Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 ноября 2011 г. N Ф03-5648/11 по делу N А73-2036/2011 (ключевые темы: розничная продажа алкогольной продукции - процессуальное правопреемство - Хабаровский край - лицензирование - министерство сельского хозяйства)

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 ноября 2011 г. N Ф03-5648/11
по делу N А73-2036/2011

 

г. Хабаровск

 

03 ноября 2011 г.

N Ф03-5648/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2011 г.

 

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего: Кургузовой Л.К.

Судей: Котиковой Г.В., Филимоновой Е.П.

при участии

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края - Боликов Р.А., представитель по доверенности от 12.08.2011 N3.1-9/175;

от общества с ограниченной ответственностью "ЮиС-Маркет" - Ковалев П.А., представитель по доверенности от 21.02.2011 б/н; Курганова Е.Г., генеральный директор;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края

на определение от 03.10.2011

по делу N А73-2036/2011 Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Степина С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи: Сапрыкина Е.И., Гричановская Е.В., Пескова Т.Д.

По заявлению Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края (правопреемник - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края)

к обществу с ограниченной ответственностью "ЮиС-Маркет"

об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции

Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края (ОГРН 1032700299103, 680002, г.Хабаровск, ул.Муравьева-Амурского,19) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 16.12.2008, регистрационный номер 1854, выданной обществу с ограниченной ответственностью "ЮиС-Маркет" (ОГРН 1082721008303,680030, г.Хабаровск, ул.Пушкина, 15) (далее - общество).

Решением суда от 10.06.2011 в удовлетворении заявления отказано.

На указанный судебный акт апелляционная жалоба подана в соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Министерством сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (далее - министерство сельского хозяйства), которое при этом ссылалось на распоряжение Губернатора Хабаровского края от 18.02.2011 N 89-р "О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края" и наделение в связи с изменениями указанной структуры полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории края, считая себя надлежащим заявителем по делу.

Определением от 03.10.2011 Шестого арбитражного апелляционного суда производство по апелляционной жалобе прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. При этом апелляционный суд исходил из того, что жалоба подана лицом, не участвующим в деле, о правах и обязанностях которого суд не принимал решение.

В кассационной жалобе на определение суда апелляционной инстанции, поданной также в порядке статьи 42 АПК РФ, министерство сельского хозяйства вместе с тем ссылается на наличие полномочий по лицензированию указанного вида деятельности, которые перешли от министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края на основании названного выше распоряжения Губернатора Хабаровского края, а также постановления Правительства Хабаровского края от 14.04.2011 N 106-пр "О внесении изменений в Положение о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 20 февраля 2009 N50-пр". Заявитель кассационной жалобы и его представитель в суде кассационной инстанции просят отменить данный судебный акт, как принятый с нарушением процессуальных норм, так как полагают, что министерство сельского хозяйства вправе было подать апелляционную жалобу на решение суда по данному делу.

Общество в отзыве и его представители в судебном заседании кассационной инстанции против удовлетворения кассационной жалобы возражают, считают, что определение апелляционного суда основано на правильном применении процессуальных норм.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судом апелляционной инстанции процессуальных норм, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого определения от 03.10.2011, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Основанием для процессуального правопреемства является переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому. Процессуальное правопреемство обуславливается

правопреемством в материальном праве.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в силу положений статей 18, 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 11.12.2002 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как указывает заявитель жалобы и следует из имеющихся в материалах дела распоряжения Губернатора Хабаровского края от 18.02.2011 N 89-р "О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края" и постановления Правительства Хабаровского края от 14.04.2011 N 106-пр "О внесении изменений в Положение о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 20 февраля 2009 N 50-пр" в целях дальнейшего совершенствования деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края из структуры министерства экономического развития и внешних связей края выведено управление потребительского рынка, которое включено в структуру министерства сельского хозяйства. К полномочиям последнего указанными актами отнесены функции по осуществлению лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории края, а также государственного контроля в пределах компетенции за оборотом, качеством и безопасностью алкогольной продукции, соблюдением организациями законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, а также условий, предусмотренных выдаваемыми лицензиями.

Данные изменения внесены в Положение о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края постановлением Правительства Хабаровского края N 106-пр 14.04.2011.

Ссылки суда апелляционной инстанции на ранее принятые акты органа исполнительной власти по указанным вопросам безосновательны и привели к ошибочному выводу об отсутствии соответствующих полномочий у министерства сельского хозяйства и права на обжалование судебных актов по настоящему делу.

Таким образом, к министерству сельского хозяйства перешли обязанности, в том числе по контролю за осуществлением организациями лицензируемого вида деятельности - розничной продажи алкогольной продукции, что свидетельствует о наличии оснований для вывода о процессуальном правопреемстве.

Поскольку апелляционным судом не разрешен вопрос о процессуальном правопреемстве по правилам статьи 48 АПК РФ в связи с имевшей место реорганизацией - изменением структуры органов исполнительной власти и их полномочий по вопросам лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории края, что возможно на любой стадии арбитражного процесса, суд кассационной инстанции полагает необходимым произвести замену стороны по делу -министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края на процессуального правопреемника - министерство сельского хозяйства.

При изложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствовали законные основания для прекращения применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производства по апелляционной жалобе, поэтому обжалуемое определение подлежит отмене, а дело следует направить в Шестой арбитражный апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.

Руководствуясь статьями 48, 284, 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

Произвести процессуальное правопреемство в порядке статьи 48 АПК РФ Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края.

Определение Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по делу N А73-2036/2011 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, направить дело на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Кургузова Л.К.

 

Судьи

Котикова Г.В.
Филимонова Е.П.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в силу положений статей 18, 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 11.12.2002 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как указывает заявитель жалобы и следует из имеющихся в материалах дела распоряжения Губернатора Хабаровского края от 18.02.2011 N 89-р "О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края" и постановления Правительства Хабаровского края от 14.04.2011 N 106-пр "О внесении изменений в Положение о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 20 февраля 2009 N 50-пр" в целях дальнейшего совершенствования деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края из структуры министерства экономического развития и внешних связей края выведено управление потребительского рынка, которое включено в структуру министерства сельского хозяйства. К полномочиям последнего указанными актами отнесены функции по осуществлению лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции на территории края, а также государственного контроля в пределах компетенции за оборотом, качеством и безопасностью алкогольной продукции, соблюдением организациями законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, а также условий, предусмотренных выдаваемыми лицензиями.

Данные изменения внесены в Положение о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края постановлением Правительства Хабаровского края N 106-пр 14.04.2011."