Экономическое регулирование деятельности государственных, муниципальных общедоступных (публичных) библиотек

Глава 6. Экономическое регулирование деятельности государственных, муниципальных общедоступных (публичных) библиотек


Статья 19. Статус государственных, муниципальных общедоступных (публичных) библиотек и порядок их создания

1. Государственная, муниципальная общедоступная (публичная) библиотека, в том числе централизованная библиотечная система, является юридическим лицом в форме учреждения, имеет самостоятельный баланс или смету, счета (в том числе расчетный и валютный) в банках и других кредитных учреждениях, печать установленного образца, а также иные необходимые для осуществления ее деятельности печати, штампы и бланки, собственную символику.

В соответствии с законодательством Российской Федерации библиотека может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах, в установленном порядке нести ответственность по своим обязательствам.

2. Государственная, муниципальная общедоступная (публичная) библиотека финансируется учредителем в объеме, необходимом для покрытия расходов на ведение основной уставной деятельности, и пользуется имуществом учредителя на праве оперативного управления.

3. Государственная, муниципальная общедоступная (публичная) библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном законодательством.


Статья 20. Предпринимательская деятельность государственной, муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки

1. Помимо основной деятельности государственная, муниципальная общедоступная (публичная) библиотека может осуществлять иную, не противоречащую законодательству Российской Федерации и города Москвы деятельность, предусмотренную ее уставом, в том числе предпринимательскую.

2. Библиотека может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом библиотеки.

3. Библиотека самостоятельна в осуществлении своей творческой, производственной и экономической деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы и своим уставом.

4. Органы власти города Москвы не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность библиотек, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к агитации и пропаганде порнографии, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, возбуждает социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду.


Статья 21. Имущество государственной, муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки

1. В целях обеспечения уставной деятельности государственная, муниципальная общедоступная (публичная) библиотека обладает следующим имуществом:

- закрепленным за ней учредителем;

- приобретенным библиотекой за счет имеющихся у нее финансовых средств, в том числе за счет доходов, получаемых от предусмотренной уставом деятельности;

- полученным в форме дарения, пожертвования юридических и физических лиц, а также по завещанию, договору или на иных основаниях.

2. Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданное библиотеке учредителем, закрепляются за ней на праве оперативного управления.

Закрепление за библиотекой зданий, сооружений, природных комплексов и иных объектов, отнесенных к памятникам истории и культуры, производится специально уполномоченными государственными органами на основе акта приема-передачи и охранного обязательства, заключаемого библиотекой с указанными государственными органами, на праве оперативного управления.

3. Библиотека самостоятельно распоряжается имуществом, приобретенным за счет доходов, получаемых от предусмотренной уставом деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в целях, определенных уставом библиотеки.

4. Имущество библиотеки, переданное ей в форме дара, пожертвования или по завещанию, приобретенное за счет средств, выделенных по смете, а также по договору или на иных основаниях, поступает в оперативное управление.

5. Библиотечный фонд и справочно-библиографический аппарат, являющиеся частью общероссийских библиотечных фондов и Государственного архивного фонда и представляющие собой предметы особого режима хранения, закрепляются за библиотекой собственником на праве оперативного управления.

Предметы, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность, включаются в состав библиотечного фонда независимо от источников их приобретения. Пределы оперативного управления указанными фондами устанавливаются регламентирующими документами уполномоченного органа.

6. Контроль за использованием имущества, находящегося в оперативном управлении библиотеки, осуществляет собственник соответствующего имущества, а также соответствующие органы исполнительной власти города Москвы, на которые возложено регулирование деятельности библиотеки.

Библиотека обязана обеспечить сохранность закрепленного за ней имущества и эффективное использование его по назначению в соответствии с целями, определенными уставом.

7. Земельный участок, занимаемый библиотекой, предоставляется ей в безвозмездное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

8. Библиотека отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по ее обязательствам несет собственник соответствующего имущества.


Статья 22. Финансирование государственных, муниципальных общедоступных (публичных) библиотек

1. Финансовые средства государственных, муниципальных общедоступных (публичных) библиотек образуются за счет:

- бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;

- доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям работы библиотеки и предусмотренной ее учредительными документами;

- платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

- добровольных пожертвований, средств, полученных по завещаниям;

- кредитов банков и иных кредитных учреждений;

- других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

2. Размеры бюджетного финансирования библиотек рассчитываются по нормативам, а при отсутствии таких нормативов - на основе общих принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

3. Бюджетные средства выделяются на:

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы работников библиотек;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами города Москвы;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств библиотеками на иные цели не допускается.

4. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований библиотеки.

5. Поступающие из различных источников средства, в том числе доходы библиотеки от предусмотренной ее уставом деятельности, за исключением средств, полученных от предпринимательской деятельности, ассигнований на капитальный ремонт, реставрацию памятников истории и культуры, содержание природных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием, а также добровольных пожертвований целевого назначения, включаются в общий доход библиотеки и образуют ее единый фонд финансовых средств.

6. Из единого фонда финансовых средств библиотека осуществляет возмещение материальных затрат, расчеты по обязательствам с юридическими и физическими лицами, выплачивает проценты за кредит, заработную плату, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, начисления на заработную плату и иные текущие расходы.

Оставшиеся средства направляются в фонд творческо-производственного и социального развития библиотеки.

7. Отчисления в фонд творческо-производственного и социального развития производятся ежеквартально (ежемесячно) и учитываются в общей сумме затрат по основной деятельности библиотеки.

В фонд творческо-производственного и социального развития направляются также:

- бюджетные ассигнования, выделяемые на капитальный ремонт, реставрацию, содержание природных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием;

- средства, полученные от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей;

- целевые взносы физических и юридических лиц.

Средства фонда творческо-производственного и социального развития расходуются на творческое, производственное и социальное развитие библиотеки и не могут быть использованы на оплату труда, выплату материальной помощи и других денежных вознаграждений.

Положение о фонде творческо-производственного и социального развития разрабатывается и утверждается библиотекой самостоятельно в соответствии с настоящим Законом и в порядке, предусмотренном уставом библиотеки.

8. Не использованные в отчетном периоде средства не могут быть изъяты у библиотеки или зачтены учредителем в объеме финансирования следующего года.


Статья 23. Регулирование деятельности государственной, муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки

1. Уполномоченный орган исполнительной власти ежегодно доводит до государственной общедоступной (публичной) библиотеки данные о размерах ассигнований и лимитах централизованных капитальных вложений, выделяемых за счет средств городского бюджета; до муниципальной общедоступной (публичной) библиотеки - за счет финансовых ресурсов районов города Москвы.

2. Библиотека, основываясь на данных учредителя о размерах ассигнований, учитывая имеющиеся творческие и экономические ресурсы, запросы населения и заказы юридических и физических лиц, самостоятельно разрабатывает и утверждает план своей деятельности.

3. План включает в себя:

- мероприятия, направленные на реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности, укрепление материально-технической базы и социальное развитие библиотеки;

- объемы основной деятельности, определяемые спецификой библиотеки и местными условиями;

- объем финансовых средств и направления их использования в соответствии с уставом. В планах центральных городских государственных общедоступных (публичных) библиотек предусматриваются бюджетные ассигнования для обеспечения выполнения функций, указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона.

В плане могут предусматриваться единовременные бюджетные ассигнования для выполнения целевых социально-творческих заказов учредителя и проведение отдельных мероприятий (работ, услуг).

Заказ оформляется посредством договора, в котором определяются объем, структура и сроки выполнения мероприятий, порядок их обеспечения материальными и финансовыми ресурсами.

4. План утверждается руководителем библиотеки в месячный срок со дня принятия городского бюджета и подлежит уточнению.

5. Планирование предпринимательской деятельности библиотеки и учет средств, полученных от ее осуществления, ведутся обособленно.

6. В соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы системы оплаты труда работников, виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, а также структура и штаты устанавливаются библиотекой самостоятельно в пределах имеющихся средств на оплату труда.

7. Библиотека самостоятельно устанавливает цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на входные билеты при проведении платных театрально-зрелищных мероприятий, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг.


Статья 24. Социальная защита работников государственных, муниципальных общедоступных (публичных) библиотек

1. Трудовые отношения работников государственных, муниципальных общедоступных (публичных) библиотек регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

2. Органы власти города Москвы в соответствии со своей компетенцией могут за счет городских ресурсов предоставлять работникам государственных, муниципальных общедоступных (публичных) библиотек дополнительные льготы, не установленные законодательством Российской Федерации.


Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Должностные лица и граждане, юридические лица, нарушившие положения настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.