Требования к обеспечению радиационной безопасности

Глава IV. Требования к обеспечению радиационной безопасности


Статья 12. Оценка состояния радиационной безопасности

1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в данной области, анализе эффективности указанных мероприятий органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.

2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

- характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

- характеристика среды проживания человека;

- характеристика производственной среды;

- характеристика пищевых продуктов и пищевого сырья;

- характеристика строительных материалов, производственного сырья и отходов;

- анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов в области радиационной безопасности:

- вероятность радиационных аварий и их масштаб;

- степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

- эффективность ликвидации локальных очагов радиоактивного загрязнения территории;

- анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

- число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций и территории города Москвы.

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения радиационно-гигиенического паспорта города Москвы определяется Правительством Москвы.


Статья 13. Радиоэкологический мониторинг окружающей природной среды

Правительство города Москвы:

- устанавливает в пределах своей компетенции порядок ведения радиоэкологического мониторинга на территории города Москвы;

- организовывает разработку и обеспечивает выполнение целевых программ по радиоэкологическому мониторингу, определяет источники их финансирования;

- координирует деятельность органов государственного управления, местного самоуправления, уполномоченных организаций по ведению радиоэкологического мониторинга на территории города;

- обеспечивает взаимосвязь единой городской системы экологического мониторинга с системой радиоэкологического мониторинга, действующей на территории города Москвы;

- определяет порядок использования информационных ресурсов радиоэкологического состояния города Москвы.


Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения

При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:

- соблюдать требования настоящего Закона и иных нормативных правовых актов города Москвы и федерального законодательства в области обеспечения радиационной безопасности;

- планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

- проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;

- осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения (при их наличии), а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ, временным хранением и удалением радиоактивных отходов согласно установленным нормам и правилам;

- проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала) и населения в зонах наблюдения (при их наличии);

- проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

- организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);

- регулярного информировать работников (персонал) и население (в зонах наблюдения, при их наличии) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

- своевременно информировать органы исполнительной власти города Москвы, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование, надзор и контроль в области радиационной безопасности при аварийных ситуациях, локальных радиоактивных загрязнениях территорий, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности населению города;

- выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;

- обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.


Статья 15. Требования к обеспечению радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов

1. Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.

2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться:

- выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня гамма-излучения и выделения радона из почвы, определенных действующими нормами и правилами;

- проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;

- проведение производственного контроля сырья, строительных материалов, изделий, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;

- эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.

3. При невозможности выполнения нормативов путем мероприятий по снижению уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.

4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям, установленным нормативами, или не имеющие документов, подтверждающих это соответствие.


Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности производства и потребления пищевых продуктов и питьевой воды

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации, материалы и изделия должны отвечать требованиям, установленным нормами, правилами, стандартами и подлежат производственному контролю, государственному надзору и контролю.

Оценка содержания радионуклидов в пищевых продуктах, изделиях, материалах и воде осуществляется по нормам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.


Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур

1. В лечебно-профилактических учреждениях города Москвы могут применяться лучевые методы профилактики, диагностики и терапии, аппараты и установки, средства защиты, разрешенные к применению федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

2. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).

Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать установленным нормам, правилам и нормативам.

3. По требованию гражданина (пациента) лечебно-профилактическое учреждение обязано предоставлять ему полную информацию об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

4. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.


Статья 18. Удаление радиоактивных отходов из организаций

Образующиеся в организациях радиоактивные отходы должны удаляться в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы в области обеспечения радиационной безопасности населения.

Обеспечение радиационной безопасности при удалении отходов возлагается на администрацию организации, удаляющей отходы, и на администрацию организации, принимающей эти отходы для последующего их обезвреживания.


Статья 19. Контроль и учет индивидуальных доз облучения

1. На территории города Москвы осуществляется контроль и учет доз облучения граждан:

- персонала - при работе с источниками ионизирующего излучения;

- персонала и населения - при ликвидации радиационных аварий;

- пациентов - при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур;

- населения - при воздействии природных источников излучения и техногенно измененного естественного фона в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

2. Ведение контроля и учета индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляется в порядке, определенном Правительством города Москвы.


Статья 20. Государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для определения наличного количества этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Порядок организации системы государственного учета и контроля определяется Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.