Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 апреля 2015 г. N Ф03-1305/15 по делу N А51-23196/2014

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 апреля 2015 г. N Ф03-1305/15 по делу N А51-23196/2014

 

г. Хабаровск

 

29 апреля 2015 г.

Дело N А51-23196/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2015 года.

 

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: В.М. Голикова

Судей: Г.В. Котиковой, И.А. Мильчиной

при участии:

от заявителя: ООО "НПО "Информтехника" - представитель не явился;

от ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 - представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное общество "Информтехника" на решение от 16.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу N А51-23196/2014 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.В. Борисов; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Пяткова, Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохина

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное общество "Информтехника" (ОГРН 1022501289865, ИНН 2536099860, место нахождения: 690106, Приморский край, г. Владивосток, ул. Нерчинская, 40)

к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 (ОГРН 1022501281439, ИНН 2536035577, место нахождения: 690990, Приморский край, г. Владивосток, ул. Муравьева-Амурского, 1 Б)

о признании незаконным решения

Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное общество "Информтехника" (далее - ООО "НПО "Информтехника", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 (далее - Фонд социального страхования, Учреждение) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 02.07.2014 N 80, об обязании принять к зачету расходы и выделить средства на осуществление расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством в сумме 30 676,80 руб.

Решением от 16.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, удовлетворить требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды при принятии судебных актов не правильно истолковали пункт 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Фонд социального страхования в отзыве на кассационную жалобу, возражая относительно приведенных в ней доводов, просило оставить ее без удовлетворения; ходатайством от 09.04.2015 просил рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "НПО "Информтехника" на основании пункта 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ обратилось в Филиал N 3 г. Владивостока ГУ - Приморское региональное отделение ФСС РФ с заявлением о выделении средств на возмещение расходов на выплату пособия по беременности и родам своему работнику Адаменко К.В. в сумме 30 676,80 руб.

По данному факту Фондом социального страхования проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт N 196 от 05.06.2014, из которого следует, что Учреждение не приняло к зачету расходы за март 2014 года на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные обществом в сумме 15 338,40 руб.

По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом социального страхования принято решение N 80 от 02.07.2014 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которому обществу предложено скорректировать суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 15 338,40 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2014 по 30.09.2014.

Не согласившись с решением Фонда социального страхования, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страховании" (далее - Закон N 165-ФЗ) установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

В силу статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) пособие по беременности и родам является одним из видов государственного пособия гражданам, имеющим детей.

Как следует из подпункта 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.

В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В статье 4 Закона N 81-ФЗ определено, что выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Законом N 81-ФЗ.

Судами установлено и следует из материалов дела, 01 октября 2014 года между Адаменко К.В. и ООО "НПО "Информтехника" заключен трудовой договор, согласно которому она была принята на должность инспектора по кадрам по совместительству.

Из пункта 9 договора за выполнение обязанностей, предусмотренных условиями трудового договора, следует, что Адаменко К.В. установлен оклад по должности в сумме 24 666,67 руб., который увеличивается на: районный коэффициент в размере 20% (4 933,33 руб.); процентную надбавку в размере 30% (7 400 руб.).

Согласно расчетной ведомости за ноябрь 2013 года Адаменко К.В. начислена и выплачена заработная плата в размере 32 190 руб.

На основании предоставленного Адаменко К.В. листка нетрудоспособности N 103 177 239 121 за период с 24.03.2014 по 10.08.2014 обществом произведен расчет пособия исходя из минимального размера оплаты труда, всего в сумме 30 676,80 руб.

Между тем, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Как установлено судом обеих инстанций на момент наступления страхового случая средний заработок Адаменко К.В. за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, оказался ниже минимального размера оплаты труда.

В силу положений статьи 284 Трудового Кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

При таких обстоятельствах суды правильно указали, что при расчете пособия по беременности и родам Адаменко К.В. необходимо произвести расчет пособия по беременности и родам пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, как об этом указано в пункте 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ с учетом положений статьи 284 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Суды установили, что сумма пособия по беременности и родам Адаменко К.В., рассчитанная пропорционально продолжительности рабочего времени, составляет 15 338,40 руб. ((МРОТ 5554,0 руб. х 24 мес.) / 730 х 0,5 х 140 дней х 1,2), и сделали обоснованный вывод о законности решения Фонда социального страхования от 02.07.2014 N 80.

Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку представленных в материалы дела и исследованных судами по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.

Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу N А51-23196/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить ООО "Научно-производственное общество "Информтехника", государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 49 от 10.03.2015 за рассмотрение кассационной жалобы.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

В.М. Голиков

 

Судьи

Г.В. Котикова
И.А. Мильчина

 

"В силу положений статьи 284 Трудового Кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

При таких обстоятельствах суды правильно указали, что при расчете пособия по беременности и родам Адаменко К.В. необходимо произвести расчет пособия по беременности и родам пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, как об этом указано в пункте 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ с учетом положений статьи 284 Трудового Кодекса Российской Федерации.

...

решение от 16.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 по делу N А51-23196/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."