Общие положения

Постановление Правительства Москвы от 26 октября 1999 г. N 991
"О проекте закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства Москвы от 16 июля 2002 г. N 547-ПП настоящее постановление снято с контроля


Рассмотрев проект закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить проект закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" (приложение).

2. Внести указанный проект закона на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.


Премьер Правительства Москвы

Ю.М.Лужков


Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 26 октября 1999 г. N 991


Проект закона города Москвы
"Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"

ГАРАНТ:

См. Закон г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"


Особо охраняемые природные территории в городе Москве составляют основу природного комплекса города Москвы и являются объектами природного и историко-культурного наследия столицы.

Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, управления, охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве в целях сохранения и восстановления природно-территориальных комплексов, образующих их природных сообществ и объектов, ландшафтного и биологического разнообразия, улучшения состояния окружающей среды и качества жизни населения города.


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях в городе Москве

1. Деятельность в области организации, управления, охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве находится в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы.

2. Законодательство города Москвы об особо охраняемых природных территориях в городе Москве основано на положениях Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве об охране окружающей среды, особо охраняемых природных территориях и природных ресурсах, в том числе Лесном кодексе Российской Федерации, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в области организации, управления, охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"


3. Отношения, возникающие при использовании земель, недр, водных объектов, лесов, объектов животного мира, зеленых насаждений на особо охраняемых природных территориях в городе Москве, регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы с учетом положений федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях и настоящего Закона.


Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Особо охраняемые природные территории в городе Москве могут быть федерального, регионального или местного значения. В зависимости от целевого назначения различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве:

а) национальный парк;

б) природный парк;

в) природно-исторический парк;

г) экологический парк;

д) природный заказник;

е) памятник природы;

ж) заповедный участок;

з) ботанический сад;

и) городской лес.

2. Национальный парк в городе Москве является особо охраняемой природной территорией федерального значения.

3. Ботанические сады в городе Москве могут быть федерального и регионального значения.

4. Природные парки, природно-исторические парки, экологические парки, природные заказники и городские леса являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

5. Памятники природы и заповедные участки могут быть регионального и местного значения.

6. Отношения, связанные с использованием и охраной особо охраняемых природных территорий федерального значения, регулируются федеральным законодательством.

7. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью города Москвы и находятся в ведении Правительства Москвы.

Функции управления и распоряжения особо охраняемыми территориями регионального значения в городе Москве могут быть переданы специально уполномоченному органу Правительства Москвы.

8. Особо охраняемые природные территории местного значения находятся в собственности города Москвы и могут быть переданы в управление района города Москвы.

9. Границы и режимы особо охраняемых природных территорий и их охранных зон учитываются при разработке всех видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, затрагивающую эти территории.


Статья 3. Государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Государственное управление в области организации, финансирования и функционирования особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется Правительством Москвы, специально уполномоченным органом Правительства Москвы в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Контрольные функции осуществляются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в пределах их компетенции.

Положение о специально уполномоченном органе Правительства Москвы в области организации, охраны и содержания особо охраняемых природных территорий утверждается Мэром Москвы.

2. Для осуществления охраны, содержания особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве могут быть образованы специализированные учреждения, организации в зависимости от целевого назначения и категории особо охраняемой природной территории.

3. Учреждения, организации, осуществляющие охрану, содержание особо охраняемых природных территорий, действуют на основании настоящего Закона и положения об особо охраняемой природной территории.

4. Особо охраняемые природные территории могут быть отнесены в установленном законодательством города Москвы порядке к территориальным единицам с особым статусом.

5. Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы в установленном Законом города Москвы "Об обращениях граждан" порядке принимают во внимание предложения граждан и юридических лиц по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий.


Статья 4. Полномочия Правительства Москвы в области охраны особо охраняемых природных территорий

В области охраны особо охраняемых природных территорий Правительство Москвы:

- принимает решение об образовании особо охраняемой природной территории в соответствии с настоящим Законом;

- принимает подзаконные нормативные акты в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве;

- принимает и руководит реализацией комплексных программ, направленных на охрану и использование особо охраняемых природных территорий;

- устанавливает полномочия специальной службы охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;

- определяет формы экономического стимулирования по конкретным видам деятельности в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и коэффициенты платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в городе Москве в соответствии с настоящим Законом.


Статья 5. Полномочия специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области организации, охраны и содержания особо охраняемых природных территорий

Специально уполномоченный орган Правительства Москвы в области организации, охраны и содержания особо охраняемых природных территорий (далее - специально уполномоченный орган Правительства Москвы) является государственным органом, осуществляющим государственное управление особо охраняемыми территориями регионального значения в городе Москве.

Специально уполномоченный орган Правительства Москвы:

- обеспечивает содержание и охрану особо охраняемых природных территорий в городе Москве:

- разрабатывает и вносит предложения об организации особо охраняемых природных территорий в городе Москве;

- осуществляет государственный контроль за организацией, охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий местного и регионального значения;

- участвует в разработке и реализации комплексных программ, направленных на охрану особо охраняемых природных территорий;

- осуществляет взаимодействие с органами государственной власти города Москвы и районными Управами города Москвы при решении вопросов организации, охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве;

- информирует граждан и юридических лиц по вопросам организации, охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий.


Статья 6. Права и обязанности граждан, организаций и должностных лиц в области охраны особо охраняемых природных территорий

1. Граждане, организации и должностные лица обязаны соблюдать режим особо охраняемой природной территорий, требования по охране особо охраняемых природных территорий, установленные федеральным законодательством об особо охраняемых природных территориях и настоящим Законом.

2. Граждане и организации вправе получать информацию о деятельности, связанной с организацией, охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий, о деятельности, наносящей или способной нанести вред особо охраняемой природной территории.

3. Граждане вправе осуществлять в установленном порядке общественный контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

4. При выявлении случаев нарушения режима особо охраняемых природных территорий граждане вправе заявить о нарушении в соответствующее подразделение службы обеспечения охраны либо в соответствующие правоохранительные органы.

5. Должностные лица службы обеспечения охраны и правоохранительных органов обязаны проверить поступившее заявление и принять меры по устранению нарушения в пределах их компетенции.


Статья 7. Порядок образования особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Особо охраняемые природные территории регионального и местного значения в городе Москве, а также их охранные зоны образуются в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

2. Правительство Москвы принимает решение об образовании особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве, а также утверждает их границы по представлению специально уполномоченного органа Правительства Москвы.

Правительство Москвы принимает решение об образовании природного парка по представлению специально уполномоченного органа Правительства Москвы, а также по согласованию с районными Управами тех муниципальных районов, на территории которых предполагается расположить природный парк.

3. Правительство Москвы принимает решение об образовании особо охраняемой природной территории на основании материалов, подготовленных специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и органом Московской городской администрации по архитектуре и градостроительству.

Материалы должны содержать в себе:

- описание границ особо охраняемой природной территории;

- сведения о местонахождении, площади, категории и режиме особо охраняемой природной территории;

- обоснование необходимости создания особо охраняемой природной территории;

- иные сведения.


Статья 8. Установление категории и режимов особой охраны особо охраняемых природных территорий

Правительство Москвы принимает решение об установлении категории и режима особой охраны и использования особо охраняемой природной территории категории, в том числе режима регулирования градостроительной деятельности в соответствии с Законом города Москвы от 21 октября 1998 года N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы".

Материалы, обосновывающие придание участкам территории города Москвы правового статуса особо охраняемых природных территорий, их границы и режимы особой охраны и использования, в том числе режима регулирования градостроительной деятельности, подлежат государственной экологической экспертизе.


Статья 9. Зонирование особо охраняемых природных территорий

1. На особо охраняемых природных территориях в городе Москве в зависимости от их категории, целей и задач, площади, природных, историко-культурных, градостроительных и иных особенностей могут быть выделены различные зоны и участки, в том числе:

- заповедные участки, предназначенные для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые с целью обеспечения сохранения и (или) восстановления представляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных, других объектов живой и неживой природы. Заповедные участки не утрачивают статуса особо охраняемой природной территории при вхождении в состав особо охраняемой природной территории иной категории;

- зоны охраны историко-культурных объектов, предназначенные для сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия, которые могут быть использованы в научных и просветительских целях;

- учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использования в целях экологического просвещения и воспитания населения. В учебно-экскурсионной зоне могут быть организованы учебные и познавательные маршруты;

- рекреационные центры, специально обустроенные и предназначенные для массового отдыха населения;

- физкультурно-оздоровительные зоны, предназначенные для индивидуальных и групповых занятий физкультурой и специально обустроенные для этих целей;

- прогулочные зоны, предназначенные для прогулок населения;

- административно-хозяйственные участки, предназначенные для размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий в соответствии с их целями и задачами;

- участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с функционированием особо охраняемых природных территорий и не противоречит установленному режиму.

2. В пределах зон и участков в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий и их целевым назначением устанавливаются дифференцированные режимы особой охраны, хозяйственного и иного использования, в том числе режимы регулирования градостроительной деятельности, не противоречащие целям создания, функционирования особо охраняемых природных территорий, согласно Закону города Москвы от 21 октября 1998 года N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы".

3. Зонирование особо охраняемой природной территории осуществляется Правительством Москвы на основании проекта планировки особо охраняемой природной территории.


Статья 10. Положение об особо охраняемой природной территории

1. Положение об особо охраняемой природной территории регионального или местного значения утверждается Правительством Москвы.

2. Положение об особо охраняемой природной территории должно содержать в себе:

- наименование особо охраняемой природной территории;

- сведения о юридическом адресе и организационно-правовой форме специализированных учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание особо охраняемой природной территории;

- режим особой охраны и использования особо охраняемой природной территории;

- режим использования и охраны охранной зоны особо охраняемой природной территории;

- режимы использования земельных участков, предоставленных в пользование гражданам и юридическим лицам, согласно охранным обязательствам;

- иные сведения.

3. Изменения и дополнения в положение об особо охраняемой природной территории вносятся в случаях изменения категории, режима либо реорганизации особо охраняемой природной территории.


Статья 11. Паспорт особо охраняемой природной территории

1. Паспорт особо охраняемой природной территории утверждается специально уполномоченным органом Правительства Москвы.

2. Паспорт особо охраняемой природной территории должен содержать в себе:

- наименование особо охраняемой природной территории;

- описание местоположения, площади и границ особо охраняемой природной территории регионального значения, а также ее план;

- перечень зон и участков особо охраняемой природной территории, указанных в статье 9 настоящего Закона, и их площади;

- перечень земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, с указанием местоположения, границ и правовой формы использования;

- природные характеристики территории;

- иные сведения.


Статья 12. Планирование развития особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Планирование развития системы особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется в составе Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий территориальных единиц города Москвы, а также в составе территориальной схемы развития системы особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

2. Схема развития системы особо охраняемых природных территорий определяет размещение территорий, предназначенных для образования новых особо охраняемых природных территорий, их категории, площадь и очередность создания.

3. Схема развития системы особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Москвы по представлению специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и органа Московской городской администрации по архитектуре и градостроительству при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

4. В соответствии с утвержденной схемой развития системы особо охраняемых природных территорий Правительство Москвы устанавливает границы и режимы регулирования градостроительной деятельности на территориях, предназначенных для образования новых особо охраняемых природных территорий, утверждает проекты планировки указанных территорий.

5. После установления границ вплоть до утверждения проекта планировки особо охраняемой природной территории оформление в указанных границах исходно-разрешительной документации на размещение, строительство, реконструкцию объектов, предоставление земельных участков приостанавливается.

6. Утвержденный в установленном порядке проект планировки особо охраняемой природной территории является основанием для изъятия расположенных в границах особо охраняемой природной территории земельных участков у пользователей, деятельность которых не соответствует целям образования и функционирования особо охраняемой природной территории.


Статья 13. Порядок изменения категории и упразднения особо охраняемой природной территории

1. Упразднение и изменение категории особо охраняемой природной территории регионального и местного значения в городе Москве допускается по основаниям, указанным в настоящем Законе.

2. Изменение категории особо охраняемой природной территории регионального и местного значения осуществляется Правительством Москвы по представлению специально уполномоченного органа Правительства Москвы при наличии материалов, обосновывающих изменение категории особо охраняемой территории, и положительного заключения государственной экологической экспертизы.

3. Основанием для изменения категории особо охраняемой природной территории регионального значения являются:

- необходимость усиления режима охраны особо охраняемой природной территории;

- чрезвычайная экологическая ситуация, повлекшая за собой гибель природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой особо охраняемой природной территории, при наличии заключения экологической экспертизы о возможности восстановления территории с приданием ей иной категории;

- необходимость изменения функционального зонирования территории в целях развития экологического просвещения населения и рекреации. Изменение функционального зонирования территории в указанных целях не должно приводить к снижению режима особой охраны особо охраняемой природной территории и ухудшения ее первоначального состояния.

4. Основанием для упразднения особо охраняемой природной территории регионального значения являются:

- включение существующей особо охраняемой природной территории в состав вновь создаваемой особо охраняемой природной территории (за исключением памятников природы и заповедных участков);

- чрезвычайная экологическая ситуация, повлекшая за собой гибель природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой особо охраняемой природной территории, либо гибель памятника природы или заповедного участка в целом, при наличии заключения экологической экспертизы о невозможности восстановления территории в первоначальном состоянии либо присвоения особо охраняемой природной территории иной категории с сохранением ее площади.

5. Порча, повреждение или уничтожение природных объектов, историко-культурных объектов, памятника природы или заповедного участка вследствие противоправных действий юридических лиц или граждан не влечет за собой упразднение особо охраняемой природной территории.

6. Упразднение либо изменение категории особо охраняемой природной территории при ее включении в состав вновь создаваемой особо охраняемой природной территории осуществляется Правительством Москвы одновременно с образованием последней.

7. Решение об упразднении особо охраняемой природной территории в результате чрезвычайной экологической ситуации принимает Правительство Москвы на основании представления специально уполномоченного органа Правительства Москвы и положительного заключения экологической экспертизы.


Статья 14. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Земли особо охраняемых природных территорий в городе Москве в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации относятся к землям природоохранного назначения.

2. На землях особо охраняемых природных территорий выделяются земельные участки, на которых допускается ограниченная хозяйственная деятельность при условии соблюдении установленного режима особой охраны особо охраняемой природной территории.

Земли особо охраняемых природных территорий, за исключением земельных участков, на которых допускается ограниченная хозяйственная деятельность, находятся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и организацию использования особо охраняемых природных территорий.

3. Земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть предоставлены в пользование на праве аренды гражданам и юридическим лицам по решению Правительства Москвы лишь в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительских и иных целях в соответствии с режимом особо охраняемой природной территории.

Использование земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам в границах особо охраняемых природных территорий до принятия настоящего Закона, может быть приостановлено до внесения в правоустанавливающие документы землепользователя охранных обязательств, оформленных в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи. В дальнейшем право землепользования осуществляется с учетом выполнения охранных обязательств.

4. Предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий в собственность, пожизненное наследуемое владение и временное пользование не допускается.

Распоряжение правом аренды земельного участка (залог, продажа права аренды, субаренда и другие) не допускается.

5. На землях особо охраняемых природных территорий не устанавливаются сервитуты, противоречащие режиму особо охраняемой природной территории.

6. Земли особо охраняемых природных территорий изъятию и приватизации не подлежат. Корректировка границ особо охраняемых природных территорий в городе Москве, приводящая к уменьшению их площади, запрещается.

7. Пользователи земельных участков, на которых допускается ограниченная хозяйственная деятельность, подписывают охранные обязательства по обеспечению сохранности представленных на занимаемых ими земельных участках природных сообществ и объектов, соблюдению установленных режимов особой охраны и использования этих участков и особо охраняемой природной территории, в границах которой они находятся. Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт земельного участка с подробной характеристикой представленных в его границах природных сообществ и объектов и оценкой их состояния, а также режимом особой охраны и использования данного участка. Оформление охранного обязательства осуществляет специально уполномоченный орган Правительства Москвы.

8. Использование земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с настоящим Законом, федеральным земельным законодательством и земельным законодательством города Москвы.


Статья 15. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве является систематизированным сводом регулярно обновляемых и дополняемых данных об особо охраняемых природных территориях в городе Москве.

2. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве является составной частью Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве ведется в целях:

- учета особо охраняемых природных территорий в городе Москве и оценки их состояния;

- оценки эффективности функционирования особо охраняемых природных территорий;

- повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима охраны;

- учета кадастровой информации при планировании социально-экономического развития города и осуществлении хозяйственной деятельности.

3. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в городе Москве устанавливается Правительством Москвы в соответствии с федеральными нормативными актами и настоящим Законом.

4. Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с учетом специфики города Москвы с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в городе Москве с земельным и градостроительным кадастрами города Москвы.

5. Исходным материалом для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в городе Москве является паспорт особо охраняемой природной территории.

6. Учреждения, организации, осуществляющие охрану, содержание особо охраняемых природных территорий, обязаны безвозмездно предоставлять специально уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей среды данные, необходимые для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в городе Москве.


Статья 16. Экономический механизм организации, охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Экономический механизм организации, охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве включает в себя организацию финансирования и кредитования деятельности в области охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве, в том числе финансирования и кредитования комплексных программ в области охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

2. Финансирование и кредитование мероприятий по охране, содержанию особо охраняемых природных территорий, сохранению и восстановлению природных сообществ, растительного и животного мира на них, а также по организации их функционирования осуществляется из средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, а также за счет средств, получаемых:

- от деятельности учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание особо охраняемых природных территорий, не противоречащей их целям и задачам;

- от штрафов за нарушение режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

- в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам на особо охраняемых природных территориях в результате нарушения установленного режима;

- в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

3. Учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание особо охраняемых природных территорий, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации и города Москвы.

4. При осуществлении в установленном порядке природоохранных мероприятий, направленных на улучшение состояние земельных участков и природных объектов, для пользователей может быть установлен пониженный размер арендной платы.


Статья 17. Экологическая экспертиза в области охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Экологической экспертизе в области охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве подлежат:

- материалы, обосновывающие придание участкам территории города Москвы правового статуса особо охраняемых природных территорий, их границы и режимы особой охраны и использования, в том числе регулирования градостроительной деятельности;

- материалы, обосновывающие изменение категории или упразднение особо охраняемой природной территории;

- хозяйственная и иная деятельность в границах особо охраняемых природных территорий в городе Москве и их охранных зон (за исключением лесохозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, где регулярно проводится лесоустройство);

- положение и паспорт особо охраняемой природной территории;

- проекты нормативных правовых актов города Москвы по вопросам охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий и их участков.

2. Проведение государственной и общественной экологической экспертизы осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.