Решение коллегии Московского комитета образования от 27 марта 1997 г. N 6/2 "О неудовлетворительном выполнении приказа Московского комитета образования "О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей обучающихся" (N 521 от 30.12.96)"

Решение коллегии Московского комитета образования от 27 марта 1997 г. N 6/2
"О неудовлетворительном выполнении приказа Московского комитета образования "О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей обучающихся" (N 521 от 30.12.96)"


Заслушав и обсудив сообщение начальника городской инспекции при Московском комитете образования Лазутиной С.М., руководителя городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Пипман С.М., коллегия отмечает, что Комитетом образования, его подразделениями в период после выхода Закона РФ "Об образовании" уделено значительное внимание изучению и разработке организационно-правовых основ оказания учреждениями различных платных дополнительных образовательных услуг. В мае 1994 года на коллегии обсуждалось состояние работы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, к началу 1994/95 учебного года были подготовлены рекомендации для руководителей учреждениями образования г.Москвы по организации и оказанию платных дополнительных образовательных услуг, проведены коллегии окружных управлений образования по вопросам оказания этих услуг, издан приказ Комитета образования от 30.12.96 N 521 "О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей обучающихся".

Структурными подразделениями Комитета образования (контрольно-ревизионное управление, управление экономической и финансовой деятельности, городская инспекция, городская служба лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся) регулярно осуществляется контроль за выполнением Закона РФ "Об образовании" в части выполнения условий лицензирования (ст.33) и оказания дополнительных платных образовательных услуг (ст.45, 48).

В настоящее время 460 государственных образовательных учреждений имеют лицензии на оказание платных дополнительных образовательных услуг. Введение данных услуг в образовательных учреждениях г.Москвы дало возможность удовлетворить образовательные потребности родителей и учащихся, привлечь в образовательные учреждения дополнительные источники финансирования (в основном за счет родительских средств).

Вместе с тем не все образовательные учреждения обеспечивают необходимые для получения лицензии условия. Только за два последних месяца было отказано в выдаче лицензии 39 образовательным учреждениям (ДОУ - 25, общеобразовательные школы - 14).

Из 74 проверенных образовательных учреждений в 24 выявлены нарушения в выполнении условий лицензирования и организации платных дополнительных образовательных услуг (школы NN 344, 434, 445, 635 Восточного округа; NN 23, 127 Центрального округа; NN 288, 297 Северо-Восточного округа; N 662 Северного округа; NN 333, 336, 825 Юго-Восточного округа; NN 948, 975, 997, УВК N 1617 Южного округа; N 531 Юго-Западного округа; NN 696, 802, 1130, УВК N 1665, ДОУ N 892, 1892, ясли-сад N 719 Западного округа).

В нарушение ст.45 Закона РФ "Об образовании" ряд учреждений платные дополнительные услуги оказывает в рамках основных образовательных программ, финансируемых за счет средств бюджета (школы: N 422 городского подчинения, NN 470, 581, 886, 948, 995; УВК NN 1632, 1826 Южного округа). В школах N 641 Юго-Восточного и N 802 Западного окружных управлений образования учащиеся лишены права выбора этих услуг, т.к. они являются обязательными для всех, кто обучается в классах с углубленным изучением тех или иных предметов.

Обращения родителей о незаконности сбора с них денежных средств в средства массовой информации, в Комитет образования в 89% случаев подтверждаются. Большая часть жалоб вызвана сбором денег на охрану учреждения (50% всех подтвердившихся жалоб). Стоимость этой дополнительной услуги колеблется от 5000 руб. в месяц с одного ребенка (школа N 395 Юго-Восточного округа) до 20 000 рублей (УВК N 1813 Восточного округа). Как правило, денежные средства собираются наличными, принцип добровольности часто нарушается (школы NN 7, 48, 108, 113 Юго-Западного; NN 395, 912 Юго-Восточного, NN 307, 1415 Северо-Восточного; NN 375, 635, 1813 Восточного; NN 949, 1526 Южного; NN 97, 802, 806 Западного; N 265 Центрального; N 1874 Северо-Западного округов; N 1811 городского подчинения). Несмотря на предупреждение, в УВК N 1811 (директор Рывкин А.А.) продолжается оплата охраны учреждения за счет бюджетных денежных средств, выделяемых учащимся на питание.

Появилась тенденция сбора денег на дополнительную оплату труда педагогов и уборщиц, проведение ремонтных работ, покупку оборудования и другие хозяйственные нужды для образовательного учреждения (школы NN 19 Центрального округа, 422, 1535 городского подчинения, 899 Юго-Восточного округа, 949, 1526 Южного округа, 332, 1412, 1415 Северо-Восточного округа, 568, УВК NN 1681 Юго-Западного округа, 1874 Северо-Западного округа).

Не выполняется полностью решение коллегии от 12.05.94 "О состоянии работы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг учебными заведениями г.Москвы" в части обучения руководителей учреждений по вопросу организации платных дополнительных образовательных услуг. Каждый третий руководитель из 74 проверенных учреждений не обучался по обсуждаемому вопросу и каждый второй не имеет необходимых нормативно-правовых документов, отсутствует методика по изучению спроса населения на платные услуги.

На основании вышеизложенного коллегия решает:

1. Принять к сведению информацию начальника городской инспекции Лазутиной С.М. и руководителя городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Пипман С.М.

2. Начальнику отдела городских экспериментальных площадок (Хайтова В.В.) обратить внимание на ослабление контроля за работой подведомственных образовательных учреждений.

3. Начальникам окружных управлений образования (Габуния Г.Г., Гудков И.П., Минько Н.Г.) за недостаточный контроль по выполнению приказа Московского комитета образования от 30.12.96 N 521 объявить замечание.

4. Директору УВК N 1811 (Рывкин А.А.) за невыполнение приказа Московского комитета образования от 30.12.96 N 521 объявить выговор.

5. Управлению экономической, финансовой деятельности, бухгалтерского отчета и отчетности (Черных В.А.), Московскому институту повышения квалификации работников образования (Семенов А.Л.) до 15.08.97 подготовить инструктивное письмо об оказании платных услуг в общеобразовательных учреждениях.

6. Начальникам окружных управлений образования:

6.1. Рассмотреть на коллегиях в течение апреля - мая 1997 г. выполнение приказа Комитета образования от 30.12.96 N 521 "О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей обучающихся" и решения коллегий представить до 01.06.97 городской инспекции при Комитете образования (Лазутина С.М.)

6.2. Принять меры по прекращению с апреля 1997 г. оказания платных дополнительных образовательных услуг в образовательных учреждениях, не имеющих соответствующей лицензии.

6.3. Привлечь к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений, допустивших серьезные нарушения Закона РФ "Об образовании", приказа МКО от 30.12.96 N 521.

7. Городской службе лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся (Пипман С.М.) до 01.06.98 проверить деятельность негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих дополнительное образование в государственных образовательных учреждениях г.Москвы по соблюдению условий лицензирования.

8. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя председателя Московского комитета образования Курнешову Л.Е.


Председатель коллегии

Л.П. Кезина


Приложение


Справка
о проверке выполнения общеобразовательными учреждениями города приказа МКО от 30.12.96 N 521 и жалоб, поступивших в МКО в период с 17.02 по 17.03.97*


В целях оперативного контроля за исполнением руководителями образовательных учреждений приказа МКО N 521 "О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей обучающихся" инспекция провела проверку деятельности школ, названных в публикации "Московской правды" "Школа - это дорого или еще дороже?", а также школ, на которые поступили жалобы родителей в МКО. Всего с 17.02.97 по 17.03.97 проверено 49 учреждений.

Результаты проверки позволяют сделать вывод о том, что в 89% случаев обращения были обоснованными, сбор денег с родителей действительно начал приобретать массовый характер. Деньги собираются на:

- охрану учреждений;

- оплату работы педагогов;

- проведение дополнительных занятий;

- экскурсии;

- праздники;

- подарки;

- оплату работы вспомогательного персонала;

- ремонт школьного здания;

- материально-техническое обеспечение.

Проверка показала, что в основном действуют следующие механизмы поступления денежных средств:

- сбор денег осуществляется попечительским советом, зарегистрированным как общественная организация со своим расчетным счетом. Такой порядок установлен только в одном из проверенных учреждений (лицей N 1535 городского подчинения);

- попечительский совет официально не зарегистрирован, но все поступающие средства оформляются им как добровольные пожертвования и перечисляются на счет учреждений (гимназия N 1507 Юго-Западного округа);

- в учреждении организованы платные дополнительные образовательные услуги, и денежные средства направляются родителями на счет учреждения в установленном порядке;

- сбор денег проводят родительские комитеты школ;

- деньги собирают учителя и классные руководители.

Только первые три случая не противоречат ст.41 Закона РФ "Об образовании". Однако учреждений, следующих такому порядку, оказалось лишь 7 (лицей N 1535, гимназия N 1507, школы NN 19, 619, 802, 641, 829).

Например, в школе N 899 Юго-Восточного округа подтвердился факт сбора по 15 0000 рублей на оборудование раздевалки и на мебель в кабинет, в котором обучаются учащиеся по программам фирмы "Рекорд". Инициатором выступила заместитель директора по гимназическому образованию Бажутина О.Ю., которая дважды, на родительском комитете 24.01.97 и на родительском собрании 12.02.97, поднимала этот вопрос.

В гимназии N 1526 Южного округа в дневниках учащихся 3-х классов были обнаружены записи для родителей о необходимости сдачи на нужды школы по 65 000 рублей в месяц.

Попечительский совет школы N 949 Южного округа на десятилетний юбилей школы собрал с родителей как "добровольные" пожертвования на подарки школе на сумму 19 023 000 рублей. Охрана в этой школе с 8.00 до 20.00 обходится родителям еще в 10 млн. рублей в месяц. Объяснительную записку о законности таких действий попечительского совета, который не зарегистрирован как общественная организация, директор школы Соловьева Н.Ю. не представила.

Анализ поступивших жалоб родителей свидетельствует, что чаще всего их недовольство вызывает сбор денег на охрану учреждения (50% всех подтвержденных жалоб). Как правило, эти деньги собирают родительские комитеты классов или учащиеся, передают их классному руководителю, и затем они перечисляются на счет охранных фирм. Принцип добровольности часто нарушается. Сумма сдаваемых в месяц средств нередко меняется. Например, в школе N 48 Юго-Западного округа в декабре она составляла 5 000, а в январе - 10 000 рублей в месяц.

В школе N 235 Центрального округа потребовали сдавать деньги сразу за 5 месяцев, а в школе N 108 Юго-Западного округа предложили оплатить летние месяцы.

Изучение вопроса об организации охраны учреждений высветило большие колебания в стоимости этой дополнительной услуги:


NN учреждений, округ

Название охранной фирмы

Стоимость услуги в месяц (с уч-ся)

Круглосуточная охрана

Наличие лицензии на охранную деятельность

1

2

3

4

5

Юго-Восточный





N 395

Народная дружина Юго-Восточного округа

5000

-

нет

N 912

"Берегине - А"

10000

+

имеет

Западный





N 97

"Ликтор"

12000

+

имеет

N 665

"Кортес - охрана"

6000

+

имеет

N 802

"Цербор"

8000

+

имеет

Южный





N 1526

"Айвенго"

12000 (9 млн.руб. со шк.)

+

имеет

Ns 949

"Гранит - Э"

10000 (10 млн.руб. со шк.)


не представлена

Восточный





N 635

"Петровка"

10000

+

имеет

УВК N 1813

УВД административного округа

20000 (8906000 руб. со шк.)

+

имеет

N 375

"Сегун"

13000 (5 млн.руб. со шк.)

+

имеет

Центральный





N 235


10000

+

имеет

Юго-Западный





N 48

"Ликтор"

10000

+

имеет

N 108

"Айвенго"

15000

+

имеет

N 113

"Ликтор"

7000 - 8000

-

имеет

N 7

"Макаров и К°"

10000 (5 млн.руб. со шк.)

+

имеет

Северо-Восточный





N 307

"Монолит"

5000

-

имеет


Острота вопроса, связанная с охраной учреждения, может быть снята, если в помощь руководителям будут разработаны рекомендации, прописывающие законный механизм оказания этой услуги, как это было сделано в свое время финансово-экономическим управлением МКО по платным дополнительным образовательным услугам.

Другая многочисленная группа жалоб родителей связана с дополнительной оплатой труда учителей. Какие здесь выявлены типичные нарушения:

- невыполнение ст.45 Закона РФ "Об образовании", когда платные дополнительные образовательные услуги включаются в расписание уроков (школы N 802 Западного округа, N 948 Южного округа, N 422 городского подчинения);

- оплата труда преподавателей по предметам, вынесенным на вакансию (школа N 422 городского подчинения);

- организация платных дополнительных образовательных услуг для всех учащихся, обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов или спрофилированных на вуз (школы NN 641, 802). Например, в школе N 641 Юго-Восточного округа организация платных услуг оформлена в установленном порядке. Однако их введение в классы с углубленным изучением отдельных предметов приводит к очень большой перегрузке учащихся. Например, в 8 "В" классе на углубленное изучение физики и математики выделено 12 часов в неделю и 4 часа добавлено как платные дополнительные услуги, в 11 "Б" - соответственно 10 и 5 часов. В результате недельная нагрузка на учащихся в этих классах составляет: в 8 "В" - 37 часов и в 11 "Б" - 43 часа в неделю.

Проблема оказания платных дополнительных образовательных услуг всегда была в центре внимания МКО: в мае 1994 года вопрос обсуждался на коллегии комитета, в апреле 1996 г. повторно были проверены 107 учреждений.

Какие тенденции были выявлены:

- снижение количества образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги (на 5% в дошкольных образовательных учреждениях, на 10% в общеобразовательных учреждениях);

- снижение количества сторонних организаций, привлекавшихся к оказанию платных дополнительных образовательных услуг (на 60%);

- увеличение количества оздоровительных услуг в школах, ПТУ, техникумах и их уменьшение в дошкольных образовательных учреждениях;

- увеличение количества учреждений, допускающих серьезные нарушения в оформлении документации по организации платных дополнительных образовательных услуг.

Прежде всего это нарушение п.3 ст.45 Закона РФ "Об образовании", которое имело место в 20% проверенных школ, 20% дошкольных образовательных учреждений, в 15% учреждений профессионального образования.

Неравномерное комплектование групп, введение в сетку занятий платных услуг в дошкольных образовательных учреждениях.

Не имели лицензии на право предоставления платных дополнительных образовательных услуг 51% школ, 33% дошкольных образовательных учреждений, 20% профессиональных образовательных учреждений.

Аналогичные нарушения выявлены и в ходе настоящей проверки.

Не имеют лицензии на оказание платных услуг УВК N 1665, школа N 1130, ДОУ N 1892 Западного округа.

Не представили лицензии на адрес образовательного учреждения в школе N 696 Западного округа негосударственное образовательное учреждение "Белкор", которое проводит занятия с детьми 1-го класса, Международный центр обучения, осуществляющий преподавание английского языка в школе N 807.

В школе N 422 городского подчинения, например, вся вакансия по английскому языку (94 часа) закрыта за счет привлечения 5 преподавателей центра "Мэри Поппинс". Представленная лицензия этой фирмы на образовательные услуги действительна до 4.11.94 г. и выдана не на адрес школы. Уроки английского языка включены в расписание 1 - 6-ми уроками, обходятся родителям в 40 000 рублей в месяц. Директор школы N 948 Южного округа Шалавин А.А. осуществляет расчеты с НОУ "Мэри Поппинс" наличными.

В школе N 802 Западного округа в классах с углубленным изучением английского языка (7 "А", 4 "А") и спрофилированных на вуз (10 "А", 11 "А") все занятия по углубленному изучению этого предмета являются платными и включены в расписание. Родители платят школе, которая организовала эти платные услуги, по 50 - 60 тыс.рублей в месяц.

Следующая группа жалоб связана со сбором денег на экскурсии, праздники, подарки, оборудование для класса, школы, ремонт помещений. Их можно назвать традиционными, т.к. они существовали и раньше, но добавление их к предыдущим делает ситуацию критической, в результате чего и произошел этот всплеск жалоб родителей. В подтверждение этого вывода можно привести пример по гимназии N 1526 Южного округа.

Сбор денег на нужды школы в начальных классах гимназии составляет по 65 000 рублей в месяц, в средних и старших - по 35 000 рублей. Всего различного оборудования для учебно-воспитательного процесса приобретено на сумму 65 171 000 рублей. Охрана школы в месяц составляет более 9 млн. рублей. За три месяца уже собрано 29 102 000 рублей. Кроме того, в этой гимназии имеются платные дополнительные образовательные услуги: подготовка к школе для детей микрорайона, подготовка в 5-е классы гимназии по английскому языку, русскому языку, математике. Если сюда добавить еще экскурсии, которые в настоящее время тоже стоят очень дорого (экскурсия в Оружейную палату стоит 1 млн. 692 тыс. рублей, на Поклонную гору - 1 млн. 680 тыс. рублей, экскурсия "Из истории московских монастырей" - 860 тыс.руб. и т.д.), то жалобы родителей на сбор денег можно назвать более чем обоснованными.

Из 49 проверенных учреждений не подтвердились жалобы по 14 учреждениям. Не выявлено нарушений в деятельности директоров по выплате компенсации за питание (в 10 школах), в зачислении учащихся в 1-й класс в школу N 1126 городского подчинения, N 303 Северо-Восточного округа, не подтвердилось наличие охраны в школе N 806 Западного округа.

По итогам проведенной инспекцией проверки можно сделать следующие выводы.

Обращения родителей в Московский комитет образования, в городскую инспекцию, в средства массовой информации были обоснованными.

Приказ МКО N 521 доведен до сведения руководителя каждой проверенной школы, однако далеко не всеми выполняется.

За грубые нарушения, связанные со сбором денег с родителей, руководители проверенных учреждений заслуживают наказания.

В связи со сложившимися в Москве условиями, вынуждающими руководителей школ прибегать к услугам охранных фирм, необходимо разработать механизм оплаты их труда, который исключал бы выявленные в ходе проверки нарушения.


______________________________

* Подготовлена городской инспекцией при Московском комитете образования к заседанию коллегии МКО от 27.03.97.



Решение коллегии Московского комитета образования от 27 марта 1997 г. N 6/2 "О неудовлетворительном выполнении приказа Московского комитета образования "О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей обучающихся" (N 521 от 30.12.96)"


Текст решения опубликован в приложении к журналу "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень" "Платные услуги образовалельного учреждения. Справочник", издание 5-е, 2002 г.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.