г. Хабаровск |
|
03 декабря 2018 г. |
А73-5382/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: Лесненко С.Ю., Михайловой А.И.
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива": Климова Е.П., представитель по доверенности от 16.04.2018 N 4;
от комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Лукашина Т.В., представитель по доверенности от 14.11.2017 N 33;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 25.05.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018
по делу N А73-5382/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи Харьковская Е.Г., Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива"
к комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным предписания
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная инициатива" (ОГРН 1082721446983, ИНН 2721163502, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Гоголя, 15, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным предписания комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, Амурский бульвар, д. 43, офис 600, далее - комитет) от 26.03.2018 N П2018-06-0050 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 25.05.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018, требование общества удовлетворено, оспариваемое предписание признано незаконным.
Комитет, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, подал в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества. Податель жалобы, руководствуясь положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), настаивает, что общество, будучи управляющей организацией многоквартирного дома, не было вправе в одностороннем порядке и в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о конкретном размере тарифа увеличивать плату за содержание и ремонт жилого помещения путем индексации на уровень инфляции.
Общество в отзыве доводы кассационной жалобы отклонило, утверждает о законности состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами из материалов дела установлено, что на основании распоряжения от 22.02.2018 N 407-р комитетом в связи с поступлением обращения Приходкина Ю.П. проведена внеплановая выездная проверка общества как управляющей организации многоквартирного дома N 54, расположенного по ул. Шеронова в г. Хабаровске.
По результатам проверки составлен акт от 26.03.2018 N П2018-06-0050, которым зафиксировано, что обществом неправомерно и в нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ повышался размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в период с 2011 года по 2018 год.
Предписанием от 26.03.2018 N П2018-06-0050 обществу предписано устранить в срок до 30.04.2018 выявленное нарушение требований части 7 статьи 156, части 2 статьи 162, пункта 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), выразившееся в начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома N 54 с 01.01.2011 по настоящее время в размере, не утвержденном общим собранием собственников помещений.
Общество, не согласившись с названным предписанием, считая его незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд, который по результатам исследования и оценки по правилам главы 7 АПК РФ доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, в том числе, договора управления от 01.12.2008 N 12, протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 54 по ул. Шеронова от 24.11.2008, от 25.12.2010, руководствуясь нормами жилищного законодательства, требование удовлетворил, признав, исходя из конкретных фактических обстоятельств спора, несостоятельными суждения комитета о незаконности изменения обществом с 01.01.2011 размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, повторно рассмотревшим дело в порядке главы 34 АПК РФ, с чем соглашается окружной суд.
В силу положений подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Как установлено частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, то есть собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно положениям части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктом 31 Правил содержания общего имущества предусмотрено аналогичное положение о том, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год, с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно разъяснениям пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.
Из приведенных выше норм ЖК РФ и Правил содержания общего имущества, по обоснованным выводам судебных инстанций, следует, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников является волеизъявление последних, выраженное в принимаемом общем собрании таких собственников решении.
Как установлено судами из материалов дела, на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 54 по ул. Шеронова от 24.11.2018 общество избрано управляющей организацией рассматриваемого многоквартирного дома, определен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, установленном для нанимателей по действующему постановлению Мэра города.
Во исполнение вышеуказанного протокола заключен договор управления многоквартирным домом от 01.12.2008 N 12, согласно пункту 4.2 которого на момент заключения договора плата за услуги по содержанию и ремонту устанавливается в соответствии с Постановлением Мэра города Хабаровска и составляет 21,47 руб./кв. м. в месяц.
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 54 по ул. Шеронова от 25.12.2010 принято решение (пункт 4) индексировать действующий размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с 01 января каждого года, но не более показателя инфляции услуг ЖКХ, рассчитываемого Минэкономразвития РФ ежегодно.
С учетом вышеуказанного протокола общество в период с 2011 года по 2018 год производило ежегодное повышение размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (за исключением 2012 года и 2018 года, в которых размер не повышался).
Какие-либо иные решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 54 по ул. Шеронова относительно способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не принимались.
На основании части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Судами установлено и заявителем кассационной жалобы не опровергнуто, что примененные обществом в период с 2011 года по 2018 год в связи с принятием общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 54 по ул. Шеронова решения от 25.12.2010 ставки размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не превышали ставки, приведенные в соответствующих постановлениях администрации города Хабаровска, принятых во исполнение части 4 статьи 158 ЖК РФ.
Поскольку фактически повышение размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в 2011-2018 годах произведено обществом, вопреки доводам кассатора, не в одностороннем порядке, а на основании соответствующего решения общего собрания, притом что примененный размер платы не превысил норматив, определенный органом местного самоуправления применительно к части 4 статьи 158 ЖК РФ, судебные инстанции, исходя из конкретных фактических обстоятельств спора, пришли к обоснованному и мотивированному выводу о недоказанности комитетом наличия со стороны общества какого-либо нарушения.
В этой связи суды правомерно признали оспариваемое предписание комитета от 26.03.2018 N П2018-06-0050 об устранении выявленных нарушений незаконным.
Учитывая установленные по настоящему делу фактические обстоятельства и правильное применение судами норм жилищного законодательства, отсутствие нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, суд кассационной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу комитета - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.05.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 по делу N А73-5382/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и заявителем кассационной жалобы не опровергнуто, что примененные обществом в период с 2011 года по 2018 год в связи с принятием общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 54 по ул. Шеронова решения от 25.12.2010 ставки размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не превышали ставки, приведенные в соответствующих постановлениях администрации города Хабаровска, принятых во исполнение части 4 статьи 158 ЖК РФ.
Поскольку фактически повышение размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в 2011-2018 годах произведено обществом, вопреки доводам кассатора, не в одностороннем порядке, а на основании соответствующего решения общего собрания, притом что примененный размер платы не превысил норматив, определенный органом местного самоуправления применительно к части 4 статьи 158 ЖК РФ, судебные инстанции, исходя из конкретных фактических обстоятельств спора, пришли к обоснованному и мотивированному выводу о недоказанности комитетом наличия со стороны общества какого-либо нарушения."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 декабря 2018 г. N Ф03-5279/18 по делу N А73-5382/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5279/18
15.08.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3622/18
25.05.2018 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-5382/18
18.04.2018 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-5382/18