г. Хабаровск |
|
06 ноября 2014 г. |
Дело N А80-486/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Г.В. Котиковой, С.А. Логвиненко
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Авиал ДВ" - Зорихин В.Г., представитель по доверенности от 16.07.2013 N 27 АА 0529097; Тимонин М.А., представитель по доверенности от 06.09.2013 N 27 АА 0631359;
от государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб" - Юхименко И.М., представитель по доверенности от 24.06.2014 N ЮР-170;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб" на решение от 17.03.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А80-486/2013 Арбитражного суда Чукотского автономного округа
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья М.Ю.Шепуленко, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.И. Сапрыкина, И.И. Балинская, Т.Д. Пескова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиал ДВ"
к государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа "Чукотснаб"
о признании незаконной документации о запросе предложений N 291 и о признании незаконным Положения о закупке товаров, работ, услуг
общество с ограниченной ответственностью "Авиал ДВ" (далее - общество, ООО "Авиал ДВ") (ОГРН 1122724013708, ИНН 2724170811, место нахождения: Хабаровский край, г. Хабаровск, пр-т 60 лет Октября, 180) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа "Чукотснаб" (ОГРН 1028700587035, ИНН 8709008156, место нахождения: 689000, г. Анадырь, ул. Южная, 4) (далее - предприятие, заказчик, ГУП ЧАО "Чукотснаб") о признании незаконными документации о запросе предложений N 291 и пунктов 3.4, 10.2.1.8, 11.3, 11.8, подпункта 3 пункта 10.11.3, подпунктов 1, 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного директором предприятия.
Решением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 17.03.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014, требования общества удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал недействительными: пункт 10.2.1.8, подпункты 1, 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО "Чукотснаб", утверждённого 30.03.2012, как противоречащие положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ГУП ЧАО "Чукотснаб", не согласившись судебными актами в части признания недействительными пункта 10.2.1.8, подпунктов 1, 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО "Чукотснаб", просит в кассационной жалобе решение и постановление изменить. Предприятие полагает, что судами обеих инстанций допущено неправильное применение норм материального права, а именно части 5 статьи 4 Закона о закупках, предусматривающей возможность при заключении и исполнении договора изменить объем, цену закупаемых товаров, работ и услуг, а также сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Считает, что поскольку указанные в подпунктах 1, 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО "Чукотснаб", случаи, при которых могут быть изменены условия договора, основаны на нормах гражданского законодательства, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного требования. Не согласилось предприятие с выводами судебных инстанций относительно незаконности пункта 10.2.1.8 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО "Чукотснаб". По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что предусмотренное данным пунктом условие не связано с правом участника закупки на обращение в суд, поскольку данным пунктом регламентирован порядок направления жалоб в отношении конкурсной документации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ГУП ЧАО "Чукотснаб" доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме. Представители ООО "Авиал ДВ" просили решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как законные и обоснованные. В заседании суда кассационной инстанции 22.10.2011 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 29.10.2014.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, учитывая, что судебные акты обжалуются в части, проверил правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам в обжалуемой части, и пришел к следующему.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными унитарными предприятиями, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, установлены Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
При рассмотрении данного дела судами установлено, что собственником имущества государственного унитарного предприятия "Чукотснаб" является Чукотский автономный округ, функции по управлению предприятием от имени собственника имущества осуществляет Правительство Чукотского автономного округа, уполномоченным органом по управлению государственным имуществом автономного округа определен Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в лице Комитета имущественных отношений (учредитель) (пункт 1.4 устава).
30.03.2012 директором ГУП ЧАО "Чукотснаб" утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг, пунктом 10.2.1.8 данного акта установлено, что обжалование положений конкурсной документации может быть произведено участником закупки только до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Разделом 11 указанного Положения определен порядок заключения договора по итогам процедуры закупки. Подпунктами 1 и 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО "Чукотснаб" предусмотрено, что заказчик по согласованию с участником при заключении и исполнении договора вправе изменить: предусмотренный договором объем закупаемых товаров (работ, услуг). При уменьшении объема закупаемых товаров (работ, услуг) заказчик по согласованию с участником вправе изменить первоначальную цену договора соответственно изменяемому объему товаров (работ, услуг), а при внесении соответствующих изменений в договор в связи с сокращением объема закупаемых товаров (работ, услуг) заказчик вправе изменить цену договора указанным образом (пункт 1); сроки исполнения обязательств по договору, в случае если необходимость изменения сроков вызвана непреодолимой силой или просрочкой выполнения заказчиком своих обязательств по договору (пункт 2).
ООО "Авиал ДВ", являясь участником запроса предложений N 291 на право заключения договора об оказании услуг перевозки авиакеросина ТС-1 автомобильным транспортом по маршруту г. Певек- с.Кепервеем 400 тонн и 250 тонн бензина марки Аи-92 по маршруту г. Певек- г.Билибино, ссылаясь на нарушения при проведении закупки путем запроса предложений N 291, незаконность пунктов Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО "Чукотснаб", обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции, исходя из положений части 9 статьи 3 Закона о закупках, предусматривающей право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействия) заказчика, удовлетворяя требования заявителя в части признания незаконными подпунктов 1 и 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО "Чукотснаб", исходил из их несоответствия части 1 статьи 1 и части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). При этом суд указал на то, что нормы, содержащиеся в указанных пунктах, предоставляют заказчику право произвольно изменять существенные условия договора и ограничивают конкуренцию. Вывод суда об установлении в пункте 10.2.1.8 Положения ограничений по обжалованию положений конкурсной документации явился основанием для признания незаконным и данного пункта.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Вместе с тем судами обеих инстанций не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках основными целями его регулирования являются своевременное и полное удовлетворение потребностей юридических лиц в товарах (работах, услугах), а также эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров (работ, услуг), развитие добросовестной конкуренции.
Пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Статьей 4 Закона о закупках, устанавливающей условия и порядок осуществления информационного обеспечения закупки, а именно частью 5 данной нормы, предусмотрено требование о размещении на официальном сайте информации об изменении при заключении и исполнении договора объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 утверждено Положение о размещении на официальном сайте информации о закупках, которым регламентирован порядок размещения информации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Разделом 6 данного Положения установлен Порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки, и информации об изменении договора (пункты 42-43).
Таким образом, законодательством о закупках предусмотрена возможность при заключении и исполнении договора изменить объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Целью предоставления данного права является рациональное использование денежных средств и эффективное участие предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона о закупках субъектов.
Обязательным условием реализации данного права является размещение в единой информационной сети (в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор) информации об изменении договора с указанием измененных условий.
Суды, признавая подпункты 1 и 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО "Чукотснаб" незаконными, указали на предоставление данными нормами заказчику права произвольного изменения условий договора, усмотрев в этом нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Однако суды фактически исходили из предположения о возможном недобросовестном поведении заказчика при реализации содержащихся в обжалуемых пунктах правил, установленных в соответствии с законодательством о закупках. Указанное в силу главы 24 АПК РФ, в рамках которой рассмотрено заявленное требование, не может служить основанием для его удовлетворения.
Обжалуемые пункты содержат ссылку на возможность изменения условий договора только при наличии согласия участника, указанные в пунктах случаи изменений предусмотрены нормами гражданского законодательства, оснований полагать, что наличие данных пунктов в Положении о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО "Чукотснаб" нарушает установленные частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запреты, не имеется.
При названных обстоятельствах оспариваемые подпункты 1 и 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО "Чукотснаб" необоснованно признаны судами незаконными.
Поскольку в сложившейся ситуации указанный вопрос разрешен судами с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства по делу судами установлены достаточно полно и дополнительного исследования материалов дела не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в этой части.
Относительно признания незаконным пункта 10.2.1.8 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП ЧАО "Чукотснаб", вывод судебных инстанций о его несоответствии части 9 статьи 3 Закона о закупках и части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, как огранивающего право на обжалование конкурсной документации, является правильным. Доводы кассационной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.03.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А80-486/2013 Арбитражного суда Чукотского автономного округа в части признания недействительными подпунктов 1 и 2 пункта 11.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб", утвержденного 30.03.2012, отменить, обществу с ограниченной ответственностью "Авиал ДВ" в удовлетворении заявления в этой части отказать. В остальной обжалуемой части судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.