Обращение Московской городской Думы от 16 июля 2003 г. N 7 "О предложении Госстроя России по утверждению Генерального плана развития города Москвы на уровне органов власти Российской Федерации"

Обращение Московской городской Думы от 16 июля 2003 г. N 7
"О предложении Госстроя России по утверждению Генерального плана развития города Москвы на уровне органов власти Российской Федерации"


Председателю Государственного комитета РФ
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Кошману Н.П.


10 июля 2003 года Вы как председатель Госстроя России выступили с публичным заявлением, в котором изложили основные положения будущей Градостроительной доктрины России. В соответствии с ней предусматривается утверждение генеральных планов развития крупных городов Российской Федерации Госстроем России, а генеральных планов развития городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - Правительством Российской Федерации или Президентом Российской Федерации.

Однако законодательство в области архитектуры и градостроительства в соответствии со статьями 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации не является ни предметом ведения Российской Федерации, ни предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а относится к предметам ведения субъектов Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное законодательное регулирование в области архитектуры и градостроительства. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации в этой сфере будут действовать нормы субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Данное конституционное положение закреплено в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в статье 2 которого устанавливается закрытый перечень вопросов в области градостроительства, по которым нормативные акты субъекта Российской Федерации должны приводиться в соответствие с федеральными законами. При этом в статье 24 указанного Кодекса правомерно говорится о том, что органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации только по определенному кругу вопросов (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охрана окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры, обеспечение экологической безопасности, предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий) образуют с органами власти Российской Федерации единую систему.

По вопросам собственно градостроительной деятельности (градостроительное планирование и развитие территорий и поселений, определение видов использования земельных участок, строительство и реконструкция объектов недвижимости) субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, и органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации в этой части не образуют с Госстроем России единой системы органов власти.

При этом вторжение в одностороннем порядке со стороны федеральных органов власти в полномочия городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в области градостроительства, такие как утверждение генеральных планов их развития, с конституционный точки зрения неприемлемо. Эти города являются субъектами Российской Федерации, и в них отсутствует местное самоуправление на городском уровне.

В настоящее время, исходя из имеющихся договоренностей, руководствуясь своей доброй волей, отчасти принимая во внимание нормы устаревшего Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", статья 7 которого нарушает принцип равноправия субъектов Российской Федерации в отношениях с Российской Федерацией, установленный действующей Конституцией Российской Федерации, Московская городская Дума в Уставе города Москвы закрепила порядок согласования Генерального плана развития города Москвы с Правительством Российской Федерации в части выполнения городом Москвой столичных функций. При этом необходимо отметить, что данные нормы Устава города Москвы могут быть изменены в случае уклонения органов власти Российской Федерации от такого согласования.

В случае утверждения федеральным центром в одностороннем порядке всех частей Генерального плана развития города Москвы возникнет противоречие со статьей 73 Конституции Российской Федерации в части разграничения полномочий по предметам ведения и будет нарушен принцип равноправия субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральным центром, что явится основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.

Однако порядок согласования Генерального плана развития города Москвы с Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации возможно установить федеральным законом при наличии доброй воли со стороны органов власти Российской Федерации и обязательного согласия города Москвы, непосредственно выраженного в Уставе города Москвы.

Московская городская Дума просит Вас учесть данную правовую позицию органа законодательной власти города Москвы при разработке Градостроительной доктрины Российской Федерации.


Заместитель Председателя
Московской городской Думы

О.Е.Бочаров



Обращение Московской городской Думы от 16 июля 2003 г. N 7 "О предложении Госстроя России по утверждению Генерального плана развития города Москвы на уровне органов власти Российской Федерации"


Текст обращения опубликован в "Ведомостях Московской городской Думы", 2003 г., N 8


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение