии;

- неоднократного в течение срока действия или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, в том числе условий, указанных в выданной лицензиату лицензии, которые повлекли или могут повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, безопасности общества и государства, состоянию окружающей среды;

- осуществления лицензируемого вида деятельности в период приостановления действия копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии;

- продолжения осуществления лицензируемого вида деятельности без переоформления копии лицензии, лицензионной карточки в случаях, когда такое переоформление обязательно;

- незаконности решения о выдаче копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии.

3. Основанием для аннулирования лицензии является:

- обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

- неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

- незаконность решения о выдаче лицензии.

4. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии соискателю, у которого ранее выданная лицензия была аннулирована, принимается Экспертно-апелляционным советом.

5. В случае ликвидации юридического лица или признания в установленном порядке свидетельства о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной.

6. Решение об аннулировании или приостановлении действия лицензии (копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии) может быть принято лицензирующим органом по письменному заявлению лицензиата.

7. Прекращение действия лицензии (копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии) в случае принятия решения об их аннулировании или приостановлении действия наступает с момента, указанного в соответствующем решении лицензирующего органа или в соответствующем решении суда.

8. При выявлении недостоверных или искаженных данных в документах, представленных лицензиатом для получения копии лицензии, лицензионной карточки или регистрации лицензии, а также в случае признания незаконности решения о выдаче копии лицензии, лицензионной карточки или регистрации лицензии лицензирующий орган вправе принять решение об аннулировании копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии с момента ее выдачи (регистрации).


Статья 37. Принятие решения об аннулировании и приостановлении действия лицензии, копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии

1. Вопрос об аннулировании копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии, а также о приостановлении и возобновлении действия лицензии, копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии рассматривается лицензирующим органом, выдавшим лицензию, с учетом мнения экспертного совета лицензирующего органа.

2. Выносить решения об аннулировании копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии, а также о приостановлении и возобновлении действия лицензии, копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии от имени лицензирующего органа вправе руководители лицензирующих органов и их заместители.

3. Решение об аннулировании копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии, а также о приостановлении и возобновлении действия лицензии, копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии с мотивированным обоснованием в трехдневный срок направляется лицензирующим органом в письменном виде лицензиату и в органы государственной налоговой службы.

При аннулировании, приостановлении и возобновлении регистрации лицензии, лицензирующий орган направляет в письменном виде сообщение о принятом решении также в орган исполнительной власти иного субъекта Российской Федерации, выдавший данную лицензию.

4. Обжалование действий лицензирующего органа в административном или судебном порядке не приостанавливает выполнение решения об аннулировании копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии или о приостановлении действия лицензии, копии лицензии, лицензионной карточки, регистрации лицензии.

5. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом в письменной форме до лицензиата с мотивированным обоснованием не позднее трех дней со дня принятия такого решения.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.