Подготовка к приватизации

Глава 4. Подготовка к приватизации


Статья 18. Подготовительный период

1. Подготовительный период - интервал времени с момента инициации приватизации предприятия до утверждения плана приватизации органом по управлению собственностью.

В подготовительный период запрещается без согласия органа по управлению собственностью Москвы:

- осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия;

- продавать имущество, в том числе недвижимое, и передавать его с баланса приватизируемого предприятия;

- изменять и прекращать действие заключенных ранее договоров аренды занимаемых приватизируемым предприятием нежилых помещений, зданий, строений, а также договоров аренды имущества предприятия, сданного третьим лицам;

- изменять штатное расписание предприятия, сокращать численность его работников без решения трудового коллектива предприятия (структурного подразделения);

- увольнять и переводить на другую работу работников и должностных лиц администрации предприятия (структурного подразделения), являющихся членами комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию.

На руководителя предприятия (управляющего) возлагаются дополнительные функции по подготовке предприятия к приватизации.

2. В подготовительный период:

- создается комиссия по приватизации;

- разрабатываются и утверждаются план приватизации, устав открытого акционерного общества, инвестиционная программа развития общества, инвестиционные и/или социальные условия при продаже пакета акций на коммерческом конкурсе с инвестиционными и/или социальными условиями;

- разрабатываются условия по передаче пакетов акций в доверительное управление;

- могут быть проведены реорганизация и реструктуризация имущественного комплекса предприятия.

3. Подготовительный период завершается утверждением плана приватизации, устава, инвестиционной программы, инвестиционных и/или социальных условий.


Статья 19. Заявка на приватизацию

1. Форму заявки устанавливает федеральный орган по управлению государственным имуществом.

2. Регистрации подлежат заявки, поданные по утвержденной форме, при условии уплаты заявителем сбора и представления документов, являющихся обязательным приложением к заявке.

Квитанция об оплате сбора прилагается к заявке.

К заявке может прилагаться план приватизации, разработанный заявителем в соответствии с действующим законодательством.

3. Заявка на приватизацию имущества подается в орган по управлению собственностью Москвы и регистрируется в день подачи.

4. Заявка юридического лица подписывается руководителем предприятия либо лицом, уполномоченным высшим органом управления предприятия. Подпись заявителя заверяется печатью предприятия.

Обязательными приложениями к заявке юридического лица являются заверенные нотариально, либо органом, осуществившим регистрацию предприятия, копия свидетельства о регистрации, копия учредительных документов заявителя, банковские реквизиты заявителя - юридического лица, а также должна быть указана доля государства, субъектов Российской Федерации и/или муниципальных образований в уставном капитале данного юридического лица.

5. Заявка трудового коллектива государственного или муниципального предприятия, структурного подразделения принимается к рассмотрению в случае, если решение о приватизации предприятия, структурного подразделения принято общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, структурного подразделения не менее чем половиной его членов (делегатов конференции). Заявка трудового коллектива предприятия, структурного подразделения подписывается членом трудового коллектива, уполномоченным на это общим собранием (конференцией) предприятия, подразделения.

К заявке трудового коллектива прилагаются заверенные печатью предприятия выписка из протокола общего собрания (конференции) трудового коллектива и подписной лист членов трудового коллектива предприятия, подразделения.

В случае проведения конференции трудового коллектива к выписке из протокола конференции прилагаются протоколы общих собраний подразделений и подписные листы членов трудовых коллективов подразделений предприятия.

6. При предъявлении заявки физическим лицом последнее обязано предъявить документ, удостоверяющий в соответствии с действующим законодательством личность.

7. Орган по управлению собственностью Москвы в недельный срок обязан в письменном виде уведомить предприятие и его трудовой коллектив о поступлении заявки на приватизацию.


Статья 20. Документы для приватизации

1. В процессе подготовки решения о приватизации и плана приватизации орган по управлению собственностью Москвы (комиссия по приватизации) имеет право затребовать от приватизируемого предприятия следующие документы:

- баланс предприятия на последнюю отчетную дату, предшествующую инициации приватизации и дате рассмотрения вопроса;

- свидетельство Московской регистрационной палаты о регистрации предприятия;

- свидетельство о государственной регистрации объекта недвижимости и прав на него;

- информационное письмо (справку) органов государственной статистики с указанием кодов ОКПО предприятия;

- учредительные документы предприятия до приватизации;

- документы, определяющие права предприятия по отношению к используемому имуществу и земельному участку;

- выписку из паспорта БТИ, поэтажный план, включая экспликацию, справку о техническом состоянии здания (зданий);

- акты оценки стоимости имущества предприятия;

- справку о дебиторской и кредиторской задолженности;

- аудиторское заключение по утвержденной Правительством Москвы форме;

- заключение органов по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне о мобилизационном задании и объектам гражданской обороны.

2. Получение иных документов, связанных с отраслевой особенностью объекта приватизации, осуществляется по запросу органа по управлению собственностью Москвы.


Статья 21. Принятие решения о приватизации

1. При рассмотрении заявки и документов на приватизацию органом по управлению собственностью Москвы могут быть приняты следующие решения:

- об отказе в приватизации;

- об установлении ограничений на приватизацию в виде закрепления в собственности города Москвы пакета акций или использования специального права "Золотая акция";

- о разрешении осуществлять приватизацию без ограничений.

2. Подготовка решения о приватизации включает в себя:

- анализ фактического состояния предприятия;

- описание обязательств предприятия, накладывающих обременения на объект приватизации и/или покупателя, и отраженных в учредительных документах акционерного общества и/или в форме взаимных условий, взятых на себя продавцом и покупателем;

- выявление необходимости и способов сохранения управляемости приватизированным объектом.

3. Отказ в приватизации возможен в случае, если:

- на приватизацию объекта установлен запрет;

- имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте;

- объект, указанный в заявке на приватизацию, не относится к государственной или муниципальной собственности;

- имущество, указанное в заявке на приватизацию, подлежит отчуждению в соответствии с другими федеральными законами.

4. По результатам рассмотрения заявки на приватизацию предприятияОрган по управлению собственностью Москвы в 3-дневный срок после принятия решения о приватизации или об отказе в приватизации уведомляет в письменном виде лицо, подавшее заявку, руководителя предприятия и его трудовой коллектив о принятом решении с обоснованием такого решения.


Статья 22. Комиссия по приватизации. Городская комиссия

1. Орган по управлению собственностью Москвы после принятия решения о приватизации формирует и утверждает комиссию по приватизации или поручает проведение приватизации постоянно действующей Городской комиссии по приватизации (далее - комиссия по приватизации).

В состав комиссии по приватизации входят представители:

- органа по управлению собственностью Москвы;

- Департамента финансов (финансовых органов);

- Антимонопольного органа;

- Государственного органа контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы;

- органа по охране окружающей среды;

- органа по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне;

- Московского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (МРО ФКЦБ);

- органа по регулированию земельных отношений;

- органа по несостоятельности (банкротству);

- органа по архитектуре и градостроительству;

- Комитета по регистрации.

В состав комиссии по приватизации входит депутат Московской городской Думы.

Председателем городской комиссии по приватизации является руководитель органа по управлению собственностью Москвы по должности.

2. В работе комиссии по приватизации при рассмотрении конкретных вопросов принимают участие с правом решающего голоса представители соответствующих отраслевых органов Правительства Москвы, территориального органа власти и трудового коллектива предприятия.

3. Основными задачами комиссии являются:

подготовка плана приватизации предприятия и его согласование в установленном порядке;

подготовка предложений о внесении изменений в утвержденный план приватизации.

4. Орган по управлению собственностью Москвы устанавливает срок подготовки плана приватизации. Указанный срок не может превышать шесть месяцев со дня подачи заявки на приватизацию.

Срок подготовки плана приватизации может быть продлен по решению органа по управлению собственностью Москвы не более чем на один год.

5. В процессе рассмотрения заявки на приватизацию и соответствующих документов комиссия по приватизации:

- организует и контролирует проведение инвентаризации имущественного комплекса, находящегося в ведении предприятия, включая нематериальные активы;

- проводит, при необходимости, реорганизационные процедуры и реструктуризацию имущественного комплекса, с составлением разделительных балансов;

- формирует имущественный комплекс объекта приватизации;

- на основании сформированного имущественного комплекса и баланса предприятия определяет уставный капитал создаваемого хозяйственного общества;

- составляет перечень обременений, наложенных на объект приватизации, со стороны государства и третьих лиц, и обременение имущества, остающегося государственным или муниципальным, в пользу предприятия, в соответствии с требованиями законодательства о приватизации и особых условий на приватизируемое предприятие и имущество;

- организует подготовку, согласует и утверждает документы по акционированию и приватизации предприятия;

- организует проведение общего собрания (конференции) трудового коллектива (если это не было сделано ранее), на котором определяется способ участия работников в приватизации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

7. Комиссия по приватизации вправе:

- запрашивать органы исполнительной власти заключения по вопросам архитектуры, градостроительства, гражданской обороны и т.д., образовывать рабочие группы, привлекать экспертов, а также аудиторские, консультационные, оценочные и иные организации.

8. Комиссия по приватизации обязана рассмотреть все проекты плана приватизации, поступившие в комиссию.

9. Комиссия по приватизации направляет принятый комиссией проект плана приватизации общему собранию трудового коллектива государственного или муниципального унитарного предприятия для согласования.

10. Председатель комиссии по приватизации руководит деятельностью комиссии и организует ее работу. Председатель комиссии имеет право в пределах своей компетенции давать предписания, обязательные для членов комиссии, должностных лиц администрации предприятия.

11. Нарушение должностными лицами администрации приватизируемого предприятия решений комиссии и предписаний председателя комиссии является однократным грубым нарушением должностных обязанностей.

12. Финансирование расходов городской комиссии по приватизации осуществляется за счет средств, находящихся в распоряжении органа по управлению собственностью Москвы.


Статья 23. План приватизации

1. План приватизации предприятия определяет перечень имущества, подлежащего приватизации и остающегося в государственной или муниципальной собственности, способы и сроки приватизации, величину уставного капитала акционерного общества, способ участия работников в приватизации, категории (типы) долей (акций), номинальную стоимость указанных долей (акций), способы и сроки их продажи, рекомендуемую форму платежа (расчетов).

2. План приватизации предприятия может предусматривать его реорганизацию, выделение структурных подразделений в самостоятельные организации или продажу активов предприятия.

3. План приватизации согласовывается с территориальным органом власти и трудовым коллективом предприятия.

Если указанные органы и трудовой коллектив в месячный срок с момента получения плана не приняли решения, план считается согласованным.

Срок согласования плана приватизации может быть продлен по просьбе территориального органа власти или трудового коллектива, но не более чем на месяц.

4. В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации трудовым коллективом решение о способе и порядке осуществления приватизации принимает Городская комиссия по приватизации.

5. План приватизации является основанием для разработки проспекта эмиссии.

6. План приватизации утверждает орган по управлению собственностью Москвы по представлению комиссии по приватизации.


Статья 24. Формирование объекта приватизации

1. В результате инвентаризации формируются перечни имущества:

- передаваемого в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества;

- оставляемого в собственности государства или муниципального образования (имущество, не используемое в производственной деятельности, объекты гражданской обороны, мобилизационные запасы, движимые и недвижимые культурные ценности и т.п.);

- передаваемого местным органам власти (объекты социально-культурного и жилищно-бытового назначения, не вошедшие в уставный капитал общества);

- являющегося собственностью третьих лиц.

2. По имуществу, остающемуся в силу действующего законодательства государственным, определяются субъекты, обеспечивающие его эксплуатацию (балансодержатели), сохранность и условия эксплуатации и, при необходимости, заключаются соответствующие договоры.

3. Имущество, не вошедшее в уставный капитал приватизируемого предприятия, но разрешенное к приватизации, может быть продано или передано в аренду органом по управлению собственностью Москвы.

Приватизированное предприятие имеет первоочередное право на аренду, в том числе с правом выкупа данного имущества.


Статья 25. Анализ финансово-экономического состояния объекта приватизации

Оценка финансово-экономического состояния унитарного предприятия осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Москвы, и при наличии аудиторского заключения, подготовленного по стандартам, утвержденным Правительством Москвы и предполагает анализ:

- основных технико-экономических параметров (характеристик) предприятия за последние 3 года;

- динамики портфеля заказов (оплаченных и неоплаченных, а также их соотношение);

- динамики численности работников предприятия: нормативной, фактической и приведенной (по оплате труда и полной занятости);

- динамики использования амортизационных отчислений (на реновацию, перевод на потребление и т.п.).


Статья 26. Реструктуризация имущественного комплекса. Передаточный акт и разделительный баланс

1. Реструктуризация имущественного комплекса предприятия в процессе приватизации осуществляется на основе критериев сохранения технологической целостности и/или производства конечного продукта, с разделением прав требования и обязательств.

2. Разделительный баланс составляется на основе инвентаризации (инвентаризационной описи) с участием специалистов.

3. Спорные и неделимые объекты включаются в отдельный перечень с указанием обязательств сторон по возмещению ущерба, либо поставкам продукции (работ или услуг).

4. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого предприятия, связанным с имущественным комплексом (имуществом), в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.


Статья 27. Определение обременений и обязательств

1. Формирование обязательств и обременений объекта приватизации осуществляется по представлению отраслевых и территориальных органов власти органом по управлению собственностью.

2. Обязательства и обременения вносятся в паспорт объекта приватизации, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в план приватизации, условия договоров купли-продажи, и, при необходимости, в учредительные документы создаваемых юридических лиц с условием их преемственности при вторичных сделках.

3. С момента регистрации хозяйственного общества, созданного на базе приватизируемого предприятия, активы и пассивы предприятия (по разделительному балансу) принимаются обществом. Общество с момента регистрации становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия, если Уставом не предусмотрено иное.

4. Обязательства и обременения являются ограничениями, и учитываются при разработке инвестиционной программы развития хозяйственного общества и формулировании инвестиционных и/или социальных условий приобретения объекта приватизации по коммерческому конкурсу.


Статья 28. Разработка инвестиционных программ

1. Орган по управлению собственностью после принятия решения о приватизации имеет право:

- поручить разработку инвестиционной программы приватизируемому предприятию;

- принять за основу программу, предложенную заявителем;

- объявить конкурс инвестиционных программ.

2. Инвестиционная программа должна содержать:

- цель инвестирования и перечень решаемых задач;

- описание объекта и направлений инвестирования;

- объем, порядок, сроки и условия поступления инвестиций по этапам программы;

- порядок контроля хода выполнения инвестиционной программы.

Длительность реализации инвестиционной программы определяется технологически обоснованными сроками.

3. Инвестиционная программа может содержать:

- мероприятия по реконструкции, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширению производства, мероприятия по экологической санации предприятия;

- меры тарифного и нетарифного протекционизма в отношении российских товаропроизводителей, в том числе по использованию отечественного сырья, материалов и полуфабрикатов;

- иные условия, направленные на развитие объекта приватизации, которые включаются в инвестиционные условия продажи объекта на коммерческом конкурсе;

- требования по созданию или сохранению определенного числа рабочих мест; переподготовке или повышению квалификации работников; по сохранению существующей системы охраны труда и здоровья работников; по ограничению на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования; по реализации мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан, включаемые в социальные условия продажи объекта на коммерческом конкурсе.

4. Требования к инвестиционным программам, порядку их рассмотрения, утверждения и контроля выполнения определяются Положением, утверждаемым Правительством Москвы.


Статья 29. Инвестиционные и социальные условия

1. Инвестиционные и/или социальные условия приобретения объекта приватизации, объемы инвестиций, порядок выполнения, меры по контролю за выполнением, а также порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса выполнения таких условий утверждаются одновременно с планом приватизации.

Указанные инвестиционные и социальные условия коммерческого конкурса должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки их выполнения.

Инвестиционные и/или социальные условия приобретения объекта приватизации по коммерческому конкурсу согласовываются с содержанием и этапами реализации инвестиционной программы.

2. Инвестиционные условия могут предусматривать погашение задолженности приватизируемого предприятия перед федеральным бюджетом, бюджетом города Москвы и внебюджетными фондами.

3. Социальные условия подлежат согласованию с работниками открытого акционерного общества (трудовым коллективом предприятия), акции которого являются объектом приватизации.

4. Право собственности на имущество, продаваемое по коммерческому конкурсу с инвестиционными и/или социальными условиями, переходит к победителю конкурса после выполнения им условий в отношении объекта приватизации. Победитель конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом.

Планом приватизации может быть предусмотрен поэтапный переход (регистрации) права собственности на объект приватизации в соответствии с графиком внесения инвестиций.

5. С победителем конкурса (инвестором) заключается договор (контракт) на инвестирование на срок, предусмотренный инвестиционными и/или социальными условиями, но не более трех лет.

6. В случае, если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, указанное общество одновременно с договором о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и/или социальных условий заключает договор об использовании инвестиционных средств.

Орган по управлению собственностью обеспечивает подписание договора инвестора с приватизируемым предприятием о реализации инвестором инвестиционных условий и выполнении обществом инвестиционной программы.

7. Заключение договоров является обязательным для победителя коммерческого конкурса, а также для открытого акционерного общества, акции которого являются объектом приватизации.

8. Для контроля целевого использования средств хозяйственным обществом инвестор может назначить представителя в ревизионную комиссию, а в случае приобретения пакета акций размером более 10 процентов - на срок до очередного общего собрания акционеров представителя в совет директоров с правом совещательного голоса.

9. На время выполнения инвестиционных и/или социальных условий победитель коммерческого конкурса до перехода к нему права собственности на акции акционерного общества обязан в письменной форме согласовывать позицию с органом по управлению собственностью при голосовании по следующим вопросам:

внесение изменений и дополнений в учредительные документы открытого акционерного общества;

залог, сдача в аренду, отчуждение имущества открытого акционерного общества, если стоимость такого имущества по совокупности в течение года превышает 10 процентов уставного капитала открытого акционерного общества;

залог и отчуждение недвижимого имущества открытого акционерного общества;

получение кредита в размере более чем 10 процентов стоимости чистых активов открытого акционерного общества;

учреждение хозяйственных обществ;

эмиссия ценных бумаг, не конвертируемых в акции открытого акционерного общества;

утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счетов прибыли и убытков открытого акционерного общества, а также распределение его прибыли и убытков.

Победитель коммерческого конкурса не вправе осуществлять голосование за реорганизацию или ликвидацию открытого акционерного общества.

10. Все инвестиционные и социальные условия коммерческого конкурса реализуются за счет денежных средств, внесенных победителем коммерческого конкурса на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с заключенным им договором о порядке выполнения инвестиционных и/или социальных условий.

11. Инвестиции в денежной или иной форме, осуществленные победителем коммерческого конкурса для выполнения инвестиционных и /или социальных условий, не подлежат налогообложению.


Статья 30. Формирование уставного капитала

1. Уставный капитал определяется путем суммирования стоимостных (балансовых) оценок следующих видов имущества, отнесенного к приватизируемому предприятию по балансу:

остаточная (восстановительная) стоимость основных фондов;

стоимость сырья и материалов на складах;

остаточная стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

стоимость нематериальных активов (в том числе объекты интеллектуальной собственности);

дебиторская задолженность;

стоимость вложений предприятия в другие хозяйственные общества;

стоимость собственных средств предприятия (имущества, не вошедшего в уставный капитал при создании унитарного предприятия);

и уменьшения на величину кредиторской задолженности.

2. Суммарная величина имущественной оценки и оценки нематериальных активов оформляется актом оценки уставного капитала.


Статья 31. Формирование органов управления создаваемого хозяйственного общества

1. Орган по управлению собственностью Москвы в качестве учредителя и представителя собственника всех долей (акций) общества, создаваемого на базе приватизируемого предприятия, формирует совет директоров общества, ревизионную комиссию и назначает генерального директора (управляющего).

2. Контракт с исполнительным органом общества должен включать цели работы, критерии оценки эффективности деятельности исполнительного органа и общества, ответственность исполнительного органа за принятые решения.

3. Члены совета директоров, являющиеся государственными или муниципальными служащими, назначаются. С членами совета директоров, не являющимися служащими, заключается контракт с указанием в нем цели работы, критериев оценки работы и отчетности. Кандидаты в члены совета директоров могут определяться на конкурсной основе. Территориальные и отраслевые органы управления могут представлять своих кандидатов.

4. Ревизионная комиссия общества формируется по согласованию с государственными контрольными органами.

Аудит проводится аудиторской фирмой, уполномоченной Правительством Москвы.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.