г. Хабаровск |
|
25 мая 2021 г. |
А59-4545/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от Администрации города Южно-Сахалинска: Ремаренко Н.М., представитель по доверенности от 18.12.2020 N Д09-0237;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области: представитель не явился;
от третьих лиц - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021
по делу N А59-4545/2020
Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Администрации города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500538129, ИНН 6501026762, адрес: 693000, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 173) в лице Департамента централизованных закупок
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321, ИНН 6501026378, адрес: 693007, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, просп. Победы, 24)
третьи лица: Департамент городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска (ОГРН 1066501068853, ИНН 6501172040, адрес: 693001, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, просп. Мира, 64А); Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации города Южно-Сахалинска; общество с ограниченной ответственностью "Сахалин-запчастьсервис" (ОГРН 1056500619097, ИНН 6501156352, адрес: 693012 Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Шлакоблочная, 37)
о признании недействительными пунктов 1, 3 решения
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с требованием о признании недействительными пунктом 1, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Сахалинское УФАС России, антимонопольный орган) от 11.06.2020 N 065/06/99-245/2020.
Определением от 16.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации города Южно-Сахалинска, общество с ограниченной ответственностью "Сахалинзапчастьсервис" (далее - ООО "Сахалинзапчастьсервис").
Решением от 18.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 решение суда отменено, признаны недействительными пункты 1, 3 решения Сахалинского УФАС России от 11.06.2020 N 065/06/99-245/2020, как не соответствующие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Антимонопольный орган, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Администрация города Южно-Сахалинска в отзыве на кассационную жалобу просила оставить постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, представитель Администрации города Южно-Сахалинска поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, просил оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения. Сахалинское УФАС России, будучи надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя администрации, а также проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Южно-Сахалинска проведен электронный аукцион по предмету "Поставка мусоровозов с задней загрузкой".
По итогам аукциона победителем закупки признано ООО "Сахалинзапчастьсервис", с которым Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска 06.08.2019 заключен муниципальный контракт N 170/2.
Согласно условиям контракта поставщик принял на себя обязательство поставить мусоровозы с задней загрузкой в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязался принять и оплатить товар в порядке установленном контрактом (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 1.3 контракта место поставки товара: Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 480. Количество, характеристики и цена товара устанавливаются в Техническом задании. Срок поставки товара: с даты заключения контракта по 15.12.2019 (пункты 1.4 и 1.5 муниципального контракта).
Пунктом 2.1.10 контракта поставщик принял на себя обязательства обеспечить доставку товара и погрузо-разгрузочные работы собственными силами и средствами или с привлечением сил и средств иных лиц за свой счет.
В соответствии с пунктом 3.1 муниципального контракта цена контракта определяется протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0161300000119001156 от 26.07.2019 и составляет 43 799 140 руб.
Оплата по контракту осуществляется заказчиком в безналичной форме, в течение 30-ти дней с даты подписания заказчиком документов о приемке товара: акта приемки товара и товарной (товарно-транспортной) накладной, на основании выставленного поставщиком счета или счета-фактуры, путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика, указанный в реквизитах контракта (пункт 3.3 контракта). Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.2 контракта (пункт 3.4 контракта).
В соответствии с пунктом 4.2 муниципального контракта поставщик передает заказчику товар и осуществляет его разгрузку в месте поставки, в соответствии с требованиями, предусмотренными контрактом. Одновременно с передачей товара поставщик предоставляет заказчику надлежащим образом оформленную документацию.
В силу пункта 4.7 контракта право собственности на товар переходит заказчику со дня подписания товарной (товарно-транспортной) накладной и акта приемки товара без претензий к качеству и укомплектованности товара.
В пункте 9.1 стороны установили, что изменение контракта возможно по соглашению сторон, в судебном порядке, в рамках действующего законодательства. Пункт 9.2 контракта предусматривает, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количество товара, качества поставляемого товара и иных условий контракта.
В дальнейшем стороны контракта заключили дополнительное соглашение N 1 от 30.08.2019 к нему, которым заменили заказчика - Департамент городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска на Администрацию города Южно-Сахалинска.
24.12.2019 стороны на основании пунктов 9.1, 9.2 контракта, в соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заключили дополнительное соглашение N 029-1539/01 к муниципальному контракту от 06.08.2019 N 170/12 на поставку мусоровозов, согласно которому:
1. Пункт 4.1 контракта изложен в новой редакции "Приемка Товара осуществляется Заказчиком по результатам проведения внутренней экспертизы, предусмотренной пунктом 2.3.4 контракта, после предоставления Поставщиком обеспечения гарантийных обязательств, в соответствии с наименованием, количеством и характеристиками поставляемого Товара указанными в Техническом задании, а также другими условиями Контракта".
2. Пункт 4.2 контракта изложен в новой редакции: "Доставка товара осуществляется по адресу, установленному в пункте 1.3 контракта. С согласия Заказчика допускается приемка Товара на складе Поставщика, или по месту нахождения Товара, по пути следования к месту доставки, при этом обязательство по доставке Товара лежит на Поставщике. Одновременно с приемкой Товара Поставщик предоставляет Заказчику надлежащим образом оформленную документацию: оригиналы товарной (товарно-транспортной) накладной, счет и/или счет-фактуру в 3 (трех) экземплярах, акт приемки товара в 3 (трех) экземплярах, паспорт транспортного средства и другие документы, необходимые постановки на учет в уполномоченных органах, удостоверяющего качество Товара, оформленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
3. Пункт 4.7 контракта изложен в новой редакции: "Право собственности на Товар переходит Заказчику со дня подписания товарной (товарно-транспортной) накладной и акта приемки товара на складе Поставщика, и по месту нахождения Товара, по пути следования к месту доставки, при этом риск случайной гибели и/или повреждения Товара переходит от поставщика к Заказчику в месте доставки Товара указанном в пункте 1.3. контракта с даты подписания итогового акта приемки-передачи товара".
4. Раздел 4 контракта дополнен пунктом 4.8 следующего содержания: "В случае приемки Товара не по адресу, установленному в пункте 1.3 контракта, Поставщик оплачивает фактически понесенные Заказчиком командировочные расходы. Оплата производится путем удержания суммы командировочных расходов из суммы оплаты по контракту".
5. Пункт 3.3 контракта изложен в новой редакции: "Оплата по контракту осуществляется Заказчиком в безналичной форме, в течение 30-ти дней на основании товарной (товарно-транспортной) накладной и акта приемки товара, с даты выставления счета и/или счета-фактуры, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в реквизитах контракта. В случае приемки Товара не по месту, установленному в пункте 1.3 контракта, оплата по Контракту осуществляется за вычетом суммы доставки товара. Оплата доставки Товара осуществляется по факту доставки Поставщиком по месту, установленному пунктом 1.3 контракта в течение 30-ти дней с даты описания итогового акта приемки-передачи товара".
Действие дополнительного соглашения стороны распространили на период с 06.08.2019 и до истечения срока действия контракта.
Сахалинское УФАС России, проведя внеплановую проверку электронного аукциона, приняла решение от 11.06.2020 N 065/06/99-245/2020, которым признала Администрацию города Южно-Сахалинска нарушившей положения части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений закона решила не выдавать, передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции согласился с позицией антимонопольного органа о том, что внесенные дополнительным соглашением изменения повлияли на существенные условия контракта, что не допустимо при поставке для муниципальных нужд.
Отменяя решение суда и признавая решение антимонопольного органа недействительным, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа (в редакции, действовавшей в период заключения контракта);
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе также предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается за исключением их изменения по соглашению сторон в указанных в настоящей норме случаях, в том числе, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из положений пункта 5 статьи 454, пункта 3 статьи 455, пункта 2 статьи 465 и статьи 506 ГК РФ следует, что существенным условием договоров поставки, названным в законе, является условие о товаре, которое считается согласованным в случае, когда договор позволяет определить наименование и количество товара.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими законами или договором.
Как установили суды из материалов дела, пунктом 9.1 муниципального контракта от 06.08.2019 N 170/12, заключенного между Администрацией города Южно-Сахалинска и ООО "Сахалинзапчастьсервис", предусмотрена возможность изменения условий контракта по соглашению сторон, в судебном порядке, в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
В пункте 9.2 контракта закреплено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, качества поставляемого товара и иных условий контракта.
При этом, проанализировав условия контракта в совокупности с дополнительным соглашением к нему от 24.12.2019 N 029-1539/01, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изменение существенных условий сторонами допущено не было.
Так, ни наименование, ни характеристики, ни количество товара не изменились.
Цена товара по контракту составила 43 799 140 руб. и была перечислена заказчиком поставщику по платежным поручениям от 30.12.2019 N 5487 и N 5486 в сумме 43 718 717 руб. 71 коп. за вычетом 72 998 руб. 57 коп. неустойки за просрочку исполнения контракта и 7 423 руб. 72 коп. командировочных расходов сотрудников заказчика, связанных с приемкой товара не в г. Южно-Сахалинске.
В свою очередь, осмотр товара на соответствие техническому заданию и предмету контракта и его приемка заказчиком произведены в порту Ванино, по пути следования к месту доставки, в соответствии с условиями дополнительного соглашения к контракту от 24.12.2019.
При этом место поставки товара оставлено дополнительным соглашением от 24.12.2019 без изменения: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 480 (пункт 1.3 контракта), также как и переход от поставщика к покупателю риска случайной гибели и/или повреждения товара - в месте доставки товара, указанном в пункте 1.3. контракта с даты подписания итогового акта приемки-передачи товара.
Удержанные при окончательном расчете неустойка и командировочные расходы перечислены заказчиком платежным поручением N 5485 от 30.12.2019 в доход городского бюджета, информация об уменьшении суммы оплаты по контракту на сумму начисленной неустойки и командировочных расходов размещена в Единой информационной системе, при этом цена контракта согласно информации в ЕИС не изменилась и составила 43 799 140 руб.
Таким образом, как верно указано судом апелляционной инстанции, поскольку заключение дополнительного соглашения предусмотрено условиями муниципального контракта и не повлекло за собой изменение его существенных условий, такое изменение не может быть признано нарушением части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Также являются обоснованными выводы суда о том, что спорные действия не привели к предоставлению поставщику каких-либо преимуществ, либо нарушению конкуренции, поскольку были совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства и направлены на надлежащее исполнение муниципального контракта.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о незаконности пунктов 1, 3 решения от 11.06.2020 N 065/06/99-245/2020, вынесенного антимонопольным органом, в связи с чем признал их недействительными.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку сделанных судом апелляционной инстанции выводов, в связи с чем не могут быть приняты во внимание в силу пределов рассмотрения жалобы судом кассационной инстанции, установленных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного, кассационная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу N А59-4545/2020 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими законами или договором.
...
Удержанные при окончательном расчете неустойка и командировочные расходы перечислены заказчиком платежным поручением N 5485 от 30.12.2019 в доход городского бюджета, информация об уменьшении суммы оплаты по контракту на сумму начисленной неустойки и командировочных расходов размещена в Единой информационной системе, при этом цена контракта согласно информации в ЕИС не изменилась и составила 43 799 140 руб.
Таким образом, как верно указано судом апелляционной инстанции, поскольку заключение дополнительного соглашения предусмотрено условиями муниципального контракта и не повлекло за собой изменение его существенных условий, такое изменение не может быть признано нарушением части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 мая 2021 г. N Ф03-2396/21 по делу N А59-4545/2020