Общие положения

Закон г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48
"Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"

С изменениями и дополнениями от:

14 июля, 8 декабря 2004 г., 11 мая 2005 г., 18 января 2006 г., 4 июля, 21 ноября 2007 г., 24 сентября, 17 декабря 2008 г., 29 апреля, 10 июня 2009 г., 10 февраля 2010 г., 13 июля 2011 г., 17 апреля 2013 г., 22 января, 7 мая 2014 г., 29 апреля 2015 г.

ГАРАНТ:

Решением Московского городского суда от 23 октября 2012 г., оставленным без изменения Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2013 г. N 5-АПГ13-7, настоящий Закон признан не противоречащим действующему законодательству

Настоящий Закон регулирует отношения в области органстаизации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях в городе Москве

1. Законодательство города Москвы об особо охраняемых природных территориях в городе Москве основано на положениях Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве об охране окружающей среды, особо охраняемых природных территориях и природных ресурсах, в том числе Лесном кодексе Российской Федерации, Уставе города Москвы и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в области образования, охраны, содержания, использования и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, принимаемых в соответствии с настоящим Законом.

2. Отношения, возникающие при использовании земель, недр, водных объектов, лесов, объектов животного мира, зеленых насаждений на особо охраняемых природных территориях в городе Москве, регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы с учетом положений федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях и настоящего Закона.


Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Особо охраняемые природные территории в городе Москве могут быть федерального, регионального значения. В зависимости от целевого назначения различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве:

а) национальный парк;

б) природный парк;

в) природно-исторический парк;

г) экологический парк;

д) природный заказник;

е) памятник природы;

ж) заповедный участок;

з) ботанический сад, дендрологический парк;

и) городской лес;

к) водоохранная зона;

л) иные категории особо охраняемых природных территорий, установленные федеральным законодательством и законами города Москвы.

2. Национальный парк в городе Москве является особо охраняемой природной территорией федерального значения.

3. Ботанические сады, дендрологические парки в городе Москве могут быть федерального и регионального значения.

4. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

5. Природные парки, природно-исторические парки, экологические парки, природные заказники, городские леса и водоохранные зоны являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

6. Заповедные участки могут быть регионального значения.

7. Отношения, связанные с использованием и охраной особо охраняемых природных территорий федерального значения, регулируются федеральным законодательством.

8. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью города Москвы.

9. Особо охраняемые природные территории находятся в собственности города Москвы и могут быть переданы в управление внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - муниципальное образование).

10. Исключена.

Информация об изменениях:

См. текст части 10 статьи 2

11. Границы и режимы особо охраняемых природных территорий и их охранных зон учитываются при разработке всех видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, затрагивающую эти территории.


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в статью 3 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 3. Полномочия Московской городской Думы в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве

К ведению Московской городской Думы относится утверждение схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий и внесение в нее изменений по представлению Мэра Москвы.


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в название и текст статьи 4 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 4. Полномочия Правительства Москвы

1. К ведению Правительства Москвы относятся:

а) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта "а" части 1 статьи 4

б) принятие решений о резервировании земель, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

в) образование, изменение категории и упразднение особо охраняемых природных территорий в соответствии с настоящим Законом;

г) утверждение режимов регулирования градостроительной деятельности и границ особо охраняемых природных территорий;

д) разработка, обеспечение реализации и утверждение городских долгосрочных целевых программ, направленных на охрану и использование особо охраняемых природных территорий;

е) установление полномочий специальной службы охраны особо охраняемых природных территорий в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;

ж) определение форм экономического стимулирования по конкретным видам деятельности в области охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий;

з) установление состава, порядка разработки и утверждения территориальных схем сохранения и развития особо охраняемых природных территорий и проектов планировки особо охраняемых природных территорий;

и) установление описаний границ земельных участков особо охраняемых природных территорий, которые не могут быть отчуждены или переданы в аренду;

к) распределение функций между органами исполнительной власти города Москвы в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве;

л) иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом города Москвы и иными законами города Москвы.

ГАРАНТ:

См. Положение о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки особо охраняемых природных территорий в г. Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2011 г. N 342-ПП

См. Положение о составе, порядке разработки и представления на утверждение проектов территориальных схем в г Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2010 г. N 201-ПП

2. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 2 статьи 4


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 статья 5 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 5. Полномочия уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы в сфере управления особо охраняемыми природными территориями в городе Москве

Полномочия уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы в сфере управления особо охраняемыми природными территориями в городе Москве определяются нормативными правовыми актами Правительства Москвы.


Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области управления особо охраняемыми природными территориями в городе Москве

1. Органы местного самоуправления в области управления особо охраняемыми природными территориями в городе Москве имеют право:

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в пункт 1 части 1 статьи 6 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) вносить предложения об образовании и упразднении особо охраняемых природных территорий в городе Москве на территории муниципального образования, а также оказывать содействие органам исполнительной власти города Москвы, осуществляющим мероприятия по образованию особо охраняемых природных территорий и управлению ими;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в пункт 2 части 1 статьи 6 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) высказывать мнение при образовании Правительством Москвы особо охраняемой природной территории, расположенной (частично или полностью) в границах территории муниципального образования или граничащей с ней;

3) утратил силу;

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3 части 1 статьи 6

4) уведомлять при выявлении случаев нарушения порядка использования особо охраняемых природных территорий об этом соответствующие государственные органы;

5) информировать граждан и юридических лиц о состоянии особо охраняемой природной территории.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в часть 2 статьи 6 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) в области управления особо охраняемыми природными территориями в городе Москве законом города Москвы.


Статья 7. Права и обязанности граждан и юридических лиц в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 8 декабря 2004 г. N 82 в часть 1 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст части в предыдущей редакции

1. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения вносят предложения об образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по образованию, охране, содержанию, использованию и упразднению особо охраняемых природных территорий. Государственные органы в установленном порядке учитывают предложения граждан и юридических лиц по образованию, охране и использованию особо охраняемых природных территорий.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в часть 2 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения имеют право на получение информации от уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, территориальных органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий, в том числе о соблюдении установленного режима охраны, а также об учете их предложений по образованию особо охраняемых природных территорий.

3. Граждане, общественные и религиозные объединения вправе осуществлять в установленном порядке общественный контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

4. При выявлении случаев нарушения режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий граждане вправе заявить о нарушении в соответствующие государственные органы и потребовать его устранения.

Должностные лица государственных органов обязаны проверить поступившее заявление и принять меры по устранению нарушения в пределах своей компетенции.

5. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения вправе обжаловать в административном или судебном порядке деятельность должностных лиц, учреждений и организаций, нарушающих законодательство Российской Федерации и города Москвы об особо охраняемых природных территориях.

6. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения имеют право оспорить решения об образовании, упразднении или изменении категории особо охраняемой природной территории в городе Москве в судебном порядке.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 в часть 7 статьи 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

См. текст части в предыдущей редакции

7. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования особо охраняемой природной территории. Нарушение установленного режима охраны и использования влечет ответственность в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и охране окружающей среды, а также Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.


Статья 8. Планирование системы развития особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Планирование системы развития особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется в составе схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий, разрабатываемой на основе Генерального плана развития города Москвы и градостроительных планов территорий административных округов города Москвы.

ГАРАНТ:

О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в г. Москве см.:

Закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 37

Положение о Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в г. Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2004 г. N 803-ПП

Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 854-ПП


2. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий определяет перечень существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения и подлежит обязательному учету при разработке всех видов градостроительной и проектной документации.

3. Состав схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий и порядок ее согласования определяются Правительством Москвы.

ГАРАНТ:

См. Положение о составе, порядке разработки и представления на утверждение проектов территориальных схем в г Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2010 г. N 201-ПП


4. На основании принятой схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Правительство Москвы:


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 29 апреля 2009 г. N 9 в пункт "а" части 4 статьи 8 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции


а) принимает решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности, а также утверждает описание их границ и режимов регулирования градостроительной деятельности;

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке использования земельных участков, зарезервированных для образования особо охраняемых природных территорий в г. Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 31 января 2006 г. N 50-ПП


б) принимает решения об образовании особо охраняемых природных территорий; устанавливает их категории, утверждает границы и проекты планировки указанных территорий.

ГАРАНТ:

См. Порядок образования особо охраняемых природных территорий регионального значения в г. Москве, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2004 г. N 803-ПП


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 67 часть 4 статьи 8 настоящего Закона дополнена пунктом "в"


в) принимает решения о размещении, эксплуатации и реконструкции объектов в соответствующих функциональных зонах.


5. На землях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, приостанавливается предоставление земельных участков, оформление исходно-разрешительной и разработка проектной документации на размещение, строительство и реконструкцию объектов на срок до принятия соответствующего решения.

Изъятие земельных участков и возмещение связанных с этим убытков производится в порядке, установленном законодательством.

ГАРАНТ:

О мерах по развитию территорий Природного комплекса Москвы см. постановление Правительства Москвы от 21 июля 1998 г. N 564

См. также постановление Правительства Москвы от 27 февраля 2001 г. N 210-ПП


ГАРАНТ:

Согласно Закону г. Москвы от 11 апреля 2012 г. N 12 положения части 6 статьи 8 настоящего Закона не применяются при исключении территорий (земельных участков) из границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, на которых расположены объекты гаражного назначения

6. Корректировка границ особо охраняемых природных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

ГАРАНТ:

Согласно Закону г. Москвы от 11 апреля 2012 г. N 12 положения части 7 статьи 8 настоящего Закона не применяются при исключении территорий (земельных участков) из границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, на которых расположены объекты гаражного назначения

7. Уменьшение общей площади особо охраняемой природной территории при корректировке ее границ не допускается.

8. Планирование развития образованных (созданных) особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется в территориальных схемах сохранения и развития и проектах планировки особо охраняемых природных территорий, и других документах, утверждаемых Правительством Москвы.


Статья 9. Образование особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 8 декабря 2004 г. N 82 в часть 1 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст части в предыдущей редакции


1. Материалы об образовании особо охраняемой природной территории должны содержать:

а) обоснование необходимости образования особо охраняемой природной территории;

б) сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории;

в) описание границ особо охраняемой природной территории;

г) иные сведения.

Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах города Москвы, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий города Москвы подлежат государственной экологической экспертизе, осуществляемой в порядке, установленном федеральным законодательством.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в часть 2 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Особо охраняемая природная территория, не предусмотренная схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, может быть образована по предложениям граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, а также органов местного самоуправления.

Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения, органы местного самоуправления направляют в уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы предложения об образовании особо охраняемой природной территории с указанием предполагаемого местоположения и категории особо охраняемой природной территории.

Уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы рассматривает предложения граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, органов местного самоуправления, при наличии оснований принимает решение о подготовке материалов об образовании особо охраняемой природной территории и направляет в Правительство Москвы материалы об образовании особо охраняемой природной территории либо дает мотивированный отказ.

3. Утверждение границ особо охраняемой природной территории является основанием для прекращения использования земельных участков в целях, не соответствующих режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории. Изъятие земельных участков и возмещение убытков, связанных с изъятием земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, лицам, деятельность которых несовместима с функционированием данной территории, производится в порядке, установленном законодательством.

4. После образования особо охраняемой природной территории в шестимесячный срок в порядке, установленном настоящим Законом, утверждаются положение и паспорт особо охраняемой природной территории.


Статья 10. Зонирование особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Зонирование особо охраняемой природной территории осуществляется в соответствии с установленной категорией и режимом охраны и использования на основании проекта планировки особо охраняемой природной территории.

ГАРАНТ:

О градостроительном зонировании территории г. Москвы см. также Градостроительный кодекс г. Москвы


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 10 февраля 2010 г. N 5 в часть 2 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции


2. На особо охраняемых природных территориях в городе Москве в зависимости от их категории, целей и задач, площади, природных, историко-культурных, градостроительных и иных особенностей могут быть выделены различные зоны и участки, в том числе:

- заповедные участки, предназначенные для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые с целью обеспечения сохранения и (или) восстановления представляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных, других объектов живой и неживой природы. Заповедные участки не утрачивают своего статуса при вхождении в состав особо охраняемой природной территории иной категории;

- зоны охраны историко-культурных объектов, предназначенные для сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия, которые могут быть использованы в научных и просветительских целях;

- учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использования в целях экологического просвещения и воспитания населения. Эколого-просветительская деятельность осуществляется в целях экологического образования, экологической пропаганды и повышения экологической культуры населения, в том числе путем создания в учебно-экскурсионной зоне учебных и познавательных маршрутов, музеев природы и информационных экологических центров;

- рекреационные центры, специально обустроенные и предназначенные для массового отдыха населения;

- физкультурно-оздоровительные и спортивные зоны, предназначенные для организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий и специально обустроенные для этих целей;

- прогулочные зоны;

- административно-хозяйственные участки, предназначенные для размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в соответствии с их целями и задачами;

- участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий и не противоречит установленному режиму;

- зоны охраняемого ландшафта.

3. В пределах зон и участков в соответствии с режимом охраны особо охраняемых природных территорий и их целевым назначением устанавливаются дифференцированные режимы охраны, хозяйственного и иного использования, в том числе режимы регулирования градостроительной деятельности, не противоречащие целям образования и использования особо охраняемых природных территорий.


Статья 11. Положение об особо охраняемой природной территории в городе Москве

1. Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения утверждается Правительством Москвы.

2. Положение об особо охраняемой природной территории должно содержать:

- наименование особо охраняемой природной территории;

- сведения о юридическом адресе и организационно-правовой форме специализированных учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории;

- режим охраны и использования особо охраняемой природной территории;

- режим охраны и использования охранной зоны особо охраняемой природной территории;

- режимы использования земельных участков, предоставленных в пользование гражданам и юридическим лицам, согласно охранным обязательствам;

- иные сведения.

3. Изменения и дополнения в положение об особо охраняемой природной территории вносятся в случаях изменения категории или режима особо охраняемой природной территории в порядке, предусмотренном настоящим Законом.


Статья 12. Паспорт особо охраняемой природной территории в городе Москве

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в часть 1 статьи 12 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Паспорт особо охраняемой природной территории утверждается уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.

2. Паспорт особо охраняемой природной территории должен содержать:

- наименование особо охраняемой природной территории;

- описание местоположения, площади и границ особо охраняемой природной территории регионального значения, а также ее план;

- перечень зон и участков особо охраняемой природной территории и их площади;

- перечень земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, с указанием местоположения, границ и прав владения и пользования участком;

- природные характеристики территории;

- иные сведения.


Статья 13. Порядок изменения категории и упразднения особо охраняемой природной территории в городе Москве

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в часть 1 статьи 13 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Изменение категории или упразднение особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве допускается по основаниям, указанным в настоящем Законе.

2. Основанием для изменения категории особо охраняемой природной территории регионального значения является:

- необходимость усиления режима охраны особо охраняемой природной территории;

- чрезвычайная экологическая ситуация, повлекшая за собой гибель природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой особо охраняемой природной территории, при наличии заключения государственной экологической экспертизы о возможности восстановления территории с приданием ей иной категории.

При изменении категории особо охраняемой природной территории границы данной территории пересмотру не подлежат.

3. Основанием для упразднения особо охраняемой природной территории регионального значения является:

- гибель природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой особо охраняемой природной территории;

- гибель памятника природы или заповедного участка в целом.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в часть 4 статьи 13 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. Особо охраняемая природная территория может быть упразднена путем внесения изменений в схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий.


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 10 февраля 2010 г. N 5 в статью 14 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14. Правовой режим использования земельных участков особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 17 апреля 2013 г. N 17 в часть 1 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Земельные участки особо охраняемых природных территорий предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 17 апреля 2013 г. N 17 в часть 2 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и религиозным объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории. Предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий государственным учреждениям города Москвы, осуществляющим свою деятельность в сферах культуры, физической культуры и спорта, образования и здравоохранения, допускается на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 17 апреля 2013 г. N 17 в часть 3 статьи 14 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кроме учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, государственных учреждений, указанных в части 2 настоящей статьи) не допускается.

4. Распоряжение правами пользования земельным участком особо охраняемой природной территории (залог, продажа права аренды, субаренда и другие) не допускается.

ГАРАНТ:

Согласно Закону г. Москвы от 11 апреля 2012 г. N 12 положения части 5 статьи 14 настоящего Закона не применяются при исключении территорий (земельных участков) из границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, на которых расположены объекты гаражного назначения

5. Корректировка границ особо охраняемых природных территорий, приводящая к уменьшению их площади, запрещается.

6. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 6 статьи 14

7. Реализация проектов размещения и реконструкции объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий допускается в физкультурно-оздоровительных, спортивных, эколого-просветительских и рекреационных целях в соответствии с режимами охраны и использования особо охраняемой природной территории, установленными положением об особо охраняемой природной территории, утвержденным проектом планировки особо охраняемой природной территории, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.


Статья 15. Ограниченная хозяйственная деятельность на особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве

1. Ограниченная хозяйственная деятельность на особо охраняемой природной территории может осуществляться лицами, которым до вступления в силу настоящего Закона был предоставлен земельный участок для этих целей, если данная деятельность не нарушает установленного режима охраны и использования.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 27 в часть 2 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. После принятия решения об образовании особо охраняемой природной территории в соответствии с настоящим Законом хозяйственная и иная деятельность в границах территории приостанавливается до подписания охранных обязательств и внесения соответствующих изменений в документы, устанавливающие права владения и пользования земельным участком. В охранных обязательствах предусматривается обеспечение сохранности представленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования. Частью охранного обязательства является паспорт земельного участка с характеристикой представленных в его границах природных сообществ и объектов и оценкой их состояния, а также режимом охраны и использования данного участка. Оформление охранного обязательства осуществляет уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.

ГАРАНТ:

См. форму охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 9 апреля 2002 г. N 262-ПП

3. Передвижение транспортных средств на особо охраняемых природных территориях (за исключением административно-хозяйственных участков и участков, предоставленных юридическим и физическим лицам) осуществляется за плату или на основании разрешений, выдаваемых учреждениями, организациями, осуществляющими охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, в порядке, установленном Правительством Москвы.


Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 29 апреля 2015 г. N 19 статья 16 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 16. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве

1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве является составной частью государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

2. Ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве осуществляется уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством.


Статья 17. Экономический механизм охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Экономический механизм охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве включает в себя организацию финансирования и кредитования деятельности в области охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве, в том числе финансирования и кредитования комплексных программ в области охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

2. Финансирование и кредитование мероприятий по охране, содержанию и использованию особо охраняемых природных территорий, сохранению и восстановлению природных сообществ, растительного и животного мира осуществляется из средств федерального бюджета, бюджета города Москвы, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, а также за счет средств, получаемых:

- от деятельности учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, не противоречащей их целям и задачам;

- в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам на особо охраняемых природных территориях в результате нарушения установленного режима;

- в порядке пожертвований и благотворительных взносов.

ГАРАНТ:

См. постановление Правительства Москвы от 2 марта 2004 г. N 116-ПП

3. Финансирование мероприятий по охране, содержанию и использованию особо охраняемых природных территорий предусматривается в бюджете города Москвы отдельной строкой.

4. Учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, могут предоставляться налоговые льготы, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации и города Москвы.

5. При осуществлении в установленном порядке природоохранных мероприятий, направленных на улучшение состояния земельных участков и природных объектов, для землепользователей может быть установлен пониженный размер арендной платы.


Статья 18. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

См. текст статьи 18


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.