г. Хабаровск |
|
19 сентября 2019 г. |
А59-7002/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, Т.Н. Никитиной
при участии:
от муниципального автономного учреждения "Редакция газеты "Южно-Сахалинск сегодня": представитель не явился;
от Городской Думы города Южно-Сахалинска: Косякина Н.Г., представитель по доверенности от 17.04.2019 N 508; Ковалевская С.Н., представитель по доверенности от 17.04.2019 N 510;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного учреждения "Редакция газеты "Южно-Сахалинск сегодня"
на решение от 22.03.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019
по делу N А59-7002/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шестопал И.Н.; в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Пяткова А.В., Солохина Т.А.;
по заявлению муниципального автономного учреждения "Редакция газеты "Южно-Сахалинск сегодня" (ОГРН 1036500619440, ИНН 6501144540, место нахождения: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Невельская, 31)
к Контрольно-счетной палате Городской Думы города Южно-Сахалинска (ОГРН 1036500602247, ИНН 6501089755, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 252)
о признании недействительным представления в части
Муниципальное автономное учреждение "Редакция газеты "Южно-Сахалинск сегодня" (далее - МАУ "Редакция газеты "Южно-Сахалинск сегодня", учреждение, газета) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными пункта 2.2 и пункта 2.3 (в части возмещения в бюджет незаконно выплаченной доплаты в размере 526 130 руб.) представления от 28.08.2018 N 4-6 Контрольно-счетной палаты Городской Думы города Южно-Сахалинска (далее - контрольно-счетная палата).
Решением суда от 22.03.2019 требования учреждения удовлетворены частично. Суд признал недействительным пункт 2.2 оспариваемого представления от 28.08.2018 N 4-6 в части нарушения, касающегося необходимости возврата в бюджет городского округа средств субсидии на иные цели в размере 51 716 руб., использованные незаконно; в удовлетворении остальных заявленных требований отказано.
Учреждение обжаловало решение суда в апелляционном порядке в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 2.3 представления от 28.08.2018 N 4-6 в части возмещения в бюджет незаконно выплаченной доплаты в размере 526 130 руб.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 решение суда от 22.03.2019 в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МАУ "Редакция газеты "Южно-Сахалинск сегодня" просит принятые по делу судебные акты отменить как незаконные, необоснованные, основанные на неправильном применении норм материального права, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов о том, что учреждением допущено нецелевое расходование бюджетных средств в виде доплаты главному бухгалтеру газеты за исполнение обязанностей делопроизводителя. Приводит доводы, что спорная доплата не может быть признана нецелевой, поскольку она прописана в трудовом договоре главного бухгалтера, рассчитана в объеме субсидии из бюджета, включена в состав расходов по заработной плате при получении субсидии. По мнению учреждения, представление в оспариваемой части вынесено в отсутствие предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) оснований.
Контрольно-счетная палата в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании против доводов газеты возражают, просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области.
МАУ "Редакция газеты "Южно-Сахалинск сегодня" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 17.05.2018 по 26.06.2018 контрольно-счетной палатой проведена проверка учреждения по вопросу правильности определения объема субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг и субсидий на иные цели, целевого и эффективного использования средств субсидий за 2017 и 2018 годы.
По результатам проверки составлен акт от 25.06.2018.
В ходе проверки, в том числе, установлено, что в нарушение Плана финансово-хозяйственной деятельности на расходы по оплате труда и требований статей 57, 60, 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации приказом от 27.03.2013 N 22 на главного бухгалтера Федотенкову Н.В. было возложено исполнение обязанностей по ведению делопроизводства с доплатой за увеличение объема выполняемой работы в размере 15 000 руб. ежемесячно при отсутствии в штатном расписании учреждения такой должности, без заключения с главным бухгалтером дополнительного трудового соглашения на исполнение обязанностей делопроизводителя.
В этой связи, главному бухгалтеру незаконно произведено начисление доплаты за исполнение обязанностей по ведению делопроизводства по отсутствующей в штатном расписании должности за проверяемый период в общей сумме 526 130 руб., из которых в 2018 году по июнь месяц - 181 130 руб.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений на него, контрольно-счетной палатой вынесено представление от 28.08.2018 N 4-6, пунктом 2.3 которого учреждению предлагается возместить в бюджет незаконно выплаченную доплату в размере 526 130 руб.
Не согласившись с представлением в части, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в отношении признания недействительным пункта 2.3 вышеназванного представления в оспариваемой части, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ).
В силу пункта 1.5 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" муниципальным бюджетным и автономным учреждениям", утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 05.04.2011 N 506, предоставление субсидий муниципальному учреждению осуществляется учредителем в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в решении Городской Думы города Южно-Сахалинска о бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск" на очередной финансовый год.
Согласно уставу учредителем МАУ "Редакция газеты "Южно-Сахалинск сегодня" является администрация города Южно-Сахалинска.
Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 19.12.2016 N 4069 утверждены Методические рекомендации по форме, порядку составления плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений городского округа "Город Южно-Сахалинск" и подготовке отчета о выполнении этого плана (далее - Методические рекомендации).
В целях формирования показателей Плана финансово-хозяйственной деятельности по поступлениям и выплатам, включенных в табличную часть Плана (Таблицы 2, 2.1, 3, 4), учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" на очередной финансовый год (при трехлетнем планировании на очередной финансовый год и плановый период) План, исходя из представленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - Учредитель), информации о планируемых объемах расходных обязательств: субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания; субсидий, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ; публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа местного самоуправления планируется передать в установленном порядке муниципальному учреждению; бюджетных инвестиций (в части переданных полномочий муниципального заказчика в соответствии с БК РФ); субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность; грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых по результатам конкурсов. Проект табличной части Плана предоставляется Учредителю для согласования (пункт 1.4 Методических рекомендаций).
После принятия решения о бюджете городского округа "Город ЮжноСахалинск" на очередной финансовый год (при трехлетнем планировании на очередной финансовый год и плановый период) проект Плана уточняется учреждением (в случае необходимости) по информации Учредителя, перечень которой указан в пункте 1.4 настоящих Методических рекомендаций, и направляется: на рассмотрение наблюдательному совету (в случае, если учреждение автономного типа); на утверждение Учредителю (в случае, если учреждение бюджетного типа) (учредитель вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План руководителю учреждения) (пункт 1.5 Методических рекомендаций).
Расходование средств учреждением осуществляется в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности (пункт 1.10 Методических рекомендаций).
В расчет (обоснование) плановых показателей выплат персоналу (строка 210 Таблицы 2) включаются расходы на оплату труда, компенсационные выплаты, включая пособия, выплачиваемые из фонда оплаты труда, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное медицинское страхование. При расчете плановых показателей по оплате труда учитывается расчетная численность работников, включая основной персонал, вспомогательный персонал, административно-управленческий персонал, обслуживающий персонал, расчетные должностные оклады, ежемесячные надбавки к должностному окладу, районные коэффициенты, стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, а также иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами учреждения в соответствии с утвержденным штатным расписанием, а также индексация указанных выплат (пункт 2.7 Методических рекомендаций).
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, установив, что дополнительная выплата заработной платы главному бухгалтеру МАУ "Редакция газеты "Южно-Сахалинск сегодня" за счет средств субсидии, предоставленной учреждению из местного бюджета, производилась за работу по должности делопроизводителя, которая не предусмотрена штатным расписанием газеты и не была заявлена в Планах финансово-хозяйственной деятельности заявителя на 2017 и 2018 года, поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения бюджетного законодательства, суды правомерно признали законным и обоснованным пункт 2.3 оспариваемого представления в части обязания возместить в бюджет 526 130 руб. выплаченной доплаты и отказали в удовлетворении требований в данной части. Арифметический расчет незаконно выплаченной доплаты в размере 526 130 руб. учреждением не оспаривается.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии учреждения с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая, что государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1 500 руб., а фактически уплачено 3 000 руб., государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю на основании статьи 104 АПК РФ как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.03.2019 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А59-7002/2018 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федотенковой Наталье Валентиновне государственную пошлину, излишне уплаченную за муниципальное автономное учреждение "Редакция газеты "Южно-Сахалинск сегодня", по чеку-ордеру от 02.08.2019 (операция 4986), в размере 1500 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Главбух учреждения получал доплату за работу делопроизводителя за счет субсидии на выполнение муниципального задания. Контрольно-счетная палата признала доплату незаконной и потребовала вернуть деньги в бюджет. Суд округа вслед за нижестоящими инстанциями согласился с этим и признал доплату нецелевым расходованием субсидии.
Объем субсидии определялся исходя из численности работников, их окладов и надбавок в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Поскольку в нем не было должности делопроизводителя, при расчете субсидии не были предусмотрены расходы на оплату труда по ней.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 сентября 2019 г. N Ф03-3965/19 по делу N А59-7002/2018
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3965/19
12.09.2019 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-7002/18
03.06.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2954/19
29.05.2019 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-7002/18
22.03.2019 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-7002/18