Комиссии референдума

Глава III. Комиссии референдума


Статья 13. Система и статус комиссий референдума

1. Подготовку и проведение референдума в городе Москве осуществляют следующие комиссии референдума:

- Московская городская комиссия референдума (далее - городская комиссия референдума);

- территориальные комиссии референдума;

- участковые комиссии референдума.

2. Полномочия Московской городской комиссии референдума осуществляет Московская городская избирательная комиссия, порядок формирования и организация деятельности которой определяется Законом города Москвы "О Московской городской избирательной комиссии".

Полномочия территориальных комиссий референдума осуществляют территориальные избирательные комиссии, порядок формирования и организации деятельности которых определяется Законом города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве".

Московская городская избирательная комиссия, территориальные избирательные комиссии приобретают права и обязанности соответствующих комиссий референдума после назначения референдума города Москвы, местного референдума.

3. Участковые комиссии референдума образуются в составе 5 - 19 членов не позднее трех дней после образования участка референдума районным Собранием по представлению главы районной Управы на основе предложений общественных объединений, собраний граждан по месту жительства, органов территориального общественного самоуправления. Глава районной Управы принимает предложения по составу участковых комиссий референдума и вносит все поступившие предложения на рассмотрение районного Собрания.

Если районное Собрание не сформировало соответствующую участковую комиссию референдума в срок, установленный настоящей статьей, формирование участковой комиссии референдума или ее части осуществляется территориальной комиссией референдума в течении 5 дней, в порядке, предусмотренном абзацем 1 пункта 3 настоящей статьи.

В случае проведения референдума одновременно с выборами в федеральные, городские органы власти, выборами советников районного Собрания, а также референдумом города Москвы полномочия участковых комиссий осуществляют участковые избирательные комиссии.

4. В случае поступления предложения от избирательных объединений и избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в Московской городской Думе, в состав комиссий референдума включаются их представители, но не более одного представителя от каждого из избирательных объединений (избирательных блоков). При наличии достаточного количества данных предложений общее число указанных представителей должно составлять не менее одной трети состава комиссий.

5. Полномочия участковой комиссии референдума прекращаются через 10 дней, а территориальной комиссии референдума - через 20 дней со дня официального опубликования результатов референдума в случае, если в адрес вышестоящей комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

6. Решения вышестоящей (соответственно уровню референдума) комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий референдума.

Решения и акты комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов власти, общественных объединений, иных организаций, должностных лиц, участников референдума.

Решение комиссии референдума, противоречащее действующему законодательству либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей (соответственно уровню референдума) комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса.

7. Комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе подготовки и проведения референдума обращения о нарушении настоящего Закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, в части, регулирующей подготовку и проведение референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Комиссии референдума вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений настоящего Закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, в части, регулирующей подготовку и проведение референдума, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

8. Комиссии референдума обеспечивают информирование участников референдума о сроках и порядке осуществления действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе подготовки и проведения референдума.

9. Органы власти, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать в установленные сроки ответы на обращения комиссий референдума. Организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность для размещения печатной информации комиссий референдума, а также предоставлять комиссиям референдума бесплатное эфирное время для информирования участников референдума, в порядке, установленном законодательством. При этом расходы организаций, осуществляющих теле и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий покрываются в порядке, установленном пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие теле и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 статьи 26 настоящего Закона, а также их должностные лица обязаны предоставлять комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в установленный законодательством срок.

10. В случаях и порядке, установленном статьей 25 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссия референдума может быть расформирована в судебном порядке.


Статья 14. Статус членов комиссий референдума

1. Членами комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты Московской городской Думы, советники районных Собраний, выборные должностные лица органов власти Москвы, судьи, уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, члены комиссий референдума с правом совещательного голоса.

Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в районных Управах, не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии референдума.

2. Член комиссии референдума с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню референдума комиссии референдума.

3. Срок полномочий членов комиссий референдума с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих комиссий референдума.

4. Член комиссии референдума с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии референдума до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

подачи членом комиссии референдума заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

утраты членом комиссии референдума гражданства Российской Федерации;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии референдума;

признания члена комиссии референдума решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

смерти члена комиссии референдума;

признания члена комиссии референдума на основании заявления соответствующей комиссии референдума решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;

появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

5. Полномочия члена комиссии референдума с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии референдума в соответствии с настоящим Законом.

6. Орган, назначивший члена комиссии референдума, обязан назначить нового члена комиссии референдума вместо члена, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок, а в период проведения соответствующего референдума не позднее чем через десять дней со дня появления вышеуказанных обстоятельств в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена комиссии референдума назначает вышестоящая комиссия референдума с соблюдением требований, установленных настоящим Законом.

7. Члену комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Члену комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения референдума от основной работы, дополнительная оплата труда может производиться за счет средств, выделенных на проведение референдума, в размерах и порядке, установленных Московской городской избирательной комиссией (городской комиссией референдума), в соответствии с порядком определяемым Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

8. Член комиссии референдума с правом решающего голоса на период проведения референдума не может быть привлечен без согласия прокурора города Москвы, к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

9. Член комиссии референдума с правом решающего голоса в период проведения соответствующего референдума не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.

10. После принятия решения о проведении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.

11. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения референдума, за исключением права выдачи бюллетеней для голосования на референдуме, участия в сортировке и подсчете бюллетеней для голосования на референдуме, составления протокола об итогах голосования, права участия в голосовании при принятии решения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и права подписывать решения комиссии референдума.

12. Член комиссии референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии референдума;

вправе выступать на заседании комиссии референдума, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии референдума, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

вправе задавать другим участникам заседания комиссии референдума вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками участников референдума, бюллетенями для голосования на референдуме), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий референдума и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков участников референдума, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;

вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии референдума в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

13. Полномочия члена комиссии референдума с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии референдума, и переданы другому лицу.


Статья 15. Организация деятельности комиссий референдума

1. Деятельность комиссий референдума осуществляется коллегиально.

2. Комиссия референдума правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.

3. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов комиссии референдума.

4. Заседания комиссии референдума созываются председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии референдума, а также по требованию не менее одной трети членов, комиссии референдума с правом решающего голоса.

5. Член комиссии референдума с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии референдума.

6. Заседание комиссии референдума является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса.

7. Комиссия референдума по требованию любого члена соответствующей комиссии референдума, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии референдума обязана проводить голосования по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией референдума на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

8. Решения комиссии референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии референдума, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, об итогах голосования или о результатах референдума, о признании референдума несостоявшимся или недействительным, о проведении повторного голосования, об отмене решения комиссии референдума в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 13 и пунктами 6, 7 и 8 статьи 49 настоящего Закона, принимаются на заседании комиссии референдума большинством голосов от установленного числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса.

9. Решения комиссии референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии референдума с правом решающего голоса.

10. При принятии решений комиссией референдума в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии референдума является решающим.

11. Решения комиссии референдума подписываются председателем и секретарем комиссии референдума.

12. Члены комиссии референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей (соответственно уровню референдума) комиссии референдума не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.


Статья 16. Полномочия городской комиссии референдума по проведению референдума города Москвы

Городская комиссия референдума:

1) обеспечивает соблюдение настоящего Закона на территории города Москвы;

2) организует деятельность территориальных и участковых комиссий референдума;

3) контролирует обеспечение территориальных и участковых комиссий референдума помещениями, транспортом и связью;

4) заслушивает сообщения органов исполнительной власти, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам материально-технической подготовки и проведения референдума;

5) контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и представление этих списков для ознакомления граждан;

6) обеспечивает не позднее чем за 45 дней до проведения референдума города Москвы опубликование вопроса, выносимого на референдум, и необходимых материалов (законопроектов, которые предполагается принять, законов, которые предлагается отменить или изменить и т.д.);

7) содействуют средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум;

8) устанавливает формы бюллетеней референдума, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, протоколов заседаний комиссии референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссии референдума, порядок хранения документации референдума;

9) утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме;

10) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими территориальных комиссий референдума;

11) устанавливает единую нумерацию участков референдума на территории Москвы;

12) определяет результаты голосования на референдуме, о чем составляет протокол;

13) публикует (обнародует) результаты референдума по городу Москве в средствах массовой информации города;

14) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и участковых комиссий по проведению референдума и принимает по ним мотивированные решения;

15) распределяет денежные средства, выделенные на подготовку и проведение референдума, между территориальными комиссиями референдума и обеспечивает контроль за их целевым использованием;

16) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

7.# В случае истечения срока полномочий Московской городской избирательной комиссии во время подготовки и проведения референдума города Москвы ее полномочия в качестве Московской городской комиссии по проведению референдума сохраняются вплоть до официального опубликования (обнародования) результатов голосования и принятого на референдуме решения.


Статья 17. Полномочия территориальной комиссии референдума по проведению референдума города Москвы

Территориальная комиссия референдума:

1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума на территории района в соответствии с настоящим Законом;

2) координирует работу участковых комиссий референдума на территории района, информирует население об их адресах и номерах телефонов, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (или бездействие) этих комиссий;

3) оказание организационно-технической помощи участковым комиссиям референдума;

4) составляет списки участников референдума отдельно по каждому участку референдума и осуществляет их передачу участковым комиссиям референдума;

5) определяет результаты голосования на референдуме по соответствующей территории, составляет протокол и передает его вместе с протоколами участковых комиссий в Московскую городскую комиссию референдума;

6) распоряжается денежными средствами, выделенными на проведение референдума, и распределяет их между участковыми комиссиями референдума;

7) контролирует соблюдение на территории района правил размещения агитационных материалов;

8) организует доставку бюллетеней и иных документов участковым комиссиям референдума;

9) организует досрочное голосование в помещении территориальной комиссии референдума;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.


Статья 18. Полномочия территориальной комиссии референдума по проведению местного референдума

Территориальная комиссия:

1) обеспечивает соблюдение настоящего Закона на территории района;

2) образует участковые комиссии, в случаях и порядке, установленном в статье 13 настоящего Закона, организует и контролирует их деятельность, информирует население об их адресах и номерах телефонов, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (или бездействие) этих комиссий;

3) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, распределяет их между участковыми комиссиями и обеспечивает контроль за их целевым использованием;

4) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом и связью;

5) заслушивает сообщения должностных лиц администрации района, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам материально-технической подготовки и проведения референдума;

6) составляет списки участников референдума отдельно по каждому участку референдума и осуществляет их передачу участковым комиссиям референдума;

7) содействует в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса (вопросов), вынесенного на референдум, контролирует соблюдение на территории района правил размещения агитационных материалов;

8) по согласованию с Московской городской комиссией референдума устанавливает форму бюллетеня для голосования на референдуме, списка граждан, имеющих право на участие в референдуме, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссии по проведению референдума, порядок хранения документации референдума;

9) утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме, обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими участковых комиссий;

10) устанавливает единую нумерацию участков референдума на территории района;

11) организует досрочное голосование в помещении территориальной комиссии;

12) устанавливает результаты голосования на референдуме;

13) публикует результаты референдума в местных средствах массовой информации;

14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.


Статья 19. Полномочия участковой комиссии по проведению референдума

Участковая комиссия референдума:

1) обеспечивает ознакомление граждан со списком лиц, имеющих на территории участка референдума право на участие в референдуме, рассматривает заявления и жалобы о неточностях в этом списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

2) оповещает население о дне и месте проведения голосования, номере телефона участковой комиссии референдума при голосовании, времени его проведения;

3) обеспечивает подготовку помещения для проведения голосования и его надлежащее оборудование;

4) контролирует соблюдение правил размещения агитационных материалов на территории участка референдума;

5) организует голосование на участке референдума в день проведения референдума, а также досрочное голосование;

6) производит подсчет голосов и определяет результаты голосования по участку референдума, составляет протокол и передает его в территориальную комиссию референдума;

7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним мотивированные решения;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.