Постановление Московской городской Думы от 18 октября 2000 г. N 108 "О Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года"

Постановление Московской городской Думы от 18 октября 2000 г. N 108
"О Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года"


Рассмотрев представленную Мэром Москвы Концепцию управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года, Московская городская Дума постановляет:

1. Одобрить Концепцию управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года (далее - Концепция, приложение 1).


ГАРАНТ:

Постановлением Московской городской Думы от 8 октября 2003 г. N 304 пункт 2 настоящего постановления снят с контроля

Постановлением Московской городской Думы от 22 мая 2002 г. N 151 срок выполнения поручений по пункту 2 настоящего постановления продлен до 30 декабря 2002 г.


2. Предложить Правительству Москвы разработать и представить в установленном порядке в Московскую городскую Думу:

- проекты законодательных актов, необходимых для реализации Концепции (приложение 2);

- Концепцию содержания, эксплуатации, ремонта и восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в городе Москве.

3. Предложить органам власти Москвы при принятии нормативно-правовых актов города в части, касающейся управления собственностью и взаимодействия с другими собственниками, руководствоваться Концепцией.

4. Рекомендовать Правительству Москвы в соответствии с Концепцией, на основании статьи 25 Устава города Москвы до конца 2000 года зарегистрировать права Москвы на землю в рамках административной границы города.


ГАРАНТ:

Постановлением Московской городской Думы от 19 декабря 2001 г. N 295 пункт 5 настоящего постановления снят с контроля


5. Правительству Москвы во исполнение Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4803-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и в соответствии со статьей 24 Устава города Москвы представлять для утверждения в Московскую городскую Думу договоры по разграничению собственности с Российской Федерацией.

6. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его принятия.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.


Председатель
Московской городской Думы

В.М. Платонов


Приложение 1
к постановлению Московской
городской Думы
от 18 октября 2000 г. N 108


Концепция
управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года


Раздел I. Общие положения


1. Собственность и управление ею являются одним из основных средств реализации социально-экономической политики города.

Управление собственностью - комплекс административных, экономических и законотворческих действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества.

Город в отношениях собственности выступает в двух аспектах:

- властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию собственности;

- собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность города ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.

Целью управления собственностью является обеспечение доходной части бюджета для решения социально-экономических проблем города, повышения благосостояния и жизненного уровня населения, а также создание благоприятной для проживания городской среды.

2. Предпосылкой для разработки Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года (далее - Концепция) явилась необходимость:

а) участия субъекта Российской Федерации в регулировании рыночных отношений;

б) разрешения во внесудебном порядке противоречий между участниками рыночных отношений;

в) нахождения баланса интересов участников отношений собственности;

г) поиска дополнительных источников дохода городского бюджета и экономии ресурсов;

д) создания благоприятного инвестиционного климата для отечественного и иностранного капитала;

е) протекционизма по отношению к московскому (отечественному) производителю;

ж) формулирования и закрепления в нормативно-правовой форме интересов города в сфере управления собственностью.

3. Целями разработки Концепции являются:

- формулирование требований к системе управления собственностью Москвы на современном этапе;

- определение оптимальных границ, степени и способов влияния города на общий хозяйственный оборот;

- определение основных направлений, способов, методов и механизмов использования собственности города для решения задач, стоящих перед Москвой на период до 2005 года.

4. В результате решения поставленных Концепцией задач к 2005 году:

а) законодательно устанавливается порядок управления и распоряжения различными видами собственности города Москвы, в том числе порядок ее отчуждения и оформления прав собственности на территории Москвы;

б) создается городская казна;

в) вводится система продажи земельных участков;

г) префектам административных округов и органам власти районов в соответствии с законодательно установленными критериями передаются полномочия города как собственника по вопросам аренды недвижимости, участия в управлении акционерными обществами, в уставном капитале которых имеется доля Москвы, хозяйственная деятельность которых ограничивается подведомственной территорией;

д) завершается формирование и наполнение системы учета собственности, находящейся в границах города, и городской собственности вне территории Москвы;

е) завершается разграничение собственности между Российской Федерацией и Москвой;

ж) оформляются договоры аренды на имущество и земельный участок единым пакетом и сокращаются сроки их оформления;

з) земельные участки, отведенные существующим МЖК, ЖСК и ТСЖ, с их согласия передаются им в собственность в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и Москвы;

и) создается информационное пространство по управлению городским хозяйством;

к) осуществляется переход к принятию управленческих решений на основе применения экономико-математических методов.

5. Концепция предусматривает:

- увязывание вопросов управления собственностью с бюджетным процессом;

- ежегодное принятие (корректировку) городских программ и плана мероприятий по ее реализации.

6. В пределах срока действия Концепции:

- субъектом и государственной, и муниципальной собственности выступает город в целом в лице органов власти города;

- созданные после утверждения Концепции унитарные предприятия приватизации не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Москвы;

- для обеспечения гарантированных поступлений в бюджет устанавливается объем нежилых помещений, сдаваемых в аренду, ежегодно утверждаемый при принятии бюджета Москвы;

- незарегистрированные в установленном порядке объекты государственной или муниципальной собственности, включая объекты незавершенного строительства, не могут быть объектами сделок.

Ежегодный перечень объектов собственности города, запрещенных к приватизации, разрешенных для приватизации, залога, аренды, утверждается Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.


Раздел II. Задачи управления собственностью


1. Задачи управления


Управление собственностью направлено на:

а) увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых объектов собственности, повышения эффективности ее использования;

б) сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчетов между пользователями городского имущества и органами власти города;

в) вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот;

г) переход к конкурсному исполнению городских заказов;

д) введение экономически обоснованных нормативов эксплуатации и содержания объектов городской собственности;

е) оптимизацию структуры собственности города;

ж) получение нарастающих доходов от имущественных комплексов унитарных предприятий и учреждений, городских долей (пакетов акций) в хозяйственных обществах;

з) включение в хозяйственный оборот не использовавшихся ранее нематериальных активов и интеллектуальной собственности города;

и) поддержку инновационной деятельности;

к) инвестирование реального сектора экономики для создания конкурентоспособной продукции и услуг, рабочих мест, требующих высокой квалификации;

л) государственный протекционизм и поддержку московского (отечественного) производителя, выпускающего конкурентоспособную продукцию, с учетом требований рынка и финансовых возможностей города;

м) развитие института управляющих;

н) усиление контроля органов власти за выполнением условий закрепления имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного имущества, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации;

о) совершенствование нормативно-правовой базы управления собственностью, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление собственностью.


2. Формирование инфраструктуры управления


Формирование инфраструктуры управления собственностью в городе предполагает:

а) развитие рыночной инфраструктуры и негосударственного сектора экономики;

б) определение социально-экономических стандартов (нормативов), обеспечиваемых городом для населения Москвы;

в) создание благоприятных экономических и организационных условий для функционирования хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего предпринимательства;

г) совместимость и объединение баз данных различных городских ведомств в единое информационное пространство и обеспечение оперативного доступа к данным;

д) создание института заказчика на управление городской собственностью и утверждение механизма привлечения управляющих компаний всех форм собственности к работе с городской собственностью.


3. Организация учета


1. Формируется система учета собственности Москвы, в том числе и за пределами ее территории, и собственности, принадлежащей юридическим и физическим лицам на территории города.

Основу учета в Москве составляют реестры и кадастры.

Имущество, закрепленное за казной, учитывается в казне, а в случае передачи его в пользование - уполномоченным органом по распоряжению имуществом.

Городские предприятия и учреждения учитываются в единой системе учета городской собственности органами, ответственными за их создание и функционирование, и в территориальных органах по месту нахождения.

Объекты иных собственников учитываются в единой системе учета собственности территориальными органами, на подведомственной территории которых они находятся.

Имущество, переданное в оперативное управление или хозяйственное ведение, учитывается учреждением или предприятием.

2. В процессе формирования системы учета, наполнения и актуализации составляющих ее данных проводится "сплошная" инвентаризация объектов собственности.

В процессе инвентаризации объектов собственности производится описание объектов и определение их стоимостей (инвентаризационных, рыночных, балансовых и т.п.), занесение информации в реестры (обновление базы данных) и регистрация (подтверждение) городом прав на городское имущество.

Вводятся учетные документы (паспорта) хозяйствующих субъектов и объектов собственности. Учетные документы являются интегральной основой для обеспечения расчетных, фискальных, надзорных и контрольных органов и в гражданском обороте выступают в качестве удостоверяющего документа.

Контрольные органы городской администрации периодически сопоставляют результаты учета по территориям, отраслям с данными органов по управлению собственностью и регулированию земельных отношений.


4. Формирование собственности города


Формирование собственности - процесс оптимизации структуры и состава собственности города для выполнения поставленных на данный период задач.

Реализуется определением приоритетов развития города, разграничением собственности, приобретением, обменом, дарением, созданием, преобразованием, отчуждением, восстановлением и возобновлением собственности.


5. Стоимостная оценка объектов собственности


Стоимостные характеристики объектов собственности, в том числе и рыночная стоимость, оцениваются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Москвы с учетом целевого назначения объекта, характера предполагаемой сделки и вида оценки, в том числе для целей налогообложения, залога, продажи и покупки, направления инвестиций, учета и инвентаризации и других целей.

В решениях органов власти относительно объектов собственности города, независимо от вида предполагаемой сделки или способа распоряжения ими, должна указываться их рыночная стоимость.


6. Разграничение объектов собственности


1. Концепцией предусматривается завершение процесса разграничения собственности на территории Москвы на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иных государств, физических и юридических лиц.

Права собственности на имущество Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иных государств на территории Москвы регулируются законодательством Российской Федерации и Москвы, международным правом, договорами с соответствующими субъектами.

2. Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность Москвы осуществляется в соответствии с соглашениями между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством.

В процессе разграничения осуществляется межевание земель, занятых федеральными объектами, и регистрация прав Москвы на соответствующие земельные участки.

Разграничение собственности осуществляется как в процессе "сплошной" инвентаризации и регистрации прав на объекты, так и при проведении соответствующих процедур по конкретным объектам.

3. При передаче имущества в процессе разграничения собственности предусматриваются:

а) инвентаризация передаваемого имущества;

б) ответственность органов за сохранность и эксплуатацию имущества до и после передачи;

в) условия и способы разрешения возникающих конфликтов;

г) механизмы передачи неиспользуемых объектов, принадлежащих другим субъектам управления.


Раздел III. Объекты и субъекты собственности


1. Общие подходы


1. В рамках Концепции собственность рассматривается как:

- объект (материальные и нематериальные активы) - экономический аспект управления;

- отношение субъекта к объекту, порождающее правомочия владения, пользования, распоряжения, - юридический аспект управления.

2. Управление объектом собственности - принятие управленческих решений, направленных на:

- обладание объектом как ресурсом;

- получение доходов от использования объекта;

- использование объекта для решения социально-экономической задачи.

Управление отношениями собственности - управление правами владения, пользования и распоряжения (приватизация, аренда, безвозмездное пользование, наем, хозяйственное ведение, оперативное управление, создание, ликвидация, концессия, доверительное управление, залог и т.д.).

Управление собственностью со стороны города осуществляется в отношении:

- объекта собственности, группы (класса) однотипных объектов или отдельных составляющих;

- субъекта управления (управляющего), которому переданы полномочия по управлению объектом собственности.

3. На объект собственности могут быть наложены установленные законом сервитута, ограничения и обременения. Установление, регистрация и снятие сервитутов и обременении регулируются законодательством Российской Федерации и Москвы. Решения органов власти о введении объекта собственности в гражданский оборот, в том числе при сдаче в аренду, пользование, приватизации, должны сопровождаться записью обременений в паспорте объекта с распространением их действия на последующие вторичные сделки с указанным объектом.


2. Объекты собственности


1. Объекты, находящиеся в собственности города, могут располагаться:

- на территории Москвы;

- на территории Российской Федерации (вне территории Москвы);

- вне территории Российской Федерации.

2. На территории Москвы находятся объекты, относящиеся к:

а) федеральной собственности;

б) государственной собственности города Москвы и иных субъектов Российской Федерации;

в) муниципальной собственности города Москвы и иных муниципальных образований Российской Федерации;

г) собственности иностранных государств;

д) частной собственности физических и юридических лиц, в том числе иностранных;

е) собственности иных форм.

3. Объектами собственности города Москвы как субъекта Российской Федерации и муниципального образования являются:

- имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений;

- казна города.

4. Текущее состояние, прогнозируемые и фактические изменения состава и стоимости имущества города Москвы, а также доходы от его использования представляются в балансах государственного и муниципального имущества города Москвы, которые начиная с 2001 года ежегодно составляются и утверждаются до формирования бюджета города Москвы в разрезе территорий административных округов и по собственности города Москвы в целом. В дальнейшем в их составе выделяются балансы имущества по территориям районов.

ГАРАНТ:

См. Положение о составе и основных элементах порядка подготовки Сводного баланса государственного и муниципального имущества г. Москвы, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2000 г. N 995


3. Объекты управления


1. В зависимости от целей и задач управления выделяются следующие основные группы объектов:

а) недвижимое имущество:

- земля (как общий ресурс города и как земельные участки),

- здания, сооружения, нежилые помещения, объекты озеленения,

- многолетние зеленые насаждения и иные объекты;

б) движимое имущество:

- оборудование,

- транспорт,

- ценные бумаги,

- нематериальные активы (интеллектуальная собственность, права и доли),

- финансовые ресурсы города (бюджет, привлеченные средства и т.п.);

в) имущественные комплексы:

- государственных и муниципальных учреждений и предприятий;

- набор технологически и/или функционально связанного имущества.

2. Объект управления может включать составные части, принадлежащие разным субъектам.


4. Субъекты собственности


1. Субъектами собственности на территории Москвы выступают:

- город Москва - в отношении государственной и муниципальной собственности Москвы;

- Российская Федерация - в отношении федеральной собственности;

- иные субъекты и муниципальные образования Российской Федерации;

- иностранные государства;

- физические и юридические лица, в том числе иностранные, - в отношении соответствующей собственности.

2. На субъекте собственности лежит бремя ответственности и затрат на регистрацию, содержание и реновацию объекта собственности.


5. Субъекты управления


1. Субъектами управления являются:

- органы власти;

- субъекты права, осуществляющие управление собственностью.

Органы власти города:

- Московская городская Дума;

- Мэр Москвы, Правительство Москвы, Московская городская администрация;

- районные Управы.

2. Субъекты права, осуществляющие управление собственностью:

- хозяйствующие субъекты;

- органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной законодательством;

- физические или юридические лица, уполномоченные органами власти.


Раздел IV. Управление отдельными видами собственности


1. Управление государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями


1. Создание организаций в форме государственного или муниципального унитарного предприятия (учреждения) (далее - унитарное предприятие (учреждение) осуществляется в случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.

Унитарные учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

2. Унитарные предприятия создаются для:

а) производства отдельных видов продукции, изъятых или ограниченных в гражданском обороте или обеспечивающих безопасность города;

б) использования имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для обеспечения техногенной, экологической или иной безопасности города, обеспечения функционирования транспорта, реализации иных стратегических интересов;

в) решения социальных задач по минимальным ценам путем ограничения прибыльности;

г) осуществления установленных законом дотируемых видов деятельности, в том числе ведения социально необходимых убыточных производств;

д) обеспечения стабильного функционирования городской инфраструктуры, а также рынка основных потребительских товаров, ресурсов и услуг;

е) эксклюзивных научно-технических разработок и ведения на их базе инновационной деятельности, производства уникальных видов продукции, работ и услуг;

ж) производства отдельных высокоприбыльных видов продукции (изъятие ренты);

з) иных целей, определенных законодательством Российской Федерации и города Москвы.

3. При принятии решения о создании унитарного предприятия (учреждения):

а) определяются цели и задачи унитарного предприятия (учреждения), имущественный комплекс, необходимый и достаточный для выполнения уставных целей;

б) определяется и оценивается местоположение унитарного предприятия (учреждения), обеспеченность и возможности развития территории и инфраструктуры, экологическая обстановка и т.п.;

в) утверждается периодичность отчета и номенклатура отчетных данных;

г) для унитарных предприятий устанавливается порядок отчисления части прибыли, направляемой в бюджет города, от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий;

д) формулируются полномочия унитарного предприятия (учреждения) и собственника по распоряжению имуществом, переданным в хозяйственное ведение, оперативное управление; количественные критерии эффективности функционирования унитарного предприятия (учреждения); требования к управляющему и критерии оценки его деятельности.

Интересы города и способы его влияния на хозяйственную деятельность унитарного предприятия (учреждения) отражаются в уставе (положении) и контракте с управляющим.

4. Управление унитарными предприятиями (учреждениями), находящимися в собственности города, включает:

а) оптимизацию структуры и количества государственных и муниципальных унитарных предприятий (учреждений);

б) ежегодную разработку прогнозных показателей развития городских предприятий;

в) мониторинг результатов уставной и финансово-хозяйственной деятельности, в том числе на основе данных статистического учета;

г) проведение сравнительного анализа и оценки эффективности деятельности (функционирования) унитарных предприятий (учреждений) в отраслевом и территориальном разрезе;

д) контроль сохранности, реновации и целевого использования имущества, переданного унитарным предприятиям в хозяйственное ведение, унитарным учреждениям в оперативное управление;

е) контроль за тарифами на услуги унитарных предприятий (учреждений) физическим и юридическим лицам;

ж) оценку деятельности управляющих;

з) ежегодный отчет управляющего на отраслевой (территориальной) балансовой комиссии по принадлежности;

и) ежегодный комплексный отчет системы унитарных предприятий (учреждений) по результатам финансово-хозяйственной деятельности, вносимый в Московскую городскую Думу в качестве приложения к проекту закона города Москвы об отчете об исполнении бюджета Москвы за прошедший финансовый год;

к) принятие решений о внесении изменений в учредительные документы, в контракт с управляющим; о проведении внутренней и внешней реструктуризации, реформировании и/или реорганизации унитарного предприятия (учреждения); о смене управляющего.

5. В сфере управления унитарными учреждениями определяются возможности ведения учреждениями предпринимательской деятельности.

Критерии и процедуры (порядок) осуществления предпринимательской деятельности унитарными учреждениями подлежат разработке.

6. Для повышения эффективности использования имущества созданными ранее городскими унитарными предприятиями (учреждениями):

- пересматриваются цели и задачи, вносятся изменения в учредительные документы;

- заключается контракт с управляющим;

- анализируется состав имущественного комплекса на необходимость и достаточность для выполнения поставленных задач.

В случае необходимости принимается решение о реорганизации (реструктуризации имущественного комплекса) или ликвидации унитарного предприятия (учреждения).

7. Орган по управлению собственностью Москвы:

а) наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к собственности города Москвы;

б) согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий;

в) определяет доли города в прибыли и в инвестициях из прибыли в денежном выражении;

г) ведет реестр унитарных предприятий;

д) решает вопросы реорганизации унитарных предприятий;

е) осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями;

ж) утверждает уставы унитарных предприятий;

з) назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;

и) заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями унитарных предприятий.


2. Городская казна

ГАРАНТ:

О Концепции Закона г. Москвы "О городской казне" см. постановление Правительства Москвы от 19 июня 2001 г. N 533-ПП


1. Средства городского бюджета и иное имущество города, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют городскую казну Москвы, которая служит средством обеспечения обязательств города, в том числе по внешним заимствованиям.

Порядок формирования и функционирования казны подлежит разработке.

2. Управление казной реализуется по отдельным составляющим казны - управление бюджетом, управление пакетами акций и долями города и т.п., а также всей казной в целом.

Право распоряжения собственностью, учтенной в казне, принадлежит Правительству Москвы и осуществляется посредством органов, уполномоченных распоряжаться соответствующим имуществом.

Передачу имущества казны государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям, а также внесение имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляет орган по управлению имуществом Москвы.


3. Управление пакетами акций и долями, принадлежащими городу Москве


1. Управление пакетами акций и долями, принадлежащими городу Москве, предполагает использование пакета:

- в качестве средства управления, обеспечивающего право на участие в органах управления и воздействие на хозяйствующий субъект;

- как самостоятельного объекта управления, обеспечивающего получение доходов непосредственно от ценной бумаги.

По каждому пакету акций определяются:

- инвентаризационная стоимость по рыночной оценке чистых активов;

- цели владения акциями;

- социальная значимость;

- управляющий, его полномочия и задачи;

- соотношение долей прибыли, направляемых на развитие предприятия и на дивиденды.

2. Осуществляется классификация хозяйственных обществ по количественным и качественным показателям, в том числе:

а) по целям, которые преследует город в деятельности хозяйственных обществ:

- стратегическое значение для обеспечения городских программ (инфраструктура, экологическая и социальная безопасность и т.п.);

- естественные монополии;

- реализация перспективных проектов;

б) по возможности влияния на деятельность хозяйственных обществ и последующей оптимизации размеров пакетов акций, находящихся в собственности города ("решающий" и "блокирующий" пакеты, "Золотая акция");

в) по финансовому состоянию организации, в которой участвует город Москва, и возможности получения дохода (дивидендов);

г) по степени ликвидности акций;

д) по целесообразности приобретения пакета акций в случае дополнительной эмиссии;

е) по отраслевой принадлежности организаций.

3. В отношении организаций, которые не могут полностью контролироваться городом, определяется соотношение потенциальной доходности компании и возможности ее участия в решении общегородских задач.

4. Реестр пакетов акций и имущественных долей, принадлежащих городу Москве, входит в реестр собственности города Москвы.


4. Управление нематериальными активами


Управление интеллектуальной собственностью и другими видами нематериальных активов требует разработки законодательных нормативных актов города Москвы и Российской Федерации.

Перед органами власти города стоят задачи:

- поиск, восстановление учета интеллектуальной собственности и других нематериальных активов, созданных за счет городского бюджета, и регистрация прав на нее;

- создание нормативной базы для учета интеллектуальной собственности.


5. Управление земельными ресурсами


1. Земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность городского сообщества, и как обособленные земельные участки - части территории города, имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.

2. Управление направлено на повышение эффективности использования земельных ресурсов города, вовлечение земельных участков в гражданский оборот в соответствии с Генеральным планом развития Москвы на основе:

а) возможности оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;

б) формирования объекта недвижимости, определения его правового статуса;

в) разработки и утверждения системы законодательных и нормативных актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений и обременений, целевого назначения земельного участка;

г) наличия земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;

д) создания и развития инфраструктуры рынка оборота земельных участков и/или прав на земельные участки, включающего специализированные кредитные учреждения, риэлтеров, институт оценки и др.;

е) определения порядка ценообразования на земельные участки (права на них), передаваемые в гражданский оборот;

ж) определения нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под социальные и другие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ; сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и т.п.);

з) проведения кадастровой оценки земель.

3. Земельные участки подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них.

4. Действие сервитутов, обременяющих использование земельных участков в городе, предусматривает учет особенностей существования городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномоченного органа.


6. Управление недвижимостью


1. Управление объектами недвижимости, принадлежащими городу, предполагает передачу их в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду в различных формах, приватизацию, куплю-продажу, в том числе с рассрочкой платежа и т.п.

Управление недвижимостью реализуется путем формирования объекта управления, представляющего собой комплекс технологически или функционально связанного имущества, включающего земельный участок, здания, сооружения и/или их части, зеленые насаждения и пр., составные части которого могут принадлежать разным владельцам.

Комплекс представляет собой самостоятельный объект учета.

2. Для каждого объекта управления устанавливаются границы земельного участка, формируется перечень отнесенных к нему объектов недвижимости с их кадастровыми характеристиками, обременения и сервитуты, наложенные на объект в целом и его составные части, геоподоснова земельного участка, целевое назначение (разрешенное пользование) объекта в целом и его составных частей, определяется управляющий (управляющая компания).

Объект управления может использоваться как для предпринимательской деятельности, так и для решения социальных задач.

3. Отдельные части объекта управления могут принадлежать различным собственникам и использоваться различными пользователями. Эта особенность ставит специфическую задачу - организацию целевого использования, технической эксплуатации, своевременного восстановления и реновации составляющего объект имущества как целого.

Хозяйственный оборот частей объекта недвижимости и/или прав на него должен происходить вместе с соответствующей долей в праве на земельный участок и общее долевое имущество объекта.

4. Органы городской администрации и/или управляющий консолидируют пользователей объекта управления для эффективного использования, восстановления и реновации общей собственности.


7. Управление объектами недвижимости в жилищной сфере


Специфика жилищного фонда практически исключает правомочия владения и пользования им из круга прав города как собственника. Владение и/или пользование осуществляются отдельными физическими и юридическими лицами на договорной основе.

Основными целями управления недвижимостью в жилищной сфере являются получение социального и коммерческого эффекта от обеспечения жителей города жилыми помещениями, сохранение и восстановление жилищного фонда.

Коммерческое использование недвижимости в жилищной сфере предполагает передачу жилых помещений по договорам найма, аренды, аренды с правом выкупа, купли-продажи, в том числе и с рассрочкой платежа, и т.п., создание "доходных домов".

Задачей управления является снижение издержек на содержание, эксплуатацию и реновацию объектов недвижимости в жилищной сфере на основе Концепции содержания, эксплуатации, ремонта и восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в городе Москве. Разработка указанной Концепции является самостоятельной задачей.

Путем коммерческого использования городского жилищного фонда происходит перенесение бремени собственника по содержанию имущества на пользователя.

Организация работ по обеспечению содержания, восстановления, эксплуатации домовладения как объекта управления и единого комплекса недвижимости возлагается на управляющего, определяемого, как правило, по конкурсу.

Органы власти города в лице уполномоченного органа осуществляют правомочия собственника находящихся у города помещений и общей долевой собственности домовладения. Они же содействуют организации сообщества собственников домовладения и до формирования соответствующей организации выступают в роли представителя домовладения.

Объединение домовладельцев может выступать в качестве управляющего.

Органы власти города обеспечивают надзор за эксплуатацией и ремонтом домовладений, целевым использованием жилищного фонда.

Вопросы социального использования жилищного фонда в настоящей Концепции не рассматриваются.


8. Управление собственностью, расположенной за пределами города


Москва обладает собственностью на территории других субъектов Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Права города на объекты собственности, расположенные вне территории города, регистрируются на соответствующей территории, оцениваются с учетом конъюнктуры рынка и особенностей законодательства местонахождения объектов и учитываются в отдельном реестре единой системы учета городской собственности.

Управление объектами собственности, расположенными вне территории города, осуществляется с учетом местного законодательства, территориальных, экономических и правовых особенностей местонахождения объектов.


Раздел V. Регулирование пользования имуществом, не находящимся в собственности города


1. Особенности взаимодействия с иными субъектами


1. Регулирование пользования объектами любых форм собственности, расположенными на территории Москвы, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, города Москвы и заключенными договорами (в отношении объектов, находящихся в собственности иностранных физических и юридических лиц и иных субъектов Российской Федерации).

Данное регулирование осуществляется в основном в форме реализации органами власти города властных полномочий относительно:

а) порядка землепользования, функционального зонирования, градостроительной деятельности;

б) установления местных налогов и других обязательных платежей в отношении любых субъектов, осуществляющих деятельность на территории города;

в) создания эффективной инфраструктуры (регистрирующих органов, обеспечивающих оперативную регистрацию, информационных сетей и возможности доступа к информационным ресурсам города, согласованного законодательства и инвестиционной открытости);

г) обеспечения прав всех субъектов.

2. Город как хозяйствующий субъект воздействует на предпринимательскую деятельность иных субъектов, предоставляя собственное имущество (помещения, земельные участки) в различные формы пользования.

Воздействие города реализуется путем:

- накопления и реализации своих товарных запасов;

- выделения приоритетных видов деятельности и при необходимости стимулирующего их налогообложения;

- открытого размещения городских заказов для субъектов различных форм собственности.

3. При невозможности хозяйствующих субъектов погасить задолженность перед городом возможна конвертация соответствующих долговых обязательств в ликвидное имущество и/или права пользования на части занимаемых ими земельных участков.


2. Взаимодействие с иными субъектами, связанное с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации


Особенности взаимодействия с федеральными органами государственной власти, порядок участия органов государственной власти России и Московской области в осуществлении Москвой функций столицы Российской Федерации определяются Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации", Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы.

Предоставление земельных участков, зданий и сооружений для размещения федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации и иностранных государств осуществляется на основе договоров аренды, если иное не определено законодательством и заключенными международными договорами.

Земельные участки, предоставляемые в связи с выполнением функций столицы, подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них.


3. Особенности принятия решений в отношении федерального имущества


Город согласует свои решения с соответствующими федеральными органами в случае необходимости принятия решений в отношении федерального имущества при приватизации:

- в части мобилизационных запасов и имущества гражданской обороны;

- в части вычленения встроенно-пристроенных и товарно-складских помещений, являющихся муниципальной собственностью, из объектов федеральной собственности.

При возникновении несоответствия федеральных нормативов по содержанию и размещению имущества, связанного с федеральными правоохранительными, контрольными, надзорными органами, службами безопасности (пожарные, санитарные, ветеринарные, экологические), условиям Москвы город согласует применение федеральных нормативов со своими возможностями и потребностями, при необходимости выделяя дополнительные ресурсы и предоставляя иные льготы.

По решению федеральных органов Москва может получить в управление или участвовать в управлении федеральными объектами.

При приватизации федеральными органами объектов федеральной собственности на территории Москвы город направляет своих представителей в комиссию по приватизации.

Представители города Москвы в органах управления хозяйственных обществ и комиссиях, создаваемых федеральными органами, отстаивают цели и интересы города.


Раздел VI. Способы, методы и механизмы управления


Для эффективного управления собственностью используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Москвы.


1. Введение критериев и оценка эффективности


Концепция предполагает введение механизмов оценки полезности объектов собственности города путем определения бюджетной и иной эффективности, установления нормативов.

Для всех видов объектов собственности вводятся нормативные параметры функционирования объекта. Основной критерий оценки - степень реализации поставленных целей, выполнения нормативных требований.

Каждый объект московской собственности проверяется на необходимость его сохранения в собственности города. Устанавливается режим его наиболее эффективного использования в рамках поставленных задач. Дальнейшие управленческие решения учитывают найденный оптимальный режим.

Бюджетная эффективность организаций, использующих городское имущество, а также организаций, в уставном капитале которых есть доля города, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды города за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости имущества, принадлежащего городу Москве.

Необходима разработка нормативов бюджетной эффективности для различных видов объектов собственности и нормативов затрат на содержание имущества.

Критерии и нормативы "социальной эффективности" подлежат разработке. На начальном этапе используется метод сравнительной оценки со средними значениями по отрасли (группе социально схожих объектов), территории.

Оценка эффективности использования и/или функционирования объектов, расположенных вне территории города, проводится с учетом территориальных, экономических и правовых особенностей местонахождения объекта.


2. Реорганизация унитарных предприятий (учреждений) Реструктуризация имущественных комплексов


Одним из способов управления собственностью выступает реорганизация унитарных предприятий (учреждений) и/или реструктуризация их имущественных комплексов.

Основаниями для реорганизации и/или реструктуризации могут быть:

а) достижение целей, для решения которых создавалось унитарное предприятие (учреждение);

б) несоответствие уставных целей, видов выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и/или технологических процессов изменившимся социально-экономическим условиям и/или экологическим требованиям;

в) снижение эффективности функционирования организации;

г) антимонопольные мероприятия;

д) изменение приоритетов в социально-экономическом развитии города и т.п.

Реорганизация может осуществляться:

а) в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством о приватизации;

б) путем внутренней реструктуризации имущественного комплекса и/или организационной структуры унитарного предприятия (учреждения);

в) совмещением указанных выше способов.


3. Назначение управляющих


1. Управляющий рассматривается как физическое или юридическое лицо, обладающее полномочиями по распоряжению объектами собственности города.

Управляющий может выступать в роли:

- руководителя унитарного предприятия (учреждения) - на постоянной основе;

- представителя интересов города в органах управления коммерческой организации, в уставном капитале которой есть доля (пакет акций), принадлежащая городу, - в форме периодического участия.

2. Назначение руководителей унитарных предприятий (учреждений) и представителей города в органы управления коммерческой организации осуществляется на конкурсной основе с оформлением гражданско-правового и/или трудового договора (контракта) с управляющим.

В условия конкурсного отбора включаются квалификационные требования к управляющему, программа достижения целей предприятия (учреждения) или управления пакетом акций.

3. При приватизации унитарных предприятий на переходный период до первого собрания акционеров в органы управления назначаются государственные и муниципальные служащие и представители предприятия (администрация и работники).

4. В случае необходимости назначения государственных и муниципальных служащих представителями в хозяйственные общества на весь срок нахождения пакета акций в собственности города могут вводиться штатные должности представителей с функциональными обязанностями по представлению интересов города.

5. Договор об управлении городским учреждением или предприятием заключается между управляющим и Правительством Москвы в лице уполномоченного им органа.

Договор обязательно включает требования по:

- материальной и иной ответственности за действия или бездействие управляющих унитарными предприятиями;

- налоговым поступлениям и сборам в городской бюджет;

- структуре отчетов и их периодичности (не реже одного раза в год).

Примерный договор (контракт) на управление подлежит утверждению Правительством Москвы.

Представитель города может участвовать в органах управления нескольких организаций.


4. Финансовое оздоровление


По решению Правительства Москвы может производиться финансовое оздоровление значимых для города хозяйствующих субъектов, которое может включать следующие направления:

а) предоставление субъекту финансовой, технической или интеллектуальной помощи за счет ресурсов города;

б) предоставление субъекту различных льгот;

в) изменение имущественных прав на используемое имущество города;

г) предоставление налогового и других кредитов;

д) поручительство (гарантию) города по кредитам третьего лица;

е) материальную помощь в виде бюджетных кредитов, субвенций, субсидий.

Возмездное оказание помощи может предусматривать увеличение доли города в уставном капитале коммерческой организации.


5. Льготы


Полное или частичное освобождение на определенный срок от исполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения для юридического и/или физического лица является льготой.

Льготы, связанные с уменьшением поступления средств в бюджет города Москвы, устанавливаются исключительно законом города Москвы, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Методики прогнозирования результатов предоставления льгот, потерь финансовых ресурсов города и контроля фактической эффективности достигнутых результатов их применения подлежат разработке.


6. Налоговое кредитование


Налоговое кредитование применяется городом в качестве поддержки хозяйствующего субъекта путем изменения уплаты налогов в бюджет города.

Налоговый кредит (инвестиционный налоговый кредит) предоставляется хозяйствующему субъекту на возмездной основе по ставке, устанавливаемой в порядке, определенном Правительством Москвы.

Налоговый кредит может предоставляться под залог ликвидного имущества хозяйствующего субъекта.


7. Амортизация


Одним из основных способов восстановления и пополнения собственности является накопление и использование амортизационных отчислений.

В целях эффективного управления собственностью предусматриваются:

- совершенствование методик начисления и нормативов амортизации;

- создание консолидированных амортизационных фондов с установлением порядка распределения их средств, определение формы и содержания примерного договора на совместное использование амортизационных отчислений.


8. Страхование


Городское имущество должно быть застраховано от основных рисков утраты и ущерба.

Степень участия собственника и пользователя в риске случайной гибели объекта, в эксплуатации объекта, в его содержании, в проведении текущих и капитальных ремонтов объекта и его страховании определяется условиями договора.


9. Доверительное управление


Решение о передаче государственного или муниципального имущества Москвы в доверительное управление с правом или без права залога или других форм отчуждения и распределением ответственности, с учетом статуса объектов в Реестре собственности Москвы, принимает Правительство Москвы.

Решение содержит:

а) ответственность за упущенную по вине доверительного управляющего выгоду за время управления;

б) распределение ответственности между городом и доверительным управляющим за переданное в управление имущество (риски), в том числе при возникновении убытков по сделкам залога имущества;

в) способы обеспечения обязательств;

г) структуру отчетов и их периодичность (не реже одного раза в год).

Назначение доверительного управляющего осуществляется по итогам открытого конкурса на право заключения договора управления имуществом.

Порядок и условия проведения конкурса разрабатываются органом по управлению собственностью Москвы.

Порядок и механизм контроля деятельности доверительных управляющих определяются положением, утверждаемым постановлением Правительства Москвы.


10. Концессия


Передача за вознаграждение комплекса исключительных прав (объектов интеллектуальной собственности, прав на товарные знаки, разработку недр и добычу полезных ископаемых и т.п.) осуществляется на основе договора коммерческой концессии.

Город может выступать в качестве правообладателя или пользователя договора коммерческой концессии.

Решение о заключении договора коммерческой концессии принимается Правительством Москвы и оформляется соответствующим договором.


11. Аренда


Аренда представляет собой один из механизмов управления собственностью и получения от нее экономического и социального эффекта, являясь при этом для Москвы возобновляемым источником поступлений в бюджет.

Аренда позволяет городу решить следующие задачи:

а) включить в сферу аренды все виды объектов собственности Москвы, в том числе объекты со сложной структурой - садово-парковые и имущественные комплексы, жилые и нежилые помещения и иные движимые и недвижимые объекты, и за счет этого увеличить поступления в бюджет;

б) определить границы, в которых могут действовать арендодатель и арендатор при заключении договора аренды;

в) усовершенствовать принципы установления арендной платы, увязав их с издержками и доходами собственника и арендатора; включить в расчет арендной платы за нежилые помещения арендную плату за пользование соответствующей долей земельного участка;

г) заключать договоры аренды в едином пакете с договорами о предоставлении коммунальных услуг;

д) обеспечить защиту прав и интересов инвесторов и арендаторов - гарантии в их взаимоотношениях с городом;

е) расширить сферу использования видов и объектов аренды: для размещения рекламы, сезонного использования земли общего пользования, парковки и временных стоянок, почасовой аренды; объектов недвижимости в жилищной сфере, участков земли, обеспечивающих возможность коммерческого использования объектов, расположенных на воде.

Вводятся договоры аренды земельных участков под застройку с детализацией механизмов взаимодействия арендатора и города и определением способа использования построенного объекта по завершении договора аренды.

Конкретные особенности прав арендатора по владению, пользованию и распоряжению арендованным объектом определяются видом договора аренды, особенностями вида арендованных объектов и фиксируются индивидуально в каждом договоре аренды.

Заключение, продление или расторжение договоров аренды объектов торговли, бытового обслуживания, иных социально значимых объектов, участков земли под них производятся по согласованию с соответствующими органами власти.

Город в своей хозяйственной деятельности может арендовать имущество, находящееся в иной собственности.


12. Передача собственности Москвы в безвозмездное пользование


При передаче объектов в безвозмездное пользование определяются целевое назначение объекта, сроки и условия договора безвозмездного пользования, в том числе порядок оплаты коммунальных услуг и текущих расходов по эксплуатации.

Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы утверждаются: перечень имущества, организаций или физических лиц, которым передается имущество в безвозмездное пользование, переоформление права аренды в право безвозмездного пользования, сроки договора и оценка потерь бюджета.

По окончании договора безвозмездного пользования решение о дальнейшем использовании имущества принимает собственник.


13. Приватизация


Приватизация выступает в качестве средства изменения формы собственности и формирования эффективного хозяйствующего субъекта.

Указанная задача решается путем реорганизации предприятия, формирования объекта приватизации и изъятия "лишнего" имущества, управления материальными и нематериальными активами - долями (пакетами акций).

Принятие решений о приватизации предприятий производится по индивидуальным схемам, предусматривающим перевод предприятий из "режима выживания" в "режим развития", путем:

а) изменения формы собственности и организационно-правовой формы предприятий;

б) отчуждения городом имущественных объектов;

в) реорганизации имущественных комплексов предприятий и модернизации производств;

г) проведения предпродажной подготовки объектов приватизации;

д) долгосрочного инвестирования предприятий;

е) изменения размеров и сроков закрепления пакетов акций в собственности города;

ж) определения формы продажи пакетов акций.

Решение о приватизации включает в себя анализ финансово-экономического и фактического состояния объекта приватизации, четкое видение судьбы конкретного предприятия, его места в хозяйственной жизни с учетом стратегии развития города.

Мэр ежегодно вносит на утверждение городской Думы отчет о выполнении программы приватизации и проект программы приватизации на очередной год.

Приватизация объектов жилищного фонда проводится на безвозмездной основе, носит внеэкономический, социальный характер и регулируется законодательством Российской Федерации и Москвы.

Приватизация объектов торговли, бытового обслуживания, иных социально значимых объектов проводится по согласованию с соответствующими органами власти. Договор о приватизации социально значимого объекта допускает изменение его профиля только по согласованию с соответствующими органами власти. В случае смены собственника объекта указанные ограничения сохраняются.


Раздел VII. Инфраструктура управления


1. Информационное обеспечение


1. Основу информационного обеспечения системы управления собственностью составляет единая система учета:

а) городской собственности, в том числе за пределами Москвы;

б) учреждений и предприятий;

в) собственности иных собственников на территории города;

г) показателей функционирования городских учреждений и предприятий;

д) показателей использования городского имущества и оценки эффективности использования;

е) решений органов власти города (в том числе и территориальных, и отраслевых) по управлению собственностью, планируемых и фактических результатов их исполнения.

2. Информационная система базируется на следующих основных принципах:

а) единая система идентификации объектов, основанная на кадастровом делении;

б) однократность ввода информации;

в) ответственность за полноту и достоверность введенной информации;

г) обеспечение доступа пользователя к информации и блокирование несанкционированного доступа;

д) обеспечение интегрированного перекрестного контроля достоверности информации в системе;

е) периодическое обновление информации;

ж) обеспечение сохранности информации и независимости от используемых технических средств;

з) возможность многоаспектного поиска информации;

и) регулярная информация об использовании объектов собственности, сведения о поступлении указанной информации, заключения специалистов, предусмотренные соответствующими правовыми актами.

3. Эффективное управление собственностью в городе требует использования всех преимуществ современных информационных технологий, что включает в себя:

а) поэтапную интеграцию раздробленных информационных ресурсов в информационное пространство;

б) развитие программного обеспечения на основе использования экономико-математических методов:

- оперативного анализа данных о состоянии городской собственности, эффективности ее использования, структуре действующих правоотношений, динамике поступления и использования денежных средств;

- прогнозирования тенденций развития экономики города и выработки решений о составе городской собственности и изменении форм и методов ее использования;

- прогнозирования последствий управленческих решений;

- анализа фактической эффективности управленческих решений.

4. Для функционирования системы необходимы:

а) разработка и ввод в эксплуатацию системы учета, обеспечение ее бесперебойного функционирования, в том числе и в автоматизированном варианте;

б) создание баз данных и обеспечение сбора, ведения и контроля достоверности первичной информации;

в) создание единой технологии функционирования всех участников процесса управления имуществом города при разделении информации на публичную и коммерческую и регламентированном доступе;

г) переход на электронные стандарты документооборота внутри структур законодательной и исполнительной власти города.

5. Доступность, достоверность и полнота информации, связанной с управлением собственностью, обеспечиваются ежегодной публикацией в средствах массовой информации:

а) баланса государственного и муниципального имущества города Москвы;

б) отчета о составе городской казны;

в) отчета о денежных поступлениях от использования городской собственности.

6. В нормативно-правовых актах органов власти, касающихся конкретных объектов недвижимости, на основе проведенных инвентаризаций, межевания и выделения земельных участков должен указываться соответствующий кадастровый номер объекта, который также отображается в информационной системе.

7. Информационная система является собственностью города Москвы.


2. Правовое обеспечение


Концепция базируется на законодательстве и нормативно-правовых актах Российской Федерации и Москвы.

Повышение эффективности управления предполагает разработку ряда нормативно-правовых актов города Москвы, методических материалов, а также законодательных инициатив и внесение их в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Последовательность разработки нормативно-правовых актов определяется по предложениям органов исполнительной власти города и находит отражение в ежегодном плане мероприятий по реализации Концепции.


3. Организационное обеспечение


Основными принципами управления являются:

а) разделение полномочий и исключение дублирования;

б) принятие решений и ответственность за последствия принятых решений;

в) концентрация усилий в заданном направлении;

г) формирование иерархической структуры управления.


4. Кадровое обеспечение


Кадровое обеспечение в рамках Концепции рассматривается как в отношении должностных лиц исполнительной власти города, так и в отношении управляющих объектами собственности и включает:

а) подготовку специалистов в области управления собственностью;

б) систематическое повышение квалификации и периодическую аттестацию сотрудников органов исполнительной власти;

в) включение квалификационных требований в контракты с лицами, управляющими собственностью города;

г) лицензирование управляющих организациями независимо от форм собственности;

д) отзыв лицензии при невыполнении управляющими организациями основных требований законодательства, в том числе своевременной выплаты работникам заработной платы, платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

е) вознаграждение за работу.


5. Финансовое обеспечение


1. Управление собственностью города, регулирование процессов использования имущества иными собственниками обеспечиваются за счет бюджета и иных финансовых ресурсов города.

2. При проведении отдельных мероприятий - инвентаризация собственности, построение информационной системы города и т.п. - источниками финансирования выступают бюджет города и иные финансовые ресурсы.

3. Затраты на разработку нормативно-правовых актов, методических материалов отражаются по статье бюджетной классификации "Разработка законодательных актов" раздела "Государственное управление и местное управление".

4. Проведение мероприятий по предпродажной подготовке объектов приватизации, реорганизации и реструктуризации предприятий осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

5. Организация управления пакетами акций, находящимися в собственности города, включая подготовку управляющих, осуществляется за счет отчислений от суммы дивидендов, направляемых органу по управлению собственностью Москвы.

6. Реализация инвестиционных проектов осуществляется за счет средств бюджета, иных финансовых ресурсов, в том числе привлеченных средств частных отечественных и зарубежных инвесторов.

7. Важными источниками инвестиций в реальный сектор экономики являются средства:

а) населения - под выпуск ценных бумаг Москвы (жилищных, промышленных, строительных, дорожных, медицинских);

б) международных организаций - на финансирование специальных программ по экологии, культуре, медицине и т.д.;

в) частных инвесторов, в том числе зарубежных.

8. Нормативы распределения средств, поступающих от управления собственностью, ежегодно утверждаются в составе бюджетных показателей.


Раздел VIII. Отчетность и контроль


1. Контроль и надзор в сфере управления государственной и муниципальной собственностью сосредоточиваются на:

а) проверке целевого и эффективного использования имущества города, включая его финансовые ресурсы, а также контроле за его сохранностью, восстановлением и приращением;

б) выполнении нормативов, обязательных для всех собственников;

в) деятельности лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

г) обеспечении административной вертикали во взаимодействии органов, исключающей дублирование в работе;

д) обеспечении неотвратимости и соразмерности санкций за нарушения законодательства;

е) разграничении регулирующих, разрешительных и контрольных функций;

ж) методическом обеспечении контроля, в том числе путем выработки критериев оценки эффективности использования собственности;

з) обеспечении общественного контроля.

2. Сроки и контролируемые нормативы устанавливаются государственными органами власти.

В процессе контроля определяется использование городской собственности в разрешенных пределах, в том числе с целью ненарушения прав других собственников.

3. Ежегодно Правительство Москвы представляет Московской городской Думе отчет об управлении собственностью города Москвы.

4. В случае делегирования Российской Федерацией городу Москве части функций по управлению федеральным имуществом предметом контроля могут быть объекты федеральной собственности.

Концепция призвана объявить приоритеты в области управления городской собственностью, пути совершенствования нормативной базы и на этой основе гарантировать всем участникам экономических отношений равные условия для коммерческой деятельности.


Приложение
к Концепции управления
собственностью Москвы и взаимодействия
с иными собственниками на территории
города до 2005 года


План
разработки нормативных документов, необходимых для реализации Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года


N п/п

Рабочее название документа

Срок (годы)

Ответственные за подготовку документа

Примечание

1

2

3

4

5

1. Нормативные акты Правительства Москвы

1.

Положение о распределении полномочий и взаимодействии органов управления города по управлению собственностью Москвы

2000- 2001

ДГМИ*(1)

ДепФин*(2),

ДЭПР*(3),

Москомзем

В рамках установленной структуры непосредственное управление использованием собственности необходимо приблизить к территориальным органам управления при учете отраслевой специфики конкретного вида собственности.

2.

Положение о системе критериев использования объектов собственности и функционирования городских унитарных предприятий (учреждений).

2000- 2002

ДЭПР,

ДепФин,

ДГМИ,

Москомзем

Система критериев, по возможности интегрируемая в некий общий стоимостной показатель, образует единую базу для сравнения эффективности работы городских организаций, использования собственности.

3.

Методика оценки и анализа эффективности использования собственности (по видам собственности, способам использования, целям использования), обоснования решения по повышению эффективности использования.

2000- 2002

ДГМИ,

ДЭПР,

ДепФин,

Москомзем


4.

Методика расчета бюджетной эффективности хозяйствующих субъектов.

2000- 2002

ДепФин,

ДЭПР,

ДГМИ

Определяется система показателей, учитывающих затраты и поступления в бюджет города на единицу услуг, продукции.

5.

Методика и нормативы формирования единого объекта недвижимости как объекта управления

2000- 2002

ДГМИ,

Москомзем,

ДепФин,

ДЭПР


6.

Порядок определения, учета и контроля разрешенного использования объекта недвижимости (земельного участка, жилищного и нежилого фондов)

2000- 2002

ДГМИ,

Москомзем,

Департамент муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы,

ДепФин,

ДЭПР

Определяется порядок выработки и определения сервитутов, обременений, разрешенного использования объекта недвижимости, форма и порядок их учета, контроль исполнения, средства понуждения к исполнению, порядок изменения установленных ограничений и обжалования принимаемых решений. Порядок должен обеспечить баланс законных прав и интересов заинтересованных субъектов.

7.

Система учета имущества (на территории города и за его пределами).

2000- 2002

ДГМИ,

Москомзем,

Комитет по внешнеэкономической деятельности,

ДепФин,

ДЭПР

Система учета должна представить описание объектов, стандарты процедур ввода и изменения информации, стандарты ее хранения и доступа. При формировании системы должны быть предусмотрены: ответственность операторов системы за ввод и изменение информации, фиксация объектов и субъектов, всех изменений информации, регистрация всех обращений к информации. Доступ к информации должен быть строго упорядочен, система должна содержать защиту от несанкционированного доступа.

ГАРАНТ:

См. постановление Правительства Москвы от 25 марта 2003 г. N 191-ПП


8.

Порядок создания и пользования реестрами видов собственности и прав города.

2000- 2002

ДГМИ,

Москомзем,

ДепФин,

ДЭПР,

Москомрегистрация*(4)

Каждый из реестров, в совокупности составляющих систему учета собственности, должен иметь полный набор документов, регламентирующих его создание, состав, порядок ведения, порядок доступа к информации, систему защиты информации.

9.

Регламент функционирования и использования городских информационных ресурсов.

2000- 2002

ДЭПР,

ДепФин,

ДГМИ

Указывается порядок и стандарты доступа для совместного использования информационных ресурсов различных городских органов.

10.

Методики оценки имущества для целей инвентаризации, сделок с объектами городской собственности и их налогообложения.

2000- 2002

ДГМИ,

ДЭПР,

ДепФин,

Москомзем

Способы массовой оценки стоимости объектов должны соответствовать международным стандартам и признаваться основными трейдерами мирового рынка.

11.

Положение о паспорте объекта собственности.

2000- 2002

ДГМИ,

ДепФин,

ДЭПР,

Департамент потребительского рынка и услуг

Снабжение объектов собственности паспортом упорядочит взаимоотношения собственников и пользователей объектов с органами управления, станет основой для учета объектов, в том числе налогового.

12.

Методики расчета нормативов затрат на содержание имущества (по видам).

2000- 2002

ДЭПР,

ДГМИ,

ДепФин,

Москомзем

Методики должны позволить рассчитать нормативы на содержание объекта собственности города с учетом его эксплуатации и реновации.

13.

Порядок разработки и утверждения социальных нормативов.

2000- 2002

ДепФин,

ДЭПР,

Центр законотворчества Москвы,

ДГМИ,

департаменты и комитеты комплекса социальной сферы

Система социальных нормативов должна иметь возможность изменяться по составу, отражая реалии дня, изменяться количественно и качественно. Документ определяет в том числе порядок включения социального норматива в систему городских нормативов и порядок введения в действие социального норматива либо ужесточение норм действующего.

14.

Положение о представителе города в хозяйственных обществах (по видам обществ), управляющем городским имуществом, предприятием или учреждением.

2000- 2002

ДГМИ,

департаменты и комитеты

Документ должен установить квалификационные требования к представителю города в хозяйственных обществах, управляющему городским имуществом, предприятием или учреждением, определить порядок проверки соответствия представленных лиц этим требованиям, порядок назначения управляющего, основные требования контракта с управляющим, права, обязанности и ответственность сторон.

15.

Порядок передачи в аренду объекта недвижимости.

1999- 2000

ДГМИ,

Москомзем,

ДепФин

Документ устанавливает порядок передачи в аренду комплексного объекта недвижимости, технологически или функционально связанного имущества, включающего земельный участок, здания, сооружения, зеленые насаждения и пр. Существенно важным является включение в договор аренды соответствующей части общей долевой собственности объекта.

16.

Положение о статистической отчетности:

- об использовании объектов собственности на территории Москвы;

- об использовании объектов собственности Москвы за пределами территории города.

2000- 2002

ДЭПР,

ДепФин,

ДГМИ

Положение должно регламентировать взаимоотношения органов власти с органами статистики на территории города, права городских органов власти по установлению и использованию отчетных статистических показателей по объектам собственности Москвы и собственности иных собственников на территории, их использованию и функционированию.

17.

Соглашения с Правительством Российской Федерации по земле, недрам, водным ресурсам, землям водного и лесного фондов, бюджетному процессу.

2000- 2005

ДЭПР,

ДепФин,

ДГМИ,

Москомзем


18.

Концепция управления интеллектуальной собственностью

2000- 2002

Управление Мэра Москвы


2. Законодательные инициативы Москвы как субъекта
Российской Федерации по уточнению федерального законодательства

1.

Поправки в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".

2000

ДЭПР,

ДепФин,

Центр законотворчества Москвы,

ДГМИ

В части разграничения компетенции органов власти Российской Федерации и города Москвы и уточнения порядка возмещения затрат, связанных с осуществлением Москвой функций столицы Российской Федерации.

2.

Внесение поправок в бюджетное законодательство.

2000- 2001

ДепФин,

ДЭПР,

Центр законотворчества Москвы,

ДГМИ

В части компенсации Москве затрат на исполнение функций столицы Российской Федерации.

3.

Внесение поправок в статьи 114, 115, 295, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2000

ДГМИ,

ДЭПР,

Госгоринспекция*(5)

В части создания субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями предприятий на праве оперативного управления и расширения прав собственника на реструктуризацию имущественных комплексов, переданных в хозяйственное ведение унитарным предприятиям. В части требования государственной регистрации договоров аренды на срок менее года.

4.

Внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"

2000- 2001

ДГМИ,

ДепФин,

ДЭПР,

Центр законотворчества Москвы

В части организации деятельности представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в органах управления хозяйственными обществами.

5.

Внесение изменений в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

2000

ДГМИ,

ДепФин,

ДЭПР,

Центр законотворчества Москвы

В части включения в состав органов управления не только физических лиц, но и представителей государственных и муниципальных органов, юридических лиц без персонификации указанных представителей.

6.

Внесение изменений в Федеральный закон от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

2000- 2002

ДГМИ,

ДепФин,

ДЭПР,

Центр законотворчества Москвы

В части внесения в перечень лицензируемых видов деятельности: управление унитарным предприятием (учреждением), управление государственным или муниципальным пакетом акций, представление интересов государства или муниципального образования в хозяйственных обществах.


*(1) Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы

*(2) Департамент финансов города Москвы

*(3) Департамент экономической политики и развития города Москвы

*(4) Московский городской комитет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

*(5) Государственная городская инспекция по контролю за использованием объектов нежилого фонда в городе Москве


Приложение 2
к постановлению Московской
городской Думы
от 18 октября 2000 г. N 108


План
разработки нормативных документов, необходимых для реализации Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года


N п/п

Рабочее название документа

Срок (годы)

Ответственные за подготовку документа

Примечание

1

2

3

4

5

Законы города Москвы

1.

"Об аренде объектов государственной и муниципальной собственности города Москвы".

1999-2000

ДГМИ*(1)

Проект разработан ДГМИ без дополнительного финансирования.

2.

"О приватизации государственной и муниципальной собственности в городе Москве".

1999-2000

ДГМИ

Проект разработан ДГМИ без дополнительного финансирования.

3.

"О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в городе Москве".

1999-2000

ДГМИ

Проект разработан ДГМИ без дополнительного финансирования.

4.

"О городской казне".

2000

ДГМИ,

ДЭПР*(2),

ДепФин*(3),

Центр законотворчества Москвы,

Москомзем

Проект должен определить:

- принципы формирования и порядок распоряжения собственностью, находящейся в казне;

- порядок использования имущества, находящегося в казне, в качестве залога, обеспечения кредитов, ограничения по составу и количеству имущества, используемого в качестве залога или обеспечения.

При этом учесть следующее: Казна, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, представляет собой систему хранения и учета незакрепленного имущества города. Казна ведет учет объектов собственности; организует поиск, восстановление в учете интеллектуальной и иной собственности, принадлежавшей городу, и регистрацию прав собственности; обеспечивает хранение имущества, перешедшего в собственность города. Коммерческие организации могут осуществлять поиск собственности по заказу казны за соответствующее вознаграждение. Казна включает бюджет и иные финансовые ресурсы города, находящиеся в распоряжении исполнительной власти города; имущество, не закрепленное за городскими предприятиями и учреждениями; землю в городе, не являющуюся федеральной собственностью или собственностью иных физических или юридических лиц; объекты собственности Москвы вне границ города; нематериальные активы, не учтенные или не закрепленные за государственными и/или муниципальными предприятиями и учреждениями, включая интеллектуальную собственность, права, доли; городские информационные ресурсы; иное нераспределенное городское имущество. В казну направляется имущество, не имеющее собственника; отошедшее городу за долги; приобретенное городом; подаренное городу; выморочное; оставшееся после ликвидации государственного или муниципального учреждения или предприятия; конфискованное в соответствии с законодательством; изъятое для государственных или муниципальных нужд; реквизи рованное в соответствии с законодательством; переходящее в собственность города по иным основаниям. Имущество, находящееся в казне, не подлежит обложению налогами.

ГАРАНТ:

О Концепции закона г. Москвы "О городской казне" см. постановление Правительства Москвы от 19 июня 2001 г. N 533-ПП


5.

"Об основах управления собственностью города Москвы".

2000- 2002

ДЭПР,

ДГМИ,

ДепФин,

Центр законотворчества Москвы,

Москомзем

Настоящий закон должен определить основные принципы управления собственностью города, порядок распоряжения собственностью города, механизмы реализации принятых решений, права и ответственность органов власти города и непосредственных исполнителей.

6.

"О разграничении земель в городе Москве".

2000

Москомзем

Разграничение земель на территории Москвы требует законодательной поддержки, особенно в отношении земельных участков под федеральными предприятиями, в силу неопределенности их статуса в федеральном законодательстве.

7.

"Об обременении объектов недвижимости".

2000- 2002

Москомзем,

ДГМИ,

ДепФин,

ДЭПР,

Комиссия при Мэре Москвы*(4)

Необходимо четко определить круг сервитутов и обременений на объект недвижимости, включая земельный участок, ответственность пользователя за их соблюдение, права и обязанности собственника и пользователя объекта недвижимости, права и обязанности городских органов по обеспечению соблюдения законных прав всех субъектов, заинтересованных на законных основаниях в пользовании отдельными правами.

8.

"О землепользовании в городе Москве".

2000- 2002

Москомзем,

ДЭПР,

Комиссия при Мэре Москвы

Проект определяет общие нормы землепользования, порядок землеотвода, назначения и отмены публичных и иных сервитутов и обременений.

9.

"О продаже земельных участков в городе Москве"

2000- 2001

Москомзем,

ДЭПР,

Комиссия при Мэре Москвы

Проект регламентирует процесс купли-продажи земельных участков, определяет пределы правопреемства пользователей, пределы действия сервитутов и обременений, наложенных на участок, права пользователей объектов недвижимости, находящихся на участке.

10.

"О проведении инвентаризации собственности на территории Москвы".

2000

ДГМИ,

Москомзем,

ДепФин,

ДЭПР

Проект определяет порядок проведения, пределы прав и обязанностей органов и лиц, проводящих "сплошную" инвентаризацию. Порядок доступа к объектам и документам, в том числе федеральным, частным, определяется законодательно.


*(1) Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы

*(2) Департамент экономической политики и развития города Москвы

*(3) Департамент финансов города Москвы

*(4) Комиссия при Мэре Москвы по разработке нормативной базы землепользования, градостроительства, управления недвижимостью и оценке имущества



Постановление Московской городской Думы от 18 октября 2000 г. N 108 "О Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года"


Текст постановления опубликован в "Ведомостях Московской Городской Думы", 2000 г., N 11


Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его принятия


Постановлением Московской городской Думы от 8 октября 2003 г. N 304 пункт 2 настоящего постановления снят с контроля


Постановлением Московской городской Думы от 19 декабря 2001 г. N 295 пункт 5 настоящего постановления снят с контроля


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.