Общие положения

Постановление Правительства Москвы от 29 января 2002 г. N 86-ПП
"О проекте закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве"

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства Москвы от 18 февраля 2003 г. N 91-ПП настоящее постановление снято с контроля


В соответствии с Концепцией дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 марта 2001 года N 262-ПП "О Концепции дальнейшего развития местного самоуправления в городе Москве", Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить представленный проект закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (приложение).

2. Внести проект закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.

ГАРАНТ:

См. постановления Московской городской Думы от 27 февраля 2002 г. N 47 и от 9 октября 2002 г. N 261


3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.


Мэр Москвы

Ю.М. Лужков


Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 29 января 2002 г. N 86-ПП


Проект


Закон города Москвы
"Об организации местного самоуправления в городе Москве"

ГАРАНТ:

См. Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве"


Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, определяющими особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения, Уставом города Москвы регулирует организацию местного самоуправления и устанавливает государственные гарантии его реализации в городе Москве.


Глава 1. Общие положения


Статья 1. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве

1. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (далее - местное самоуправление) признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность жителей по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления.

2. Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах районов города Москвы - внутригородских муниципальных образований (далее - муниципальных образований). Муниципальное образование - предусмотренная в соответствии с Уставом города Москвы настоящим Законом внутригородская территория - район города Москвы, район города Зеленограда, в пределах которой осуществляется местное самоуправление и имеются собственность муниципального образования, бюджет муниципального образования и выборные органы местного самоуправления. Территории проживания жителей подлежат обязательному включению в состав муниципальных образований.

3. Установление и изменение границ муниципальных образований, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном законом города Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.

4. Изменение границ муниципальных образований не допускается без учета мнения жителей соответствующих территорий. Гарантии учета мнения жителей соответствующей территории при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются законом города Москвы.

5. Реестр муниципальных образований по поручению Мэра Москвы ведет уполномоченный орган Правительства Москвы.

6. Вопросы местного значения - вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей внутригородского муниципального образования, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы и настоящим Законом к ведению муниципальных образований, исходя из приоритетности интересов жителей города Москвы, исторических и иных местных традиций, а также с учетом других особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения, определяемых федеральными законами.

7. Предметы ведения муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов бюджетов муниципальных образований определяются настоящим Законом, другими законами города Москвы на основе принципа сохранения единства городского хозяйства, а также с учетом других особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения, определяемых федеральными законами.


Статья 2. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Жители города Москвы - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности (далее - жители) в соответствии с установленными федеральными законами и законами города Москвы гарантиями избирательных прав граждан осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях, путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Жители имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей в органах местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Жители имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

4. Жители имеют право на равный доступ к муниципальной службе.

5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения жителями и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

6. Жители вправе в соответствии с законодательством обращаться в суд за защитой своего права на осуществление местного самоуправления.


Статья 3. Основные принципы организации местного самоуправления

Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соблюдение прав, свобод человека и гражданина;

2) приоритетность интересов жителей города Москвы;

3) сохранение единства городского хозяйства;

4) сохранение единства бюджетной системы города;

5) самостоятельность муниципальных образований при решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

6) учет исторических традиций, экономико-географических и демографических особенностей территории города;

7) соразмерность полномочий муниципальных образований их материальным и финансовым ресурсам;

8) поддержка местного самоуправления органами государственной власти;

9) координация деятельности органов местного самоуправления с органами государственной власти города Москвы;

10) контроль за реализацией государственных полномочий, переданных в соответствии с Законом органам местного самоуправления органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы;

11) ответственность органов местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством физическими и юридическими лицами в соответствии с Законом;

12) гласность и учет общественного мнения.


Статья 4. Полномочия органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления

К полномочиям органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов города Москвы о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов города Москвы о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

3) регулирование законами города Москвы особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

4) определение предметов ведения муниципальных образований;

5) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности города Москвы в собственность муниципального образования;

6) регулирование отношений между бюджетом города Москвы и бюджетами муниципальных образований;

7) обеспечение сбалансированности минимальных бюджетов муниципальных образований на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности в пределах предметов ведения муниципальных образований и переданных им государственных полномочий;

8) определение источников и механизма регулирования доходов бюджетов муниципальных образований, осуществление контроля за целевым использованием материальных и финансовых ресурсов, переданных муниципальным образованиям для осуществления государственных полномочий (полномочий города);

9) исполнение бюджетов муниципальных образований на основании соглашений;

10) установление и введение в действие местных налогов и сборов;

11) предоставление финансовой помощи, в том числе субсидий, субвенций бюджетам муниципальных образований;

12) наделение законами города Москвы органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями), передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

13) принятие городских программ развития местного самоуправления;

14) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

15) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;

16) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

17) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

18) компенсация органам местного самоуправления увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти города Москвы;

19) законодательство о муниципальной службе;

20) принятие и изменение законов города Москвы об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

21) принятие законом города Москвы примерного Устава муниципального образования и порядка регистрации Уставов муниципальных образований;

22) органы государственной власти города Москвы гарантируют проведение выборов депутатов районных Собраний.


Статья 5. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления

1. Органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении их функций и полномочий.

2. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления по отдельным вопросам могут регулироваться договорами и соглашениями между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления, заключаемыми в порядке, установленном законом города Москвы.

3. В целях координации своей деятельности органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы, как временные, так и постоянно действующие. Порядок формирования и осуществления деятельности таких органов определяется правовыми актами города Москвы и правовыми актами органов местного самоуправления.

4. При осуществлении своих полномочий районные Управы взаимодействуют с городскими службами, контролирующими органами и инспекциями, действующими на территории муниципального образования.

5. Органы государственной власти города Москвы имеют право вносить проекты правовых актов в органы местного самоуправления по вопросам, связанным с обеспечением единства городского хозяйства, комплексного социально-экономического развития города Москвы. Органы государственной власти города вправе разрабатывать и предлагать органам местного самоуправления модельные акты по вопросам, отнесенным к ведению муниципального образования.

6. Органы местного самоуправления обладают правом внесения проектов правовых актов в органы исполнительной власти города Москвы.

7. Органы государственной власти города Москвы оказывают методическое, кадровое и иное организационное содействие органам местного самоуправления, организуют профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления.

8. Органы государственной власти города Москвы осуществляют правовой контроль за соответствием актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления, федеральному законодательству, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы, и в случае выявления такого несоответствия в порядке, установленном федеральным законодательством, обращаются в суд с заявлением о признании таких актов недействительными.

9. Правительство Москвы вправе предложить органам местного самоуправления привести в соответствие с федеральным законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральным Законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу города Москвы, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы, а также вправе обратиться в суд.

10. Споры и разногласия между органами местного самоуправления и органами государственной власти города Москвы рассматриваются согласительными комиссиями, созданными из представителей сторон на паритетных началах и с помощью других согласительных процедур или в судебном порядке.


Статья 6. Устав муниципального образования

1. Муниципальное образование имеет Устав, в котором в соответствии с федеральными законами, законом города Москвы указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия жителями или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения собственностью муниципального образования;

14) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Уставом города Москвы, настоящим Законом и другими законами города Москвы.

2. Муниципальное образование с учетом примерного устава муниципального образования в городе Москве самостоятельно разрабатывает и принимает Устав муниципального образования в порядке, установленном законом города Москвы.

3. Устав муниципального образования, вносимые в него изменения и дополнения, принимаются представительным органом местного самоуправления большинством, не менее двух третей, голосов от установленного числа депутатов или жителями муниципального образования непосредственно путем проведения местного референдума.

4. Устав муниципального образования, а также вносимые в него изменения и дополнения регистрируются и вступают в силу после официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования или официальных изданиях города Москвы.

5. Основанием для отказа в государственной регистрации Устава муниципального образования являются противоречие его Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу города Москвы, настоящему Закону и иным законам города Москвы. Отказ в государственной регистрации Устава муниципального образования может быть обжалован гражданами или органами местного самоуправления в судебном порядке.


Статья 7. Символика муниципального образования

1. Муниципальное образование вправе иметь собственную символику (герб, эмблему, флаг, другую символику), отражающую его исторические, культурные, социально-экономические и иные местные традиции.

2. Символика муниципального образования разрабатывается и утверждается в порядке, предусмотренном его Уставом и в соответствии с законом города Москвы.


Статья 8. Предметы ведения муниципального образования

1. К предметам ведения муниципального образования в городе Москве относятся:

1) принятие и изменение Устава муниципального образования, контроль за его соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение собственностью муниципального образования;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования в пределах полномочий и в порядке, установленном законами города Москвы, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) социально-экономическое развитие муниципального образования в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

5) содействие жителям муниципального образования в решении жилищных вопросов;

6) содержание и использование жилищного фонда и нежилых помещений, находящегося в собственности муниципального образования;

7) участие в обеспечении санитарного благополучия жителей и охране окружающей среды на территории муниципального образования;

8) участие в благоустройстве, уборке, санитарной очистке и озеленении территорий муниципального образования;

9) участие в градостроительной деятельности на территории муниципального образования и в соответствии с законами города Москвы;

10) участие в контроле за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с законом города Москвы;

11) создание условий для обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

12) создание условий для деятельности объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, находящихся в собственности муниципального образования и закрепленных за ними земельных участков в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы;

13) сохранение памятников истории и культуры местного значения, развитие традиций и обрядов;

14) информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления;

15) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

16) создание условий для организации и проведения праздничных и иных зрелищных мероприятий;

17) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

18) участие в обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

19) участие в обеспечении основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме жителей муниципального образования;

20) внешкольная, культурно-воспитательная работа с детьми и подростками на территории муниципального образования, организация и содержание детских учреждений, находящихся в собственности муниципального образования;

21) реализация принципов социального партнерства на территории муниципального образования в соответствии с законом города Москвы;

22) взаимодействие с территориальными общинами и их органами в соответствии с Законом города Москвы;

23) реализация функций и полномочий органов местного самоуправления в области обороны и гражданской обороны, установленных федеральным законодательством;

2. Муниципальное образование вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами города Москвы, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти.


Статья 9. Осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы (государственных полномочий)

1. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) законами города Москвы с одновременной передачей материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти города.

2. Порядок наделения органов местного самоуправления полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) и осуществления контроля за их реализацией устанавливается федеральными законами и законами города Москвы.

3. Законы города Москвы о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должны содержать следующие положения:

1) государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления;

2) срок, на который передаются государственные полномочия;

3) органы государственной власти, обеспечивающие контроль за реализацией переданных государственных полномочий и порядок его осуществления;

4) порядок выделения и передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых ресурсов, для осуществления ими государственных полномочий;

5) последствия неисполнения (ненадлежащего исполнения) органами и должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий.

4. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных полномочий города Москвы (государственных полномочий) в той мере, в какой эти полномочия обеспечены переданными им материальными и финансовыми ресурсами.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.