Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

Глава 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления


Статья 10. Органы местного самоуправления

1. В муниципальных образованиях образуются представительные органы местного самоуправления - районные Собрания и органы местного самоуправления, осуществляющие испольнительно-распорядительные функции - районные Управы, действуют выборные и иные должностные лица местного самоуправления.

2. Структура исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с Уставом города Москвы и иными законами города Москвы.

3. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок их избрания, назначения, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются Уставом муниципального образования в соответствии с Уставом города Москвы, настоящим Законом, другими законами города Москвы.

4. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с Уставом муниципального образования.

5. Органы местного самоуправления решают вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности жителей муниципального образования, отнесенные к таковым Уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом и иными законами города Москвы.

6. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти города Москвы и государственными должностными лицами города Москвы не допускается, за исключением случаев, указанных в статье 16 настоящего Закона.

7. Органы местного самоуправления в городе Москве не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.


Статья 11. Районное Собрание

1. Районное Собрание состоит из депутатов, избираемых жителями муниципального образования на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законом города Москвы.

2. Численный состав районного Собрания определяется Уставом муниципального образования с учетом численности избирателей района. При числе избирателей до пятидесяти тысяч избирается от 10 до 15 депутатов, при числе избирателей от пятидесяти до ста тысяч - от 15 до 20 депутатов, при числе избирателей от ста до ста пятидесяти тысяч - от 20 до 25 депутатов, при числе избирателей свыше 150 тысяч - до от 25 до 30 депутатов.

3. Срок полномочий депутатов районного Собрания устанавливается законом города Москвы.

4. В исключительном ведении районного Собрания находятся:

1) установление порядка принятия Устава муниципального образования;

2) принятие Устава муниципального образования, вносимых в него изменений и дополнений, за исключением случаев принятия Устава на референдуме муниципального образования;

3) осуществление контроля за исполнением Устава;

4) утверждение бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении;

5) рассмотрение планов и программ развития муниципального образования в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами развития административных округов и муниципальных образований, утверждение отчетов об их исполнении;

6) установление порядка, управления и распоряжения собственностью муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

7) утверждение регламента районного Собрания;

8) избрание из своего состава главы районной Управы и заместителя председателя районного Собрания;

9) осуществление права законодательной инициативы в Московской городской Думе в порядке, установленном законом города Москвы;

10) осуществление контроля за деятельностью главы районной Управы и других должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным настоящим Законом и Уставом муниципального образования к ведению районного Собрания в порядке, установленном Уставом муниципального образования;

11) утверждение границ территориальной общины в порядке, установленном Законом города Москвы;

12) принятие решения о проведении местного референдума;

13) принятие по представлению главы районной Управы либо по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов районного Собрания решений об участии муниципального образования в ассоциациях и союзах муниципальных образований.

5. Полномочия районного Собрания определяются Уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом и иными законами города Москвы.


Статья 12. Статус депутата районного Собрания

1. Депутатам районного Собрания гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защите прав, чести и достоинства.

2. В своей деятельности депутат районного Собрания руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством города Москвы, Уставом муниципального образования.

3. Установленный Уставом муниципального образования в соответствии с законом города Москвы срок полномочий депутата районного Собрания не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

4. Полномочия депутата районного Собрания начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы районного Собрания нового состава.

5. Депутаты районного Собрания осуществляют свои полномочия без отрыва от основной деятельности.

6. Депутаты районного Собрания на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора города Москвы.

7. Статус депутата районного Собрания и ограничения, связанные с его статусом устанавливаются законами города Москвы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

8. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность отзыва жителями депутата районного Собрания в порядке, установленном законом города Москвы.


Статья 13. Порядок проведения заседаний районного Собрания

1. Районное Собрание осуществляет свои полномочия исключительно в коллегиальном порядке.

2. Районное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 от установленного Уставом муниципального образования численного состава районного Собрания.

3. Районное Собрание нового созыва собирается не позднее чем через две недели после официального опубликования результатов очередных выборов депутатов районного Собрания нового созыва.

4. Первое заседание районного Собрания открывает и ведет старейший по возрасту депутат районного Собрания.

5. Со дня начала работы районного Собрания нового созыва (его первого заседания) прекращаются полномочия районного Собрания предыдущего созыва.

6. На заседании председательствует глава районной Управы. В случае, если глава районной Управы отсутствует или рассматривается его отчет либо вопрос о выражении ему недоверия, председательствует заместитель председателя районного Собрания либо другой депутат, которому поручено председательствовать на заседании главой Управы, заместителем председателя районного Собрания либо решением районного Собрания.

7. Заседание районного Собрания правомочно, если на нем присутствуют более половины от установленного числа депутатов.

8. Решения районного Собрания принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим законом и Уставом муниципального образования.

9. Заседания районного Собрания являются открытыми. Районное Собрание может принять решение о проведении закрытого заседания или закрытом рассмотрении отдельных вопросов повестки дня.

10. На заседаниях районного Собрания вправе присутствовать депутаты Московской городской Думы, должностные лица органов государственной власти города Москвы, представители органов территориального общественного самоуправления, представители общественных объединений, жители муниципального образования, представители средств массовой информации. Депутаты Московской городской Думы и члены Правительства Москвы имеют право на внеочередное выступление.

11. Порядок проведения закрытого заседания или закрытого рассмотрения отдельных вопросов повестки дня, а также порядок деятельности, правила и процедуры работы районного Собрания устанавливаются регламентом районного Собрания.


Статья 14. Глава районной Управы

1. Выборным должностным лицом местного самоуправления является глава муниципального образования, возглавляющий районную Управу - глава районной Управы.

2. Глава районной Управы возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, организует работу районного Собрания и его депутатов, председательствует на заседаниях районного Собрания, вправе решать вопросы, относящиеся к его компетенции в соответствии с Уставом муниципального образования и настоящим Законом.

3. Глава районной Управы представляет муниципальное образование в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, представляет муниципальное образование во внешнеэкономических отношениях, подписывает от имени муниципального образования соглашения, осуществляет полномочия районной Управы как юридического лица.

4. Глава районной Управы и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования подотчетны жителям непосредственно и районному Собранию.


Статья 15. Избрание главы районной Управы

1. Глава районной Управы избирается тайным голосованием депутатами районного Собрания из своего состава на заседании районного Собрания.

2. Кандидатуру на должность главы районной Управы вправе предлагать депутаты районного Собрания и Мэр Москвы. Кандидатом на должность главы районной Управы может быть зарегистрирован депутат районного Собрания, поддержанный не менее, чем 1/4 от установленного числа депутатов районного Собрания. Регистрация кандидата на должность главы районной Управы осуществляется на основании личного заявления депутата о согласии выдвижения своей кандидатуры на должность главы районной Управы. Порядок регистрации кандидата на должность главы районной Управы и избрания главы районной Управы определяется районным Собранием самостоятельно.

3. Избранным на должность главы районной Управы считается кандидат, набравший более половины голосов от установленного числа депутатов районного Собрания.

4. В случае, если в течение четырех месяцев после выборов депутатов районного Собрания правомочное районное Собрание не избрано, либо выборы признаны несостоявшимися, недействительными, полномочия ранее избранного главы районной Управы прекращаются и Мэром Москвы назначается временно исполняющий обязанности главы районной Управы до вступления в должность вновь избранного главы районной Управы.

5. В случае, если районным Собранием в течение месяца со дня начала работы вновь избранного районного Собрания или со дня досрочного прекращения полномочий главы районной Управы не избран глава районной Управы, Мэр Москвы назначает временно исполняющего обязанности главы районной Управы на период до избрания главы районной Управы районным Собранием.

6. Временно исполняющий обязанности главы районной Управы пользуется всеми правами главы районной Управы, за исключением права председательствовать на заседании районного Собрания.

7. В период отсутствия главы районной Управы, исполняющего обязанности главы районной Управы и в случае досрочного прекращения его полномочий обязанности главы районной Управы, за исключением права председательствовать на заседаниях районного Собрания, исполняет один из заместителей главы районной Управы.


Статья 16. Срок полномочий главы районной Управы

1. Срок полномочий главы районной Управы определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законом города Москвы.

2. Полномочия главы районной Управы начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы районной Управы или временно исполняющего обязанности главы районной Управы в соответствии с частями 4 и 5 статьи 16 настоящего Закона или в день освобождения от должности при отстранении или отрешении от должности или со дня его освобождения от должности в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Полномочия главы районной Управы прекращаются досрочно в случаях:

1) его смерти;

2) его отставки;

3) утраты им гражданства Российской Федерации;

4) отрешения его от должности в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником


6) выражения ему недоверия районным Собранием;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

9) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

10) его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, документально удостоверенной учреждением медико-социальной экспертизы.


Статья 17. Выражение недоверия главе районной Управы

1. Районное Собрание вправе принять решение о выражении недоверия главе районной Управы.

2. Правом внесения вопроса о выражении недоверия главе районной Управы районным Собранием обладают депутаты районного Собрания и Мэр Москвы.

3. Основанием для выражения недоверия главе районной Управы являются:

- неисполнение главой районной Управы федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов города Москвы, обязанностей, установленных указанными актами;

- действия либо бездействие главы районной Управы, приведшие к существенным отрицательным последствиям в экономической, социальной, экологической, культурной и других областях деятельности.

4. Внесение, рассмотрение и принятие решения районного Собрания по вопросу о выражении недоверия главе районной Управы осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом.

5. При рассмотрении на заседании районного Собрания вопроса о выражении недоверия главе районной Управы председательствует и подписывает решение районного Собрания заместитель председателя районного Собрания.

6. Глава районной Управы, вопрос о выражении недоверия которому рассматривается районным Собранием, присутствует на заседании и в порядке, установленном регламентом районного Собрания, дает устные объяснения, при необходимости представляет требующиеся документы и материалы по существу вопроса. По решению районного Собрания вопрос может быть рассмотрен в отсутствие главы районной Управы в связи с очевидностью обстоятельств, связанных с освобождением его от должности, а также в случае неявки главы районной Управы на данное заседание без уважительных причин.

7. Решение о выражении недоверия главе районной Управы принимается районным Собранием тайным голосованием 2/3 голосов от установленного числа депутатов районного Собрания. В случае, если решение о выражении недоверия главе районной Управы районным Собранием не принято, повторное внесение вопроса о выражении недоверия главе районной Управы по тем же основаниям возможно не ранее чем через три месяца со дня голосования по данному вопросу.

8. Принятое районным Собранием решение о выражении недоверия главе районной Управы незамедлительно направляется Мэру Москвы.


Статья 18. Районная Управа

1. Районная Управа осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность по вопросам, отнесенным к ведению муниципального образования настоящим Законом, и в порядке, установленном законами города Москвы и Уставом муниципального образования.

2. Районная Управа подотчетна в своей деятельности районному Собранию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

3. Порядок формирования, структура и организация деятельности районной Управы устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

4. К полномочиям районной Управы относятся:

1) разработка проектов планов и программ развития муниципального образования в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами развития территориальных единиц города Москвы, иной градостроительной документацией города Москвы, утвержденной в установленном порядке, внесение планов и программ развития муниципального образования на рассмотрение районного Собрания, организация реализации указанных планов и программ;

2) формирование, внесение на рассмотрение районного Собрания проекта бюджета муниципального образования, исполнение бюджета муниципального образования, подготовка и представление районному Собранию отчета о его исполнении в порядке, установленном законом города Москвы;

3) управление и распоряжение собственностью муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, правовыми актами органов местного самоуправления;

4) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий, учреждений и организаций, назначение и увольнение их руководителей.

5) координация участия предприятий, учреждений и организаций в решении вопросов развития муниципального образования, заключение соответствующих договоров;

6) внесение в органы исполнительной власти города предложений по строительству на территории муниципального образования социально значимых объектов согласно градостроительным нормативам и правилам города Москвы на основе утвержденных в установленном порядке Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий территориальных единиц города Москвы и иной градостроительной документации;

7) принятие решений о предоставлении жилых помещений в жилищном фонде, находящемся в собственности муниципального образования в соответствии с правовыми актами города Москвы;

8) содержание и использование жилищного фонда и нежилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования в соответствии с правовыми актами города Москвы;

9) согласование размещения и установки наружной рекламы в соответствии с законами города Москвы;

10) внесение в органы исполнительной власти города предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, организации остановок городского пассажирского транспорта;

11) обустройство внутридворовых, придомовых территорий под размещение личного автотранспорта;

12) организация работы по сбору и эвакуации брошенного, разукомплектованного и бесхозного автомобильного транспорта в соответствии с законами города Москвы;

13) организация снабжения топливом жителей и муниципальных учреждений населенных пунктов с децентрализованной системой отопления;

14) организация работ по обустройству площадок для выгула собак;

15) содействие организации регистрации животных в соответствии с законами города Москвы;

16) организация мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, согласование изменения специализации и профиля предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в соответствии с законами города Москвы;

17) организация содержания и эксплуатации объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, находящихся в собственности муниципального образования и закрепленных за ними земельных участков в соответствии с правовыми актами города Москвы;

18) осуществление мероприятий по сохранению памятников истории и культуры местного значения в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, развитию традиций и обрядов;

19) организация работы с детьми и подростками по месту жительства, работы с семьей по вопросам охраны материнства и детства;

20) принятие решений по вопросам снижения брачного возраста, выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством;

21) организация и осуществление опеки и попечительства;

22) принятие решений по охране имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством;

23) осуществление мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

24) организация работы клубов и центров, ведущих социально-педагогическую, профилактическую и досуговую работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства; организация физкультурно-оздоровительной работы среди жителей;

25) организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий, согласование места, времени и порядка проведения зрелищных, общественно-политических мероприятий в порядке, установленном законами города Москвы;

26) во взаимодействии с государственными органами осуществление контроля по вопросам использования земель, благоустройства, санитарного состояния, противопожарной безопасности, гражданской обороны, обороны, защиты жителей и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в порядке, установленном федеральным законодательством, правовыми актами города Москвы;

27) информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления, содействие средствам массовой информации, оказание помощи в материально-техническом обеспечении их деятельности;

28) участие в организационном, информационном и материально-техническом обеспечении выборов в федеральные и городские органы государственной власти и местного самоуправления, общероссийских, городских и местных референдумов в соответствии с законодательством; проведение работы по повышению правовой культуры избирателей;

29) содействие созданию и деятельности территориальных общин и их органов, взаимодействие с ними и осуществление контроля за деятельностью комитетов (советов) в части переданных общине полномочий, осуществление иных полномочий, связанных с деятельностью территориальных общин в соответствии с законом города Москвы;

30) образование и организация деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы, Уставом муниципального образования комиссий Управы;

31) осуществление в соответствии с законодательством контроля за состоянием учета и отчетности на муниципальных предприятиях, в учреждениях и организациях, содействие органам государственной статистики;

32) содействие органам охраны общественного порядка, в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы;


Статья 19. Правовые акты органов местного самоуправления

1. Районное Собрание по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с законодательством города Москвы и Уставом муниципального образования принимает решения.

2. Глава районной Управы по вопросам, отнесенным к его компетенции, в соответствии с законодательством города Москвы и Уставом муниципального образования издает распоряжения. По вопросам организационно-распорядительного характера глава районной Управы издает приказы.

3. Правовые акты органов местного самоуправления не могут противоречить федеральному законодательству, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы, Уставу муниципального образования.

4. Вопросы несоответствия правовых актов органов местного самоуправления Уставу города Москвы рассматриваются Уставным судом города Москвы в порядке, установленном законом города Москвы.

5. Правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.