г. Хабаровск |
|
05 сентября 2019 г. |
А37-787/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи Луговой И.М.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное):
от Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго":
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное)
на решение от 19.03.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019
по делу N А37-787/2018 Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривали: судья Адаркина Е.А., в апелляционном суде судьи: Харьковская Е.Г., Тищенко А.П., Швец Е.А.
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) (ОГРН 1024900962272, ИНН 4900008419, место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Горького, д. 20 А)
к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148, место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Советская, д. 24)
о взыскании финансовых санкций
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее -управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - общество, страхователь) финансовых санкций в размере 896 500 руб. за представление неполных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за март 2017 года.
Решением суда от 19.03.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Управление, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением положений материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Фонд в жалобе настаивает на неверном толковании судами норм права по отношению к фактическим обстоятельствам, указывая, что финансовые санкции подлежат взысканию с общества, поскольку предоставление последним дополнительных сведений в отношении сотрудников, ранее не указанных в исходной форме СЗВ-М, и тем более после получения соответствующего уведомления от управления, является не исправлением ошибок, а должно расцениваться как предоставление новых сведений с нарушением установленного срока.
Общество, извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, отзыв не представило, явку представителей в судебное заседание, как и Фонд, не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ соблюдение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.04.2017 общество направило в управление по телекоммуникационным каналам связи исходные сведения по форме СЗВ-М в отношении 264 застрахованных лиц за март 2017 года.
Управление на основании представленных обществом сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года провело проверку правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам проведенного управлением анализа полноты представленных обществом сведений, обществу направлено уведомление от 17.05.2017 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными обществом сведениями и сведениями, имеющимися у учреждения, предложено представить пояснения или дополняющую форму СЗВ-М за февраль и март 2017 года.
18.05.2017 обществом по телекоммуникационным каналам связи направлена дополняющая форма СЗВ-М за март 2017 в отношении 2057 застрахованных лиц (из них данные по 1793 застрахованным лицам, отраженным в дополняющей форме СЗВ-М за март 2017 года, в исходной форме отсутствовали).
Фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.06.2017 N 059S18170001561, которым предложено привлечь общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Рассмотрев акт от 26.06.2017, управление приняло решение от 03.08.2017 N 059S19170001835 о привлечении общества к ответственности с применением предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ финансовой санкции в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо на общую сумму 896 500 руб.
05.09.2017 управление выставило обществу требование N 059S01170254791 об уплате штрафа в размере 896 500 руб. в срок до 03.10.2017.
Поскольку требование обществом в добровольном порядке не исполнено, управление обратилось с заявлением о взыскании финансовых санкций в арбитражный суд, который в удовлетворении требования отказал в связи с отсутствием оснований для привлечения общества к ответственности. Апелляционный суд, повторно рассматривая дело по правилам главы 34 АПК РФ, подтвердил выводы суда первой инстанции, которые суд кассационной инстанции также находит обоснованными.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого вменено управлением обществу, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с положениями статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В то же время, положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция) установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц в определенном данным нормативным документом порядке.
Пунктом 37 Инструкции определено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Согласно абзацу 5 данного пункта Инструкции страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 39 Инструкции (действующем в спорный период) установлено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно абзацу 2 пункта 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, приведенные положения Инструкции и Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю возможность не быть привлеченным к ответственности в случае соблюдения определенных условий.
Судами установлено, что первоначально отчетность по форме СЗВ-М (тип исходная) за март 2017 года в отношении застрахованных лиц представлена обществом 10.04.2017, то есть в установленный Законом N 27-ФЗ срок. Впоследствии, дополняющая форма СЗВ-М была представлена страхователем на следующий день после получения уведомления Фонда от 17.05.2017 об устранении ошибок и (или) несоответствий в сведениях, а именно 18.05.2017.
В связи с изложенным арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии основании для взыскания с общества финансовых санкций.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.03.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 по делу N А37-787/2018 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.М. Луговая |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 39 Инструкции (действующем в спорный период) установлено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно абзацу 2 пункта 39 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, приведенные положения Инструкции и Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю возможность не быть привлеченным к ответственности в случае соблюдения определенных условий.
Судами установлено, что первоначально отчетность по форме СЗВ-М (тип исходная) за март 2017 года в отношении застрахованных лиц представлена обществом 10.04.2017, то есть в установленный Законом N 27-ФЗ срок. Впоследствии, дополняющая форма СЗВ-М была представлена страхователем на следующий день после получения уведомления Фонда от 17.05.2017 об устранении ошибок и (или) несоответствий в сведениях, а именно 18.05.2017."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 сентября 2019 г. N Ф03-3898/19 по делу N А37-787/2018