Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 января 2019 г. N Ф02-6588/18 по делу N А74-2693/2018

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 января 2019 г. N Ф02-6588/18 по делу N А74-2693/2018

 

город Иркутск

 

23 января 2019 г.

Дело N А74-2693/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.

 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Загвоздина В.Д.,

судей: Новогородского И.Б., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей Хакасской таможни - Ковзика И.В. (доверенность от 15.01.2019), Степановой Н.В. (доверенность от 15.01.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хакасской таможни на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 июля 2018 года по делу N А74-2693/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Зайцева Н.М.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),

установил:

Хакасская таможня (далее - таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее - УФК, казначейство) о признании незаконными пункта 1 предписания от 13.11.2017 N 80-11-65/18-08-288 и пункта 1 представления от 13.11.2017 N 80-11-65/18-08-289.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 июля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2018 года, в удовлетворении требований отказано.

Суды согласились с выводом УФК о нарушении статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации при расходовании средств федерального бюджета в сумме 35 000 рублей на оплату услуг по организации и проведению торжественных мероприятий, посвященных Дню таможенника.

Таможня, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности, просит обжалуемые судебные акты отменить и заявленные требования удовлетворить.

Заявитель кассационной жалобы полагает, что спорные расходы учтены при планировании финансово-хозяйственной деятельности в бюджетных сметах по статье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" и утверждены распорядителем средств федерального бюджета. При этом расходы по организации и проведению мероприятий не превышают доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

Судами не учтено, что организация патриотического воспитания должностных лиц таможенных органов, в том числе посредством культурно-массовой и музейно-выставочной работы, относится к полномочиям Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС).

УФК представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

В судебном заседании представители таможни поддержали доводы кассационной жалобы.

Казначейство о времени и месте проведения судебного заседания извещено в соответствии с положениями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичное извещение - т.1 л.д.5, информация о рассмотрении жалобы в установленном порядке размещена в сети Интернет), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, казначейством на основании приказа от 07.09.2017 N 401 проведена проверка таможни по вопросу использования средств федерального бюджета в 2015 - 2016 годах, результаты которой отражены в акте от 29.09.2017.

13.11.2017 вынесены предписание N 80-11-65/18-08-288 и представление N 80-11-65/18-08-289, в которых указано на допущенное таможней нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данное нарушение выразилось в неправомерном расходовании средств федерального бюджета на оплату услуг по организации и проведению торжественных мероприятий в сумме 35 000 рублей, в связи с чем предписано устранить нарушения бюджетного законодательства. В представлении содержится требование о рассмотрении информации об указанных в нем нарушениях бюджетного законодательства, принятии мер к устранению причин и условий совершения данных нарушений с предоставлением информации об этом казначейству.

Не согласившись с предписанием и представлением в части указанного выше нарушения, таможня оспорила их в арбитражном суде.

Суды посчитали, что оснований для удовлетворения требований таможни не имеется, поскольку спорные затраты не соответствуют целям расходования средств органами государственной власти, непосредственно не связаны с обеспечением выполнения функций заявителя и не соответствуют целям его деятельности, что является нарушением порядка исполнения бюджета в части расходования бюджетных средств.

Суд округа полагает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными в силу следующего.

В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменяется заявителю, обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В целях единства бюджетной политики, своевременного составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Указания).

В соответствии с данными Указаниями (в редакции, действовавшей в спорный период) затраты по статье КОСГУ 226 "Прочие расходы, услуги" и коду вида расходов классификации расходов бюджетов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" не включали расходы на проведение культурно-массовых и иных торжественных мероприятий.

При этом примерный перечень приведенных в данной статье расходов указывает на необходимость их связи с теми функциями учреждения, для которых оно было создано. Вместе с тем, оценивая характер понесенных затрат на проведение мероприятий по празднованию Дня таможенника Российской Федерации (т.1 л.д.92-105) суды обоснованно такой связи не усмотрели.

Следовательно, является правильным вывод судов о том, что в рассматриваемом случае расходование средств федерального бюджета на проведение торжественных мероприятий не соответствует действующему законодательству.

Отклоняя доводы таможни и том, что в ее функции входит осуществление патриотического воспитания, суды правильно указали, что в разделе III Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 (далее - Программа), предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - соисполнители мероприятий Программы разрабатывают ведомственные (региональные) программы (планы) патриотического воспитания и организуют их выполнение.

Единственным распорядителем бюджетных ассигнований, которые предполагается потратить на реализацию мероприятий, указанных в приложении N 1 к Программе, является первый исполнитель, осуществляющий финансовое обеспечение соответствующих мероприятий в рамках реализации ведомственных программ.

Организация, являющаяся распорядителем бюджетных средств, определяет окончательный перечень соисполнителей с учетом специфики проведения конкретного мероприятия.

План мероприятий по реализации Программы, приведенный в приложении N 1, не содержит сведений о мероприятиях, связанных с проведением профессиональных праздников, в том числе Дня таможенника Российской Федерации, а ФТС не поименована в качестве исполнителя какого-либо мероприятия указанной Программы.

Как верно указали суды, доказательств того, что ФТС является соисполнителем Программы с выделением соответствующих средств финансирования, заявителем не представлено.

При этом в приказе ФТС о проведении праздничных мероприятий от 15.02.2016 N 270 "О реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" в таможенных органах Российской Федерации" и Плане реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" в Федеральной таможенной службе, утвержденном руководителем ФТС 17.03.2011, не содержится указаний или иных положений предусматривающих, что для проведения мероприятий по празднованию Дня таможенника Российской Федерации предполагается осуществление закупки услуг для государственных нужд, равно как и не указаны источники средств для проведения мероприятий по организации и проведению праздничной даты, субъекты бюджетных правоотношений, имеющие право в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять операции с источниками финансирования соответствующего бюджета.

Кроме того, как установил суд апелляционной инстанции, оплата расходов по заявке на кассовый расход от 26.10.2015 N 00001545 согласно Указаний произведена по подразделу 0106 "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора", коду целевой статьи 27 5 0000 подпрограмма "Совершенствование таможенной деятельности" государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" и направлению расходов 0049 Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований, виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд", коду статьи КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги".

Оплата расходов по заявке на кассовый расход от 28.10.2016 N 00001632 согласно Указаний произведена по подразделу 0106 "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора", коду целевой статьи по программе 27 5 01 00000 Основное мероприятие "Совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации" и направлению расходов 90049 Расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований, виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".

В связи с этим является обоснованным изложенный в постановлении от 08 октября 2018 года вывод суда, что расходование спорных средств осуществлено таможней не в рамках организации патриотического воспитания должностных лиц таможенных органов.

Также суд апелляционной инстанции установил, что представленные в материалы дела бюджетные сметы на 2015 и 2016 годы не содержат прямого указания главного распорядителя бюджетных средств об оплате в качестве форм культурно-просветительной работы услуг по проведению торжественных мероприятий при праздновании Дня таможенника Российской Федерации - в них указан лишь объем доведенных бюджетных ассигнований. Доказательств направления в бюджетных росписях на 2015 и 2016 годы средств на цели проведения торжественных мероприятий или иной культурно-просветительской деятельности в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах судами обоснованно не принят во внимание довод таможни о том, что в бюджетных сметах на 2015 и 2016 годы спорные расходы учтены по статье КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" при планировании финансово-хозяйственной деятельности.

Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов сделаны при правильном применении норм права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и обстоятельствам, установленным на основании исследования этих доказательств.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемых предписания и представления положениям бюджетного законодательства.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 июля 2018 года по делу N А74-2693/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

В.Д. Загвоздин

 

Судьи

И.Б. Новогородский
М.М. Шелёмина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Таможня за счет бюджетных денег оплатила торжественные мероприятия, посвященные Дню таможенника. Суд округа вслед за предыдущими инстанциями подтвердил, что эти расходы неправомерны.

Затраты по статье "Прочие работы, услуги" должны быть связаны с теми функциями, для выполнения которых создано учреждение. Суды такой связи не увидели. Таможне не помогли и доводы о том, что в полномочия ФТС входит организация патриотического воспитания таможенников, в т. ч. посредством культурно-массовой и музейно-выставочной работы. ФТС не поименована в числе исполнителей госпрограммы по патриотическому воспитанию граждан. Программа не предусматривает мероприятий, связанных с профессиональными праздниками, включая День таможенника. Средства потрачены не в рамках организации патриотического воспитания таможенников.