Постановление Правительства Москвы от 18 июня 2002 г. N 460-ПП "О повышении эффективности системы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства Москвы от 18 июня 2002 г. N 460-ПП
"О повышении эффективности системы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов"

С изменениями и дополнениями от:

3 июля 2015 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства Москвы от 7 марта 2017 г. N 93-ПП настоящее постановление признано утратившим силу

С 1992 года в городе реализуется принятая Правительством Москвы Концепция санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов до 2010 года. Выполняется программа развития технической базы переработки и обезвреживания твердых бытовых отходов. За этот период решены вопросы обеспечения городского хозяйства контейнерами для сбора ТБО, обновлен городской парк мусоровозов, введены в эксплуатацию четыре мусороперегрузочные станции, первая очередь мусоросжигательного завода N 2, две мусоросортировочные станции. В стадии строительства вторая очередь мусоросжигательного завода N 2, мусоросжигательный завод N 4, мусороперегрузочные станции в Южном и Юго-Восточном административных округах. Начаты работы по реконструкции полигонов "Икша", "Хметьево" и мусоросжигательного завода N 3. Дал положительные результаты эксперимент по внедрению селективного (раздельного) сбора твердых бытовых отходов в домовладениях Юго-Западного административного округа. Принятые меры позволяют обеспечить прием и переработку на городских объектах значительной части (38%) твердых бытовых отходов, образующихся в жилом секторе города.

Однако изменившиеся общественно-экономические условия требуют не только корректировки стратегии в области санитарной очистки города от твердых бытовых отходов, но и разработки единой концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы.

В целях определения единой городской политики в развитии отрасли санитарной очистки города Москвы и в соответствии с рекомендациями экспертов Экономической комиссии Евросоюза (проект ТАСИС ERUS 9803 "Поддержка Правительства Москвы в области теплоснабжения и управления твердыми бытовыми отходами") Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить представленные Комплексом городского хозяйства Правительства Москвы Основные направления развития системы санитарной очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы (далее - Основные направления), согласно приложению.

2. Руководителям департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, префектам административных округов при решении задач в области обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) руководствоваться Основными направлениями.

3. Руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы обеспечить координацию мероприятий по реализации Основных направлений.

4. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы совместно с Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города в течение текущего года откорректировать программу строительства объектов санитарной очистки города Москвы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 20.04.99 N 353 "О ходе строительства объектов санитарной очистки города", с учетом Основных направлений и внести на рассмотрение Правительства Москвы в III квартале 2002 года.

5. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы предусматривать в годовых инвестиционных программах Правительства Москвы по заявкам городских инвесторов строительство объектов промышленной переработки и захоронения твердых бытовых отходов в соответствии с Основными направлениями и в пределах лимитов капитальных вложений, выделенных инвесторам.

6. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы во втором полугодии 2002 года образовать в составе Управления Центр по координации потоков твердых бытовых отходов г.Москвы с возложением на него следующих функций:

- разработка оптимальных схем потоков муниципальных ТБО на объекты промышленной переработки и полигоны Московской области в соответствии с выделяемыми лимитами на размещение, утвержденными уполномоченными областными организациями;

- координация деятельности организаций города Москвы, занятых в сфере обращения ТБО, с уполномоченными организациями и органами Правительства Московской области;

- разработка предложений по формированию тарифной политики и нормативной базы обращения с ТБО;

- осуществление единой технической политики в области санитарной очистки города от ТБО;

- создание общегородской автоматизированной системы контроля и управления потоками отходов;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, направленных на реализацию проектов строительства и реконструкции объектов санитарной очистки города.

7. Государственному унитарному предприятию города Москвы "Экотехпром" совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы при содействии Объединения административно-технических инспекций Правительства Москвы осуществить в 2003 году паспортизацию образователей бытовых отходов с целью формирования общегородского банка данных по источникам загрязнений и контролю за перемещением отходов.

8. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 8

9. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 9

10. Государственному унитарному предприятию города Москвы "Экотехпром":

10.1. В двухмесячный срок заказать в Москомархитектуре разработку в установленном порядке исходно-разрешительной документации на размещение быстровозводимых мусороперегрузочных станций локального значения на земельных участках, предложенных префектурами административных округов (п.8).

10.2. По окончании разработки исходно-разрешительной документации (п.10.1) оформлять в Москомземе в установленном порядке земельно-правовые отношения.

11. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заявкам Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы включать в ежегодные планы финансирования работ по Программе НИОКР на 2002-2004 гг. работы по научно-техническому сопровождению мероприятий по созданию общегородской автоматизированной системы управления потоками отходов и внедрению системы селективного сбора ТБО в пределах лимитов финансирования по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство".

12. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы с привлечением специализированных научно-исследовательских организаций и ведущих производственных предприятий разработать и представить в Правительство Москвы во втором полугодии 2003 года единую концепцию обращения с отходами производства и потребления города Москвы (включая брошенный и разукомплектованный автотранспорт, отработанные аккумуляторные батареи, отходы полимерных материалов и др.).

13. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы в III квартале 2002 года представить руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы предложения о создании совместно с Администрацией Московской области регионального Консультативного совета по управлению отходами производства и потребления.

ГАРАНТ:

О создании регионального Консультативного совета по координации работ в области обращения с отходами производства и потребления на территории г.Москвы и Московской области см. распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 7 октября 2002 г. N 569-РЗМ

См. Концепцию обращения с отходами производства и потребления города Москвы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 23 марта 2004 г. N 164-ПП


14. В связи с выходом настоящего постановления считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 05.05.92 N 239 "Об утверждении Концепции откорректированной схемы санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов".

15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.

О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2002 года.


Мэр Москвы

Ю.М. Лужков


Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 18 июня 2002 г. N 460-ПП


Основные направления
развития системы санитарной очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы


NN
п/п

Направление развития

Мероприятия

Эффект от реализации

экономический

экологический

1

2

3

4

5

1. Сбор твердых бытовых отходов (ТБО)

1.1.

Модернизация контейнерного парка

Внедрение евроконтейнеров* с целью снижения влажности ТБО, направляемых на сортировку, брикетирование и сжигание. В 2002-2010 годах - 20000 контейнеров (охват 50% домовладений).

Повышение производительности и снижение удельных затрат на ~ 10% при сортировке, брикетировании и сжигании ТБО за счет снижения их влажности в период дождей и снегопадов. Экономический эффект ~ 1 млн. руб./год.

Оптимизация процесса сжигания ТБО на мусоросжигательных заводах. Предотвращение сброса загрязненного фильтрата в окружающую среду на ~ 310 т в год (в т.ч. 150 т в год на проезжую часть улиц).

1.2.

Внедрение селективного сбора ценных компонентов ТБО

Внедрение системы селективного сбора ТБО с целью:

- отбора и использования в качестве вторичного сырья ценных компонентов;

- снижения объемов отходов, направляемых на захоронение к 2010 году:

- ~ на 5% от объема ТБО жилого фонда (110-130 тыс. тонн в год) за счет системы селективного сбора (охват 30% домовладений)

- ~ на 10% от общего объема ТБО г.Москвы (450-500 тыс. тонн в год, в т.ч. 110-130 тыс. тонн в год от жилого фонда) - за счет сети пунктов приема вторсырья от физических и юридических лиц.

Уменьшение объемов захоронения ТБО на полигонах на 220 тыс.т/год (от жилого сектора)

Снижение затрат на транспортировку и захоронение ТБО на ~ 66 млн.руб./год.

Получение дополнительных доходов от реализации вторсырья ~ 33 млн.руб./год.

Экономия инвестиционных средств на развитие полигонных мощностей (~ 3 га в год) ~ 33 млн.руб./год (в т.ч. выкуп земли ~ 3 млн.руб./год). Сокращение количества собирающих мусоровозов на ~ 10 единиц

Снижение валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от полигонов захоронения ТБО и автотранспорта:

- от полигонов ~ 198 тонн в год;

- от автотранспорта ~ 105 тонн в год.

2. Транспортировка твердых бытовых отходов

2.1.

Внедрение перспективных моделей собирающих мусоровозов с учетом сокращения плеча вывоза ТБО до объектов обезвреживания

Внедрение среднетоннажных мусоровозов с целью повышения эффективности транспортировки ТБО на городские объекты. Внедрение к 2010 г. среднетоннажных мусоровозов в количестве 240 единиц (замена 300 малотоннажных)

Сокращение транспортных затрат на ~ 1,8 млн.руб./год. Сокращение количества малотоннажных мусоровозов на ~ 60 единиц.

Снижение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~ 30т в год.

2.2.

Расширение системы двухстадийного вывоза ТБО

Строительство к 2006 году 5 быстровозводимых мусороперегрузочных станций локального значения (размещение на площади 0,5-0,8 га) суммарной производительностью 600 тыс. тонн ТБО в год (на территории ЗАО, СЗАО) и МПС эстакадного типа на Остаповском проезде (100 тыс. тонн в год) с целью уменьшения потребности в собирающем мусоровозном транспорте и снижения транспортных затрат за счет сокращения среднего плеча вывоза с 50 до 8 км.

Внедрение перспективных моделей большегрузных мусоровозов (грузоподъемность 25-30 т, объем кузова - 80 куб.м) для вывоза ТБО от МПС до полигонов захоронения с целью повышения эффективности транспортировки ТБО (49 единиц к 2006 году).

Сокращение транспортных затрат на ~ 40 млн.руб./год. Сокращение количества собирающих мусоровозов на ~ 70 единиц.

Снижение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~ 68 тонн в год.

3. Промышленная переработка твердых бытовых отходов

3.1.

Внедрение производственных комплексов по сепарации ТБО

Внедрение на мусороперерабатывающих предприятиях технологии механизированной сепарации ТБО с выделением ценных компонентов:

- на ОЭЗ САО - в рамках реконструкции;

- на МПК "Котляково" ЮАО - 2-я очередь строительства

Суммарная производительность - 540 тыс.тонн ТБО в год. Выделение 70 тыс. тонн в год вторичного сырья.

Повышение эффективности переработки и уменьшение объемов захоронения ТБО на полигонах на 70 тыс.тонн в год.

Снижение затрат на транспортировку и захоронение ТБО на ~ 38 млн.руб./год.

Получение дополнительных доходов от реализации вторсырья ~ 21 млн.руб./год.

Экономия инвестиционных средств на развитие полигонных мощностей (~ 1 га в год) ~ 11 млн.руб./год (в т.ч. выкуп земли ~ 1 млн.руб./год).

Сокращение количества собирающих мусоровозов на ~ 65 единиц

Снижение валовых выбросов вредных веществ:

- от автотранспорта на ~ 65 тонн/год;

- от полигонов ~ 63 т в год парниковые газы).

3.2.

Развитие технической базы и повышение эффективности работы заводов по термической переработке ТБО

Завершение строительства МСЗ N 2 и МСЗ N 4, реконструкция МСЗ N 3 с суммарной производительностью 680 тыс.тонн ТБО в год (в том числе участков предварительной сепарации ТБО перед сжиганием суммарной производительностью 550 тыс. тонн ТБО в год) к 2006 году. Выделение 30 тыс. тонн в год вторичного сырья.

Повышение коэффициента использования установленных мощностей мусоросжигательных заводов с 0,6 до 0,7-0,75 в 2006-2010 гг. (повышение суммарной производительности на 150 тыс.т/год равносильно строительству нового завода).

Использование энергетического потенциала ТБО для выработки тепла и электроэнергии (260 тыс. Гкал/год и 105 млн. кВтч/год).

Внедрение технологии переработки золошлаковых отходов мусоросжигательных заводов в материалы и изделия для дорожного строительства.

Уменьшение объемов захоронения ТБО на полигонах на 770 тыс.т/год.

Снижение затрат на транспортировку и захоронение ТБО на ~ 139 млн.руб./год.

Получение дополнительных доходов от реализации вторсырья ~ 9 млн.руб./год.

Экономия инвестиционных средств на развитие полигонных мощностей ( ~ 10,5 га в год) ~ 115 млн.руб./год в т. ч. выкуп земли ~ 10 млн. руб. / год.

Сокращение количества собирающих мусоровозов на ~ 70 единиц.

Дополнительный доход от реализации избыточной тепло- и электроэнергии ~ 26 млн.руб. в год.

Исключение затрат на вывоз и захоронение золы и шлака за счет их переработки ~ 40 млн. руб./год (учтено ранее).

Дополнительный доход от реализации строительных материалов и изделий ~ 1 млн.руб./ год.

Снижение валовых выбросов вредных веществ:

- от автотранспорта ~ на 236 тонн/год;

- от полигонов ~ 693 тонны в год (парниковые газы).

Сокращение валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от сжигания природного топлива на ТЭС, соответствущих выработке 260 тыс.Гкал/год теплоэнергии и 105 млн. кВтч/год электроэнергии:

- угольных на ~ 2812 т/ год;

- мазутных на ~ 1278 т/ год;

- газовых на ~ 240 т/год.

Снижение вредного воздействия золошлаковых отходов на окружающую среду.

Сокращение выбросов от автотранспорта (учтено ранее).

3.3.

Создание производств по промышленной переработке крупногабаритного мусора (КГМ)

Создание и развитие производственных участков по приему и сортировке КГМ. К 2010 году прием и переработка 50% ежегодного объема образования КГМ в г.Москве (7-10 участков площадью 0,5-0,6 га каждый).

Снижение затрат на транспортировку и захоронение КГМ на ~ 104 млн.руб./год.

Сокращение инвестиционных затрат на строительство полигонов на ~ 6,6 млн.руб./год (в т.ч. выкуп земли ~ 0,6 млн. руб./год.)

Дополнительный доход от реализации вторсырья ~ 10 млн. руб./год.

Сокращение собирающих мусоровозов на ~ 72 единицы.

Снижение валовых выбросов вредных веществ:

- от автотранспорта на ~ 168 тонн/год;

- от полигонов на ~ 18 тонн в год (парниковые газы).

4. Захоронение твердых бытовых отходов

4.1.

Создание новых полигонов для захоронения ТБО г. Москвы в Южном и Западном секторах Московской области.

Отвод земельных участков и строительство двух полигонов для захоронения ТБО г.Москвы с суммарной производительностью 1 млн.т в год и ресурсом на 8-10 лет с целью сокращения плеча вывоза с 80-100 км до 40-50 км.

Сокращение транспортных затрат на вывоз ТБО от городских объектов санитарной очистки суммарной производительностью 960 тыс.т/год, расположенных в Южном и Западном секторах г.Москвы ~ 77 млн.руб./год.

Сокращение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~ 131 т/год.

4.2.

Переработка влажной органической фракции ТБО в технический грунт.

Производство технического грунта методом полевого компостирования влажной органической фракции ТБО на полигонах (замещение природного грунта для послойной пересыпки ТБО и рекультивации).

Уменьшение объемов захоронения ТБО на ~ 300 тыс.т в год.

Сокращение инвестиционных затрат на развитие полигонных мощностей (~ 4 га/год) на ~ 44 млн.руб./год (в т.ч. выкуп земли ~ 4 млн.руб./год).

Дополнительный доход от замещения природного грунта для послойной пересыпки ТБО и рекультивации 8 млн.руб./год.

Сокращение валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от полигонов на ~ 270 т/год.

4.3.

Создание на полигонах для захоронения ТБО систем сбора и утилизации биогаза.

Создание систем сбора и использование биогаза для выработки тепло- и электроэнергии на полигонах.

Доход от экономии тепло- и электроэнергии на собственные нужды - компенсация эксплуатационных затрат на сбор и утилизацию биогаза.

Снижение парникового эффекта в ~ 7,5 раз.

5. Система управления санитарной очисткой города

5.1.

Совершенствование управления потоками ТБО г.Москвы

Создание центра по координации потоков ТБО г.Москвы

Снижение затрат на санитарную очистку г.Москвы за счет оптимизации схем сбора, транспортировки и обезвреживания оперативного контроля, учета

Сокращение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта на ~ 25 т/год.

5.2.

Автоматизация управления санитарной очисткой г.Москвы

Создание городской автоматизированной системы контроля и управления потоками ТБО.

и управления потоками ТБО на ~ 10-15 млн.руб./год.



* - Евроконтейнер - оцинкованный контейнер для сбора ТБО, изготовленный из штампованной листовой стали с подпруженной плотно закрывающейся и легко открывающейся крышкой. Срок службы - до 15 лет.



Постановление Правительства Москвы от 18 июня 2002 г. N 460-ПП "О повышении эффективности системы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов"


Текст постановления опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", июль 2002 г., N 27


Постановлением Правительства Москвы от 7 марта 2017 г. N 93-ПП настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Москвы от 3 июля 2015 г. N 406-ПП


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.