Распоряжение Правительства Москвы от 2 октября 2002 г. N 1468-РП "Об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Распоряжение Правительства Москвы от 2 октября 2002 г. N 1468-РП
"Об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 февраля 2005 г.


В связи с обнаружившейся неопределенностью о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 3 раздела I приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Указа Президента Российской Федерации от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в части утверждения и отнесения к перечню объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения памятников истории и культуры без учета мнения субъектов Российской Федерации:

1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 3 раздела I приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Указа Президента Российской Федерации от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" в части утверждения и отнесения к Перечню объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения памятников истории и культуры без учета мнения субъектов Российской Федерации (приложение).

2. Поручить первому заместителю Мэра в Правительстве Москвы Толкачеву О.М. в течение одного месяца внести предложение о представителе Правительства Москвы при рассмотрении запроса в Конституционном Суде Российской Федерации, подготовить необходимые материалы, направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы Толкачева О.М.


Мэр Москвы

Ю.М.Лужков


Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства Москвы от 25 февраля 2005 г. N 253-РП настоящее приложение изложено в новой редакции

См. текст приложения в предыдущей редакции


Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 2 октября 2002 г. N 1468-РП


Запрос
о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 3 раздела I приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения"

С изменениями и дополнениями от:

25 февраля 2005 г.


Согласно пункту 3 раздела I приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1) находящиеся в государственной собственности объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, отнесены исключительно к объектам федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.

Пунктами 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (далее - Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176) утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" (приложение N I) с дополнениями согласно постановлениям Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 и от 07.09.1976 N 495, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 17.12.1976 N 2026-р и от 15.08.1980 N 1297-р, постановлениям Совета Министров РСФСР от 21.05.1982 N 303, от 26.09.1983 N 443 и от 11.07.1984 N 306, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 09.01.1990 N 27-р и от 25.01.1990 N 80-р, постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.1992 N 116, распоряжениям Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 05.07.1993 N 1190-р и от 23.07.1993 N 1301-р (СП РСФСР, 1976, N 17, ст. 134; 1982, N 13, ст. 84; 1984, N 13, ст. 108; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 28, ст. 2662; N 30, ст. 2827).

Основанием для настоящего запроса является обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия пункта 3 раздела I Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176:

1) части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, согласно которой "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности";

2) части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации, согласно которой "разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий";

3) части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации";

4) части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой "право частной собственности охраняется законом";

5) части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина";

6) подпунктам "г" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой "разграничение государственной собственности и охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации";

7) части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которой "по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации";

8) части 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации, согласно которой "указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации";

9) подпункту "в" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, согласно которой "к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии";

10) части 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, согласно которой "законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации".

1. О неопределенности соответствия Конституции Российской Федерации пункта 3 раздела I Приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176

1.1. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 было принято как подзаконный нормативный правовой акт во исполнение требований законов РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" и от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".

Правовой анализ норм Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 в отрыве от соответствующих положений Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" (далее - Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1) без учета установленных данным законом принципов разграничения государственного имущества и признаков, положенных в основу классификации объектов собственности, а также видов имущества, которые непосредственно находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности в силу данного закона, представляется недопустимым.

При осуществлении указанного анализа необходимо также принимать во внимание действовавшее законодательство СССР и РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры, нормативные акты о национальном культурном и природном наследии народов РСФСР 1990-1992 годов, а также вступившие в силу в 1992 году Основы законодательства Российской Федерации о культуре.

1.2. Законом РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" все культурные ценности были объявлены "национальным богатством народов РСФСР", а "расположенные на территории РСФСР объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, их основные производственные и непроизводственные фонды или иные общесоюзные фонды, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов" было отнесено к собственности РСФСР.

Таким образом, данным нормативным актом все находящиеся в государственной собственности недвижимые памятники истории и культуры были объявлены собственностью РСФСР.

1.3. Законом РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 были установлены принципы отнесения государственной собственности в РСФСР к федеральной собственности, к государственной собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей, и к муниципальной собственности, а также определен основной имущественный состав каждой из указанных форм собственности.

Пунктом 1 статьи 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 императивно определено, что в государственной собственности РСФСР находятся "культурные и исторические ценности общегосударственного значения". Пунктом 2 данной статьи императивно определено, что в государственной собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей (далее - субъекты Федерации) находятся "культурные, исторические ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию".

Содержание понятий "культурные и исторические ценности общегосударственного значения" и "культурные, исторические ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию", а также конкретный состав (перечень) имущества, относящегося к указанным объектам, данным законом или иными нормативными правовыми актами установлены не были.

В целях устранения неопределенности содержания понятий "культурные ценности общегосударственного значения" и "культурные ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию", упомянутых в статье 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1, а также определения имущественного состава данных ценностей, подлежащих отнесению к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации, должны быть приняты во внимание положения действовавших в то время нормативных актов, регулировавших вопросы культурных ценностей.

Необходимо отметить, что в Законе СССР от 29.10.1976 N 4692-IX "Об охране и использовании памятников истории и культуры", постановлении Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" и Законе РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - законодательство СССР и РСФСР об охране и использовании памятников) было установлено, что к объектам, представляющим историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, относятся недвижимые памятники истории и культуры (истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства), документальные памятники, а также могут относиться и другие объекты, обладающие указанной ценностью.

Таким образом, понятие "культурные ценности" распространяется на неопределенный весьма широкий круг объектов имущественных прав, который включает в себя как недвижимое имущество (здания, сооружения, помещения, земельные участки, многолетние насаждения, водные объекты, произведения монументального и садово-паркового искусства, иные объекты недвижимости), так и движимые предметы материального и духовного творчества.

В соответствии с законодательством СССР и РСФСР об охране и использовании памятников только недвижимые памятники истории и культуры подразделялись на категории.

Так например, согласно статье 17 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (далее - Закон РСФСР от 15.12.1978) недвижимые памятники исключительно в целях организации их учета и охраны подразделялись на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения. Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников общесоюзного, республиканского или местного значения осуществлялось уполномоченными органами власти СССР, РСФСР и местными органами.

В соответствии с пунктом 14 постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 "недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на памятники общесоюзного, республиканского и местного значения в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью. Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к одной из указанных категорий производится при принятии памятников на государственный учет".

Согласно статьям 7, 8 и 10 Закона РСФСР от 15.12.1978 государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры, обеспечение охраны и использования памятников истории и культуры, государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры осуществлялись Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов в отношении всех памятников истории и культуры, находящихся на подведомственной им территории, вне зависимости от категории историко-культурного значения данных памятников.

Законодательством СССР и РСФСР об охране и использовании памятников не были установлены какие-либо различия в порядке владения, пользования и распоряжения недвижимыми памятниками истории и культуры в зависимости от их категории историко-культурного значения.

Недвижимые памятники истории и культуры могли находиться в собственности государства, а также колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, общественных организаций и в личной собственности граждан (статья 4 Закона РСФСР от 15.12.1978).

Так например, пунктом 58 постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 был установлен единый порядок владения, пользования и распоряжения недвижимыми памятниками истории и культуры, находящимися в государственной собственности, который не зависел от их категории историко-культурного значения. Согласно этому порядку "недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в собственности государства и могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением использования в качестве жилых помещений), передаются в установленном порядке на баланс местных государственных органов охраны памятников для предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам".

Таким образом, в законодательстве СССР и РСФСР об охране и использовании памятников категория историко-культурного значения недвижимого памятника истории и культуры (общесоюзная, республиканская, местная) не являлась основанием для его отнесения к какой-либо одной форме собственности.

Исходя из общей теории права и соответствующих международных норм при регулировании вопросов собственности "общегосударственное значение" объекта обязательно предполагает финансирование содержания такого объекта из общегосударственного бюджета, установление уполномоченными органами общегосударственного уровня особого режима содержания и использования этого объекта в целях обеспечения общегосударственных интересов, проведение обязательных общегосударственных мероприятий в отношении данного объекта и иные формы особой общегосударственной поддержки.

В соответствии с пунктом 15 Декларации от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" законодательство РСФСР имело статус республиканского, поскольку предусматривалось заключение союзного договора на общегосударственном уровне (уровне Союза ССР).

Исходя из этого, культурными ценностями общегосударственного значения на момент вступления в силу Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 несомненно являлись все расположенные на территории РСФСР недвижимые памятники истории и культуры общесоюзного значения, поскольку они фактически находились исключительно в ведении органов государственной власти СССР и финансировались из общегосударственного (союзного) бюджета.

Кроме того, к находящимся в федеральной собственности культурным ценностям в соответствии с вышеизложенными признаками "общегосударственного значения" можно отнести также расположенные на территории РСФСР объекты, включенные в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, и особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, определенные впоследствии Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России" и Указом Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации". Финансирование содержания и обеспечения сохранности этих культурных ценностей относится к компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и осуществляется преимущественно из федерального бюджета, в этих объектах, как правило, расположены органы власти и управления Российской Федерации, организации науки, образования и культуры федерального подчинения, что несомненно определяет принадлежность указанных объектов к федеральной собственности.

Недвижимые памятники истории и культуры республиканского и местного значения (здания, сооружения, помещения), относящиеся на момент вступления в силу Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 к государственной собственности, фактически вне зависимости от их категории историко-культурного значения находились в ведении организаций различной ведомственной подчиненности (Союза СССР, РСФСР, республик в составе РСФСР, краев, областей, городов Москвы и Ленинграда, местной) и, исходя из установленных данным законом принципов разграничения государственного имущества и признаков, положенных в основу классификации объектов собственности, не являлись исключительно федеральной собственностью.

Данное утверждение вытекает из пункта 2 статьи 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1, в соответствии с которым к государственной собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей императивно отнесено имущество их органов власти и управления, без каких-либо исключений, связанных с отнесением указанного имущества к культурным ценностям. Аналогично, пунктом 1 статьи 23 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 определено, что в муниципальной собственности находится имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, без каких-либо исключений, связанных с отнесением указанного имущества к культурным ценностям.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, отождествлять культурные ценности общегосударственного значения с недвижимыми памятниками истории и культуры республиканской или местной категории историко-культурного значения неправомерно.

1.4. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 N 447-1 "О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР" (далее - постановление Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 N 447-1) было определено содержание понятия "культурное наследие народов РСФСР" и его имущественный состав - "уникальные историко-культурные и природные территории, памятники и объекты природы, истории, культуры, науки и техники".

Это означает, что постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 N 447-1 все расположенные на территории РСФСР недвижимые памятники истории и культуры были отнесены к культурным ценностям народов РСФСР вне зависимости от ранее установленной их категории историко-культурного значения.

Одновременно, данным постановлением "до принятия нового законодательства об охране и использовании комплекса историко-культурного и природного наследия" были запрещены, в том числе, "оценка балансовой стоимости недвижимых памятников, вновь выявленных уникальных объектов природы и культуры, а также исторической застройки городов и сел", а также "снятие с баланса государственных охранных организаций объектов культуры и природы".

Постановление Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 N 447-1 действовало вплоть до 29 июня 2002 года и было признано утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

1.5. Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 295 "О передаче в ведение органов государственного управления РСФСР учреждений и предприятий культуры, объектов и ценностей, составляющих культурное и природное наследие народов Российской Федерации" (далее - Указ Президента РСФСР от 18.12.1991 N 295) было установлено, что "все государственные учреждения и предприятия культуры, объекты и ценности, составляющие культурное и природное наследие народов Российской Федерации (по состоянию на 20 августа 1991 г.), находящиеся в ведении министерств и ведомств СССР, расположенные на территории РСФСР, передаются в ведение органов государственного управления РСФСР".

Таким образом, к моменту принятия постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 к ведению органов государственного управления РСФСР в составе объектов и ценностей культурного наследия народов Российской Федерации были отнесены все недвижимые памятники истории и культуры общесоюзного (то есть, общегосударственного) значения, а также иные недвижимые памятники истории и культуры, непосредственно используемые министерствами и ведомствами СССР и подведомственными им организациями.

1.6. Пунктом 3 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам, которые находятся исключительно в федеральной собственности, были отнесены находящиеся в государственной собственности объекты историко-культурного наследия общероссийского значения, не зависимо от их балансовой принадлежности и ведомственной подчиненности предприятий.

Содержание понятия "объекты историко-культурного наследия общероссийского значения" и конкретный состав (перечень) имущества, относящегося к указанным объектам, постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 либо каким-нибудь ранее принятым нормативным правовым актом установлены не были.

Пунктом 1 статьи 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 не предполагалась исключительность прав федеральной собственности на какие-либо объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и одновременно относящиеся к имуществу органов власти и управления субъектов Федерации, органов местного самоуправления либо культурным ценностям народов РСФСР. Следовательно, абсолютно неправомерно отождествлять объекты историко-культурного наследия общероссийского значения с недвижимыми памятниками истории и культуры какой-либо одной категории историко-культурного значения и распространять на данную категорию историко-культурного значения исключительное право федеральной собственности.

Фактически под термином "объекты историко-культурного наследия общероссийского значения" следует понимать объекты федеральной собственности в сфере культурного наследия, состав которых должен был быть определен исходя из принципов, установленных Законом РСФСР от 24.12.1990 N 443-1.

Таким образом, принятие постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 как подзаконного акта, который должен быть основан на нормах Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1, без учета вышеупомянутых норм законодательства СССР и РСФСР об охране и использовании памятников, нормативных актов о национальном культурном и природном наследии народов РСФСР, создало предпосылки для образования правовой неопределенности в вопросе прав собственности на недвижимые памятники истории и культуры.

Во исполнение постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 было принято распоряжение Президента РФ от 18.03.1992 N 114-РП "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности". Порядок разграничения собственности, определенный данным распоряжением, не распространялся на объекты историко-культурного наследия общероссийского значения.

Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 292 "Об определении пообъектного состава федеральной собственности в социально-культурной сфере" было поручено Министерству культуры и туризма РФ, Министерству образования РФ, Министерству печати и информации РФ, Комитету кинематографии при Правительстве РФ, Комитету по делам архивов при Правительстве РФ и Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом "определить пообъектный состав федеральной собственности в социально-культурной сфере".

Реализация данного постановления в части недвижимых памятников истории и культуры была осуществлена лишь в 1995 году после вступления в силу Конституции Российской Федерации путем издания Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176.

1.7. Федеративный договор от 31.03.1992 "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации" (далее "Федеративный договор) к предметам совместного ведения федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе, отнес общие вопросы культуры, охрану памятников истории и культуры, а также другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федерации к предметам совместного ведения.

Пунктом 2 статьи II Федеративного договора определено, что по предметам совместного ведения "федеральные органы государственной власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование".

Статья VII Федеративного договора предусматривает обязательное выявление и учет интересов субъектов Российской Федерации при решении вопросов, отнесенных к сфере совместного ведения, и в случае возникновения спора - обязательное проведение согласительных процедур для обеспечения баланса интересов Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Федеративным договором были созданы необходимые правовые предпосылки для принятия Основ законодательства Российской Федерации о культуре и реализации согласительных процедур.

1.8. Статья 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1 (далее "Основы законодательства РФ о культуре) определила, что все памятники истории и культуры вне зависимости от их категории историко-культурного значения входят в состав культурного наследия народов Российской Федерации, являются неотъемлемой составной частью соответствующих культурных ценностей и в их составе формируют культурное достояние народов Российской Федерации.

Кроме того, статьей 43 Основ законодательства РФ о культуре было установлено, что "в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности" и императивно определено, что "имущество (здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование) организаций культуры находится в собственности их учредителей". В силу прямого действия указанной нормы недвижимые памятники истории и культуры, находящиеся в оперативном управлении (на балансе) местных государственных органов охраны памятников субъектов Федерации вне зависимости от их категории историко-культурного значения были отнесены к собственности соответствующих субъектов Федерации.

Основами законодательства РФ о культуре и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами никакого соответствия между объектами историко-культурного наследия общероссийского значения (как объектами федеральной собственности) и недвижимыми памятниками истории и культуры какой-либо категории историко-культурного значения установлено не было.

Постановлением Верховного Совета РФ от 09.10.1992 N 3613-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о культуре" данные основы введены в действие с момента их опубликования (за исключением статьи 17 и части третьей статьи 45), а также установлено, что с момента их введения "действующие нормативные акты применяются в части, не противоречащей указанным Основам".

Таким образом, к моменту принятия Конституции Российской Федерации, учитывая изложенные ранее в настоящем запросе нормы постановления Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 N 447-1, законодательства СССР и РСФСР об охране и использовании памятников, Основ законодательства РФ о культуре, Указа Президента РСФСР от 18.12.1991 N 295, пункта 2 статьи 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1, все недвижимые памятники истории и культуры и иные объекты, обладающие исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью, в составе объектов культурного наследия народов Российской Федерации как неотъемлемой части их культурных ценностей были отнесены к собственности субъектов Федерации, за исключением:

- объектов, относящихся к имуществу органов власти и управления РСФСР, а также средств производства в промышленности, предприятий транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иных предприятий и иного имущества, признанного в установленном порядке необходимым для осуществления задач РСФСР (пункт 1 статьи 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1);

- недвижимых памятников истории и культуры общесоюзного значения как объектов, финансовое и материально-техническое обеспечение которых осуществляется исключительно органами государственного управления РСФСР как правопреемниками соответствующих государственных органов СССР (Указ Президента РСФСР от 18.12.1991 N 295);

- имущества организаций, отнесенных в установленном порядке к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, находящимся в федеральной собственности (Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 30.11.1992 N 919 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации");

- имущества, находящегося в оперативном управлении или в хозяйственном ведении организаций культуры, финансируемых из федерального бюджета (статья 43 Основ законодательства РФ о культуре);

- объектов, относящихся к имуществу местных органов государственной власти и управления, жилищного фонда, нежилых помещений в домах жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и других объектов, непосредственно осуществляющих коммунальное обслуживание потребителей (пункт 1 статьи 23 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1);

- объектов, находящихся в собственности колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, общественных организаций и в личной собственности граждан (статья 4 Закона РСФСР от 15.12.1978).

Таким образом, к моменту принятия Конституции Российской Федерации образовалась правовая неопределенность между нормами Закона РСФСР от 15.12.1978, Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1, постановления Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 N 447-1, Указа Президента РСФСР от 18.12.1991 N 295, Основ законодательства РФ о культуре, Указа Президента РФ от 30.11.1992 N 1487, с одной стороны, которые допускали нахождение любых недвижимых памятников истории и культуры (за исключением недвижимых памятников истории и культуры общесоюзного значения и объектов, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации) в собственности субъектов Федерации, муниципальной собственности, иных формах собственности, и, с другой стороны, соответствующими нормами постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, которые установили исключительное право федеральной собственности на объекты историко-культурного наследия общероссийского значения без определения содержания данного понятия, а также перечня и имущественного состава таких объектов.

Данная правовая неопределенность свидетельствует об отсутствии единого установленного федеральным законом порядка отнесения находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия народов Российской Федерации к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности, который позволил бы органам власти всех уровней и судам однозначно определять имущественную принадлежность каждого из недвижимых памятников истории и культуры.

1.9. Конституция Российской Федерации отнесла вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, охрану памятников истории и культуры к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации.

Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствие с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Пунктом 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации определено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Вышеупомянутые нормы Конституции Российской Федерации означают, что при существовании правовой неопределенности, изложенной в пункте 1.8 настоящего запроса, должен быть принят федеральный закон, устраняющий данную неопределенность.

До принятия такого закона в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется, в том числе, с учетом положений Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

В соответствии с пунктом 2 статьи II Федеративного договора были приняты Основы законодательства РФ о культуре, регулирующие общие нормы прав собственности на объекты культурного наследия народов Российской Федерации и общие вопросы охраны, сохранения и использования указанных объектов, которые в силу положений пункта 3 статьи 11 и пункта 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации имеют преимущественное применение.

Кроме того, дополнительным аргументом в пользу преимущественного применения Основ законодательства РФ о культуре является то, что Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2266 "О действии законодательства Российской Федерации об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации", принятым после вступления в силу Конституции Российской Федерации, был признан недействующим пункт 4 статьи 12 Закона РФ от 05.03.1992 N 2449-1 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", который определял, что "разграничение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность и собственность края, области устанавливается Верховным Советом Российской Федерации".

1.10. Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения были отнесены все недвижимые памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения и принятые в установленном порядке на государственный учет в период с 1960 по 1994 годы (пункт 1 Указа).

Кроме того, пунктом 2 данного Указа был дополнительно утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в который в одностороннем порядке без какого-либо учета мнения субъектов Федерации были включены:

- государственные историко-культурные музеи-заповедники и музейные комплексы как находящиеся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, так и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации и финансируемые за счет их бюджетов;

- памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, ранее отнесенные в установленном порядке к недвижимым памятникам истории и культуры местного значения, в том числе, являющиеся собственностью субъектов Федерации и муниципальных образований, которая возникла ранее по основаниям, указанным в пункте 1.8 настоящего запроса;

- не обладающие никакой категорией историко-культурного значения вновь выявленные объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (далее "вновь выявленные объекты), в том числе, являющиеся собственностью субъектов Федерации и муниципальных образований, которая возникла ранее по основаниям, указанным в пункте 1.8 настоящего запроса, и иным законным основаниям;

- объекты недвижимости, вообще не отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры или вновь выявленным объектам никакими правовыми документами и не состоявшие на момент вступления в силу Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176 на государственном учете в государственных органах охраны памятников истории и культуры, в том числе, являющиеся собственностью субъектов Федерации и муниципальных образований, которая возникла ранее по основаниям, указанным в пункте 1.8 настоящего запроса, и иным законным основаниям.

В целях настоящего запроса термин "объекты историко-культурного наследия общероссийского значения" и термин "объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" рассматриваются в одинаковом значении, поскольку именно Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 впервые определил содержание и имущественный состав понятия "объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", введенного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 в вышеупомянутой редакции.

Следует отметить, что содержание имущественного понятия "объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" не тождественно по содержанию историко-культурному понятию "недвижимый памятник истории и культуры государственного значения", используемому в постановлении Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" и дополнениях к нему, поскольку в силу норм статьи 11 Конституции Российской Федерации под объектами "государственного значения" следует понимать как объекты федерального значения, так и объекты значения субъектов Федерации.

Это вытекает из норм Положения об охране памятников культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 14.10.1948 N 3898, которое действовало вплоть до принятия Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Согласно данному положению все памятники культуры имели государственное значение, а имеющие выдающееся научное, историческое или художественное значение, выделялись в особую группу и заносились в государственные списки памятников культуры общесоюзного значения. Именно в этот период было принято постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327.

В этом смысле абсолютно неправомерно отнесение Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 к объектам исключительно федерального значения всех недвижимых памятников истории и культуры, принятых на государственный учет в 1960 и последующих годах в качестве памятников истории и культуры государственного значения (которое в настоящее время подразделяется на федеральное значение и значение субъекта Федерации), осуществленное без какого-либо выявления и учета мнения субъектов Федерации.

Как уже было отмечено ранее в настоящем запросе, понятие "объект историко-культурного наследия общероссийского значения" было введено постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 для обозначения объектов федеральной собственности в области культурного наследия (носит исключительно "имущественный" характер) и не применяется в законодательстве СССР и РСФСР об охране и использовании памятников, в нормативных правовых актах о национальном культурном наследии народов РСФСР и в Основах законодательства РФ о культуре, которые используют понятие "недвижимый памятник истории и культуры" (имеющее как "историко-культурное", так и "имущественное" содержание).

Таким образом, положения Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176 необходимо рассматривать на предмет соответствия Конституции Российской Федерации как с точки зрения имущественного законодательства, так и с точки зрения законодательства СССР и РСФСР об охране и использовании памятников, нормативных правовых актов о национальном культурном наследии народов РСФСР и Основ законодательства РФ о культуре, что соответствует его правоприменительной практике в качестве нормативного правового акта, регулирующего одновременно отношения собственности, приватизации и вопросы охраны культурного наследия.

Конституция Российской Федерации, определив Президента РФ как главу государства и гаранта Конституции, установила, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (пункт 3 статьи 90 Конституции).

Если рассматривать Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 в качестве нормативного правового акта, утвердившего перечень объектов, подлежащих охране и использованию как объекты культурного наследия народов Российской Федерации, то необходимо отметить следующее.

Статьей 18 Закона РСФСР от 15.12.1978 был установлен порядок отнесения недвижимых памятников истории и культуры к памятникам республиканского и местного значения. В соответствии с данным порядком отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников республиканского значения осуществлялось Советом Министров РСФСР по представлению Министерства культуры РСФСР, а к категории памятников местного значения "Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.

Таким образом, Законом РСФСР от 15.12.1978 Президент РФ не был отнесен к органам государственной власти, которые были наделены правом принимать решения об отнесении недвижимых памятников истории и культуры к какой-либо категории их историко-культурного значения. Учитывая, что данный закон был принят до образования Президента РФ как одного из самостоятельных институтов государственной власти Российской Федерации, то для определения компетенции Президента РФ в данной сфере необходимо руководствоваться соответствующими нормами Основ законодательства РФ о культуре.

Основами законодательства РФ о культуре все памятники отнесены к культурному наследию народов Российской Федерации, которое является неотъемлемой частью культурных ценностей народов Российской Федерации, и в составе указанных ценностей формирует культурное достояние народов Российской Федерации. Согласно статье 25 Основ законодательства РФ о культуре "состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Федерации". Этот порядок соответствует вышеуказанной норме статьи 18 Закона РСФСР от 15.12.1978 и не предусматривает полномочий Президента РФ в принятии решений об утверждении каких-либо перечней объектов культурного наследия.

Статьей 110 Конституции Российской Федерации определено, что "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации".

Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство РФ "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии" и, в том числе, определяет состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации.

Таким образом, Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 неправомерно рассматривать в качестве нормативного правового акта, регулирующего вопросы охраны недвижимых памятников истории и культуры (а именно, в части формирования перечня находящихся под государственной охраной объектов, имеющих федеральное значение), поскольку Основами законодательства РФ о культуре и Законом РСФСР от 15.12.1978 был предусмотрен иной порядок такого регулирования путем издания нормативных правовых актов Правительства РФ.

Необходимо отметить, что в соответствии с порядком, определенным Законом РСФСР от 15.12.1978 и Основами законодательства РФ о культуре, после вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 Правительством РФ неоднократно принимались правовые акты о включении объектов в список памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения и, в частности, распоряжения от 05.07.1993 N 1190-р и от 23.07.1993 N 1301-р. Данные распоряжения были в установленном порядке согласованы с субъектами Федерации и не содержали норм об отнесении объектов недвижимости к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В дальнейшем Указом Президента РФ от 05.05.1997 N 452 "Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (далее "Указ Президента РФ от 05.05.1997 N 452) из Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения было исключено некоторое количество именно памятников истории и культуры, чем подтверждено, что понятия "объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и "памятник истории и культуры" нельзя считать идентичными и применять как синонимы.

Кроме того, данным указом "вопросы уточнения состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" были отнесены к ведению Правительства РФ, как это и предусмотрено статьей 114 Конституции Российской Федерации.

Если считать Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 нормативным правовым актом, утвердившим состав федеральной собственности в области культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с нормами постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, то необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 07.10.1993 N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" (далее "Указ Президента РФ от 07.10.1993 N 1598) в перечень вопросов, правовое регулирование которых осуществлялось Президентом РФ до принятия Конституции Российской Федерации (пункт 2 данного Указа), не были включены вопросы охраны недвижимых памятников истории и культуры, но содержались вопросы собственности.

Указ Президента РФ от 07.10.1993 N 1598 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", однако пунктом 3 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации была определена возможность регулирования вопросов гражданского законодательства, определенных в пунктах 1 и 2 статьи 2 этого кодекса, указами Президента РФ, которые не должны противоречить данному кодексу и иным законам.

На этом основании, а также принимая во внимание содержание пунктов 3 и 4 Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176 об уточнении имущественного состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, можно утверждать, что целью данного указа является определение состава федеральной собственности в области культурного наследия народов Российской Федерации, а не правовое регулирование вопросов охраны данных объектов.

Вместе с тем, Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 не соответствует пункту 5 статьи 214 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии с ним отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном законом, а не указами Президента РФ. Таким законом в части недвижимых памятников истории и культуры на момент принятия данного указа несомненно являются Основы законодательства РФ о культуре, поскольку Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 с 1 января 1995 года был отменен Федеральным законом от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Основам законодательства РФ о культуре Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 также не соответствует, поскольку согласно статье 43 данных Основ право собственности субъектов Федерации и муниципальных образований как учредителей организаций культуры, в составе имущества которых находятся недвижимые памятники истории и культуры различных категорий историко-культурного значения, возникло непосредственно в силу данной нормы этого закона.

Таким образом, именно Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 на основании норм постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 осуществлено отнесение к федеральной собственности всех недвижимых памятников истории и культуры государственного значения, а также находящихся в собственности органов государственной власти субъектов Федерации государственных историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, недвижимых памятников истории и культуры местного значения, вновь выявленных объектов и иных объектов недвижимости, не отнесенных к памятникам истории и культуры никакими правоустанавливающими документами, и сформирован перечень объектов федеральной собственности в сфере культурного наследия народов Российской Федерации.

Следовательно, представляется неправомерным утверждение о том, что до вступления в силу Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176 постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 уже было осуществлено разграничение государственной собственности в области культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с категорией историко-культурного значения недвижимых памятников истории и культуры.

1.11. Неопределенность в вопросе соответствия постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176 Конституции Российской Федерации, по мнению Правительства Москвы, заключается в следующем:

1) постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 принято до вступления в силу Конституции Российской Федерации и не может применяться в полном объеме для регулирования вопросов разграничения прав собственности на недвижимые памятники истории и культуры, поскольку федеральным законом не является, вступило в противоречие с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Основами законодательства РФ о культуре, принятым в соответствии с ними Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ и, таким образом, не соответствует нормам пункта 2 второго раздела Федеративного договора, что не допускается частью 3 статьи 11 и частью 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации;

2) предметом регулирования указов Президента РФ не могут быть вопросы разграничения государственной собственности, так как эти вопросы отнесены пунктом "г" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации должны решаться исключительно путем принятия федерального закона, который в соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определит порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации;

3) указы Президента РФ не могут регулировать вопросы формирования перечней объектов федеральной собственности в сфере культурного наследия народов Российской Федерации без учета норм действующих федеральных законов, поскольку пункт 3 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, допуская возможность регулирования указами Президента РФ отношений собственности, определяет, что указы не должны противоречить данному Кодексу и иным законам. Если рассматривать Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 в качестве правового акта, определяющего перечень федеральной собственности в сфере культурного наследия народов Российской Федерации, то он не соответствует статье 214 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статье 43 Основ законодательства РФ о культуре, что не допускается частью 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации;

4) указы Президента РФ не могут в одностороннем порядке относить к федеральной собственности имущество, уже находящееся в собственности субъектов Федерации, муниципальной собственности и в иных формах собственности, так как это противоречит пункту 4 статьи 212 Гражданского Кодекса Российской Федерации, что не допускается частью 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации, а также прямо противоречит части 2 статьи 8, части 1 статьи 15, части 1 статьи 35, части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации;

5) предметом регулирования указов Президента РФ не могут быть вопросы формирования перечня культурного достояния народов Российской Федерации (путем отнесения государственных историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, недвижимых памятников истории и культуры, вновь выявленных объектов и иных объектов недвижимости к объектам культурного наследия народов Российской Федерации какой-либо категории историко-культурного значения), так как это не определено Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в качестве полномочий Президента РФ, а является одним из вопросов обеспечения проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, находящейся в соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, статьей 25 Основ законодательства РФ о культуре и статьями 4 и 18 Закона РСФСР от 15.12.1978, в ведении Правительства РФ. Если рассматривать Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 как нормативный правовой акт, определяющий перечень объектов, подлежащих государственной охране в качестве объектов культурного наследия народов Российской Федерации, то это противоречит вышеупомянутым законам, что не допускается частью 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации;

6) Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 был принят без выявления интересов субъектов Федерации по предметам совместного ведения, что противоречит нормам статьи VII Федеративного договора и статье 25 Основ законодательства РФ о культуре, что не допускается частью 3 статьи 11 и частью 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации.

2. О коллизиях в правоприменительной практике, связанных с неопределенностью соответствия Конституции Российской Федерации пункта 3 раздела I Приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176

2.1. Правоприменительная практика постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 при определении прав собственности на недвижимые памятники истории и культуры свидетельствует о значительном количестве имущественных споров, возникших после вступления его в силу. Принятие Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176 и его совместное применение с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 существенно осложнило действия судов и органов власти по решению вопросов имущественной принадлежности недвижимых памятников истории и культуры, а также вопросов их охраны, сохранения и использования.

Так например, большое количество обращений в арбитражные суды было связано с определением прав собственности на недвижимые памятники истории и культуры местного значения, что заставило Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно высказывать свою позицию о порядке разграничения прав собственности на такие объекты по основаниям, не связанным с наличием у них категории историко-культурного значения (постановления от 08.02.2000 N 5421/99, от 21.03.2000 N 5702/99, от 03.10.2000 N 6736/97 и другие).

2.2. Неопределенность правоприменительной практики постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 при определении прав собственности на недвижимые памятники истории и культуры в значительной степени связана также с неоднозначностью момента времени разграничения государственной собственности, на который распространяется действие данного постановления.

По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ (например, постановление от 08.02.2001 N 7024/00) разграничение государственной собственности - это акт на какую-либо условную дату (предположительно - 27 декабря 1991 года), по состоянию на которую должны быть зафиксированы все необходимые объекты и составлены соответствующие разграничительные перечни. В таком случае отнесение объекта недвижимости к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после указанной даты само по себе не влечет перехода имущественного объекта в федеральную собственность.

Данная позиция Высшего Арбитражного Суда РФ подтверждается еще и тем, что в соответствии с пунктом 14 приложения "Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и оформления прав собственности" к распоряжению Президента РФ от 18.03.1992 N 114-РП была определена специальная процедура "принудительного обращения объектов в федеральную, государственную, муниципальную собственность", которые ранее были внесены в соответствующий реестр федеральной, государственной или муниципальной собственности, в случае принятия закона или иного акта Верховного Совета РФ, постановления Правительства РФ или решения суда.

Однако, в определении момента действия постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 существует и другой подход, которого традиционно придерживаются федеральные органы по управлению имуществом и их территориальные органы. Данный подход основан на том, что все объекты недвижимости, отнесенные когда-либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, являются исключительно федеральной собственностью вне зависимости от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий. Это обстоятельство, с одной стороны, не мешает указанным федеральным органам передавать объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения в государственную собственность субъектов Федерации (например, во исполнение Указа Президента РФ от 06.02.1998 N 137 "О передаче памятника градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения "Петровского путевого дворца в государственную собственность г. Москвы", распоряжения Правительства РФ от 22.10.1998 N 1525-р "О передаче в государственную собственность г. Москвы находящихся в федеральной собственности зданий", распоряжения Правительства РФ от 25.02.2004 N 260-р), а, с другой стороны, приводит к неправомерному изданию правовых актов, закрепляющих за федеральными органами власти и управления на праве оперативного управления недвижимые памятники истории и культуры, занятые органами власти и управления субъектов Федерации и находящиеся в их собственности.

Применение федерального законодательства при определении имущественных прав на недвижимые памятники истории и культуры осуществляется по-разному различными органами власти и управления, что представляется недопустимым и свидетельствует о наличии правовой неопределенности в данном вопросе, возникшей в связи с вступлением в силу и реализацией постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176, требующей немедленного законодательного урегулирования.

2.3. Сложившаяся неопределенность в вопросах имущественной принадлежности недвижимых памятников истории и культуры порождает в судебной арбитражной практике правовые коллизии, приводит к принятию противоречащих друг другу решений.

Так например, Арбитражный суд города Москвы своим решением от 10.07.2001 поддержал иск уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о признании права собственности города Москвы на нежилые помещения "Дом Салтыкова на Бронной", включенные в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176. Это решение Арбитражного суда города Москвы позже было отменено постановлением того же суда в апелляционной инстанции от 31.10.2001.

Представляется, что акты арбитражных судов, содержащие указанные выводы, издаются без учета всех перечисленных выше обстоятельств, в том числе, места постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 в системе нормативных правовых актов, регулирующих отношения собственности, и установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий Президента РФ.

3. О дополнительной неопределенности, возникшей в связи с внесением изменений в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

3.1. Вопросы собственности, охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются также федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2004, далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184) и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 30.12.2004, далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Изменения, внесенные в 2004 году в указанные федеральные законы, не способствуют обеспечению соблюдения норм пункта 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, а также не устраняют правовую неопределенность в вопросе прав собственности на объекты культурного наследия, возникшую в связи с принятием постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176.

Так например, подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184 определено, что к ведению субъектов Федерации относятся вопросы "охраны и сохранения объектов культурного наследия регионального значения". Данная норма устанавливает соответствие между региональной категорией историко-культурного значения объекта культурного наследия и возможностями субъекта Федерации согласно бюджетному законодательству Российской Федерации расходовать средства своих бюджетов исключительно на сохранение объектов данной категории историко-культурного значения.

Согласно статьям 40-45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой работы, направленные на обеспечение его физической сохранности, в том числе консервацию, ремонт, реставрацию и приспособление объекта к современному использованию.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия с учетом требований данного закона (то есть, несет все затраты по эксплуатации и сохранению объекта культурного наследия, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом).

Таким образом, субъекты Федерации как законные собственники большого количества объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения по основаниям, указанным в пункте 1.8 настоящего запроса, с 1 января 2005 года фактически лишены права тратить средства своих бюджетов на консервацию, ремонт, реставрацию и приспособление данных объектов к современному использованию, что противоречит статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

Поскольку значительное количество объектов культурного наследия федерального значения занято органами власти и управления субъектов Федерации, иными организациями, необходимыми для исполнения полномочий субъектов Федерации, которые финансируются исключительно из соответствующих региональных бюджетов, реализация указанной нормы Федерального закона от 06.10.1999 N 184 неизбежно ухудшит состояние объектов культурного наследия федерального значения, что в итоге приведет к утрате их предмета охраны и физическому разрушению данных объектов.

3.2. Аналогичные нормы в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения внесены в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ, что несомненно также отрицательно скажется на обеспечении физической сохранности указанных объектов.

3.3. Таким образом, изменения, внесенные в 2004 году в федеральные законы от 06.10.1999 N 184-ФЗ и от 06.10.2003 N 131-ФЗ, существенно ухудшили права и возможности субъектов Федерации и органов местного самоуправления заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, что не допускается пунктом 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации.

Указанные изменения не устранили вышеупомянутую правовую неопределенность в вопросе прав собственности на объекты культурного наследия, возникшую в связи с принятием постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176, а, наоборот, осложнили законодательное решение проблемы отнесения находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности, создав проблему обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, находящихся в собственности субъектов Федерации по основаниям, указанным в пункте 1.8 настоящего запроса.

4. О существующих нормах федерального законодательства, направленных на устранение неопределенности соответствия Конституции Российской Федерации пункта 3 раздела I Приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176

4.1. Правовая коллизия, связанная с изложенной в настоящем запросе неопределенностью соответствия Конституции Российской Федерации постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176, свидетельствует о существенных противоречиях федерального законодательства, созданных при принятии и реализации данных нормативных правовых актов, и, следовательно, об отсутствии в настоящее время единых законодательных норм, регулирующих вопросы отнесения к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия как особого вида недвижимого имущества, подлежащего государственной охране, сохранению и использованию в соответствии с законодательством.

Конституционный Суд Российской Федерации, подробно анализируя вопросы разграничения полномочий по предметам совместного ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, неоднократно высказывался о необходимости учета интересов субъектов Федерации на основе принятия федеральных законов.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в данном вопросе, в частности, подтверждается принятым им постановлением от 04.04.2002 N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и по ряду других дел, рассмотренных Конституционным Судом Российской Федерации.

4.2. Как уже было отмечено ранее в настоящем запросе, постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 в иерархии правовых актов не относится к категории федеральных законов, поэтому не может регулировать вопросы разграничения государственной собственности как предмета совместного ведения без учета положений Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и федеральных законов.

С учетом наличия вышеупомянутой правовой неопределенности в вопросе имущественных прав на недвижимые памятники истории и культуры постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 не может рассматриваться в качестве единственного и "полноценного" нормативного акта, применяемого в полном объеме, и служить в настоящее время правовой основой при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на недвижимые памятники истории и культуры.

Отдельные положения постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 ранее служили предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации.

Так например, постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П пункты 2 и 3 раздела IV Приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 были признаны несоответствующими пункту "г" части 1 статьи 84.11 действовавшей на тот момент Конституции Российской Федерации от 12 апреля 1978 года, а также Федеративному договору в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса, предприятий и объектов электроэнергетики.

В указанном постановлении Конституционного Суда РФ, в частности, отмечается, что Конституция Российской Федерации наделила субъекты Федерации правом участия, совместно с органами государственной власти Российской Федерации, в решении вопросов разграничения государственной собственности, предоставила субъектам Федерации материальное конституционное полномочие, предусматривающее обязательное выявление и учет их интересов при решении проблем, отнесенных к сфере их совместной деятельности. Правовая позиция Конституционного Суда РФ в данном вопросе сводится к тому, что игнорирование федеральными органами права участия субъектов Федерации в решении вопросов совместного ведения недопустимо и должно рассматриваться как нарушение Федеративного договора и Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию о том, что нормы и положения, аналогичные тем, которые были признаны Конституционным Судом РФ противоречащими Конституции Российской Федерации, не должны толковаться и применяться судами, другими органами и должностными лицами (определения Конституционного Суда РФ от 14.01.2000 N 3-0, от 27.06.2000 N 92-0, от 19.04.2001 N 65-0 от 06.12.2001 N 249-0).

4.3. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" был принят в редакции согласительной комиссии, образованной Советом Федерации и Государственной Думой по предложению Совета Федерации при участии представителей Правительства РФ и органов государственной власти субъектов Федерации.

Основной причиной отклонения Советом Федерации первоначального текста проекта данного закона, принятого Государственной Думой в 2001 году, в значительной степени стала вышеупомянутая неопределенность в вопросе законодательного разграничения государственной собственности на объекты культурного наследия, связанная с одновременным действием вышеупомянутых норм постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176.

В целях устранения упомянутой в настоящем запросе неопределенности по взаимной договоренности всех участвовавших в согласительной комиссии сторон в пункте 2 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ была определена необходимость принятия специального федерального закона, регулирующего отнесение находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности, до принятия которого приостановлена приватизация объектов культурного наследия федерального значения и регистрация прав федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности.

Кроме того, в процессе работы указанной согласительной комиссии в окончательную редакцию текста данного закона была включена норма пункта 1 статьи 48 о том, что объекты культурного наследия вне зависимости от их категории историко-культурного значения могут находится в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальной собственности, частной собственности и в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Статьей 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения были отнесены:

1) в соответствии с пунктом 1 указанной статьи - памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации;

2) в соответствии с пунктом 2 указанной статьи - объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Этой нормой было законодательно установлено, что объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и недвижимые памятники истории и культуры республиканского значения не идентичны и представляют собой в действующем законодательстве самостоятельные группы объектов недвижимости, различающиеся по содержанию и имущественному составу.

Таким образом, изложенная в настоящем запросе неопределенность в вопросе соответствия пункта 3 раздела I Приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176 части 2 статьи 8, части 3 статьи 11, части 1 статьи 15, части 1 статьи 35, части 3 статьи 44, части 2 статьи 55, подпунктам "г" и "д" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76, части 3 статьи 90, подпункту "в" части 1 статьи 114, части 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, может быть, по мнению Правительства Москвы, устранена исключительно путем принятия федерального закона, регулирующего отнесение находящихся в государственной собственности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности.


5. Предмет обращения в Конституционный Суд

На основании пункта 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Правительство Москвы просит Конституционный Суд рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации:

1) пункта 3 раздела I приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" как акта, который определил исключительное право собственности на объекты историко-культурного наследия общероссийского значения без определения содержания и имущественного состава данного понятия, не является федеральным законом и вступил в противоречие с положениями Федеративного договора, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, принятого в соответствии с ними Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", что не допускается частью 3 статьи 11 и частью 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации;

2) Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" как акта, имеющего недопустимый для данного вида правовых документов предмет регулирования, принятого с превышением полномочий, вступившего в противоречие с положениями Федеративного договора, части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и принятого в соответствии с ними Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", неправомерно относящего к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения как объектам федеральной собственности в области культурного наследия народов Российской Федерации находящиеся в собственности субъектов Федерации государственные историко-культурные музеи-заповедники и музейные комплексы, недвижимые памятники истории и культуры, вновь выявленные объекты и иные объекты недвижимости, не отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры, а также изданного по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов без учета мнения и интересов субъектов Федерации, что не допускается частью 2 статьи 8, частью 3 статьи 11, частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 35, частью 2 статьи 55, подпунктами "г" и "д" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76, частью 3 статьи 90, подпунктом "в" части 1 статьи 114, частью 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации.


Приложения:

1. Постановление Совета Министров СССР от 14.10.1948 N 3898 "О мерах улучшения охраны памятников культуры".

2. Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".

3. Закон СССР от 29.10.1976 N 4692-IX "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

4. Закон РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

5. Постановление Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 "Об утверждении положения об охране и использованию памятников истории и культуры".

6. Декларация от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики".

7. Закон РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР".

8. Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР".

9. Постановление Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 N 447-1 "О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР".

10. Указ Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России".

11. Указ Президента РСФСР от 18.12.1991 N 295 "О передаче в ведение органов государственного управления учреждений и предприятий культуры, объектов и ценностей, составляющих культурное и природное наследие народов Российской Федерации".

12. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

13. Распоряжение Президента РФ от 18.03.1992 N 114-РП "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".

14. Федеративный договор от 31.03.1992 "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации".

15. Постановление Правительства РФ от 08.05.1992 N 292 "Об определении пообъектного состава федеральной собственности в социально-культурной сфере".

16. Основы законодательства Российской Федерации о культуре.

17. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 09.10.1992 N 3613-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о культуре".

18. Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации".

19. Указ Президента РФ от 07.10.1993 N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации".

20. Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2266 "О действии законодательства Российской Федерации об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации".

21. Указ Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".

22. Указ Президента РФ от 05.05.1997 N 452 "Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".

23. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2004).

24. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции от 22.08.2004).

25. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 30.12.2004).

26. Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.02.2000 N 5421/99, от 21.03.2000 N 5702/99, от 03.10.2000 N 6736/97, от 08.02.2001 N 7024/00.

27. Постановления Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П, от 04.04.2002 N 8-П.

28. Определения Конституционного Суда РФ от 14.01.2000 N 3-0, от 27.06.2000 N 92-0, от 19.04.2001 N 65-0 от 06.12.2001 N 249-0.

29. Квитанция об уплате государственной пошлины.



Распоряжение Правительства Москвы от 2 октября 2002 г. N 1468-РП "Об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации"


Текст распоряжения опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", октябрь 2002 г., N 47


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Распоряжение Правительства Москвы от 25 февраля 2005 г. N 253-РП


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение