Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 декабря 2015 г. N Ф03-5423/15 по делу N А51-12903/2015

 

г. Хабаровск

 

25 декабря 2015 г.

Дело N А51-12903/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2015 года.

 

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой

Судей: О.В. Цирулик, С.Ю. Лесненко

при участии:

заявителя: открытого акционерного общества "Международный морской перегрузочный терминал" - Худоложный А.Е., представитель по доверенности б/н от 21.12.2015

от ответчика: администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края - Гракова И.А., представитель по доверенности от 14.10.2015 N 8

рассмотрев в судебном заседании c использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на решение от 28.07.2015 по делу N А51-12903/2015 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривал: в суде первой инстанции - судья В.В. Соломай

по заявлению открытого акционерного общества "Международный морской перегрузочный терминал"

к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края

о признании незаконным решения

Открытое акционерное общество "Международный морской перегрузочный терминал", в настоящем в связи с изменением организационно-правовой формы - акционерное общество "Международный морской перегрузочный терминал" (ИНН 25310114131011413, ОГРН 1112502001127; место нахождения: 692701, Приморский край, Хасанский район, п. Славянка, ул. Весенняя, 1; далее - ОАО "ММПТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края (ИНН 2531007110, ОГРН 1052502757251; место нахождения: 692701, Приморский край, Хасанский район, п. Славянка, ул. Молодежная,1; далее - администрация) в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 25:20:210102:882, выраженного в письме от 19.05.2015 N 897, и об обязании администрации выдать градостроительный план на указанный участок.

Правовым обоснованием иска явилась ссылка общества на части 1-3 статьи 44, часть 17 статьи 46, статью 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), часть 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (далее - Закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ)

Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2015 требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением от 28.07.2015, администрация подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам спора и принять новое решение по делу.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что подготовка градостроительного плана земельного участка в соответствии Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ (далее - Закон от 20.03.2011 N 41-ФЗ) не входит в обязанности администрации ввиду того, что после вступления в силу указанного закона проектная документация на такие объекты разрабатывается исключительно на основании проектов планировки и межевания территории.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ММПТ" ссылается на то, что проектная документация для строительства железнодорожных путей разрабатывалась на основании ранее выданного градостроительного плана от 19.06.2013 N RU22517105-479 настоящего земельного участка. Полагает, что при изменении данных о земельном участке, отраженных в ранее выданном градостроительном плане, выдаётся новый градостроительный план земельного участка с обновленными данными. Отмечает, что запрашиваемый документ необходим для проведения государственной экспертизы проектной документации и принятия решения о выдаче разрешения на строительство.

Определением от 08.12.2015 в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 15 часов 30 минут 22.12.2015.

В судебном заседании, проведенном c использованием систем видеоконференц-связи, представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на неё, дав суду соответствующие пояснения.

Проверив законность принятого решения от 28.07.2015 с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьёй 288 АПК РФ оснований для его отмены.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления администрации от 03.05.2012 N 807 между сторонами заключен договор аренды от 14.05.2012 N 342, по условиям которого администрация (арендодатель) предоставляет, а ОАО "ММПТ" (арендатор) принимает в аренду земельный участок из земель пгт. Славянка с кадастровым номером 25:20:210102:882, общей площадью 7580 кв.м под строительство двух подъездных железнодорожных путей к морским перегрузочным терминалам, сроком его действия с 03.05.2012 по 03.05.2022. (пункты 1.1., 2. договора)

21.04.2015 ОАО "ММПТ" обратилось в администрацию с заявлением о выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок.

Письмом от 19.05.2015 N 897 заявителю разъяснено, что в соответствии с частью 11 статьи 1 ГрК РФ железнодорожные линии относятся к линейным объектам. При этом согласно части 4 статьи 36 ГрК РФ на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятыми линейными объектами, не распространяется действие градостроительного регламента.

В этой связи со ссылкой на часть 1 статьи 44 ГрК РФ администрация отказала в выдаче градостроительного плана земельного участка, предоставленного обществу для строительства двух подъездных железнодорожных путей.

Полагая, что отказ администрации в выдаче градостроительного плана противоречит действующему законодательству и нарушает его права в предпринимательской деятельности, ОАО "ММПТ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 56 ГрК РФ градостроительный план является одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

В части 17 статьи 46 ГрК РФ установлено, что если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его, если не требуется процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Названные нормы ГрК РФ, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность заинтересованного лица обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Частью 4 статьи 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ предусмотрено, что до 31.12.2015 в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном ГрК РФ.

В случае если подготовка проектной документации линейного объекта осуществлялась на основании градостроительного плана земельного участка, для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченный орган градостроительный план земельного участка.

При рассмотрении дела суд установил, что проектная документация для строительства железнодорожных путей разрабатывалась на основании ранее выданного ОАО "ММПТ" градостроительного плана земельного участка от 19.06.2013 N RU25517105-479.

Учитывая вышепоименованные нормы права, суд пришел к правильному выводу о том, что орган местного самоуправления должен был осуществить подготовку градостроительного плана земельного участка и утвердить его. Между тем администрация, отказывая в выдаче запрашиваемого документа, сослалась лишь на часть 1 статьи 44 ГрК РФ. Иных оснований в письме от 19.05.2015 N 897 для отказа не приведено.

В этой связи суд удовлетворил заявленные требования общества.

Довод заявителя жалобы о том, что подготовка градостроительного плана земельного участка не входит в обязанности администрации ввиду того, что после вступления в силу Закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ проектная документация на такие объекты разрабатывается исключительно на основании проектов планировки и межевания территории, подлежит отклонению кассационной инстанцией, как основанный на неправильном толковании норм материального права.

При изменении сведений о земельном участке, отраженных в ранее выданном градостроительном плане земельного участка, уполномоченным органом должен быть выдан новый план с учетом этих изменений. Договор аренды земельного участка от 14.05.2012 N 342 заключен непосредственно для строительства указанных выше линейных объектов и общество имело в силу закона право на получение от администрации испрашиваемого документа, в ином случае для тех целей, ради которых он заключен, исполнение не представляется возможным и, как следствие, приводит к нарушению прав ОАО "ММПТ" в предпринимательской деятельности.

Поскольку судом правильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям сторон, установлены все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, нарушений норм процессуального права, в том числе, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не допущено, то основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.07.2015 по делу N А51-12903/2015 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

В.А. Гребенщикова

 

Судьи

О.В. Цирулик
С.Ю. Лесненко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Частью 4 статьи 4 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ предусмотрено, что до 31.12.2015 в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном ГрК РФ.

...

Учитывая вышепоименованные нормы права, суд пришел к правильному выводу о том, что орган местного самоуправления должен был осуществить подготовку градостроительного плана земельного участка и утвердить его. Между тем администрация, отказывая в выдаче запрашиваемого документа, сослалась лишь на часть 1 статьи 44 ГрК РФ. Иных оснований в письме от 19.05.2015 N 897 для отказа не приведено.

...

Довод заявителя жалобы о том, что подготовка градостроительного плана земельного участка не входит в обязанности администрации ввиду того, что после вступления в силу Закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ проектная документация на такие объекты разрабатывается исключительно на основании проектов планировки и межевания территории, подлежит отклонению кассационной инстанцией, как основанный на неправильном толковании норм материального права."