г. Хабаровск |
|
16 января 2024 г. |
А24-3190/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.
при участии:
от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго": Магдыч Е.А., представитель по доверенности от 01.01.2023 N КЭ-18-18-23/113 Д;
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю: Дремина А.М., представитель по доверенности от 10.01.2024 N 239
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на решение от 04.09.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023
по делу N А24-3190/2023
Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668; адрес: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д. 10; далее - ПАО "Камчатскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (ОГРН 1084101000037, ИНН 4101121182; адрес: 683003, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 124Б; далее - Фонд) о признании недействительным решения от 21.06.2023 N 410023400001904 о возмещении излишне понесенных расходов, образовавшихся в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытием сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения в сумме 130 646 руб. 25 коп.
Решением суда от 04.09.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Камчатскэнерго" (с учетом дополнения к ней) просит суд кассационной инстанции отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя жалобы, суды ошибочно применили к правоотношениям, регулируемым Положением N 2375, Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294. Выражает несогласие с выводом судов о том, что в проверяемый период оператором федерального реестра инвалидов являлся Пенсионный фонд Российской Федерации, а Фонд не является поставщиком сведений об инвалидности в федеральный реестр инвалидов. Указывает, что порядок выплаты пособия, установленный Положением N 2375, предусматривает обязанность работодателя принять заявление работника о выплате пособия и направить документы в территориальный орган Фонда, а также обязанность Фонда проверить представленные документы и в случае выявления их недостаточности, недостоверности (при наличии оснований для отказа в выплате) принять соответствующее решение.
Фонд в отзыве выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.
В судебном заседании, проведённом в соответствии с положениями статей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края, представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.
Документы, приложенные обществом в дополнении к кассационной жалобе, суд округа возвращает заявителю на основании статьи 286 АПК РФ.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Фондом в отношении общества проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, в ходе которой установлено следующее.
Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу страхователем в Фонд представлен электронный реестр с приложением копий следующих документов: приказа от 26.04.2021 N 194к, приказа от 19.10.2017 N 3036к, трудового договора от 27.10.2014 N 109, приказа от 27.10.2014 N 3311к о приеме Гейхман С.Д., приказа об увольнении Гейхман С.Д. от 25.11.2021 N3187к., выписки из табелей рабочего времени 2021, лицевых счетов за 2019, 2020, 2021 годы.
Также страхователем представлены листки нетрудоспособности, расчеты к ним и заявления о выплате: N 910055440909 от 03.02.2021 за период с 03.02.2021 по 18.03.2021 (03.02.2021-05.02.2021 за счет средств работодателя), N 910060397241 от 18.03.2021 за период с 19.03.2021 по 29.04.2021, N 910064941827 от 29.04.21т. за период с 30.04.2021 по 10.06.2021, N 910068716109 от 10.06.2021 за период с 11.06.2021 по 21.07.2021, N 910079804046 от 08.09.2021 за период с 22.07.2021 по 01.09.2021, N 910079804229 от 08.09.2021 за период с 02.09.2021 по 03.09.2021.
В соответствии с представленными страхователем сведениями в 2021 году Фондом за период непрерывного случая временной нетрудоспособности с 03.02.2021 по 03.09.2021 Гейхману С.Д. начислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности.
Установлено, что Гейхман С.Д. с 18.05.2010 включен в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. При этом в выше указанных документах отсутствовала информация о том, что застрахованное лицо является инвалидом (в графе "Условие исчисления" не проставлен код "45" - на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности). Сообщение от страхователя в период предоставления сведений для назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности о том, что Гейхман С.Д. является инвалидом 3 группы, в адрес Фонда не поступало.
На основании изложенного Фонд пришел к выводу о том, что действия (бездействие) по получению у застрахованного лица информации об инвалидности до направления реестров сведений страхователя в рассматриваемой ситуации повлекли за собой выплату застрахованному лицу пособия из бюджета Фонда в завышенном размере.
Выявлено необоснованное начисление и выплата пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду Гейхману С.Д. за период, составляющий более пяти месяцев непрерывного случая временной нетрудоспособности в календарном году, в общей сумме 130 646 руб. 25 коп. за период с 03.07.2021 по 03.09.2021.
По результатам проверки Фондом вынесено решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 21.06.2023 N 4100234000019004, согласно которому Фонд предложил страхователю возместить излишне понесенные им расходы.
Полагая, что решение от 21.06.2023 N 410023400001904 является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Частью 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Под страхователями понимаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статьи 5 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В пп. 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств. К видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
В пункте 1 статьи 22 названного Закона предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается, в том числе, временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 названного Федерального закона (часть 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Положениями частей 1 и 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (здесь и далее применяется редакция закона, действовавшая в спорный период) предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании части 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии частью 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи. Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания (за исключением заболевания туберкулезом) или травмы выплачивается не более чем за пять месяцев в календарном году. При заболевании указанных лиц туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом (часть 3 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Таким образом, в течение одного календарного года лицо, признанное в установленном порядке инвалидом, имеет право на оплату листка нетрудоспособности не более чем за пять месяцев в год.
Согласно пункту 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (действовавшие в спорный период) (далее - Правила N 95), гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности (листок нетрудоспособности) и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе (пункт 37 Правил N 95).
По смыслу изложенного, факт установления инвалидности подтверждается справкой и листком нетрудоспособности. Лицу, признанному инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с учетом ограничения, установленного частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников" (далее - Постановление Правительства РФ N 2375) утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее - Положение N 2375).
Согласно пункту 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения к страхователю за пособием по временной нетрудоспособности, пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается территориальным органом Фонда на основании представленных страхователем документов или сведений. Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом (пункт 3 Положения).
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией.
В 2021 году действовал порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.09.2020 N 925н (далее - Порядок N 925н).
Согласно пункту 73 Порядка N 925н при заполнении раздела "ЗАПОЛНЯЕТСЯ СТРАХОВАТЕЛЕМ" в строке (поле) листка нетрудоспособности "Условия исчисления" указывается соответствующий двухзначный код (при необходимости несколько кодов): 45 - в случае, если получатель пособия имеет инвалидность; 50 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке (поле) листка нетрудоспособности "Причина нетрудоспособности".
Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579, действующим с 29.01.2018 до 01.05.2021, утверждены формы реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядок их заполнения.
В пункте 3.17 указанного Порядка предусмотрено, что в графе 32 "Условия исчисления пособий" проставляется код (при необходимости несколько кодов): код 45 - если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности.
При отсутствии у получателя пособия по временной нетрудоспособности группы инвалидности, а также для получателей пособия по беременности и родам и единовременного пособия при постановке на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в данной графе указанный код не проставляется; код 50 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности" листка нетрудоспособности (поле электронного листка нетрудоспособности).
Согласно пункту 3.23 Приказа ФСС РФ от 24.11.2017 N 579 в графе 42 "Иная информация, влияющая на право получения пособия или исчисление его размера" указывается информация, влияющая на право получения пособия или определение его размера (периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается в соответствии с законодательством, наличие и реквизиты справки (справок) от другого страхователя (других страхователей) о том, что подача документов для обеспечения выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам территориальным органом Фонда этим страхователем не осуществлялась, - в случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, наличие оснований, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона N 255-ФЗ с указанием наименования и реквизитов документов, их подтверждающих, дата подачи заявления о замене календарных годов (календарного года) в случае, указанном в части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, при работе застрахованного лица в районах и местностях, в которых в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации применяются районные коэффициенты к заработной плате, указывается размер районного коэффициента, а также название такого района или местности и др.
Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26, действующим с 02.05.2021, утверждены формы документов, применяемых для назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, установлены аналогичные требования.
Таким образом, именно на работодателе лежит обязанность по заполнению строки "Условия исчисления" в листке нетрудоспособности и именно страхователь должен отразить соответствующие сведения при направлении реестра в Фонд.
Из материалов дела суды усмотрели, что для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу страхователем в Фонд представлены электронные реестры и 6 листков нетрудоспособности, выданные Гейхман С.Д. с периодом оплаты пособия с 03.02.2021 по 03.09.2021 по одному страховому случаю. Период временной нетрудоспособности является непрерывным.
В ходе проверки Фондом установлено нарушение обществом порядка заполнения больничных листов, в частности пункта 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ: в строке "Условия исчисления", заполняемой работодателем, не указано условие исчисления - код 45 (лицо, имеющее инвалидность), код 50 (у лица, имеющего инвалидность, продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году).
Вместе с тем судами установлено, что Гейхман С.Д. включен в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является инвалидом 3 группы, в силу чего в соответствии с Порядком N 925н в разделе листка нетрудоспособности, заполняемом работодателем, в строке "Условия исчисления" следовало указать код 45 и код 50 (при продолжительности заболевания, превышающей 5 месяцев подряд).
В ходе рассмотрения дела представители сторон не оспаривали наличие установленной инвалидности у Гейхман С.Д. Вместе с тем материалами дела установлено, что в период 2021 года страхователем в реестрах на оплату пособия по временной нетрудоспособности Гейхману С.Д. код "45" не проставлен; в строке "Причина нетрудоспособности" заявителем указан код 01 - заболевание.
При таких обстоятельствах суды сочли подтверждённым факт необоснованного начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду Гейхману С.Д. за период, составляющий более пяти месяцев непрерывного случая временной нетрудоспособности в календарном 2021 году (с 03.07.2021 по 03.09.2021), в размере 130 646 руб. 25 коп.
Указанная сумма по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ представляет собой сумму убытков, понесенных Фондом, в связи с чем в признании оспариваемого решения Фонда незаконным в части предложения вернуть указанную сумму судами отказано правомерно.
Довод заявителя о том, что в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оператором федерального реестра инвалидов является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации суды отклонили, поскольку в проверяемый период (с 01.01.2021 по 31.12.2021) действовала старая редакция закона, согласно которой оператором федерального реестра инвалидов являлся Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ссылки заявителя на пункт 5 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 674 (ред. от 24.03.2023) судами также отклонены как основанные на новой редакции указанных Правил, не действовавших в проверяемый Фондом период.
Аргумент заявителя жалобы о том, что Фонду следовало проверить представленные документы и в случае выявления их недостаточности, недостоверности (при наличии оснований для отказа в выплате) принять соответствующее решение, судами обоснованно отклонен, поскольку осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за непредставление документов, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия.
Вопреки мнению заявителя жалобы, Фонд не является поставщиком сведений об инвалидности в федеральный реестр инвалидов. Исходя из положений Закона N 255-ФЗ Фонд не наделен обязанностью сообщать страхователям сведения об установлении инвалидности застрахованным лицам, тогда как страхователи должны владеть данной информацией и учитывать ее при назначении пособий по временной нетрудоспособности, а также сообщать об этом в территориальные подразделения Фонда при направлении документов (сведений) для назначения пособий в соответствии с Положением N 294.
При таких обстоятельствах суды признали обоснованными выводы Фонда об излишне понесенных расходах в связи с представлением обществом недостоверных сведений, а также о наличии оснований для их возмещения.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 104 АПК РФ государственная пошлина, излишне уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.09.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 по делу N А24-3190/2023 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину при подаче кассационной жалобы в размере 1 500 руб. по платежному поручению от 01.09.2023 N 30312.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о возмещении излишне понесенных расходов, установив, что страхователем были представлены недостоверные сведения, что привело к необоснованному начислению пособия по временной нетрудоспособности. Суд признал, что обязанность по предоставлению корректной информации лежит на страхователе, а не на фонде, что подтверждает законность действий последнего.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 января 2024 г. N Ф03-6050/23 по делу N А24-3190/2023