Письмо Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 2 августа 2000 г. N 30-18-705 О пособии для врачей "Медико-организационные подходы к оценке состояния здоровья детей, поступающих в общеобразовательные школы (классы) с углубленным содержанием обучения"

Письмо Комитета здравоохранения Правительства Москвы
от 2 августа 2000 г. N 30-18-705


Комитет здравоохранения Москвы направляет для использования в практической работе пособие для врачей "Медико-организационные подходы к оценке состояния здоровья детей, поступающих в общеобразовательные школы (классы) с углубленным содержанием обучения."

Приложение: на 4-х л.


Заместитель Председателя
Комитета здравоохранения

Лешкевич.И.А.


Медико-организационные подходы к оценке состояния здоровья детей, поступающих в общеобразовательные школы (классы) с углубленным содержанием обучения.
Пособие для врачей
(утв. Секцией по педиатрии Ученого совета Минздрава РФ от 22 мая 2000 г. протокол N 2)


Пособие для врачей разработано НЦ ЗД РАМН в соответствии с решением Коллегии МЗ РФ от 22.10.1997 г. (протокол 15) "О состоянии здоровья и медицинском обеспечении школьников Волгоградской области"

Авторский коллектив: к.м.н. А.Г.Ильин, к.м.н. И.К.Рапопорт, д.м.н. Д.И.Зелинская, к.м.н. И.В.Звездина, д.м.н. проф. Н.Н.Куинджи, к.м.н. М.И.Степанова, С.Р.Кокова, к.м.н. А.П.Цамерян.

Пособие для врачей является документом, способствующим решению вопросов о целесообразности обучения детей с выраженными отклонениями в состоянии здоровья в школах с углубленным содержанием образования. Данный документ разработан впервые и обобщает результаты многолетних научных исследований по оценке состояния здоровья школьников и факторов его определяющих. Рекомендации, изложенные в пособии направлены на профилактику прогрессирования функциональных нарушений и обострения хронических заболеваний у детей школьного возраста.

Пособие для врачей предназначено для педиатров и врачей-специалистов детских амбулаторно-поликлинических и других лечебно-профилактических учреждений, органов управления здравоохранением и образованием.


Введение


За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей разных возрастных групп. Наиболее выраженный рост частоты функциональных расстройств, хронических болезней, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей детей отмечается на этапе школьного обучения.

В настоящее время происходит реформирование системы образования, которое предполагает, в том числе, создание и значительное расширение сети общеобразовательных учреждении (классов) с углубленным содержанием обучения. Результаты научных исследований показывают, что обучение по углубленным программам достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени (особенно при 5-дневной учебной неделе). Для всех школ с углубленным содержанием обучения (гимназий, лицеев и др.) характерно наличие у учащихся психоэмоционального напряжения, сокращения продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе, не соответствующих возрастным потребностям детей. Это приводит к снижению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной систем растущего организма, что способствует формированию различных функциональных расстройств и хронической патологии.

Негативные результаты воздействия высокой учебной нагрузки выявляются при комплексных медицинских обследованиях школьников. Снижение уровня здоровья учащихся в процессе обучения и школах нового вида более выражено, чем в учреждениях с традиционным построением учебного процесса. Среди выпускников школ с углубленным содержанием обучения здоровыми являются только 1 - 3% подростков (среди выпускников массовых школ - 10%), более двух третей - имеют хроническую патологию. У 70% старшеклассников учебных заведений нового вида диагностируется 3 - 5 заболеваний и функциональных расстройств. Распространенность нарушений здоровья среди учащихся таких школ в 1,7 раза выше, чем среди детей, обучающихся и массовых учебных заведениях.

В начале школьного обучения цена его успешности для здоровья ребенка зависит от степени сформированности у него школьно необходимых функций (центральных нервных процессов, речи, двигательной координации мелких мышц кисти и др.). Установлено, что дети, не достигшие к началу обучения необходимой "школьной зрелости", либо совсем не справляются с требованиями учебной программы, либо выполняют их ценой снижения уровня здоровья, т.е. раннее начало систематического обучения является фактором, во многом способствующим формированию нарушений здоровья и развития в процессе обучения. При этом установлено, что раннее начало систематического обучения ведет к возникновению выраженных отклонений в состоянии здоровья уже на начальном этапе образовательного процесса.

В данном пособии впервые обобщены результаты многочисленных научных исследований, позволившие разработать перечень медицинских требований к здоровью детей при поступлении в общеобразовательные школы (классы) с углубленным содержанием обучения.

Настоящий документ составлен с целью уменьшения риска формирования и прогрессирования функциональных нарушений и хронической патологии у школьников, получающих общее образование в школах (классах) с углубленным содержанием обучения. Кроме того, учет состояния здоровья при выборе вида школы будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса (лучшее усвоение предусмотренного объема знаний), снижению финансовых затрат при получении общего среднего образования, а также более рациональному трудоустройству подростков.


Общие положения


При решении вопроса о возможности обучения в школах с углубленным содержанием обучения необходимо учитывать следующее.

1. Подавляющее большинство 7-летних детей обладают должной степенью "школьной зрелости" к моменту поступления в школу. Среди детей, поступающих в школу в 6-летнем возрасте, число "школьно зрелых" не превышает 50%, в то же время почти 90% детей, достигших возраста 6 лет 6 месяцев, являются "готовыми" к систематическому обучению. В связи с этим при приеме детей в школы (классы) с углубленным содержанием обучения целесообразно учитывать так называемую "школьную зрелость" и как показатель, ее характеризующий, - возраст ребенка.

2. У ребенка должен быть нормальный уровень функциональных возможностей ведущих систем организма. Это связано с тем, что повышенные учебные нагрузки общеобразовательных учреждений с углубленным содержанием обучения являются значимым фактором риска формирования расстройств здоровья и развития у детей на одном из самых важных этапов онтогенеза (6 - 18 лет) - в период физиологически обусловленной повышенной чувствительности детского организма к неблагоприятным внешнесредовым воздействиям. Получение общего образования в школах нового вида предъявляет высокие требования к состоянию ведущих функциональных систем ребенка. С этими требованиями он, зачастую, не может справиться без риска потери здоровья. При наличии функциональных нарушений и хронической патологии снижаются учебные возможности и работоспособность учащихся. В результате этого усиливается напряжение ведущих функциональных систем, резко снижаются адаптационные возможности, что, в свою очередь, приводит к прогрессированию патологии.

3. Следует оценивать имеющиеся у ребенка функциональные нарушения и хронические болезни, их возможный прогноз и вероятность снижения социальной адаптации и интеграции ребенка в результате прогрессирования патологии. Это обусловлено тем, что, как правило, в школьном возрасте под влиянием внешнесредовых факторов имеющиеся у ребенка функциональные нарушения или хронические болезни имеют тенденцию к прогрессированию. Важнейшее место среди этих факторов занимает повышенная учебная нагрузка в школах нового вида, приводящая к выраженному нервно-эмоциональному напряжению, увеличению времени школьных и внешкольных занятий, гиподинамии и др. Клиническими признаками прогрессирования расстройств здоровья являются учащение обострений, а также утяжеление клинических проявлений хронических заболеваний и функциональных расстройств. В то же время, уменьшение нервно-эмоционального напряжения, повышение двигательной активности, нормализация режима дня и питания снижают вероятность формирования и прогрессирования нарушений здоровья, способствуют более благоприятному течению патологических процессов. Это доказано многочисленными исследованиями по уменьшению влияния повышенной учебной нагрузки на здоровье детей, обучающихся в тех школах нового вида, где применяются современные оздоровительные и коррекционные технологии.

Представляемые медицинские требования к здоровью детей, поступающих в общеобразовательные школы (классы) с углубленным содержанием обучения, и выносимые на их основании медицинские заключения имеют рекомендательный характер. Наличие у ребенка приводимых в Перечне нарушении в состоянии здоровья не может быть причиной отказа в зачислении в общеобразовательное учебное введение с углубленным содержанием обучения. Однако при этом следует учитывать, что при наличии выраженных или склонных к прогрессированию заболеваний ребенок сможет справляться со значительными учебными нагрузками ценой ухудшения здоровья.

Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка, рекомендации вида учебного заведения, формы и режима обучения выносятся участковым педиатром территориальной поликлиники на основании данного "Пособия для врачей" с учетом всех заболевании и функциональных нарушений, имеющихся у ребенка. При изменении формы обучения в рамках одного общеобразовательного учреждения (переход в класс с повышенным объемом образовательной нагрузки) заключение выносится при представлении и с участием врача. Отделения организации медицинской помощи в образовательных учреждениях детской поликлиники, осуществляющей медицинское обслуживание в данном учебном заведении.

При решении вопроса о целесообразности обучения в школе (классе) с углубленным изучением отдельных предметов принимаются во внимание клинические варианты течения патологии у данного ребенка, форма и стадия заболевания, частота и длительность обострений и ремиссий, степень компенсированности функций поврежденных органов и систем, прогноз заболевания.

Ряд заболеваний, характеризующихся тяжелым, иногда инвалидизирующим клиническим течением и значительно ограничивающих возможности социальной адаптации и интеграции ребенка, не внесены в данный перечень. К таким заболеваниям могут быть отнесены туберкулез, тяжелые формы ревматических болезней, болезни системы крови, выраженные психические расстройства, злокачественные новообразования и состояния после их оперативного и неоперативного лечения и другие. При наличии у ребенка такой патологии вопрос о возможности обучения в учреждении (классе) с повышенным объемом образовательной нагрузки решается строго индивидуально клинико-экспертной комиссией детского амбулаторно-поликлинического учреждения с обязательным привлечением врача-специалиста по профилю патологии.

Медицинское заключение выносится на основании результатов профилактических медицинских осмотров, определенных Приказами МЗ РФ (N 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях" от 30.06.92 и N 60 "Об утверждении инструкции по проведению профосмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов" от 14.03.95., N 151 "О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям" от 07.05.98 г., N 154 "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста" от 05.05.99 г.) и на основании данных медицинского наблюдения, отраженных в медицинской документации - "Истории развития ребенка" (Ф. N 112/у), документах о пребывании в стационарах, амбулаторных карт и выписок консультативно-диагностических центров, диспансеров и других лечебно-профилактических учреждений.

На основании статей 19 и 31 Закона Российской Федерации "Основы законодательства об охране здоровья граждан России" родители детей, не достигших 15 лет (или их законные представители), и сами учащиеся школ в возрасте 15 лет и старше имеют право в доступной форме получить информацию о состоянии здоровья и о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние.

В связи с этим, при вынесении заключения о нецелесообразности поступления ребенка в школу (класс) с повышенными учебными нагрузками участковый педиатр выносит обоснованное решение и проводит разъяснительную беседу с родителями о возможном ухудшении здоровья ребенка в таких школах (классах). (Санитарные правила СП 2.4.2.782-99). В беседе может принять участие врач и администрация образовательного учреждения.

В беседе с родителями следует рассмотреть и обсудить следующие вопросы:

- о состоянии здоровья ребенка, наличии у него функциональных нарушений и/или хронических заболеваний;

- о негативном влиянии на здоровье ребенка фактора интенсивной учебной нагрузки и повышенных требованиях к функциональному состоянию организма школьника в процессе учебной деятельности в школах нового вида;

- о возможности прогрессирования функциональных нарушений и/или хронических заболеваний у ребенка под влиянием психоэмоционального напряжения и возникающих в результате увеличенной учебной нагрузки, сокращения продолжительности сна, двигательной активности, времени пребывания на свежем воздухе и др.

Родителям детей, поступающих в первые классы школ, целесообразно разъяснить результаты медико-психологического тестирования, требования к возрасту поступления ребенка в школу и состоянию его "школьной зрелости".

При зачислении ребенка, страдающего хроническим заболеванием и/или функциональным расстройством, в школу (класс) с углубленным содержанием образования родителям должно быть разъяснено следующее:

- необходимость строгого соблюдения ребенком физиологически обоснованного режима дня и питания;

- необходимость создания ребенку благоприятных условий для выполнения домашних заданий, отдыха и сна;

- целесообразность уменьшения объема или освобождения школьника от дополнительных внешкольных учебных нагрузок;

- целесообразность повышения физической активности ребенка и времени пребывания его на свежем воздухе.

О проведенной беседе, с указанием даты проведения, кратким содержанием беседы и рекомендациями делается запись в "Истории развития ребенка" (ф. N 112/у). Кроме того, заключение и результаты беседы с родителями заносятся в "Медицинскую карту ребенка (для образовательных учреждений)" (ф. N 026/у-99).

При наличии в школе с углубленным содержанием обучения материально-технической базы и соответствующего кадрового обеспечения, необходимых для проведения расширенного спектра оздоровительных и коррекционных мероприятий, медицинские требования для приема в данное учебное заведение могут быть значительно сужены.

В случае зачисления (по настоянию родителей) ребенка с выраженными нарушениями здоровья в школу (класс) с повышенным объемом образовательной нагрузки о решении родителей делается соответствующая запись в "Истории развития ребенка" и "Медицинской карте ребенка (для образовательных учреждений)".

При существенном ухудшении здоровья ребенка в процессе обучения в школе (классе) с углубленным изучением отдельных предметов вопрос о целесообразности дальнейшего обучения в данном учебном заведении решается клинико-экспертной комиссией детской поликлиники по совместному представлению врача учебного заведения и участкового педиатра. Заключение клинико-экспертной комиссии заносится в "Историю развития ребенка" и "Медицинскую карту ребенка (для образовательных учреждений)". О вынесенном заключении сообщается администрации школы. Врач сообщает родителям о решении клинико-экспертной комиссии и о прогрессировании у ребенка функциональных расстройств и/или хронической патологии, угрозе развития (или развитии) осложнений. При этом в настоятельной форме рекомендуется перевод ребенка в массовую школу или в школу, где по расширенной программе организовано проведение оздоровительной, коррекционной и реабилитационной работы с учащимися.

В данном пособии приводятся:

- требования к возрасту поступления ребенка в школу и состоянию его "школьной зрелости" (морфофункциональной готовности), соблюдение которых во многом обеспечивает успешность адаптации к школе и, соответственно, сохранение здоровья ребенка в процессе обучения;

- требования к здоровью детей, поступающих в общеобразовательные школы (классы) с углубленным содержанием обучения - перечень хронических заболеваний и функциональных нарушений, наиболее часто встречающихся среди детей 6-18 лет, которые могут являться относительными медицинскими противопоказаниями для обучения детей в школах с повышенным объемом образовательной нагрузки.


Требования к возрасту ребенка при поступлении в школу


В соответствии с СП 2.4.2.782-99 в первые классы с углубленным содержанием обучения должны приниматься дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей

Обязательным условием для приема в такие классы детей 7-го года жизни является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Прием детей в 1-е классы с углубленным содержанием обучения осуществляется на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению, установленной по данным тестирования его "школьной зрелости".


Состояние здоровья детей, поступающих в общеобразовательные школы (классы) с углубленным содержанием обучения


Приводимые в Перечне медицинских противопоказаний хронические заболевания и функциональные расстройства являются широко распространенными среди детей в возрастном периоде 6 - 18 лет и наиболее часто прогрессирующими под воздействием повышенных учебных нагрузок. Они представлены в соответствии с МКБ - 10 и расположены в порядке уменьшения распространенности в детской популяции соответствующего возраста.

В Перечне сноской "*" отмечены миопия, гиперметропия, амблиопия высокой степени, наличие которых у ребенка может служить ограничением при поступлении в любой класс школы с углубленным содержанием обучения. Это связано с тем, что под влиянием значительного зрительного напряжения может произойти резкое и необратимое ухудшение зрения. Сноской "**" отмечены миопия, гиперметропия, амблиопия средней и слабой степени. При наличии таких нарушений нежелателен прием детей в начальные классы школ нового вида, т.к. такое состояние зрительного анализатора является неблагоприятным с прогностической точки зрения - крайне высок риск быстрого прогрессирования нарушений под влиянием значительной зрительной и нервно-эмоциональной нагрузки при обучении в таких учебных заведениях. Наличие слабой и средней степени заболевания у учащихся старших и средних классов свидетельствует об относительно благоприятном течении патологии зрительного анализатора. В связи с этим, детям с таким вариантом течения заболевания не противопоказано поступление в средние и старшие классы школ с углубленным содержанием обучения.

В Перечне сноской "***" отмечены кифоз, лордоз, сколиоз, юношеский остеохондроз (остеохондропатия) позвоночника. При отсутствии стабилизации данной хронической патологии в условиях значительной статической нагрузки на позвоночник при учебных режимах школ нового вида вопрос о возможности обучения ребенка в средних и старших классах таких школ решается строго индивидуально, независимо от степени деформации позвоночника и выраженности сколиотических изменений.


Хронические заболевания и функциональные нарушения


Некоторые инфекционные и паразитарные болезни:


- туберкулез (А15 - А19);

- хронический вирусный гепатит (В18).


Новообразования и болезни крови, кроветвореных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм:


- злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей (С81 - С96);

- гемолитические анемии (D55 - D59);

- апластические и другие анемии (D60 - D64);

- нарушения свертываемости крови, пурпура и другие геморрагические состояния (диатезы геморрагические, обусловленные нарушением тромбоцитопоэза - тромбоцитопатии, нарушением свертываемости крови - коагулопатии, поражением сосудистой стенки - вазопатии) (D65 - D69);

- отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (первичный и другие иммунодефициты (D80 - D89).


Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ:


- болезни щитовидной железы (Е00 - Е07);

- сахарный диабет (Е10 - Е14);

- ожирение (избыток массы тела > М-2 сигма_R) (Е66);

- недостаточность питания (значительный дефицит массы тела, обусловленный различными причинами, - масса тела < М-1сигма_R и более от должных возрастно-половых показателей по региональным стандартам) (Е40 - Е46);

- задержка полового созревания (Е30.0).


Болезни нервной системы. Психические расстройства и расстройства поведения:


- расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга (последствия энцефалита, менингита и других инфекций, травм центральной и периферической нервной системы, состояния после операций на головном мозге) (F07);

- психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (токсикомании и наркомания) (F10 - F19);

- шизофрения (F20 - F29);

- острые и преходящие психотические расстройства (психозы различной этиологии, психопатии и другие психические расстройства непсихотического характера) (F23 - F44);

- невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (F40 - F48), включая; нейроциркуляторную астению (по гипертоническому, гипотоническому, кардинальному и смешанному типам) (F45.3), а также неврастению (F48);

- расстройства психологического развития (F80 - F89);

- эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F90 - F98);

- системные атрофии, поражающие преимущественно центральную нервную систему (G10 - G13);

- эпизодические и пароксизмальные расстройства (G40 - G47), в т.ч. эпилепсия (G40); эпилептический статус (G41), мигрень (С43);

- расстройства вегетативной [автономной] нервной системы (G90).


Болезни глаза и его придаточного аппарата:


- болезни склеры, роговицы, радужной оболочки и цилиарного тела (в т.ч дегенерация роговицы, наследственные дистрофии роговицы, кератоконус, другие деформации роговицы) (Н15 - Н22);

болезни хрусталика (в т.ч. афакия, катаракта врожденная, приобретенная) (Н25 - Н28);

- болезни сосудистой оболочки и сетчатки (в т.ч. болезни сетчатки посттравматические, воспалительные и дистрофические) (Н30 - Н36);

- злокачественная миопия (осложненная близорукость) (Н44.2);

- болезни зрительного нерва и зрительных путей (в т.ч. частичная атрофия, неврит) (Н46 - Н48);

- паралитическое и другие формы косоглазия (в т.ч.- аккомодационное косоглазие и неаккомодационное косоглазие) (Н49 - Н50);

- гиперметропия высокой*, средней**, легкой** степени (Н52.0);

- миопия высокой*, средней**, слабой** степени (Н52.1);

- астигматизм (Н52.2);

- амблиопия высокой*, средней**, легкой** степени (Н53.0);

- нарушения бинокулярного зрения (при остроте зрения ниже 0,8 - 1,0) (Н53.3).


Болезни уха и сосцевидного отростка:


- болезни среднего уха и сосцевидного отростка, болезни внутреннего уха (в т.ч. хронический гнойный средний отит, отосклероз, адгезивный отит, сопровождающийся тугоухостью III - IV степени) (Н65 - Н80);

- нарушения вестибулярной функции (в т.ч. лабиринтопатии, болезнь Миньера, состояние после операции на среднем ухе) (Н81 - Н82);

- кондуктивная, нейросенсорная потеря слуха (в т.ч. тугоухость III - IV степени) (Н90);

- другая потеря слуха (в т.ч. тугоухость III - IV степени (Н91).


Болезни системы кровообращения:


- хронические ревматические болезни сердца (105 - 109);

- эссенциальная [первичная] гипертензия (110);

- гипертензивная болезнь (гипертоническая болезнь) с преимущественным поражением сердца (111);

- гипертензивная болезнь (гипертоническая болезнь) с преимущественным поражением почек (112);

- вторичная гипертензия (115);

- врожденные аномалии [пороки развития] системы кровообращения (Q20 - Q28).


Болезни органов дыхания:


- хронические болезни нижних дыхательных путей (хронические неспецифические заболевания бронхо-легочной системы) (J40 - J47), в т.ч.

- астма (бронхиальная астма) (J45).


Болезни органов пищеварения:


- язва желудка и двенадцатиперстной кишки (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки) (К25, К26);

- хронический атрофический гастрит, другие гастриты (К29.4, К29.5, К29.6);

-дуоденит (хронический дуоденит, хронический гастродуоденит) (К29.8, К29.9);

- неинфекционный энтерит и колит (К50 - К52);

- хронический холецистит (К81.1);

- другие хронические панкреатиты (хронический панкреатит) (К86.1).


Болезни кожи и подкожной клетчатки:


- атопический дерматит (диффузный нейродермит) (L20);

- другие атопические дерматиты (экзема) (L20.8);

- псориаз (L40).


Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани:


- кифоз, дордоз (М40)***;

- сколиоз (М41)***,

- остеохондроз позвоночника (остеохондропатия) (М42)***;

- остеохондроз периферических костей (остеохондропатия) (М91 - М92)***.


Болезни мочеполовой системы:


- гломерулярные болезни (гломерулонефрит) (N00 - N08);

- тубулоинтерстициальные болезни (пиелонефрит) (N10 - N16);

- интерстициальный (хронический) цистит (N30.1);

- отсутствие менструаций, скудные и редкие менструации (N91);

- обильные, частые и нерегулярные менструации (N92).


------------------------------

* - противопоказано при поступлении в любой класс школы с углубленным содержанием обучения;

** - противопоказано при поступлении в начальные классы школы с углубленным содержанием обучения;

*** - противопоказано при поступлении в средние и старшие классы при условии отсутствия стабилизации хронической патологии.


Председатель Секции по педиатрии
Ученого совета Минздрава РФ
профессор

Л.С.Балева



Письмо Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 2 августа 2000 г. N 30-18-705


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение