Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского городского ФОМС от 24 января 2000 г. N 17/8 "О порядке ввода в опытную эксплуатацию первой очереди Автоматизированной информационной системы обязательного медицинского страхования (АИС ОМС) и о начале работ по второй очереди системы"

Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского городского ФОМС
от 24 января 2000 г. N 17/8
"О порядке ввода в опытную эксплуатацию первой очереди Автоматизированной информационной системы обязательного медицинского страхования (АИС ОМС) и о начале работ по второй очереди системы"


В соответствии с "Комплексной программой оптимизации деятельности Московской городской системы ОМС на 1998 - 2003 годы" и "Программой создания единого информационного пространства ЛПУ системы ОМС г.Москвы" в 1998-1999 годах выполнены работы по созданию центрального аппаратно-программного комплекса АИС ОМС в МГФОМС и развертыванию локальных сетей в 43 лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) первой очереди. В связи с завершением этих работ приказываем:

1. Ввести с 20.01.2000 г. в опытную эксплуатацию первую очередь АИС ОМС с включением лечебно-профилактических учреждений г.Москвы, перечисленных в Приложении 1 к настоящему Приказу.

2. Приступить к работам по развертыванию аппаратно-программных комплексов АИС ОМС в ЛПУ, перечисленных в Приложении 2 к настоящему Приказу, а также начать работы по обеспечению поликлинических ЛПУ второй очереди АИС ОМС в соответствии с перечнем, приведенным в Приложении 3 к настоящему Приказу.

ГАРАНТ:

См. приказы Комитета здравоохранения г. Москвы и Московского городского ФОМС от 12 июля 2000 г. N 299/80 и от 22 января 2001 г. N 30/6-АР


3. Главным врачам ЛПУ Комитета здравоохранения, перечисленных в Приложениях 1, 2 к настоящему Приказу:

- организовать учет и поставить на баланс оборудование и программные средства, полученные в соответствии с актами приема-передачи материальных ценностей и выполненных работ (срок до 31.01.2000 г. для ЛПУ, перечисленных в Приложении 1 и в течении месяца после утверждения актов приема-передачи для остальных ЛПУ);

- обеспечить сохранность, работоспособность и целевое использование полученного оборудования и программных средств;

- назначить ответственных за использование аппаратно-программных комплексов АИС ОМС в ЛПУ и уведомить об этих назначениях ГУП "РИСТ М" (срок до 24.01.2000 г.);

- представить в ГУП "РИСТ М" списки операторов для прохождения обучения в учебном центре (срок до 24.01.2000 г.);

- согласовать с ГУП "РИСТ М" график прохождения обучения ответственных и операторов АИС ОМС (срок до 31.01.2000 г.);

- обеспечить обучение ответственных за использование аппаратно-программных комплексов АИС ОМС в ЛПУ и операторов системы в учебном центре "РИСТ М" (по согласованному графику).

4. Главным врачам ЛПУ Комитета здравоохранения, приведенным в Приложении 3:

- назначить ответственных за проведение обследования совместно с ГУП "РИСТ М" (срок до 31.01.2000 г.);

- согласовать с ГУП "РИСТ М" сроки проведения обследования (срок до 10.02.2000 г.);

- обеспечить согласование разработанной ГУП "РИСТ М" технической документации на локальные вычислительные сети этих ЛПУ (срок 10 дней с латы представления документации на согласование);

- обеспечить участие необходимых специалистов (электриков, телефонистов и т.д.) при проведении обследования, а также монтажных и пусконаладочных работ в ЛПУ (по согласованному с ГУП "РИСТ М" графику).

5. Директору ГУП "РИСТ М" Орехову С.Б.:

- создать на базе ГУП "РИСТ М" в качестве его структурного подразделения специализированную службу технического обеспечения и сервисной поддержки аппаратно-программных комплексов АИС ОМС в ЛПУ (срок до 31.01.2000 г.);

- разработать "Положение о службе технического обеспечения и сервисной поддержки аппаратно-программных комплексов АИС ОМС в ЛПУ" (срок до 21.02.2000 г.);

- разработать "Регламент эксплуатации аппаратно-программных комплексов АИС ОМС в ЛПУ" (срок до 20.03.2000 г.);

- обеспечить обучение в учебном центре АИС ОМС на базе ГУП "РИСТ М" по согласованным графикам.

6. Утвердить "Временное положение по эксплуатации и сопровождению аппаратно-программных комплексов АИС ОМС в ЛПУ" - Приложение 4 к настоящему Приказу.

7. Контроль за исполнением Приказа возложить на Заместителя Председателя Комитета здравоохранения Костомарову Л.Г. и Начальника Управления информационного обеспечения МГФОМС Бабака Ю.П.


Председатель
Комитета здравоохранения г.Москвы

А.П. Сельцовский


Исполнительный директор МГФОМС

А.В. Решетников


Приложение 1
к Приказу Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
и Московского городского ФОМС
от 24 января 2000 г. N 17/8


N

Наименование ЛПУ

1

Ведомственная детская клиническая больница N 38

2

Детская больница им.К.А.Тимирязева N 20

3

Детская городская больница N 21

4

Гинекологическая больница N 1

5

Гинекологическая больница N 11

6

Гинекологическая больница N 2

7

Гинекологическая больница N 5

8

Центральная клиническая больница МПС N 4 им.Семашко

9

Детская городская клиническая больница Святого Владимира

10

Городская клиническая больница N 19

11

Городская клиническая больница N 23

12

Городская клиническая больница N 24

13

Городская клиническая больница N 32

14

Городская больница N 43

15

Городская клиническая больница N 68

16

Городская клиническая больница N 7

17

Госпиталь Главмосстроя

18

Клинический госпиталь ГУВД

19

Кардиологический диспансер

20

Городская клиническая больница N 61

21

Консультативно-диагностический центр N 4

22

Консультативно-диагностический центр N 2

23

НИИ нейрохирургии им.Бурденко

24

НИИ гастроэнтерологии

25

НИИ глазных болезней

26

НИИ иммунологии

27

НИИ медицины труда

28

НИИ педиатрии и детской хирургии

29

Научный Центр здоровья детей РАМН

30

Городская клиническая больница N 31

31

Научный центр хирургии

32

Урологическая клиническая больница N 47

33

Городская больница N 8

34

Диагностический клинический центр N 1

35

Ведомственная МСЧ N 84

36

Ведомственная МСЧ N 143

37

Больница МГТУ ПС

38

Городская артрологическая больница

39

Городская клиническая больница N 85 (Ведомственная МСЧ N 11)

40

МСЧ N 15

41

КДЦ N 5

42

Городская клиническая больница N 67

43

Институт неврологии


Приложение 2
к Приказу Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
и Московского городского ФОМС
от 24 января 2000 г. N 17/8


N

Наименование ЛПУ

1

Городская клиническая больница N 1 им.Пирогова

2

Городская клиническая больница N 6

3

Городская клиническая больница N 59

4

Городская клиническая больница N 63

5

НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского

6

Офтальмологическая клиническая больница

7

Институт хирургии им.А.В.Вишневского

8

ММА им.Сеченова

9

Ведомственная клиническая больница N 84

10

Дорожная больница им.Семашко

11

НИИ сердечно-сосудистой хирургии им.Бакулева

12

Детская городская клиническая больница N 9 им.Г.Н.Сперанского

13

Детская городская клиническая больница N 13 им.Н.Ф.Филатова

14

Центр "Кардиоангиология" (НПЦИК)

15

Городская клиническая больница им.С.П.Боткина

16

Городская клиническая больница N 50

17

Городская клиническая больница N 81

18

МНТК "Микрохирургия глаза"

19

ЦКБ МПС N 3

20

Городская больница N 11

21

Городская клиническая больница N 20

22

Городская клиническая больница N 40

23

Клиническая больница ЦМСЧ N 119

24

Городская больница N 9

25

Городская клиническая больница N 15

26

Городская клиническая больница N 33 им.Остроумова

27

Городская клиническая больница N 36

28

Городская клиническая больница N 57

29

Городская клиническая больница N 60

30

Спасо-Перовский госпиталь мира и милосердия (ГКБ N 70)

31

Городская клиническая больница N 54

32

Детский дорожный диагностический центр (ДКДЦ ст.Перово)

33

КБ Управления делами Президента

34

ЦКБ МПС N 2

35

Измайловская детская городская клиническая больница

36

Городская клиническая больница N 13

37

Городская клиническая больница N 29

38

Городская больница N 49

39

Городская больница N 53

40

Городская клиническая больница N 4

41

Городская клиническая больница N 55

42

Городская больница N 56

43

Клиническая больница N 83

44

Городская больница N 79

45

НИИ ревматологии РАМН

46

ЦКБ N 5 Московской Патриархии

47

Городская клиническая больница N 64

48

Научный центр акуш. гинекологии и перинатологии

49

Московский НИИ диагн. и хирургии

50

Городская больница N 17

51

Городская клиническая больница N 45

52

Городская клиническая больница N 51

53

Городская клиническая больница N 71

54

Городская больница N 72

55

Моск. центр уроандрологии и репродук. гинекологии (МЦУАРГ)

56

НИИ кардиологии

57

Городская клиническая больница N 52

58

Клиническая больница N 6 ФУ МБ и ЭП при МЗ РФ

59

ЦКБ МПС N 1

60

Центр Гражданской авиации

61

Морозовская детская городская клиническая больница

62

Тушинская детская городская больница

63

Центральный военный госпиталь ФСБ

64

Городская больница N 3

65

Онкологический научный центр РАМН

66

Московский НИИ онкологии им.П.А.Герцена

67

МСЧ N 32

68

ОАО "Медицина"

69

ВФД N 1

70

МСЧ N 33

71

МСЧ N 1 AMO ЗИЛ

72

МСЧ N 58

73

МСЧ N 60

74

Ведомственная МСЧ N 12


Приложение 3
к Приказу Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
и Московского городского ФОМС
от 24 января 2000 г. N 17/8


N

Наименование ЛПУ

1

МСЧ N 51

2

ВФД N 13

3

МСЧ N 12

4

МСЧ N 18

5

МСЧ N 19

6

МСЧ N 45

7

МСЧ N 56

8

МСЧ N 76

9

Амбулатория N 63

10

Стоматологическая поликлиника N 9

11

Стоматологическая поликлиника N 11

12

Стоматологическая поликлиника N 12

13

Стоматологическая поликлиника N 18

14

Стоматологическая поликлиника N 49

15

Городская поликлиника N 21

16

Городская поликлиника N 28

17

Городская поликлиника N 39

18

Городская поликлиника N 44

19

Городская поликлиника N 62

20

Городская поликлиника N 71

21

Городская поликлиника N 81

22

Городская поликлиника N 93

23

Городская поликлиника N 105

24

Городская поликлиника N 108

25

Городская поликлиника N 113

26

Городская поликлиника N 136

27

Городская поликлиника N 138

28

Городская поликлиника N 142

29

Городская поликлиника N 146

30

Городская поликлиника N 154

31

Городская поликлиника N 155

32

Городская поликлиника N 157

33

Городская поликлиника N 159

34

Городская поликлиника N 164

35

Городская поликлиника N 188

36

Городская поликлиника N 193

37

Поликлиника Литфонда

38

Детская городская поликлиника N 19

39

Детская стоматологическая поликлиника N 29

40

Детская городская поликлиника N 76

41

Детская городская поликлиника N 79

42

Детская стоматологическая поликлиника N 52

43

Детская городская поликлиника N 15

44

Детская городская поликлиника N 68

45

Детская городская поликлиника N 77

46

Детская городская поликлиника N 86

47

Детская стоматологическая поликлиника N 10

48

Детская стоматологическая поликлиника N 21

49

Медицинский центр Российские междунар. авиалинии (АРМАЛ)

50

ЦИТО

51

Гематологический центр (ГЦ)

52

Детская городская поликлиника N 45

53

Детская городская поликлиника N 22

54

Детская городская поликлиника N 87

55

Детская городская поликлиника N 133

56

Детская городская поликлиника N 37

57

Детская городская поликлиника N 43

58

НИИ протез. и прот. стр.

59

Московская клиническая бассейновая больница

60

Поликлиника Метрополитена

61

Поликлиника на ст.Лихоборы

62

Поликлиника Художественного фонда

63

Поликлиника Международного Аэропорта Шереметьево

64

Детская городская поликлиника N 39

65

Городская поликлиника N 193 (Детское отд.)

66

Городская больница N 8 (Родильный дом)

67

Городская клиническая больница N 81 (Поликлиническое отд.)

68

Московская клиническая бассейновая больница (Поликлиническое отд.)

69

Узловая поликлиника на ст.Ховрино

70

Центральная стоматологическая поликлиника

71

Амбулатория "Планерная"

72

Стоматологическая поликлиника Московской ж.д.

73

Консультативно-диагностический центр N 52 МО РФ

74

Городская поликлиника N 11

75

Городская поликлиника N 33

76

Городская поликлиника N 49

77

Городская поликлиника N 53

78

Городская поликлиника N 60

79

Городская поликлиника N 74

80

Городская поликлиника N 84

81

Городская поликлиника N 88

82

Городская поликлиника N 90

83

Городская поликлиника N 94

84

Городская поликлиника N 95

85

Городская поликлиника N 106

86

Городская поликлиника N 110

87

Городская поликлиника N 134

88

Городская поликлиника N 135

89

Городская поликлиника N 150

90

Городская поликлиника N 163

91

Городская поликлиника N 176

92

Городская поликлиника N 203

93

Городская поликлиника N 205

94

Городская поликлиника N 221

95

Стоматологическая поликлиника N 48

96

Городская поликлиника N 25

97

Городская поликлиника N 10

98

Городская поликлиника N 99 (Филиал)

99

Детская городская поликлиника N 10

100

Детская городская поликлиника N 56

101

Детская городская поликлиника N 62

102

Детская городская поликлиника N 63

103

Детская городская поликлиника N 69

104

Детская городская поликлиника N 72

105

Женская консультация N 13

106

Детская стоматологическая поликлиника N 44

107

Детская городская поликлиника N 138

108

Детская городская поликлиника N 41

109

Детская городская поликлиника N 46

110

Детская городская поликлиника N 80

111

Детская городская поликлиника N 81

112

Детская городская поликлиника N 97

113

Детская городская поликлиника N 103

114

Детская городская поликлиника N 111

115

Детская городская поликлиника N 134

116

Детская городская поликлиника N 42

117

Эндокринологический научный центр

118

Детская городская поликлиника N 118

119

Городская поликлиника N 203 (Детское отд.)

120

Городская поликлиника N 205 (Детское отд.)

121

Городская поликлиника N 221 (Детское отд.)

122

Городская поликлиника N 99

123

Стоматологическая поликлиника ГУВД (1 мод.)

124

Городская поликлиника N 65 Зеленоград

125

Городская поликлиника N 152 Зеленоград

126

Городская поликлиника N 201 Зеленоград

127

МСЧ N 9 Зеленоград

128

Городская поликлиника N 230 Зеленоград

129

Детская городская поликлиника N 54 Зеленоград

130

Детская городская поликлиника N 84 Зеленоград

131

Детская городская поликлиника N 90 Зеленоград

132

Детская городская поликлиника N 105 Зеленоград

133

Стоматологическая поликлиника N 31 Зеленоград

134

Родильный дом при ГБ N 3 Зеленоград

135

Детская городская поликлиника N 121


Приложение 4
к Приказу Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
и Московского городского ФОМС
от 24 января 2000 г. N 17/8


Временное Положение
об организации эксплуатации и сопровождения аппаратно-программных комплексов АИС ОМС в ЛПУ


Принятые в документе сокращения


АИС ОМС - Автоматизированная информационная система учета медицинской помощи, оказанной по программе ОМС

АПК ЛПУ - Аппаратно-программный комплекс лечебно-профилактического учреждения

АС МГФОМС - Автоматизированная система Московского городского фонда обязательного медицинского страхования

БД - База данных

ЕРЗ - Единый регистр застрахованных

КЗ - Комитет здравоохранения г.Москвы

КМС - Пластиковая карточка медицинского страхования

ЛВС - Локальная вычислительная сеть

ЛПУ - Лечебно-профилактическое учреждение

МГФОМС - Московский городской фонд обязательного медицинского страхования

МКБ-9/10 - Международный классификатор болезней 9-ой/10-ой редакции

МСТ - Медицинские стандарты и тарифы

НСИ - Нормативно-справочная информация

ОМС - Обязательное медицинское страхование

ПТК - Подсистема телекоммуникаций

СМО - Страховая медицинская организация

СУБД - Система управления базой данных

ТКС - Телекоммуникационная сеть МГФОМС [и КЗ]

ФФОМС - Федеральный фонд ОМС

ЦАПК - Центральный аппаратно-программный комплекс

ЦОИ - Центр обработки информации

ЦУС - Центр управления телекоммуникационной сетью


1. Общие положения


1.1. Назначение и цели АИС ОМС


1.1.1. Назначение АИС ОМС


Автоматизированная информационная система обязательного медицинского страхования создается в соответствии с "Комплексной программой оптимизации деятельности Московской городской системы ОМС на 1998 - 2003 годы" и "Программой создания единого информационного пространства ЛПУ системы ОМС г.Москвы".

АИС ОМС создается для автоматизации обмена данными между субъектами обязательного медицинского страхования г.Москвы, формирования интегрированной базы данных об услугах оказанных в ЛПУ и реализации функций аналитики и отчетности в системе ОМС и учреждениях Комитета здравоохранения г.Москвы.


1.1.2. Цели создания АИС ОМС


Целями создания АИС ОМС является повышение достоверности и оперативности информации по учету оказанной медицинской помощи по ОМС в ЛПУ, создание предпосылок для полного контроля этих данных и исключения издержек, связанных с искажением отчетности и статистики. Основными направлениями реализации этих целей являются:

- оперативная передача персонифицированных учетных данных об оказанной медицинской помощи пациентам ЛПУ за отчетный период в ЦОИ МГФОМС по каналам телекоммуникационной связи;

- возможность обращения к Единому регистру застрахованных МГФОМС по каналам связи для повышения оперативности и достоверности идентификации пациентов в ЛПУ;

- формирование базы данных для реализации моделей экономического функционирования системы ОМС, планирования ресурсов системы ОМС, контроля и анализа состояния системы ОМС;

- централизованное обновление в ЦОИ и ЛПУ нормативно-справочной информации и тарифов на оказываемые услуги по каналам связи;

- обеспечение полной и перекрестной проверки учетных данных на непротиворечивость и соответствие МСТ;

- обеспечение условий внедрения в системе ОМС пластиковых карт для застрахованных;

- централизованное формирование отчетности на основании интегрированной базы данных;

- внедрение передовых технологий создания корпоративных электронных операционно-расчетных систем.


1.2. Основные компоненты АИС ОМС


Основными компонентами АИС ОМС являются Центральный аппаратно-программный комплекс (ЦАПК), корпоративная телекоммуникационная сеть и множество периферийных узлов сети (до 1 000), состоящих из локальных вычислительных сетей (ЛВС). К числу последних относятся, прежде всего, аппаратно-программные комплексы лечебно-профилактических учреждений г.Москвы (АППК ЛПУ). К числу периферийных узлов АИС ОМС могут относиться также ЛВС страховых медицинских организаций и отдельных учреждений Комитета здравоохранения г.Москвы. Организационная структура АИС ОМС приведена на Рис.1, а техническая архитектура на Рис.2 В данном документе изложены принципы организации и функционирования служб, применительно только к аппаратно-программным комплексам АИС ОМС в ЛПУ, входящим в структуру ОМС г.Москвы.


1.3. Основные задачи служб управления, эксплуатации, сопровождения и обучения АИС ОМС


Характер и масштабы АИС ОМС подразумевают наличие достаточно длительного периода ее создания, развития и эксплуатации. Все эти процессы достаточно сложны и взаимосвязаны между собой. В ходе создания, развертывания и эксплуатации системы неизбежны всевозможные внешние воздействия, влияние множества неучтенных факторов, объективного и субъективного характера, по которым необходимо принятие адекватных и оперативных решений. Для выполнения этой сложной задачи требуется создание ряда взаимодействующих служб со строго обозначенными полномочиями. Можно выделить три основные группы таких служб по характеру выполняемых функций:

- Управления и контроля за системой в целом

- Обеспечения работоспособности и восстановления отдельных компонент системы

- Подготовки персонала и обучения пользователей

Первая группа служб позволяет решать задачи по принятию общих управленческих решений относительно порядка развития и функционирования АИС ОМС, контролировать выполнение этих решений другими службами, осуществлять централизованное комплексное администрирование основными компонентами системы. Руководство этими службами осуществляется создаваемым для этой цели подразделением в структуре Управления информационного обеспечения МГФОМС.

Вторая группа служб осуществляет текущий мониторинг состояния всех компонент системы, определяет возникающие отклонения от нормального их функционирования, принимает меры по устранению отклонений, осуществляет профилактические и ремонтные работы. Работы этой группы служб координируются централизованной диспетчерской службой АИС ОМС. В эту группу входит также служба, обеспечивающая единство и согласованность нормативно-справочной информации во всех компонентах системы - Центр нормативно-справочной информации (НСИ).

Эффективная работа системы в целом может быть достигнута только в том случае, когда будут решены вопросы обеспечения всех служб не только необходимыми ресурсами, но и подготовленным персоналом, а пользователи системы также получат возможность пройти необходимое обучение. Особую проблему составляет процесс подготовки пользователей, работающих на оборудовании аппаратно-программным комплексов АИС ОМС в ЛПУ, ввиду их большого количества и периодической сменяемости. Система развернутая в полном объеме предполагает наличие до нескольких тысяч пользователей в ЛПУ, сменяемость которых может достигать до 20 - 30% ежегодно.


2. Управление


2.1. Объекты управления АИС ОМС и выполняемые ими функции


К числу объектов управления, относящихся к аппаратно-программным комплексам АИС ОМС в ЛПУ относятся:

- Маршрутизаторы корпоративной сети

- Коммуникационные станции

- Файл-серверы локальных сетей ЛПУ

- Рабочие станции локальных сетей ЛПУ.

Маршрутизаторы локальных сетей совместно с коммуникационными станциями обеспечивают формирование адресного пространства в корпоративной телекоммуникационной сети АИС ОМС, формирование и направление информационных пакетов данных в соответствии с принятыми протоколами и форматами.

Рабочие станции локальных сетей обеспечивают работу прикладного обеспечения пользователей ЛПУ в сетевой многопользовательской среде, которая поддерживается файл-серверами ЛВС.

В процессе эксплуатации и развития АИС ОМС неизбежны многочисленные изменения как пользовательского прикладного, так и системного программного обеспечения. Подвержены изменениям также конфигурация и состав оборудования ЛВС ЛПУ, форматы передаваемых данных, содержание и направления потоков информации в корпоративной коммуникационной среде. Все указанные изменения должны быть реализованы в рамках совокупности процессов согласованного и комплексного управления компонентами АИС ОМС.


2.2. Решение для организации комплексного управления компонентами автоматизированной информационной системы


2.2.1. Задачи комплексного управления


Поскольку основные задачи АИС ОМС состоят в формировании централизованной информационной базы данных путем сбора данных из множества (до 1 000) периферийных узлов, а также в реализации запросов к централизованным базам данных из периферийных узлов, весьма важно обеспечить бесперебойность и согласованность функционирования всех управляемых компонент в системе. Только на основе согласованного и комплексного управления всеми компонентами можно гарантировать полноту и достоверность информационных баз данных, контроль за версиями используемого программного обеспечения, единство и непротиворечивость нормативно-справочной информации. Управление системой в процессе ее функционирования и развития должно осуществляться по общему плану и контролироваться на всех этапах.


2.2.2. Функции управления, выполняемые в локальных сетях ЛПУ


Применительно к периферийным узлам АИС ОМС наиболее существенными являются функции управления элементами корпоративной коммуникационной сети в ЛПУ и функции управления элементами ЛВС ЛПУ. Элементы корпоративной телекоммуникационной сети в ЛПУ, с точки зрения управления, относятся к числу компонент, входящих в сферу действия Центра управления корпоративной сетью ЦАПК. Компоненты ЛВС ЛПУ относятся к сфере управления администратора этих периферийных узлов.


2.2.2.1. Функции администратора локальных вычислительных сетей ЛПУ ЛВС ЛПУ)


Администратор ЛВС ЛПУ должен иметь возможность полностью контролировать конфигурации и настройки файл-серверов и рабочих станций в ЛПУ для обеспечения следующих основных функций:

- Установка и изменение версий (настроек) прикладного программного обеспечения

- Установка и изменение версий (настроек) системного программного обеспечения

- Регистрация пользователей в ЛВС и регулирование их полномочий

- Изменение настроек системных средств при замене состава оборудования

- Управление ресурсами используемых технических средств ЛВС

- Контроль использования ресурсов и состояния технических и программных средств.

Существенной особенностью работы администратора ЛВС ЛПУ является большое количество (до 1 000) периферийных узлов, что вызывает необходимость ведения базы данных администратора ЛВС ЛПУ, содержащей все необходимые сведения о состоянии компонент ЛВС и истории изменения этого состояния.


2.3. Критерии выбора единой программной системы комплексного управления распределенными компонентами в составе АИС ОМС


С учетом того, что АИС ОМС является достаточно сложной и распределенной системой, актуальным является вопрос выбора такой программной системы управления, которая позволит максимально централизовать и согласовать все управляющие процессы. Только на основе такого единого и комплексного подхода к процессам управления можно добиться эффективной эксплуатации системы, имеющей большое число периферийных узлов. Отказ от использования комплексного централизованного подхода к управлению в рамках АИС ОМС привел бы к неоправданному увеличению количества персонала и материальных ресурсов, необходимых для обеспечения бесперебойного функционирования всех компонент системы. По этой причине вопрос о выборе единой программной системы комплексного управления должен быть решен одновременно для центрального аппаратно-программного комплекса и для всей совокупности периферийных узлов.


3. Техническое обслуживание и сопровождение


3.1. Аппаратно-программные комплексы АИС ОМС в ЛПУ


Применительно к аппаратно-программным комплексам АИС ОМС в ЛПУ их техническое обслуживание и сопровождение подразумевает проведение различного вида профилактических и регламентных работ, обеспечение ремонта и замены неисправного или устаревшего оборудования, а также осуществление модификаций в составе используемых программных и аппаратных средств в процессе развития и модернизации АИС ОМС.


3.1.1. Проведение профилактических и регламентных работ


Одним из факторов обеспечения бесперебойного и долговременного использования оборудования является своевременное проведение работ по профилактике и контролю за соблюдением эксплуатационных требований. Эти мероприятия позволяют своевременно обнаружить и устранить мелкие дефекты оборудования, обеспечить необходимую замену расходных материалов, обнаружить отклонения в условиях эксплуатации.


3.1.1.1. Виды и состав профилактических и регламентных работ


Виды и состав профилактических и регламентных работ определяются их периодичностью и должны отвечать межотраслевым нормам, принятым для оборудования информационно-вычислительных систем и комплексов. При этом ежедневные и еженедельные работы должны выполняться персоналом и пользователями оборудования периферийных узлов, в частности ЛПУ. Контроль за такими работами осуществляют старшие операторы ЛВС ЛПУ. Работы, выполняемые с периодичностью один месяц и более, осуществляются сервисной службой АИС ОМС.


3.1.2. Организация ремонта техники и оборудования


Ремонт техники и оборудования периферийных узлов АИС ОМС должен выполняться централизовано службами сервисной поддержки и ремонтно-эксплуатационной службой. В виду отсутствия в большинстве ЛПУ персонала, способного точно диагностировать неисправности оборудования, а также ограниченные возможности ЛПУ по доставке оборудования для ремонта и его замене, все операции по сервису и ремонту периферийных узлов должны выполняться с выездом соответствующих специалистов по месту эксплуатации. Для этого специалисты служб сервиса и ремонта должны быть обеспечены необходимыми средствами транспорта, связи, измерения, а также подменным фондом оборудования.

Необходимый ремонт техники и оборудования должен выполняться сертифицированными специалистами ремонтно-эксплуатационной службы, прошедшими необходимое обучение и обеспеченными соответствующими средствами и оборудованием для выполнения этих операций. Гарантийное и послегарантийное обслуживание техники должно осуществляться на основе соответствующих соглашений с поставщиками конкретных видов оборудования. Координацию работ сервисных и ремонтных служб должна осуществлять централизованная диспетчерская служба.


3.1.3. Модификация программных и аппаратных средств


Поскольку АИС ОМС создается в расчете на длительный период развития и эксплуатации, ее компоненты неизбежно будут подвергаться модификациям и заменам как по причине функционального развития системы, так и по мере морального старения используемых технических и программных средств. Все такие изменения должны носить плановый и скоординированный характер. Принятию решений по модификации программных и аппаратных средств должны предшествовать мероприятия по оценке последствий таких модификаций, включая испытания новых компонент в составе АИС ОМС. Реализация модификаций осуществляется сервисной службой в соответствии с решениями службы контроля и управления АИС ОМС и координируется диспетчерской службой. Модификации программных и аппаратных средств должны сопровождаться оформлением соответствующих документов и отражаться в базе данных о состоянии системы. Служба контроля и управления при принятии решений о модернизации и модификации компонент системы должна предусматривать и программу мероприятий по тестированию замененных компонент


4. Организация и функционирование служб


4.1. Организация Центра ведения и распространения НСИ


Центр НСИ (Центр веления общих классификаторов системы здравоохранения г.Москвы) организован в соответствии с совместным приказом Комитета здравоохранения г.Москвы и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС) N 152/57 от 07.04.99. Центр организован в составе ГУП "РИСТ М" на правах его структурного подразделения.

Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами и нормативными актами Российской Федерации, распоряжениями мэра Москвы, постановлениями Правительства Москвы, приказами Комитета здравоохранения г.Москвы, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, указаниями и распоряжениями директора ГУП "РИСТ М", правилами внутреннего распорядка и действующими положениями.

Центр является головным органом по разработке и внедрению нормативно-справочной информации (НСИ) для автоматизированной информационной системы АИС ОМС и других автоматизированных информационно-аналитических систем (АИАС), используемых в системе здравоохранения г.Москвы. При Центре создается экспертный совет по нормативно-справочной информации системы здравоохранения г.Москвы.


4.2. Организация службы сервисной поддержки


Основной задачей службы сервисной поддержки является поддержание в исправном состоянии компонент ЛВС ЛПУ по месту их эксплуатации. Поскольку большинство ЛПУ не в состоянии решить своими силами все задачи, связанные с обеспечением бесперебойной работы ЛВС, большая часть этих задач решается силами сервисной службы АИС ОМС. Служба сервисной поддержки создается на базе ГУП "РИСТ М" в качестве его постоянно действующего структурного подразделения. Служба сервисной поддержки АИС ОМС должна обеспечить не только необходимое регламентное обслуживание аппаратных и программных средств ЛВС ЛПУ в процессе эксплуатации, но и выезды в ЛПУ для определения причин возникающих отклонений и отказов в работе всех компонент ЛВС ЛПУ и коммуникационного оборудования ЛПУ.В каждом ЛПУ из числа операторов или из состава информационных служб ЛПУ должен быть выделен старший оператор ответственный за состояние ЛВС ЛПУ. Этот старший оператор должен обеспечить мероприятия по инструктированию других пользователей в ЛПУ, контроль за выполнением ежедневного и недельного регламента, контроль за ведением документации. Все обращения в сервисные и ремонтные службы должны, по возможности, осуществляться через старших операторов.


4.3. Организация ремонтно-эксплуатационной службы


Ремонтно-эксплуатационная служба АИС ОМС создается с целью снижения накладных расходов, связанных с ремонтом и восстановлением оборудования, входящего в состав аппаратно-программным комплексов АИС ОМС в ЛПУ, а также для обеспечения требуемых показателей надежности и времени восстановления компонент АИС ОМС.

Ремонтно-эксплуатационная служба создается на базе ГУП "РИСТ М", является централизованной и стационарной, имеет производственные помещения и складские площади для реализации своих функций.

Ремонтно-эксплуатационная служба обеспечивается сертифицированным персоналом и необходимым оборудованием для проведения ремонтных и восстановительных операций по всем типам используемого в составе периферийных узлов АИС ОМС оборудования. В процессе длительной эксплуатации системы неизбежны плановые замены некоторых видов оборудования и переход на новые его типы и модификации. Всем таким мероприятиям должны предшествовать подготовительные работы, которые осуществляются ремонтно-эксплуатационной службой и позволяют сохранить бесперебойную работу компонент АИС ОМС в условиях постепенной замены и модификации оборудования. Ремонтно-эксплуатационная служба занимается также восстановлением монтажных компонент ЛВС ЛПУ при их повреждениях.


4.4. Перечень аварийных ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности, и значения соответствующих показателей


Поскольку показатели надежности компонент периферийного оборудования АИС ОМС являются определяющим фактором не только надежности системы в целом, но и эксплуатационных затрат по поддержанию ее бесперебойного функционирования, необходимо четко и обоснованно определить ряд значений таких показателей. Эти значения должны быть положены в основу решений по окончательной структуре всех служб, участвующих в эксплуатации АИС ОМС, а также образовать группу критериев оценки эффективности этих служб. Помимо этого, должны быть учтены также аспекты, связанные с обеспечением информационной безопасности в системе АИС ОМС и ее отдельных компонентах.


4.4.1. Отказы компонент корпоративной телекоммуникационной сети в ЛПУ


Компоненты корпоративной телекоммуникационной сети в ЛПУ (модем, маршрутизатор, коммуникационная станция) представляют собой оборудование, которое управляется средствами ЦАПК, но представляет собой неотъемлемую часть локальной сети ЛПУ. Для этих периферийных узлов должны быть регламентированы следующие максимальные показатели:

- Время устранения неисправностей в работе оборудования коммуникационной станции

- Время устранения сбоев в работе системного ПО коммуникационной станции

- Время замены маршрутизатора

- Время замены модема

- Время восстановления монтажных компонент


4.4.2. Отказы компонент ЛВС ЛПУ


В отношении компонент ЛВС ЛПУ должны быть определены следующие максимальные показатели, определяющие надежность ЛВС и время восстановления их компонент в случае сбоев или отказов:

- Время устранения неисправностей в работе оборудования файл сервера ЛВС

- Время устранения сбоев в работе системного ПО файл сервера ЛВС

- Время устранения неисправностей в работе сетевого оборудования ЛВС

- Время устранения неисправностей в работе оборудования рабочих станций

- Время устранения сбоев в работе системного и прикладного ПО рабочих станций

- Время восстановления работы ЛВС после сбоев по энергопитанию

- Время восстановления энергопитания компонент ЛВС при авариях

- Время восстановления монтажных компонент ЛВС при их повреждениях


4.5. Порядок действий операторов при возникновении аварийных ситуаций в работе компонент ЛВС ЛПУ


При возникновении ситуаций, в которых операторы ЛВС ЛПУ не могут выполнять свои функции в соответствии с требованиями пользовательской документации, необходимо предпринять следующие действия:

- Обратиться к старшему оператору ЛВС ЛПУ, чтобы удостовериться в правильности выполняемых оператором действий и наличии устойчивой ситуации неверного функционирования оборудования или программного обеспечения;

- Обратиться по телефону в диспетчерскую службу ГУП "РИСТ М" и изложить признаки и условия возникновения обнаруженных неисправностей;

- Получить в диспетчерской службе ГУП "РИСТ М" инструкции, позволяющие устранить или более точно идентифицировать возникшую ситуацию неисправности;

- В случае идентификации ситуации устойчивой неисправности, дать заявку в устной форме диспетчерской службе ГУП "РИСТ М" на ее устранение, получить от диспетчерской службы идентификационный номер принятой заявки и сделать соответствующую запись в журнале учета неисправностей;

- Сервисная служба АИС ОМС должна прибыть в ЛПУ для выявления и устранения причин обнаруженных неисправностей;

- После устранения причин возникших неисправностей в журнале учета делается соответствующая отметка о выполнении заявки;

- В том случае, если сервисной службой будет установлен факт нарушения условий эксплуатации оборудования в качестве причины возникших неисправностей, службой составляется соответствующий акт, копия которого направляется главному врачу ЛПУ; данный акт является основанием для выставления счета в адрес ЛПУ для возмещения затрат по устранению неисправностей, вызванных нарушением правил эксплуатации оборудования.


5. Обучение пользователей и обслуживающего персонала АИС ОМС


Степень и качество решения задач, стоящих перед системой АИС ОМС находятся в прямой зависимости от уровня подготовленности пользователей и персонала, участвующих в реализации функций АИС ОМС. Подготовка пользователей и персонала АИС ОМС должны решаться на единой комплексной основе по планам и методикам, формируемым службой управления АИС ОМС. Только на такой основе можно добиться согласованной и точной работы во всех службах системы и ее подразделениях.


5.1. Цели и задачи обучения пользователей и персонала АИС ОМС


При определении подходов к обучению пользователей и персонала необходимо решить следующие основные задачи:

- Обучить пользователей общим навыкам работы с персональным компьютером

- Обучить пользователей работе с прикладным программным обеспечением

- Обучить пользователей выполнению профилактических работ

- Обучить технический персонал выполнению работ в соответствии с выполняемыми ими функциями

- Обучить персонал управления выполнению операций в соответствии с их должностными обязанностями

- Обучить пользователей и персонал работе с типовыми формами документов и отчетности

- Сертифицировать технический персонал для работы с конкретными видами оборудования и приборов

- Обучить персонал правилам техники безопасности

- Обучить персонал правилам работы с нормативными документами

При условии решения этих задач можно будет добиться основной цели, состоящей в том, чтобы субъективный фактор не мог оказывать существенного отрицательного влияния на эффективность и бесперебойность работы всех компонент АИС ОМС в течении длительного периода времени.

Обучение проводится на базе постоянно действующего учебного Центра ГУП "РИСТ М" в соответствии с утверждаемыми программами по согласованным графикам. Главные врачи ЛПУ, включаемых в состав АИС ОМС, подают в ГУП "РИСТ М" заявки на обучение персонала ЛПУ и согласовывают сроки проведения обучения. В дальнейшем заявки подаются по мере возникновения необходимости, в случае принятия на работу новых операторов или по другим причинам. В процессе изменения версий (функций) используемого в АИС ОМС программного обеспечения организовывается централизованное дополнительное обучение всех операторов по графику утверждаемому совместными приказами МГФОМС и КЗ.


6. Организационные решения по созданию и развитию служб эксплуатации и обучения


Создание и развитие всех служб, связанных с эксплуатацией АИС ОМС, а также подготовка персонала для этих служб должны производиться на основе единого, согласованного комплекса организационных решений и документов. В большой распределенной системе, имеющей множество компонент, согласованность всех служб и разделение их ответственности имеет решающее значение. Ниже приводится минимально необходимый перечень документов, которые должны регламентировать процессы создания, развития и взаимодействие служб, связанных с обеспечением работы периферийных узлов АИС ОМС.


6.1. Документы, регламентирующие процесс создания служб эксплуатации и обучения


Эта группа документов должна быть сформирована на этапе создания первой очереди АИС ОМС и определить начальный состав, структуру служб эксплуатации и обучения, а также порядок их взаимоотношений. К числу документов, входящих в данную группу относятся:

- Приказ МГФОМС и КЗ о порядке ввода АИС ОМС в опытную эксплуатацию

- Положение о порядке ввода первой очереди АИС ОМС в опытную эксплуатацию

- Приказ МГФОМС о формировании органов управления АИС ОМС

- Положение о структуре и органах управления АИС ОМС

- Положения о службах в составе АИС ОМС

- Положение о службе технического обеспечения и сервисной поддержки аппаратно-программным комплексов АИС ОМС в ЛПУ

- Регламент эксплуатации аппаратно-программным комплексов АИС ОМС в ЛПУ

- Нормативы используемые в работе служб АИС ОМС

- Положение о Центре НСИ и учебном Центре в составе АИС ОМС


6.2. Документы, регламентирующие работу и взаимодействие служб эксплуатации и обучения


После передачи первой очереди АИС ОМС в опытную эксплуатацию начинается формирование группы документов, которые должны уточнить все аспекты развития системы, установить системные нормативы, определить обязанности и ответственность всех подразделений и должностных лиц, ввести в действие комплекс типовых отчетов и форм. В этот период происходит и комплектация служб АИС ОМС персоналом на основе соответствующих профессиональных требований и вводимых должностных инструкций.


6.2.1. Регламентация работы служб


На основании документов принятых на стадии формирования служб АИС ОМС в процессе опытной эксплуатации происходит уточнение структур и зоны ответственности всех службой, определяются конкретные формы их взаимодействия и виды используемых при этом документов. При этом для каждой из служб принимается следующий пакет документов:

- Положение о службе (включая порядок взаимодействия с другими службами)

- Структура и штатное расписание службы

- Технические ресурсы службы, бюджет и порядок финансирования

- Нормативы, регламентирующие деятельность службы

- Формы используемых служб документов и отчетности

Кроме того должны быть сформированы и документы, регламентирующие управление системой в целом и контроль за ней.


6.2.2. Регламентация работы персонала


После завершения проработки документов, регламентирующих работу каждой из служб, должна быть проведена работа по уточнению обязанностей и ответственности персонала этих служб. Эта работа должна завершиться введением в действие следующих документов: должностные инструкции с указанием прав и обязанностей (для персонала управления), требования к квалификации и подготовке (для персонала всех служб), положения о порядке аттестации и сертификации (для технического персонала).


6.2.3. Регламентация отношений между отдельными субъектами АИС ОМС


Поскольку в процессе эксплуатации АИС ОМС подразумевается участие и взаимодействие ряда хозяйственно самостоятельных субъектов (юридических лиц), одной из важнейших задач становится выработка соответствующих соглашений, регламентирующих эти взаимодействия. К числу таких соглашений следует отнести:

- Соглашения с проектными организациями о поддержке компонент АИС ОМС

- Соглашения с сервисными службами

- Соглашения со службами обучения и ведения НСИ

- Соглашения с ремонтными службами

- Соглашение с оператором телекоммуникационной сети

- Соглашения с ЛПУ о работе в составе АИС ОМС

- Соглашения с СМО о работе в составе АИС ОМС

- Соглашения с поставщиками оборудования и программного обеспечения

Подготовка этих соглашений, наряду с подготовкой общего плана развертывания АИС ОМС и бюджета АИС ОМС, является основной задачей службы управления АИС ОМС, которая должна быть решена на этапе опытной эксплуатации первой очереди системы.


Приложение 1


Виды регламента


Ежедневные работы


Ежедневные профилактические работы (по рабочим дням) проводятся с целью контроля за соблюдением норм эксплуатации оборудования и для своевременного выявления внешних механических и других повреждений. В состав ежедневных работ входят:

- Внешний осмотр оборудования на предмет наличия видимых дефектов, загрязнения и т.п.

- Внешний осмотр надежности электрических соединений между компонентами оборудования

- Внешний осмотр мест подключения электропитания на предмет отсутствия признаков их ненадежности

- Внешний осмотр помещений на предмет наличия факторов, которые могут приводить к нарушениям условий эксплуатации


Еженедельные работы


В дополнение к ежедневным профилактическим работам еженедельно производится контроль за наличием и состоянием расходных материалов в используемом оборудовании и за состоянием монтажных компонент и элементов электропитания. В состав операций, выполняемых еженедельно входят:

- Проверка работоспособности оборудования путем выполнения встроенных тестов или других операций, предусмотренных инструкциями по проверке

- Чистка элементов оборудования, предусмотренная инструкциями на конкретные виды оборудования

- Проверка и удаление компьютерных вирусов в соответствии с требованиями соответствующих инструкций


Ежемесячные работы


В соответствии с регламентом и планами профилактических работ, ежемесячно производятся выезды сервисных бригад в ЛПУ для выявления возможного наличия мелких дефектов оборудования и замечаний по его работе. В состав работ, которые выполняются ежемесячно сервисной службой, входят:

- Тестирование оборудования с помощью специальных тестирующих программ

- Контроль устройств дисковой памяти по степени заполнения и на наличие физических дефектов

- Обновление версий антивирусных программ

- Чистка и смазка механических компонент оборудования

- Чистка оборудования с его вскрытием

- Замена расходных материалов по мере необходимости


Полугодовые работы


Один раз в 6 месяцев сервисная служба должна производить проверку (тестирование) отдельных компонент ЛВС ЛПУ, с целью подтверждения их полной функциональной исправности. По результатам проверки делаются отметки в паспортах на оборудования. По обнаруженным замечаниям формируются заявки в диспетчерскую службу. В процессе ежеквартального регламента выполняются следующие операции:

- Обслуживание и контроль блоков питания и устройств охлаждения

- Регулировка и настройка видеомониторов и других устройств, требующих выполнения настроечных и юстировочных операции

- Комплексное тестирование компонент ЛВС

- Замеры параметров сетей электроснабжения


Ежегодные работы


Один раз в год должна производится полная проверка (испытания) оборудования аппаратно-программным комплексов АИС ОМС в ЛПУ на всех рабочих режимах, с целью подтверждения их рабочих характеристик. По результатам этой проверки дается заключение о продлении рабочего ресурса оборудования на следующий год, с занесением соответствующих записей в паспорта на компоненты оборудования. При необходимости оформляется также лист замечаний, в котором указывается перечень дополнительных мероприятий или определяется необходимость ремонта (замены) отдельных компонент оборудования. В состав ежегодно выполняемых работ входит:

- Контроль состояния эксплуатационной документации и правильности ее ведения

- Контроль наличия пользовательской документации

- Комплексное тестирование компонент ЛВС совместно с оборудованием ЦАПК

- Заполнение паспортов на оборудование

- Заполнение ведомости замечаний и заявок на проведение внеплановых работ.


Приложение 2


Порядок и программы обучения


Поскольку технический персонал служб АИС ОМС должен обладать одновременно навыками выполнения специализированных работ и знанием нормативных требований общих для служб АИС ОМС, его подготовка осуществляется по двум направлениям.

Обучение выполнению сервисных и ремонтных операций осуществляется в соответствии с программами подготовки конкретных производителей и поставщиков оборудования, технических и программных средств. Такой подход позволяет в наибольшей степени гарантировать получение необходимых профессиональных навыков, а также осуществить необходимую сертификацию персонала.

Общую подготовку персонала для работы в службах АИС ОМС целесообразно централизовать и проводить по единым программам, включающим ознакомление с технологией, изучение нормативных материалов и правил работы с типовыми документами. Программы общей подготовки должны разрабатываться на основании предложений отдельных служб и утверждаться службой управления АИС ОМС на этапе опытной эксплуатации первой очереди системы. Поскольку численность персонала, работающего в системе АИС ОМС, достаточно велика, а система рассчитана на длительный период развития и эксплуатации, помимо первоначального обучения должно быть организовано периодическое повторное обучение с некоторой периодичностью.

Обучение по программе "Техническое сопровождение и ремонт аппаратуры ЛВС ЛПУ" осуществляется для всего состава сервисной службы на этапе создания АИС ОМС, а затем, в ходе функционирования АИС ОМС - для вновь принимаемых на работу специалистов. Обучение по данной программе проводится в ходе очных занятий с отрывом от производства.

Программа занятий рассчитана на два дня (12 часов). Обучаемый приобретает знания по:

- технике безопасности при эксплуатации ЛВС, а также при проведении ремонтных работ;

- общей конфигурации и основным функциям АИС ОМС;

- устройству рабочих станций и серверов, используемых в ЛВС АИС ОМС;

- техническому обеспечению ЛВС;

- системному программному обеспечению ЛВС ЛПУ;

- прикладному программному обеспечению ЛВС ЛПУ;

- нормативно-правовым вопросам и регламенту использования АИС ОМС.

Обучение по программе "Администрирование ЛВС ЛПУ" проводится для персонала сервисной службы, осуществляющего соответствующие работы. Обучающиеся по данной специализации должны пройти обучение по циклу "Техническое сопровождение и ремонт аппаратуры ЛВС ЛПУ". Обучение рассчитано на 5 дней (40 часов). В результате обучения приобретаются знания и навыки по администрированию ЛВС на основе ОС Novell (NDS), в частности по:

- Архитектуре, технике и системному математическому обеспечению ЛВС;

- Планированию службы каталогов NDS;

- Инсталляции NDS;

- Повседневным операциям по обслуживанию системы;

- Администрированию, защите и обслуживанию NDS;

- Диагностике NDS.


Организация процесса обучения


Процесс специализированной подготовки и сертификации должен быть организован на основании соответствующих соглашений с производителями и поставщиками конкретных видов оборудования, технических и программных средств. Этот процесс должен носить плановый характер и регламентироваться службой управления АИС ОМС.

Процесс общей подготовки персонала целесообразно организовать на базе единого Центра обучения пользователей и персонала АИС ОМС. Это обусловлено тем, что основная часть пользователей и персонала АИС ОМС будет задействована в работах, связанных с периферийными узлами системы. Техническая база необходимая для обучения пользователей вполне может быть использована и для подготовки персонала наиболее многочисленных сервисных и ремонтных служб.


Обучение пользователей


Обучение и подготовка пользователей, осуществляемые службой обучения, направлены на обеспечение бесперебойной работы системы в условиях наблюдающейся текучести кадров, повышение эффективности и снижение затрат на эксплуатацию АИС ОМС. Обеспечивается дифференцированное обучение в зависимости от роли обучаемого в работе автоматизированной информационной системы. Обучение проводится по циклам, причем обеспечивается непрерывность и преемственность подготовки внутри каждой специализации. Программы обучения ежегодно пересматриваются и утверждаются службой управления АИС ОМС. Службой обучения АИС ОМС обеспечиваются различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации слушателей: с отрывом от производства или без отрыва от производства. Контроль полученных знаний и приобретенной квалификации осуществляется на основе тестирования, проводимого специально создаваемой комиссией. По результатам тестирования слушатели получают удостоверения установленного образца.


Порядок и программы обучения


Подготовка пользователей АИС ОМС из персонала ЛПУ осуществляется в рамках двух учебных циклов:

1. Начальная подготовка "Персональный компьютер - основное средство реализации современных информационных технологий"

2. Специальная подготовка "Ответственный за работу АИС ОМС в ЛПУ"

Первый цикл предназначен для сотрудников, не имеющих к началу работы с АИС ОМС базовых знаний в области современной информационной технологии и навыков использования персонального компьютера для решения практических задач. Знаниями в пределах курса начальной подготовки должны обладать операторы и сотрудники ЛПУ, использующие в своей работе АИС ОМС.

Второй цикл позволяет подготовить персонал, который будет способен выполнять функции ответственных за работу автоматизированных систем уровня ЛПУ, взаимодействующих с АИС ОМС. Для обучения по нему необходим уровень знаний, соответствующий уровню начальной подготовки. Их наличие подтверждается свидетельством о прохождении обучения по первому циклу, либо дипломом (справкой об окончании), подтверждающей наличие аналогичного образования, либо проведением тестирования по установленной программе, которое осуществляется в учебном классе АИС ОМС при "РИСТ М".


Курс начальной подготовки "Персональный компьютер - основное средство реализации современных информационных технологий"


Цель курса: ознакомление с возможностями использования персональных компьютеров в деловой сфере - для подготовки документов, обработки числовых данных, для хранения и передачи информации; приобретение практических навыков эксплуатации компьютера и работы с типовыми пакетами прикладных программ.

Объем курса: - 32 часа (8 занятий по 4 часа).

- Занятие 1. Вводная беседа, знакомство со слушателями. Постановка задач и целей обучения. Обзор используемых технических средств.

- Занятие 2. Общее устройство компьютера. Аппаратное и программное обеспечение.

- Занятие 3. Знакомство с графической оболочкой Windows 3.1 и операционной системой Windows 95 (98).

- Занятие 4. Прикладные программы для Windows 95(98). Пакет MS Office Операционная система DOS. Операционная оболочка Norton Commander.

- Занятие 5. Текстовый процессор MS Word 7 for Windows 95.

- Занятие 6. Табличный процессор MS Excel 7 for Windows 95. Системы управления базами данных.

- Занятие 7. Локальные сети ЭВМ. Глобальная информационная сеть InterNet.

- Занятие 8. Итоговое занятие. Аттестация слушателей.


Специальный курс "Ответственный за работу АИС ОМС в ЛПУ"


Курс предназначен для обучении сотрудников лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), ответственных за работу с АИС ОМС. Программа ориентирована на слушателей, которые в дальнейшем будут решать простейшие задачи по администрированию ЛВС ЛПУ, входящих в АИС ОМС, включая начальную подготовку операторов рабочих станций.

Цель курса: дать обучаемому общее представление о работе АИС ОМС, потоках и принципах обмена информацией в автоматизированной системе, роли, месте и составе ЛВС ЛПУ, а также базового программного обеспечения.

- Сформировать навыки штатной работы на типовых рабочих станциях в сетевой среде базового программного обеспечения

- Обучить слушателя основным приемам настройки и обслуживания базового программного обеспечения и локальной вычислительной сети, а также самостоятельному устранению простейших неисправностей.

- Дать навыки проведения вводного инструктажа для оператора типовой рабочей станции, входящей в состав АИС ОМС, а также обучения основным приемам работы.

Объем курса: 20 часов (5 занятий по 4 часа).

- Занятие 1. Вводная беседа, знакомство со слушателями. Постановка задач и целей обучения. Обзор АИС ОМС в целом.

- Занятие 2. Базовое программное обеспечение ЛПУ.

- Занятие 3. Обслуживание аппаратно-программного комплекса АИС ОМС в ЛПУ.

- Занятие 4. Подготовка операторов АИС ОМС в ЛПУ.

- Занятие 5. Итоговое занятие. Аттестация слушателей.


Средства и процесс обучения


Процесс обучения пользователей осуществляется в Учебном классе АИС ОМС, обслуживаемом специалистами службы обучения. При необходимости к проведению занятий привлекаются специалисты сторонних организаций.


Ресурсы, используемые в процессе обучения


В процессе обучения службой обучения используется специально созданный учебный класс АИС ОМС. Класс включает в себя достаточное количество персональных компьютеров, способных функционировать как в автономном режиме, так и в составе локальной вычислительной сети, работающей под управлением выделенного сервера. Класс имеет соединение с корпоративной телекоммуникационной сетью АИС ОМС, и имеет возможность в полной мере моделировать работу локальной сети ЛПУ и ее взаимодействии с системой. Класс должен быть обеспечен необходимым постоянным персоналом, а также привлекать преподавателей основе почасовой оплаты по договорам. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой персонала служб и пользователей АИС ОМС, осуществляется в рамках соответствующих соглашений с МГФОМС.



Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского городского ФОМС от 24 января 2000 г. N 17/8 "О порядке ввода в опытную эксплуатацию первой очереди Автоматизированной информационной системы обязательного медицинского страхования (АИС ОМС) и о начале работ по второй очереди системы"


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение