Общие нормы приватизации и особенности приватизации в городе Москве

Глава 10. Общие нормы приватизации и особенности приватизации в городе Москве


Статья 56. Переход прав на земельные участки под объектами приватизации

1. Земельный участок под приватизированным объектом сдается в долгосрочную аренду, если иное не предусмотрено законодательством. Собственник приватизированного объекта обладает правом первоочередного его выкупа в случае принятия закона о разрешении приватизации земельного участка, находящегося под приватизированным объектом или относящихся к нему.

2. Подлежащие регистрации сведения об ограничении прав на использование земельного участка, в том числе о соответствии с сервитутами и иными обременениями, установленными на дату продажи здания, строения, сооружения, предприятия, а также о таких обременениях, установление которых было предусмотрено решениями правомочных органов государственной власти (органов местного самоуправления), принятыми на указанную дату, представляются заявителю в 2-месячный срок соответствующим органом по регулированию земельных отношений и органом архитектуры и градостроительства.

3. Устанавливаются следующие сервитуты на земельные участки:

- обеспечение безвозмездного и беспрепятственного использования объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент совершения сделки, а также тех, которые могут быть созданы в будущем, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- обеспечение возможности размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

- строительство новых объектов инфраструктуры, в том числе прокладка электрических и телефонных кабелей, водопровода, газопроводов, канализации;

- обеспечение возможности доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры.

Перечень сервитутов устанавливается федеральным законодательством и законами города Москвы.

4. Реализация сервитутов и иных обременений, которая может нанести ущерб владельцу, осуществляется на компенсационной основе в соответствии с договором между владельцем и соответствующим государственным органом.

5. Споры о правомочности установления ограничений на использование земельного участка (в т.ч. о сервитутах) подлежат разрешению в судебном порядке.


Статья 57. Приватизация предприятия, имеющего на балансе объекты жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства

1. Объекты жилищной сферы (жилищного фонда) и жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на балансе приватизируемых предприятий, могут:

- передаваться в ведение местных органов власти;

- включаться в состав уставного капитала акционерного общества, создаваемого на базе приватизированного предприятия.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства, являющиеся структурными подразделениями предприятия, могут быть выделены в самостоятельный объект приватизации, преобразуемый в акционерное общество или продаваемый целиком.

2. При принятии решения о приватизации предприятий, имеющих на балансе объекты жилищного фонда и объекты жилищно-коммунального хозяйства, в обременения объекта приватизации включаются условия передачи данных объектов городским жилищно-коммунальным службам, или условия их эксплуатации.

При передаче объектов в ведение местных органов власти определяются объемы средств для проведения необходимых работ (капитальный ремонт, текущий ремонт, подключение к централизованным энергосетям и т.д.) по передаваемым объектам в соответствие с действующими нормативами по техническому уходу и эксплуатации.

3. Оплата передачи данных объектов городским жилищно-коммунальным службам осуществляется за счет приватизируемого предприятия либо, по решению комиссии по приватизации, путем:

- включения стоимости передачи в условия конкурсной продажи пакета акций предприятия и соответствующим снижением стартовой цены пакета;

- направления соответствующей части выручки от продажи пакета акций на осуществление процедуры передачи этих объектов.

4. Включение в состав приватизируемого имущества объектов жилищной сферы (жилищного фонда) и жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе приватизируемого предприятия, происходит по решению комиссии по приватизации. Решение принимается при наличии гарантий безусловного выполнения обязательств перед жильцами, независимо от того, являются ли они работниками данного предприятия, или нет.


Статья 58. Приватизация объекта с закрепленным за ним имуществом, являющимся памятником истории и культуры

1. Передача в собственность памятников истории и культуры осуществляется на основе действующих законодательных и нормативных актов, в части приватизации памятников истории и культуры, в том числе:

- Положения об особом порядке и условиях приватизации в городе Москве объектов недвижимости, отнесенных к памятникам истории и культуры;

- типового договора купли - продажи недвижимого имущества, относящегося к памятникам истории и культуры, с учетом границ и порядка функционирования охраняемых зон;

- охранного обязательства при осуществлении права собственности на памятник истории и культуры;

- методики определения начальной стоимости здания - памятника истории и культуры города Москвы.

2. При наличии нескольких пользователей объекта недвижимости приватизации подлежит все здание - памятник в целом с обязательным заключением соглашения об общем владении зданием - памятником и долевым участием в эксплуатации, ремонте и реставрации.

3. Продажа памятников истории и культуры осуществляется по поручению органа по управлению собственностью специализированными государственными унитарными предприятиями и иными уполномоченными лицами.

4. Определение начальной стоимости зданий - памятников, передаваемых в собственность гражданам и юридическим лицам, осуществляется Государственным органом контроля охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы на основе методики определения начальной стоимости здания - памятника истории и культуры города Москвы.


Статья 59. Порядок учета и распоряжения объектами гражданской обороны

1. При приватизации предприятий, на балансе которых имеются объекты и имущество гражданской обороны и/или мобилизационные запасы и мощности, необходимо заключение соответствующего органа по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Данное заключение должно включать:

- перечень имущества гражданской обороны и/или мобилизационных запасов и мощностей;

- задания по гражданской обороне и мобилизационные задания, возложенные на предприятие уполномоченными органами государственной власти.

2. Объекты и имущество гражданской обороны, мобилизационные запасы и мощности исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия. Между государством и акционерным обществом заключается договор о передаче данного имущества обществу на хранение и безвозмездное пользование, а также о правах и обязанностях общества в отношении принятого имущества и выполнения мероприятий гражданской обороны и мобилизационных заданий.

Договор заключается в соответствии с "Положением о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", принимаемым Правительством Российской Федерации.

3. Обязательства по мобилизационным заданиям включаются в обременения предприятия.


Статья 60. Учет экологического фактора

1. Порядок учета экологического фактора при приватизации унитарных предприятий устанавливается территориальным отделением Федерального органа охраны окружающей среды совместно с органом по управлению собственностью с учетом предложений департаментов и ведомств города Москвы.

2. Учет экологического фактора при приватизации промышленных предприятий предполагает наличие экологического паспорта. Органом по охране окружающей среды на основании проведенного экологического аудита утверждается "Экологический паспорт предприятия", содержащий требования по экологической санации предприятия и рекомендации по выводу, ликвидации, перепрофилированию предприятия по экологическим показателям (если предприятие экологически опасно, расположено на особо охраняемой территории или объекта, или граничит с его охранной зоной).

3. Отнесение предприятий к определенному классу экологической опасности на основании экологического аудита и/или экспертно - экологической оценки осуществляется с учетом степени воздействия на организм выбрасываемых (сбрасываемых) предприятием в среду вредных и загрязняющих веществ.

4. Перечень экологически опасных предприятий представляется в орган по управлению собственностью органом по охране окружающей среды. При этом по каждому предприятию, внесенному в перечень, должны быть указаны:

1) Класс экологической опасности;

2) Факт наличия действующих источников загрязнений;

3) Список необходимых обременений и срок их действия;

4) Возможность уменьшения экологической опасности и необходимый объем инвестиций;

5) Список природоохранных мероприятий и объем средств из Московского городского экологического фонда, направляемый в данное предприятие для уменьшения уровня (класса) экологической опасности;

6) Возможность приватизации предприятия.

5. При принятии решения о приватизации органом по охране окружающей среды составляется программа мероприятий по экологическому оздоровлению объекта с указанием соответствующих объемов капиталовложений.

Программа составляется исходя из требований достижения нормативов предельно-допустимых выбросов, сбросов, размещения отходов, требований по рекультивации земель всех категорий основного целевого назначения, снижения риска нанесения ущерба окружающей среде в результате возможных аварий.

6. По согласованному решению органа по управлению собственностью с органом по охране окружающей среды России экологические мероприятия включаются в инвестиционную программу развития общества.

7. Приватизация предприятий, подлежащих выводу по экологическим требованиям, осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и нормативными актами города Москвы.


Статья 61. Антимонопольное регулирование и меры по созданию конкурентной среды

1. Дела о приватизации предприятий, доля которых на соответствующем федеральном, московском или межрегиональном товарном рынке составляет более 35%, а также создаваемые в процессе приватизации холдинговые компании, рассматриваются при наличии соответствующего представления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства или его территориального управления (далее - Антимонопольный орган).

2. Для осуществления мер по антимонопольному контролю и подготовке предложений по развитию конкуренции и демонополизации в процессе приватизации в состав соответствующих комиссий по приватизации органа по управлению собственностью могут включаться представители Антимонопольного органа.

3. Предприятия, доминирующие на товарных рынках, предприятия, работающие в условиях естественной монополии или приравненных к ним сферах хозяйственной деятельности, подлежат реорганизации в процессе приватизации в соответствии с действующим законодательством.

4. Приватизация предприятия, доминирующих на товарных рынках, по согласованию с Антимонопольными органами может быть осуществлена единым комплексом с учетом требований антимонопольного законодательства.

5. Приватизация предприятий, внесенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, Реестр естественных монополий, осуществляются исключительно с согласия Антимонопольных органов, иных уполномоченных органов по регулированию деятельности естественных монополий.

6. При приобретении инвестором 20-ти или более процентов акций (паев и долей участия) в уставном капитале или акций, обеспечивающих более 50 процентов голосов акционеров, осуществляется контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства.

7. При подготовке плана приватизации, выполнение которого может привести к образованию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках, комиссия по приватизации должна получить заключение Антимонопольного органа о соответствии антимонопольному законодательству предполагаемых действий.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.