Агитация при проведении референдума

VI. Агитация при проведении референдума


Статья 25. Право на агитацию по вопросам референдума и сроки проведения агитации

1. Жители Москвы, общественные объединения, политические партии вправе вести агитацию за или против проведения референдума, за участие в референдума или против участия в нем, за или против вопросов, вынесенных на референдум по вопросам референдума.

2. Агитация при проведении референдума может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Инициативная группа по проведению референдума вправе в соответствии с законодательством самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

3. В агитации при проведении референдума не могут участвовать члены комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Должностные лица вправе давать разъяснения по существу вынесенного на референдум вопроса (вопросов), если вопрос (вопросы) касается деятельности органов власти города Москвы или органов власти районов.

4. Агитация при проведении референдума начинается со дня опубликования постановления Московской городской Думы, распоряжения Мэра Москвы, решения районного Собрания о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

5. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений комиссий референдума в установленном законодательством порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.

6. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдума, иных исследований, связанных с референдумом, не допускается.


Статья 26. Общие условия доступа к средствам массовой информации для проведения агитации по вопросам референдума

1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых является Правительство Москвы, префекты административных округов, районные Управы и (или) которые финансируются полностью или частично, но не менее 15 процентов своего бюджета за счет средств, выделенных из городского бюджета, префектами административных округов и районными Управами за год, предшествующей дню официального опубликования решения о назначении референдума, обязаны обеспечить условия для проведения агитации по вопросам референдума.

Список указанных в данном пункте средств массовой информации официально публикуется городской комиссией референдума в трехдневных срок после назначения референдума.

2. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие части 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения агитации по вопросам референдума. Оплата эфирного времени и печатной продукции инициативными группами должна осуществляться при проведении оплаты в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через фонд инициативной группы по проведению референдуме.


Статья 27. Условия проведения агитации через электронные средства массовой информации

1. Зарегистрированные инициативные группы по проведению референдума имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, подпадающих под действие части 1 статьи 26 настоящего Закона и осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание преимущественно на территории, на которой проводятся референдум.

2. Порядок предоставления и распределения эфирного времени для агитации по вопросам референдума определяется комиссией референдума соответственно уровню проведения референдума. При этом общий объем бесплатного эфирного времени выделенного каждой телерадиокампании соответственно уровню референдума должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни, и в случае, если общее время вещания телерадиокампаний составляет менее двух часов, - не менее 15 минут. При этом бесплатное эфирное время предоставляется не только инициативной группе по проведению референдума, но и гражданам, общественным объединениям, имеющим иное мнение по вопросу (вопросам) поставленным на референдум.

3. Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, связанные с предоставлением зарегистрированным инициативным группам по проведению референдума, комиссиям референдума бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпаний.

4. Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов инициативных групп по проведению референдума на каналах организаций теле- и (или) радиовещания, подпадающих под действие части 1 статьи 26 настоящего Закона, трансляцией иных теле- и радиопрограмм.

5. Теле- и радиопрограммы, содержащие агитацию по вопросам референдума, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации теле- и (или) радиовещания в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации теле- и (или) радиовещания обязаны хранить учетные документы о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени в течение пяти лет со дня голосования.


Статья 28. Условия проведения агитации через печатные средства массовой информации

1. В каждом номере периодического издания, выходящем в период проведения агитации по вопросам референдума, подпадающего под действие пункта 1 статьи 26 настоящего Закона (за исключением изданий, учрежденных органами власти города и органами власти районов исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов) должны быть выделены, печатные площади для материалов, предоставляемых инициативной группой по проведению референдума, а также гражданам, общественным объединениям, имеющим другое мнение по поставленному на референдум вопросу (вопросам). Минимальный размер печатной площади, предоставляемой бесплатно за счет средств текущего бюджетного финансирования, в одном номере периодического печатного издания, должен составлять одну страницу машинописного текста. Минимальный размер печатной площади, предоставляемой на возмездной основе, не может быть менее общего размера печатной площади, предоставляемой в данном периодическом печатном издании бесплатно за счет средств текущего бюджетного финансирования.

2. Для редакций специализированных печатных изданий (детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в подготовке и проведении референдума в какой бы то ни было форме.

3. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на редакции периодических печатных изданий, учрежденные зарегистрированной инициативной группой по проведению референдума.

4. Публикация агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированными инициативными группами по проведению референдума.


Статья 29. Условия проведения агитации посредством проведения массовых мероприятий

1. Органы власти Москвы и органы власти районов обязаны оказывать содействие зарегистрированной инициативной группе по проведению референдума в организации собраний и встреч с жителями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации


2. Заявления о выделении помещений для проведения собраний жителей для обсуждения выносимых на референдум вопросов рассматриваются органами власти города и (или) органами власти районов, в ведении которых находятся указанные помещения не позднее трех дней со дня их подачи. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами власти Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. По заявке комиссий референдума помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное комиссией референдума время для встреч, организуемых инициативной группой по проведению референдума с участниками референдума.


Статья 30. Условия распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

1. При проведении референдума инициативная группа по проведению референдума, общественные объединения, граждане вправе выпускать плакаты, листовки, буклеты, а другие печатные, а также аудиовизуальные (аудио- и видеокассеты, кинофотоматериалы, дискеты, компакт-диски и др.) и иные агитационные материалы, включая изображения и тексты на товарах народного потребления, значки, флаги и т.д.

2. Все агитационные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших указанные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.

3. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в комиссию референдума, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению референдума. Вместе с данными материалами в комиссию референдума должны быть представлены также сведения о месте нахождения (месте жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы.

4. Распространение агитационных печатных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, запрещается.

5. Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий референдума, у входа в них и в помещениях для голосования. Органы исполнительной власти вправе принять меры по снятию агитационных печатных материалов, вывешенных с нарушением установленного настоящим Законом порядка.

Главы Управ до начала агитации по проведению референдума сообщают комиссиям референдума о том, на каких зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников указанных объектов разрешено вывешивать агитационные материалы.

6. Не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума города Москвы и 20 дней до дня проведения местного референдума районная Управа по предложении комиссии референдума обязана оборудовать специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения жителей района, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого участка.

7. Комиссия референдума поставленная в известность о распространении подложных агитационных печатных материалов либо агитационных печатных материалов, не содержащих информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов.


Статья 31. Гарантии права участников референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта закона, нормативного правового акта, выносимого на референдум

В случае вынесения на референдум проекта закона города Москвы или проекта правового акта районной Управы каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в районной Управе. Обязанность изготовления и распространения такого текста возлагается на инициативную группу по проведению референдума.


Статья 32. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение агитации

1. Комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации при проведении референдума.

2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации.

3. Инициативной группе по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям и гражданам, прямо или косвенно участвующим в агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на участках референдума, сбор подписей и другую агитационную работу), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для подготовки и проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законодательством.

4. Члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг участникам референдума и организациям, расположенным на территории проведения референдума. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей.

5. Реклама коммерческой и иной деятельности членов и уполномоченных представителей инициативных групп по проведению референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица, при проведении референдума осуществляется на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 26 настоящего Закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

6. В случае нарушения зарегистрированной инициативной группой по проведению референдума установленных статьями 25 - 32 настоящего Закона правил проведения агитации по вопросам референдума комиссия референдума делает предупреждение, которое принимается ее решением, инициативной группе по проведению референдума либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.

7. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источники их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую комиссию референдума о выявленных фактах и о принятых мерах.

8. В случае нарушения телерадиокомпанией, периодическим печатным изданием установленных настоящим Законом, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральным конституционным законом, иным федеральным законом, правил проведения агитации соответствующая комиссия референдума вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении телерадиокомпании, периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.