город Иркутск |
|
20 сентября 2017 г. |
Дело N А74-12364/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия - Ефимова Е.В. (доверенность от 29.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 марта 2017 года по делу N А74-12364/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Зайцева Н.М., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс "Саяны" (ИНН 1901041580, ОГРНИП 1021900521213, далее - ООО "ТК Саяны", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган, инспекция) от 08.07.2016 N 36276.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2017 года, требований общества удовлетворены, решение инспекции признано незаконным.
Суды пришли к выводу, что налоговым органом неправомерно доначислен налог на имущество организаций (далее - налог на имущество) за 2015 год, поскольку Закон Республики Хакасия от 27.11.2003 N 73 "О налоге на имущество организаций" в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, не возлагал на общество, как плательщика налога по упрощенной системе налогообложения, обязанность по уплате налога на имущество в отношении помещения, площадь которого составляет менее 1 000 квадратных метров.
Также суды приняли во внимание, что в перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденном распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 25.12.2014 N 020-394-РП (далее - Перечень объектов недвижимого имущества), не указан кадастровый номер принадлежащего обществу объекта (помещения в торговом центре), что не позволяет идентифицировать соответствующее имущество.
Налоговый орган, не согласившись с указанными судебными актами, ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и в удовлетворении требований обществу отказать.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что указанная в Перечне объектов недвижимого имущества информация с учетом отраженной в примечании к указанному документу информации позволяет идентифицировать спорное помещение.
Инспекция также указывает, что в примененных судами нормативных правовых актах отсутствуют какие-либо неясности. Закон Республики Хакасия от 27.11.2003 N 73 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона от 07.11.2014 N82-ЗРХ) предусматривал обязанность исчисления налога исходя из кадастровой стоимости имущества как в отношении торговых центов площадью свыше 1 000 квадратных метров, так и отношении помещений, входящих в состав таких центров, в случае, когда площадь таких помещений составляет менее 1 000 квадратных метров.
ООО "ТК Саяны" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
ООО "ТК Саяны" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление от 21.08.2017, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направило, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, обществу принадлежит на праве собственности нежилое помещение общей площадью 811,6 квадратных метров, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 99, стр. 1, помещение 3Н, с кадастровым номером 19:01:030132:2546 (свидетельство о государственной регистрации права от 05.09.2001 серии 19 МЮ N 059379). Указанное помещение находится в здании торгового комплекса общей площадью 15 863,9 квадратных метров.
В связи с тем, что налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения, ООО "ТК Саяны" представлена декларация по налогу на имущество организаций за 2015 год, в которой налог к уплате в бюджет по объекту с кадастровым номером 19:01:030132:2546 не исчислен.
Налоговым органом с соблюдением положений статей 88, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проведена камеральная проверка представленной обществом декларации по налогу на имущество, составлен акт от 19.05.2016 N 43727 и принято решение от 08.07.2016 N 36276, которым налогоплательщику начислены налог на имущество, пени и штраф за его неуплату, оспариваемые в настоящем деле.
Налоговый орган посчитал, что в связи с внесением изменений в пункт 2 статьи 346.11 Кодекса с 01.01.2015 ООО "ТК Саяны" обязано исчислять налог на имущество исходя из кадастровой стоимости рассматриваемого объекта недвижимости.
Предусмотренный статьей 138 Кодекса досудебный порядок урегулирования спора налогоплательщиком соблюден.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что принятый Республикой Хакасия в рамках своей компетенции Закон от 27.11.2003 N 73 "О налоге на имущество организаций" в 2015 году предусматривал исчисление налога исходя из кадастровой стоимости только в отношении торговых центов (комплексов), а также помещений в них, площадь которых составляет более 1 000 квадратных метров. Обязанность по исчислению налога исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении помещений площадью менее 1 000 квадратных метров в торговых комплексах (центрах), превышающих указанную площадь, на территории Республики установлена только с 01.01.2016. Также суды пришли к выводу, что указанная в Перечне объектов недвижимого имущества информация не позволяет идентифицировать спорный объект.
По мнению суда кассационной инстанции, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
01.01.2015 вступили в силу изменения в пункт 2 статьи 346.11 Кодекса, внесенные Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ. В соответствии с редакцией пункта 2 статьи 346.11 Кодекса, действующей с 01.01.2015, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Таким образом, в 2015 году организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны исчислять налог на имущество в отношении только тех объектов, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В отношении иных объектов данные лица налог на имущество не исчисляют и не уплачивают.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункт 2 статьи 378.2 Кодекса).
Согласно статьям 14, 372 Кодекса налог на имущество является региональным, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 378.2 Кодекса не содержит перечень особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество, а также указания на конкретные особенности, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, если в отношении отдельных видов имущества, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, закон субъекта Российской Федерации не предусматривает исчисление налога исходя из его кадастровой стоимости и в установленных Кодексом пределах приводит иной перечень объектов, подпадающих под определенный статьей 378.2 Кодекса порядок исчисления налога, то в отношении этого имущества действует общий порядок определения налоговой базы, установленный пунктом 1 статьи 375 Кодекса. В таком случае налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Поскольку на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не возложена обязанность исчисления налога на имущество за 2015 год исходя из его среднегодовой стоимости, указанные лица не обязаны уплачивать налог в отношении тех категорий (видов) имущества, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации установлена обязанность определения налоговой базы не по кадастровой стоимости. Такое правовое регулирование по своей сути является предоставлением налоговой льготы по региональному налогу, что не противоречит законодательству о налогах и сборах (в том числе пункту 3 статьи 12, статье 56 Кодекса).
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12, статьей 56 и пунктом 2 статьи 372 Кодекса, на территории Республики Хакасия принят Закон от 27.11.2003 N 73 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон РХ N 73). Введенной в действие Законом Республики Хакасия от 07.11.2014 N 82-ЗРХ редакцией Закона РХ N 73 установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, вступающие в силу с 01.01.2015.
Статьей 1(1) Закона РХ N 73 в редакции Закона от 07.11.2014 N 82-ЗРХ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них общей площадью свыше 1 000 квадратных метров.
Статьей 4 Закона Республики Хакасия от 14.07.2015 N 66-ЗРХ, введенной в действие с 01.01.2016, пункт 1 статьи 1(1) Закона РХ N 73 изложен в новой редакции: установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 квадратных метров и помещений в них.
Принимая во внимание буквальное содержание положений пункта 1 статьи 1(1) Закона РХ N 73, с учетом вносившихся в эту норму изменений, суды пришли к правильному выводу, что в 2015 году на территории Республики Хакасия обязанность по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости установлена для помещений площадью более 1 000 квадратных метров, расположенных в административно-деловых и торговых центрах (комплексах). Обязанность по исчислению налога на имущество по кадастровой стоимости для помещений вне зависимости от их площади и расположенных в административно-деловых, торговых центрах (комплексах) общей площадью этих центров (комплексов) более 1 000 квадратных метров, установлена только с 2016 года.
Предлагаемое инспекцией толкование статьи 1(1) Закона РХ N 73 в редакции Закона от 07.11.2014 N 82-ЗРХ противоречит буквальному содержанию данной нормы, где прямо указано, что помещение в соответствующем здании должно быть площадью свыше 1 000 квадратных метров.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что рассматриваемое помещение налогоплательщика имеет площадь менее 1 000 квадратных метров, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у общества обязанности по уплате налога на имущество за 2015 год, в связи с чем признали решение налогового органа незаконным.
Вместе с тем, суд округа не может согласиться с выводами судов о невозможности идентификации имущества общества, включенного в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Как установлено судами, в данном Перечне указан кадастровый номер здания, в котором расположено рассматриваемое помещение, и его адрес. В примечании указано, что помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в настоящий Перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Следовательно, в Перечне объектов недвижимого имущества имеется информация, позволяющая идентифицировать имущество по признакам, указанным в приказе Федеральной налоговой службы от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@.Выволу судов о том, что в нарушение приложения N 1 к данному приказу сведения о помещениях в зданиях, подпадающих под действие рассматриваемого Перечня, приведены не в таблице, а в примечании к ней, не является безусловным основанием для вывода о невозможности идентификации имущества в целях применения статьи 378.2 Кодекса.
Вместе с тем, указанный ошибочный вывод судов в рассматриваемом случае не привел к принятию неправильного решения и основанием для изменения или отмены судебных актов не является.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 марта 2017 года по делу N А74-12364/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.