Обращение Московской городской Думы от 26 марта 2003 г. N 5 "О преобразовании Госстроя России"

Обращение Московской городской Думы от 26 марта 2003 г. N 5
"О преобразовании Госстроя России"


Президенту РФ
В.В. Путину


Уважаемый Владимир Владимирович!


В условиях начавшегося укрепления вертикали исполнительных органов власти в Российской Федерации и широкомасштабной реформы местного самоуправления особое значение приобретает сохранение и укрепление конституционных принципов российского федерализма.

При этом представляется необходимым не только в соответствии со статьями 72 и 77 Конституции Российской Федерации всемерно совершенствовать и укреплять систему исполнительных органов власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, но и освобождать их от излишней опеки и необоснованного вмешательства федеральных органов власти в дела субъектов Российской Федерации, отнесенные в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации к их собственной компетенции.

В связи с этим обращаем Ваше внимание, что законодательство в области архитектуры и градостроительства не содержится в закрытых перечнях статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, то есть не является ни предметом ведения Российской Федерации, ни предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, данная отрасль законодательства, согласно статье 73 Конституции Российской Федерации (остаточный принцип), относится к предметам ведения субъектов Российской Федерации, которые вправе осуществлять по данным вопросам собственное правовое регулирование (часть четвертая статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Федерации в данной сфере будут действовать нормы закона субъекта Федерации (часть шестая статьи 76 Конституции Российской Федерации). При этом у субъектов Российской Федерации не возникает обязанность приводить свое законодательство в данной сфере в соответствие с федеральными законами, так как в этих вопросах субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, и нормы их законов имеют большую юридическую силу, чем нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и федеральных законов.

Устанавливая такие положения в Конституции Российской Федерации, конституционный законодатель исходил из понимания того, что климатические особенности регионов России (Норильск и Сочи, Астрахань и Петропавловск-Камчатский), а также национально-культурные традиции (Татарстан, Тыва, Дагестан, Калининград, Москва, Санкт-Петербург) делают нецелесообразным централизованное установление строительных норм и правил, утверждение генеральных планов городов, навязывание архитектурных стандартов равно как федеральными законами, так и подзаконными нормативными актами Правительства Российской Федерации.

В связи с тем, что органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, согласно статье 77 Конституции Российской Федерации, образуют единую систему только по вопросам совместного ведения, а по вопросам собственного правового регулирования органы власти субъектов Российской Федерации не зависят от федеральных структур, данное конституционное положение организации органов власти федеральный законодатель детализирует и раскрывает применительно к конкретным правовым институтам в области архитектуры и градостроительства.

Так, в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации приводится закрытый перечень вопросов, относящихся к области градостроительства, по которым нормативные акты субъекта Федерации должны приводиться в соответствие с федеральными законами - владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, памятники истории и культуры, обеспечение экологической безопасности, предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, а в статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливается, что органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации только по данным вопросам образуют с органами власти Российской Федерации единую систему.

Однако не трудно заметить, что все данные вопросы принадлежат также к различным другим, смежным с градостроительной, областям законодательства, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, и образуют системы комплексных межотраслевых правовых институтов. При этом в единой системе органов власти по предметам совместного ведения данные вопросы призваны также решаться на различных уровнях органами исполнительной власти, входящими в системы Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации, не относящимися к ведению Госстроя России. Возникает естественный вопрос о целесообразности дублирования данных функций профильных министерств в структурах Госстроя России.

Кроме того, в период 1992 - 2002 годов Госстрой России не проявил себя в достаточной мере в части решения возложенных на него задач по методическому и научному обеспечению реформы жилищно-коммунального хозяйства, созданию системы ипотечного кредитования в России, а также в управлении федеральными проектами, в том числе по восстановлению пострадавших от стихийных бедствий регионов России, по подготовке к юбилею города Санкт-Петербурга, восстановлению Останкинской телебашни, ремонту Большого и Мариинского театров. Понизился также уровень научной и проектной работы в Государственном институте проектирования городов (ГП "Гипрогор"), ЦНИИП градостроительства и многих ведущих профильных институтах федерального подчинения.

С учетом вышеизложенного просим Вас рассмотреть возможность и целесообразность в ходе административной реформы осуществить преобразование Госстроя России, передав его функции, относящиеся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, соответствующим профильным федеральным органам исполнительной власти и учреждениям Академии архитектуры и строительных наук России, закрепив основные полномочия по градостроительному планированию, разрешенному использованию земель и организации строительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации за субъектами Российской Федерации.

При этом представляется желательным и полезным сохранить некоторые координационные и методические функции в области архитектуры и градостроительства на федеральном уровне путем создания нового координирующего органа при Правительстве Российской Федерации или путем преобразования в такой орган Госстроя России.

Мы полагаем, что развитие российского федерализма призвано продолжаться в областях архитектуры, градостроительства, комплексного благоустройства территорий и поселений, создания благоприятной социальной и культурной среды проживания, что особенно важно и необходимо для нашей гигантской социально, национально, культурно и климатически многообразной страны с уникальными укладами жизни, традициями и этнокультурными особенностями ее регионов, и этот процесс должен осуществляться в постоянном взаимодействии между органами власти субъектов Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.


Председатель
Московской городской Думы

В.М. Платонов



Обращение Московской городской Думы от 26 марта 2003 г. N 5 "О преобразовании Госстроя России"


Текст обращения опубликован в Бюллетене "Ведомости Московской городской Думы", 2003 г., N 5


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.