Решение Комитета здравоохранения г. Москвы от 22 февраля 2000 г. N 3-2 "Об организации противодействия незаконному потреблению наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях Комитета здравоохранения"

Решение Комитета здравоохранения г. Москвы от 22 февраля 2000 г. N 3-2
"Об организации противодействия незаконному потреблению наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях Комитета здравоохранения"


Заслушав и обсудив доклад заместителя главного психиатра и нарколога по наркологии Брюна Е.А., коллегия отмечает, что в лечебно-профилактических учреждениях Комитета здравоохранения Москвы проведена целенаправленная работа по выполнению решения коллегии от 02.03.2000 г., протокол N 4-2.

Во всех управлениях здравоохранения проведены совещания и медицинские советы, а также семинары для руководителей лечебно-профилактических учреждений по вопросам использования наркотических средств и профилактики наркоманий, в ряде управлений здравоохранения в работе семинаров принимали участие представители прокуратуры, отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Все лечебно-профилактические учреждения и управления здравоохранения обеспечены нормативными документами, регламентирующими порядок назначения, учета, хранения наркотических средств.

Городской комиссией по контролю за использованием наркотических лекарственных средств было проведено 2 семинара для председателей окружных комиссий. Кроме того, в Центральном административном округе проведен семинар для окружной комиссии с присутствием представителей управления фармации Комитета здравоохранения, прокуратуры и отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков РУВД округа.

Были пересмотрены составы окружных комиссий, в которые введены дополнительно представители лечебно-профилактических учреждений городского подчинения и директора аптечных предприятий, расположенных на территории округов.

В дополнение к существующим инструкциям и приказам был издан приказ Комитета здравоохранения от 05.06.2000 г. N 252 "О создании резервного запаса наркотических лекарственных средств в амбулаторно-поликлинических учреждениях".

Городской комиссией по контролю за использованием наркотических лекарственных средств был проведен анализ расхода морфина гидрохлорида 1% - 1,0 в реанимационных отделениях стационаров города. Анализ показал, что практически во всех стационарах превышен расход морфина гидрохлорида в реанимационных отделениях (в ГКБ им.С.П.Боткина в 17,6 раза; ГКБ N 15 в 9,3 раза; ГКБ N 29 им.Н.Э.Баумана в 11,2 раза, городской онкологической больнице N 62 в 13,2 раза, в остальных стационарах выявлено превышение расхода от 1,3 до 1,6 раза). При этом, перерасхода наркотических лекарственных средств в целом по учреждениям выявлено не было, наркотические средства назначались обоснованно.

Также установлено, что в различных стационарах, имеющих одно и тоже число реанимационных коек, количество израсходованного раствора морфина гидрохлорида значительно разнится (ГКБ N 4 - 24 реанимационных койки - израсходовано 275 ампул; ГКБ N 29 им.Н.Э.Баумана - 27 реанимационных коек - 2710 ампул). В связи с этим были подготовлены предложения о пересмотре нормативов расхода морфина гидрохлорида 1% - 1,0 в реанимационных отделениях стационаров и направлены в Минздрав РФ.

При проверке использования наркотических лекарственных средств в Московском городском хосписе было установлено, что нормативы, утвержденные Минздравом РФ, не соответствуют потребности в наркотических лекарственных средствах онкологических больных, получающих симптоматическое лечение. В связи с этим с Минздрав РФ были направлены предложения о необходимости увеличения нормативов расхода наркотических лекарственных средств для инкурабельных онкологических больных, получающих симптоматическое лечение с применением наркотических средств.

В 2000 году окружными комиссиями было проверено 349 лечебно-профилактических учреждений, из них: больниц - 60, поликлиник - 216, родильных домов - 19, подстанций СС и НМП - 14, МСЧ - 10, прочих ЛПУ - 30.

В 112 учреждениях были выявлены недостатки. По результатам проверок было издано 15 приказов по управлениям здравоохранения и 55 - по ЛПУ. Наибольшее количество ЛПУ было проверено в Центральном, Западном и Южном административных округах.

Центром медицинской инспекции Комитета здравоохранения было проверено 43 лечебно-профилактических учреждения, в 11 из них были выявлены недостатки.

Комиссией по контролю за использованием наркотических лекарственных средств СС и НМП было проверено 14 подстанций. Кроме того, силами линейного контроля СС и НМП ежедневно проверяется по 4 - 5 подстанций. По результатам проверок СС и НМП издано 16 приказов.

Городской комиссией по контролю за учетом, хранением, назначением наркотических лекарственных средств в 2000 году было проверено 98 ЛПУ, в том числе: городских больниц - 22, поликлиник - 47, подстанций СС и НМП - 18, МСЧ - 8, родильных домов - 3.

По результатам проверок издано: 1 приказ по Комитету здравоохранения, 2 - по управлению здравоохранения Юго-Восточного административного округа, 31 - по ЛПУ, 2 информационных письма.

Проведено 10 заседаний Городской комиссии, на заседания приглашались руководители лечебно-профилактических учреждений, в которых были выявлены серьезные недостатки и нарушения по данному вопросу.

На высоком профессиональном уровне организован контроль за использованием наркотических лекарственных средств в Западном, Юго-Западном, Северо-Западном административном округах.

Вместе с тем, как показали проверки, в ряде управлений здравоохранения не уделяется должного внимания к данному разделу работы. При проведении проверок не выявляются нарушения в организации учета, хранения, назначения наркотических лекарственных средств, при выявлении недостатков не принимаются должные меры дисциплинарного характера к лицам, допустившим выявленные нарушения, и к руководителям ЛПУ, несущим персональную ответственность за этот раздел работы.

Так, при проверке поликлиник городского подчинения (NN 5, 46, 116, 220), расположенных в Центральном административном округе, были выявлены недостатки, не установленные окружными комиссиями. По результатам проверок Городской комиссией издано 4 приказа с вынесением дисциплинарных взысканий лицам, допустившим данные нарушения.

Отмечая снижение количества выявленных недостатков и нарушений, Коллегия обращает внимание на отдельные недоработки, свидетельствующие о недостаточном контроле со стороны руководителей лечебно-профилактических учреждений. Также недостаточно последовательно и планомерно проводит работу городская комиссия: по выявляемым нарушениям не проводится широкого обсуждения как на уровне округов, так и целом по городу, несвоевременно с нарушением юридических норм издаются приказы с принятием конкретных мер по устранению выявленных нарушений и наказанию виновных лиц, количество издаваемых приказов недостаточно; контрольных проверок по актам окружных комиссий проводится мало, анализ выявляемых нарушений по отдельным ЛПУ по годам не проводится и др.

Так, отсутствовала лицензия на право работы с наркотическими лекарственными средствами в ГКБ N 11. В ряде ЛПУ не определена приказом персональная ответственность главного врача за организацию учета, хранения, назначения НЛС (ГКБ им.С.П.Боткина, ГКБ N 33 им.А.А.Остроумова, ГКБ N 55, ГВВ N 2, Тушинской детской городской больнице, ГП NN 5, 116, 189, 219, 202, РД N 4).

В списки лиц, допущенных к работе с наркотическими лекарственными средствами, утвержденных в ОВД и наркологических диспансерах, не внесены все медицинские работники, работающие с НЛС (городская онкологическая больница N 62, гинекологическая больница N 1, ГКБ N 31, ГБ N 79, ГП NN 30, 132, 202, 220).

Приказом не определены места хранения наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков (МСЧ N 33, ГБ N 79, ГП N 46, 50, 202, гинекологическая больница N 1).

Нарушен порядок хранения наркотических лекарственных средств (ГКБ NN 13, 29 им.Н.Э.Баумана, 33 им.А.А.Остроумова, 50, ГП NN 5, 58, 145, 158, 173, 201, 226).

Не определен количественный запас наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков (МСЧ N 26, 33, 60, ГКБ N 33 им.А.А.Остроумова, 81, ГБ N 79, ГП NN 46, 116).

Превышен запас наркотических лекарственных средств (ГКБ им.С.П.Боткина, ГКБ N 33 им.А.А.Остроумова, ГБ N 79, ГП NN 16, 57, 212).

Превышен запас специальных рецептурных бланков (ГП NN 5, 24, 57, 132, 185, 189, 212, 220).

Превышен месячный запас НЛС в аптеках (ГКБ им.С.П.Боткина, ГКБ N 15, ГБ N 72, 79, ГВВ N 1, гинекологическая больница N 1).

Нарушены сроки уничтожения использованных наркотических лекарственных средств (ГП N 16, 46).

Журналы учета использованных и полных ампул наркотических лекарственных средств ведутся не по установленной форме, небрежно (ГКБ N 33 им.А.А.Остроумова - отделение реанимации, ГКБ NN 11, 50, ГП NN 97, 132, 185, 201, 220, 226). В ГКБ N 33 им.А.А.Остроумова не велся учет флаконов мази с кокаином.

Журнал учета специальных рецептурных бланков и НЛС ведется не по форме (ГБ N 72, ГП NN 5, 8, 47, 219, 220).

Назначения наркотических лекарственных средств недостаточно обоснованы, записи в историях болезни краткие (ГКБ им.Н.И.Пирогова, ГКБ N 11, ГКБ N 64 - поликлиническое отделение, ГКБ N 71, ГП NN 50, 103, 147, 162, 189, 202, 226, РД N 25, Тушинская детская городская больница, городская онкологическая больница N 62, офтальмологическая клиническая больница).

В ряде ЛПУ врачи не в полном объеме информированы о новых методах обезболивания с применением ненаркотических анальгетиков.

Допускается уничтожение неиспользованных ампул НЛС без участия представителя ОБНОН УВД (ГП NN 145, 158, 201, 225).

Комиссии по контролю за порядком использования наркотических средств в ряде ЛПУ работают формально, акты проверок не отражают истинного положения дел.

В 2000 году в ГКБ N 1 им.Н.И.Пирогова комиссией больницы было выявлено 2 факта хищения НЛС в анестезиологическом и урологическом отделениях (30 ампул р-ра фентанила 0,005% и 84 ампулы промедола 2% - 1,0). Городской комиссией совместно с администрацией больницы были проведены служебные расследования, изданы приказы по Комитету здравоохранения и больнице с вынесением ответственным лицам дисциплинарных взысканий. Старшая медицинская сестра урологического отделения ГКБ N 1 им.Н.И.Пирогова уволена. Соответствующая информация, в установленном порядке, была направлена в РУВД Центрального административного округа.

По данным ГУВД Москвы в 2000 году не было возбуждено ни одного уголовного дела по фактам хищения в ЛПУ наркотических лекарственных средств.

Было возбуждено 15 уголовных дел в отношении медицинских работников, совершивших преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (в основном - хранение, сбыт героина). Из них 6 человек работают в системе ЛПУ Комитета здравоохранения (3 сотрудников уволены, 3 не имеют доступа к наркотическим лекарственным средствам).

В городское отделение наркологических экспертиз НКБ N 17 в 2000 году сотрудниками милиции было доставлено в состоянии одурманивания, вызванного приемом наркотических средств 3 медицинских работника ЛПУ города, все уволены из учреждений.

Коллегия решила:

1. Принять к сведению доклад заместителя главного психиатра и нарколога по наркологии Брюна Е.А. и считать целесообразным по итогам проверок, проведенных в 2001 году, заслушать данный вопрос на заседании коллегии в 1-м квартале 2002 года.

2. Начальникам Управлений здравоохранения административных округов, главным врачам ЛПУ городского подчинения:

2.1. Обратить внимание на недостатки в выполнении приказов Комитета здравоохранения от 06.01.97 N 2 "Об инструкции по учету, хранению и использованию наркотических лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях Комитета здравоохранения г.Москвы" и от 16.03.98 N 125 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств" и на недостаточную эффективность проводимой работы по контролю за учетом, хранением, назначением наркотических лекарственных средств.

2.2. Результаты проверок городской и окружных комиссий по контролю за использованием наркотических средств систематически обсуждать на заседаниях медицинских советов, на врачебных и сестринских конференциях, своевременно и грамотно издавать соответствующие приказы и информационные письма, принимать действенные меры по устранению выявляемых нарушений и недостатков по данному разделу работы. Срок: постоянно.

3. Начальникам управлений здравоохранения административных округов:

3.1. Обеспечить четкую работу окружных комиссий по контролю за учетом, хранением, назначением наркотических лекарственных средств. Ежемесячно проводить заседания окружных комиссий. Привлекать к проверкам всех членов окружных комиссий. Срок: 2001 г.

ГАРАНТ:

О работе окружных комиссий по контролю за учетом, хранением, назначением наркотических лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях г. Москвы см. информационное письмо Комитета здравоохранения г. Москвы от 26 декабря 2001 г. N 31/451


3.2. продолжить проверки ЛПУ окружного и городского подчинения, расположенных на территории округа, в том числе подстанций Скорой и неотложной медицинской помощи. Информацию о работе комиссий и принятых мерах ежеквартально, по установленной форме, представлять в Городскую комиссию по контролю за использованием наркотических лекарственных средств. Срок: 2001 год.

4. Начальникам управлений Комитета здравоохранения (Хрупалов А.А., Троицкая А.А.) совместно с главным онкологом (Сдвижков А.М.) подготовить методические рекомендации по номенклатуре и методикам лечения современными анальгетиками, включая отечественные препараты. Срок: 01.10.2001 г.

5. Заведующей ОМО по наркологии, председателю городской комиссии (Михайлова В.А.):

5.1. Провести проверку работы окружных комиссий по контролю за использованием наркотических лекарственных средств и подготовить информационное письмо по сети с анализом состояния этого раздела работы в ЛПУ. Срок: 01.10.2001 г.

5.2. Продолжить работу по контролю за учетом, хранением, назначением наркотических лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях города с принятием конкретных мер и подготовкой соответствующих приказов. О результатах проведенных проверок ежеквартально докладывать в Комитет здравоохранения.

5.3. Организовать проведение анализа выявляемых нарушений по отдельным ЛПУ за последние 3 года и по результатам подготовить письмо по сети. Срок: 01.01.2002 г.

6. Решение коллегии от 02.03.2000 г., протокол N 4-2 "Об организации противодействия незаконному потреблению наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях" снять с контроля как выполненное.

7. Контроль за исполнением настоящего решения коллегии возложить на первого заместителя председателя Комитета здравоохранения Полякова С.В.


Заместитель председателя коллегии,
первый заместитель председателя
Комитета здравоохранения Москвы

С.В. Поляков


Секретарь коллегии

Т.С. Волкова



Решение Комитета здравоохранения г. Москвы от 22 февраля 2000 г. N 3-2 "Об организации противодействия незаконному потреблению наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях Комитета здравоохранения"


Текст решения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение