Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области Столбихиной Юлии Анатольевны (доверенность N 04-11/00025 от 31.12.2010), Подвербных Ксении Юрьевны (доверенность N 04-11/01450 от 24.02.2011), общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Лена" Деменского Вадима Анатольевича (доверенность от 13.12.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 мая 2011 года по делу N А19-1914/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Седых Н.Д.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Ячменев Г.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Лена" (далее - ООО "Артель старателей "Лена", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным решения N11-50/22 от 05.10.2010 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2 085 582 рубля, начисления пени по единому социальному налогу в сумме 3 201 495 рублей 85 копеек, предложения уплатить недоимку по единому социальному налогу в сумме 10 427 909 рублей.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 мая 2011 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и направить дело на рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, спорные суммы являются выплатой заработной платы за 2007 год, а не премией к празднику поскольку носят массовый характер, выплачены с учетом вклада каждого работника в производственную деятельность организации и предусмотрены Положением об оплате труда и премировании работников общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе, единого социального налога за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки N 11-49/15 от 21.06.2010 и принято решение N 11-50/22 от 05.10.2010, согласно которому общество, в том числе, привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 2 085 582 рубля. Данным решением обществу начислены пени по единому социальному налогу в сумме 3 201 495 рублей 70 копеек и предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в сумме 10 427 909 рублей.
Общество, не согласившись с решением налоговой инспекции, в порядке, предусмотренном статьями 137 - 139 Налогового кодекса Российской Федерации, обжаловало его в вышестоящий орган - Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, решением которого N 26-16/65717 от 20.12.2010 решение налоговой инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу о том, что поскольку выплаты спорного вознаграждения работникам общества произведены за счет нераспределенной прибыли прошлых лет и из созданного в 2004 году Фонда потребления, а не за счет текущей прибыли общества, данные выплаты на основании положений пункта 3 статьи 236 и пункта 1 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно не включены в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения единым социальным налогом для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления являются объект налогообложения и база, облагаемая единым социальным налогом, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что перечисленные в пункте 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 265 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вопрос об отнесении выплат к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, решается на основании норм главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы (пункт 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Вместе с тем, не все выплаты, связанные с оплатой труда, могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
В статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе: в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения (пункт 1); в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (пункт 21); в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений (пункт 22).
Из решения налоговой инспекции следует, что основанием доначисления единого социального налога за 2007 год, начисления пени за неуплату налогов (сборов) и привлечения к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога явился вывод инспекции о занижении обществом в нарушение статей 236, 237 Налогового кодекса Российской Федерации налогооблагаемой базы по единому социальному налогу за 2007 год на 41 739 398 рублей.
В ходе проверки инспекцией установлено, что общество на основании приказа N 1619/715 от 26.12.2007 выплатило своим работникам по списку в количестве 581 человек (за исключением руководства и административно-управленческого аппарата организации) премию в сумме 41 739 398 рублей.
Данные выплаты не облагались единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, а также не были включены в расходы на оплату труда, уменьшающие доходы для целей налогообложения налогом на прибыль организаций.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ПК "Артель старателей "Лена", правопреемником которого является ООО "Артель старателей "Лена" по итогам финансово-хозяйственной деятельности в 2004 году получила прибыль в сумме 605 603 000 рублей.
Пунктом 12 Положения "Об учетной политике Артели старателей "Лена" на 2004 год" предусмотрено по окончанию промывочного сезона при получении прибыли, после уплаты налогов (и начисления дивидендов пайщикам артели) создавать следующие фонды:
- фонд накопления - для пополнения и обновления основных фондов, при обретение прочего имущества для артели;
- фонд потребления - для выплаты работникам артели в соответствии с Положением об оплате труда, на социальные нужды работников (на выплату подарков, на оплату проезда в отпуск, на уменьшении стоимости питания, оплату путевок, материальной помощи, выплата премий к праздникам).
Судом установлено, что общество на основании приказа N 1619/715 от 26.12.2007 выплатило своим работникам в количестве 581 человек (за исключением руководства и административно-управленческого аппарата организации) премию в сумме 41 739 397 рублей 79 копеек.
Согласно указанному приказу выплаты производились в связи с наступающими Новогодними и Рождественскими праздниками.
Из суммы премии исключены районный коэффициент и северные надбавки.
Пунктом 3 Приказа установлено, что выплаты осуществляются за счет собственных средств общества (за счет нераспределенной прибыли прошлых лет).
На основании протокола общего собрания N 1 от 27.03.-12.04.2005 средства в сумме 398 350 000 рублей были направлены в фонд потребления из чистой прибыли (после уплаты налогов), полученной по результатам финансового 2004 года.
Протоколом общего собрания пайщиков от 04.06.2007, при реорганизации кооператива в общество, четвертым вопросом был утвержден передаточный акт с передачей фонда потребления (нераспределенной прибыли прошлых лет) в сумме 198 720 000 рублей, указанная сумма отражена в передаточном акте.
Протоколами общего собрания участников общества N 10 от 28.09.2007 и N 12 от 14.12.2007 собственники утвердили расходы на премирование работников к Новогодним и Рождественским праздникам в сумме 41 739 397 рублей 79 копеек за счет фонда потребления (нераспределенной прибыли, оставшейся после налогообложения).
Основанием для принятия данных решений послужило убыточность финансово-хозяйственной деятельности общества по результатам 2007 года, в связи с чем произвести выплату вознаграждения (премии) по итогам работы за год за счет прибыли текущего отчетного периода 2007 года не представлялось возможным.
Денежные средства, представляющие собой нераспределенную прибыль прошлых лет, использовались обществом в виде вкладов на депозитные счета, для покрытия убытков общества по результатам финансово-хозяйственной деятельности 2005-2006 годов, а также на основании протокола N 2 внеочередного общего собрания членов артели старателей "Лена" от 25-30.12.2006 направлены на пополнение оборотных средств по договорам поставок на оплату приобретаемых ТМЦ.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что факт выплаты спорного вознаграждения из имеющихся на расчетном счете денежных средств, при наличии принятых участниками общества решений о выплате вознаграждения за счет средств фонда потребления, не свидетельствует о выплате вознаграждения за счет текущей прибыли 2007 года.
Таким образом, довод кассационной жалобы о том, что спорные выплаты имеют характер вознаграждения, предусмотренного Положением об оплате труда и премировании работников ООО "Артель старателей "Лена" по итогам работы за 2007 год, со ссылкой на отражение обществом спорной выплаты бухгалтерской проводкой Д91/2-К70/1 на сумму 41 739 397 рублей 79 копеек, отклоняется судом кассационной инстанции как не изменяющие оснований и источника выплаты спорного вознаграждения.
Не влияет на вышеприведенные выводы судов и ссылка налоговой инспекции на то, что в 2008 году источник выплаты премии был иной (не фонд потребления).
Ссылка налоговой инспекции на показания работников общества, допрошенных в качестве свидетелей, не подтвердивших получение премии к Новогодним и Рождественским праздникам за 2007 год, правомерно не принята судами, поскольку при подтвержденном первичными документами факта такой выплаты, и возможности заблуждения физических лиц относительно источника финансирования выплаты и характера выплаты, данные показания сами по себе не подтверждают доводы инспекции о выплате спорного вознаграждения в составе оплаты труда.
На основании изложенного правомерным является вывод судов двух инстанции о том, что произведенные обществом выплаты работникам за счет прибыли прошлых лет, оставшейся в распоряжении общества после налогообложения, в соответствии с положениями статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат учету в целях налогообложения прибыли, соответственно, по пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации они не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 мая 2011 года по делу N А19-1914/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Первушина |
Судьи |
Т.А. Брюханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.