Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 сентября 2014 г. N Ф03-3783/14 по делу N А73-2584/2014 (ключевые темы: государственный строительный надзор - объекты капитального строительства - разрешение на строительство - предписание - административная ответственность)

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 сентября 2014 г. N Ф03-3783/14 по делу N А73-2584/2014

 

г. Хабаровск

 

04 сентября 2014 г.

Дело N А73-2584/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2014 года.

 

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: И.В. Ширяева

Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой

при участии:

от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Скрипка С.Г., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 1-32-52; Ли Н.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 1-32-47;

от общества с ограниченной ответственностью "Центральный продовольственный рынок": Мартиросян С.В., представитель по доверенности от 15.07.2014 б/н;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу главного контрольного управления Правительства Хабаровского края на решение от 21.04.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А73-2584/2014 Арбитражного суда Хабаровского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Калашников А.Г., в суде апелляционной инстанции судьи Харьковская Е.Г., Пескова Т.Д., Швец Е.А,

По заявлению Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края

к обществу с ограниченной ответственностью "Центральный продовольственный рынок"

о привлечении к административной ответственности

Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.К.Маркса, 56, далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центральный продовольственный рынок" (ОГРН 1092721000767, ИНН 2721165281, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Льва Толстого, 19, далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 21.04.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014, заявленные требования удовлетворены, учреждение привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб. Судебными инстанциями признан доказанным факт совершения обществом административного правонарушения, выразившегося в невыполнении последним в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный строительный надзор, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении требований управления отказать. В обоснование доводов кассационной жалобы общество указало на неправильный вывод судов о том, что торговые павильоны "Новый базар 1" и "Новый базар 2" не относятся к павильонным или киоскам, а являются объектами капитального строительства.

Управление в отзыве на жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

В судебном заседании представитель общества доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.

Представители управления возражали относительно доводов кассационной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения управления от 14.05.2013 N 402-р проведена внеплановая выездная проверка в отношении объекта капитального строительства - торговых павильонов, расположенных на территории общества по адресу: г.Хабаровск, ул. Льва Толстого, 19.

По результатам проверки составлен акт от 13.06.2013 N 21, выдано предписание от 17.07.2013 N 06-21-П22/2013 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений при строительстве объекта капитального строительства.

Обществу до 01.02.2014 предписано получить разрешение на строительство вышеуказанных объектов капительного строительства. Не выполнять работы на объекте до получения в установленном порядке разрешения на строительство.

На основании распоряжения управления от 06.02.2014 N 155-р проведена внеплановая выездная проверка общества, составлен акт от 18.02.2014 N С03-22/2014, в котором установлено, что предписание от 17.07.2013 N 06-21-П22/2013 не исполнено. Строительство объекта завершено застройщиком без разрешения на строительство.

Неисполнение данного предписания в установленный срок послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 28.02.2014 N С05-22/2014 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Арбитражный суд, привлекая общество к административной ответственности, исходил из факта невыполнения в установленный срок законных требований органа, осуществляющего государственный строительный надзор.

За невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ установлено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.

Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно разделу 2 постановления администрации г.Хабаровска от 28.08.2009 N 3101 "Об утверждении Положения о движимых вещах и стоянках автомобильного транспорта" к павильон относится строение, имеющее зал для обслуживания посетителей, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест и предназначенное для тех же целей, что и киоск, общей площадью не более 40 м2; к киоскам относится строение, которое не имеет зала для обслуживания посетителей, рассчитанное на одно рабочее место продавца, общей площадью не более 20 м2 и предназначенное для оказания услуг.

Из материалов дела следует, что согласно проекту на спорный объект минимальная площадь одного этажа составляет 286,2 м2, общая площадь здания после реконструкции составит 1557,8 м.

Суды обеих инстанций обоснованно установили, что спорное строение не относится к павильонам и киоскам, при этом несущий каркас возведенного объема здания спорного объекта составляют: железобетонный фундамент под колонны, металлический каркас, железобетонные перекрытия по штампнастилу, лестничные марши и площадки - железобетонные по металлическим косоурам и балкам. При этом правомерно указали, что спорный объект по своим параметрам попадает под государственный строительный надзор.

Согласно части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

В силу части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Поскольку предписание управления от 17.07.2013 N 06-21-П22/2013 обществом не исполнено, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях учреждения состава вменяемого правонарушения, в связи с чем правомерно привлек его к административной ответственности.

Суд кассационной инстанции отклоняет как не соответствующим материалам дела доводы кассационной жалобы о том, что спорный объект является торговыми павильонами "Новый базар 1" и "Новый базар 2".

По существу кассационная жалоба повторяет доводы, приводимые обществом в ходе рассмотрения дела в судах обеих инстанций, которые получили правовую оценку и были предметом исследования. Фактически утверждения заявителя жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суды обеих инстанций применили нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.04.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А73-2584/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

И.В. Ширяев

 

Судьи

Н.В. Меркулова
Е.П. Филимонова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

...

Согласно части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

В силу части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений."