Государственный учет недвижимого культурного наследия

Глава V. Государственный учет недвижимого культурного наследия


Статья 15. Общие вопросы государственного учета

1. Государственный учет недвижимого культурного наследия (далее - государственный учет) представляет собой систему мероприятий по специальному учету объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к недвижимому культурному наследию.

2. Государственный учет является основой государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.

3. Недвижимое культурное наследие, а также объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, зоны охраны объектов культурного наследия, историко-культурные заповедники, земли историко-культурного назначения и исторические территории города Москвы подлежат государственному учету независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

4. Государственный учет в целях настоящего Закона включает в себя:

1) выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия;

2) организацию проведения историко-культурных исследований;

3) мониторинг недвижимого культурного наследия;

4) подготовку материалов для проведения государственной историко-культурной экспертизы;

5) подготовку и согласование решений уполномоченных органов государственной власти об охранном статусе объектов недвижимости, изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, установлении границ и режимов использования зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедников, земель историко-культурного назначения и исторических территорий города Москвы;

6) документационное обеспечение государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, формирование, ведение и использование банка данных государственной охраны;

7) формирование и ведение городского реестра недвижимого культурного наследия, раздела Москвы в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, подготовку и публикацию перечней недвижимого культурного наследия, научных тематических каталогов, иных научно-информационных материалов, включая Свод памятников истории и культуры города Москвы;

8) организацию установки на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;

9) подготовку документов с целью представления объекта культурного наследия для отнесения к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или включения в Список всемирного наследия;

10) иные мероприятия, отнесенные федеральным законодательством к мероприятиям по государственному учету.

5. Государственный учет осуществляет государственный орган охраны памятников города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом.

6. Формы специальных документов государственного учета, правила их формирования и ведения, порядок использования определяются государственным органом охраны памятников города Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством.


Статья 16. Выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия

1. Выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в городе Москве осуществляется в процессе историко-культурных исследований, мониторинга недвижимого культурного наследия, а также при проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.

2. Юридическое или физическое лицо, обнаружившее объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, обязано в установленном порядке заявить о нем в государственный орган охраны памятников города Москвы в десятидневный срок с момента обнаружения.

3. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в государственный орган охраны памятников города Москвы поступило заявление об обнаружении, относится к объектам, заявленным для определения историко-культурной ценности (далее - заявленный объект), и подлежит государственной охране в соответствие с федеральным законодательством и настоящим Законом.

4. Государственный орган охраны памятников города Москвы организует научное изучение заявленных объектов, формирование первичной учетной документации и проведение соответствующей государственной историко-культурной экспертизы.


Статья 17. Историко-культурные исследования

1. Историко-культурные исследования проводятся в городе Москве в целях обеспечения государственной охраны и сохранения недвижимого культурного наследия и включают в себя историко-градостроительные исследования, историко-архитектурные исследования, мемориальные исследования, археологические полевые работы и иные виды исследований.

2. Материалы историко-культурных исследований, содержащие выводы и рекомендации по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, подлежат согласованию с государственным органом охраны памятников города Москвы.

Порядок проведения таких исследований, порядок оформления и согласования их материалов определяются государственным органом охраны памятников города Москвы.

Обязательные экземпляры согласованных государственным органом охраны памятников города Москвы материалов историко-культурных исследований подлежат включению в банк данных государственной охраны и являются его неотъемлемой частью.

3. Историко-культурные исследования, указанные в части 2 настоящей статьи, могут выполняться в отношении исторических территорий города Москвы (их частей), а также отдельных объектов недвижимости.

Историко-культурные исследования исторических территорий города Москвы (их частей) выполняются в рамках целевых программ города Москвы по охране недвижимого культурного наследия в соответствии с заданием, выдаваемым государственным органом охраны памятников города Москвы.

Историко-культурные исследования отдельных объектов недвижимости, в том числе земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, выполняются по заказу собственников или пользователей указанных объектов под контролем государственного органа охраны памятников города Москвы.

4. Археологические полевые работы осуществляются юридическими или физическими лицами при обязательном наличии "открытого листа", выдаваемого и регистрируемого в порядке, установленном федеральным законодательством.

5. В необходимых случаях государственный орган охраны памятников города Москвы вправе в установленном порядке организовать проведение дополнительных историко-культурных исследований.


Статья 18. Мониторинг недвижимого культурного наследия

1. Мониторинг недвижимого культурного наследия (далее - мониторинг) осуществляется в целях обновления сведений о недвижимом культурном наследии, проверки их соответствия документам государственного учета и реализации контроля за состоянием недвижимого культурного наследия.

2. Мониторингу подлежит недвижимое культурное наследие независимо от его вида, категории историко-культурной значимости, историко-культурной ценности, технического состояния, формы собственности или ведомственной принадлежности.

3. Мониторинг осуществляется государственным органом охраны памятников города Москвы в пределах его компетенции.

4. Собственники и пользователи недвижимого культурного наследия обязаны содействовать государственному органу охраны памятников города Москвы в проведении мониторинга и предоставлять копии документов, определенных федеральным законодательством и законодательством города Москвы в качестве обязательных для осуществления прав владения, пользования и распоряжения соответствующими объектами недвижимости.

5. Результаты мониторинга оформляются в специальных документах, состав, формы, порядок формирования и ведения которых определяются государственным органом охраны памятников города Москвы.

6. Документы, полученные в результате мониторинга, являются неотъемлемой составной частью банка данных государственной охраны и подлежат бессрочному хранению.


Статья 19. Охранный статус

1. Охранный статус представляет собой особый правовой режим объекта недвижимости, отнесенного в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом к объектам культурного наследия, выявленным объектам культурного наследия или объектам, представляющим историко-культурную ценность, определенный соответствующими требованиями его государственной охраны, сохранения, использования и популяризации.

2. Охранный статус объекта, представляющего историко-культурную ценность, или выявленного объекта культурного наследия возникает с момента вступления в силу решения государственного органа охраны памятников города Москвы об отнесении данного объекта недвижимости соответственно к объектам, представляющим историко-культурную ценность, или к выявленным объектам культурного наследия, вытекающего из соответствующего заключения государственной историко-культурной экспертизы.

3. Объект, обладающий признаками объекта археологического наследия, считается выявленным объектом культурного наследия со дня его обнаружения, учитывается в установленном настоящим Законом порядке в государственном органе охраны памятников города Москвы и подлежит государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с федеральным законодательством.

4. Выявленный объект культурного наследия, за исключением выявленного объекта археологического наследия, приобретает охранный статус объекта культурного наследия соответствующей категории с момента вступления в силу решения Правительства Москвы об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения и включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

5. Выявленный объект археологического наследия, а также иной выявленный объект культурного наследия в случае угрозы его физической утраты или нанесения ему невосполнимого ущерба, установленных на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, при отказе Правительства Москвы отнести данный объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, может быть отнесен к объектам культурного наследия федерального значения в порядке, установленном федеральным законодательством.

6. Представление выявленного объекта культурного наследия для принятия решения об отнесении его к объектам культурного наследия осуществляется государственным органом охраны памятников города Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Объект культурного наследия утрачивает свой охранный статус с момента вступления в силу решения об исключении данного объекта из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, принимаемого в порядке, определенном федеральным законодательством.

8. Выявленный объект культурного наследия, за исключением выявленного объекта археологического наследия, утрачивает свой охранный статус с момента вступления в силу решения Правительства Москвы об отказе отнести данный объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения и включить его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В случае полной физической утраты выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность, либо утраты его предмета охраны, государственный орган охраны памятников города Москвы вправе на основании соответствующего заключения государственной историко-культурной экспертизы принять решение о прекращении охранного статуса данного объекта, если иное не установлено федеральным законодательством.

9. При исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по основанию утраты им историко-культурного значения или в случае принятия решения об отказе отнести выявленный объект культурного наследия к объектам культурного наследия, данный объект может быть в установленном настоящим Законом порядке отнесен к объектам, представляющим историко-культурную ценность.


Статья 20. Изменение категории объекта культурного наследия

1. Изменение категории объекта культурного наследия осуществляется в целях обеспечения соответствия данного объекта требованиям, установленным в отношении объектов культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения.

2. Решение об отнесении объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения к объектам культурного наследия федерального значения принимается в порядке, определенном федеральным законодательством, по согласованию с Правительством Москвы, а в отношении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения - также с соответствующим органом местного самоуправления.

3. Решение об отнесении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения к объектам культурного наследия регионального значения принимается Правительством Москвы по представлению государственного органа охраны памятников города Москвы, подготовленному на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласованному с соответствующим органом местного самоуправления.

4. Решение об изменении категории объекта культурного наследия федерального значения на категорию регионального или местного (муниципального) значения принимается в порядке, определенном федеральным законодательством, по согласованию соответственно с Правительством Москвы или с органом местного самоуправления, на территории которого находится данный объект.

5. Решение об изменении категории объекта культурного наследия регионального значения на категорию местного (муниципального) значения принимается Правительством Москвы по представлению государственного органа охраны памятников города Москвы, подготовленному на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласованному с соответствующим органом местного самоуправления.


Статья 21. Городской реестр недвижимого культурного наследия

1. В целях информационного обеспечения государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия в соответствии с настоящим Законом в городе Москве ведется городской реестр недвижимого культурного наследия (далее - городской реестр).

2. Городской реестр является составной частью банка данных государственной охраны и представляет собой информационную систему города Москвы, содержащую сведения о недвижимом культурном наследии, его территориях, зонах охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедниках, землях историко-культурного назначения и исторических территориях города Москвы.

3. Формирование, ведение и использование городского реестра, раздела Москвы в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также обеспечение единства и сопоставимости их данных осуществляется государственным органом охраны памятников города Москвы в документальном и автоматизированном представлении.

4. Сведения городского реестра являются основными источниками информации о выявленных объектах культурного наследия, объектах, представляющих историко-культурную ценность, объектах, обладающих признаками объекта культурного наследия, границах и режимах использования зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедниках, землях историко-культурного назначения, исторических территориях города Москвы при формировании и ведении иных информационных систем, использующих (учитывающих) данную информацию.

5. Положение о городском реестре недвижимого культурного наследия утверждается Правительством Москвы по представлению государственного органа охраны памятников города Москвы.


Статья 22. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

1. На объекте культурного наследия, расположенном на территории города Москвы, устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию о его предмете охраны (далее также - информационные надписи и обозначения).

2. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется федеральным законодательством.

3. Положение об информационных надписях и обозначениях на объектах культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения утверждается Правительством Москвы по представлению государственного органа охраны памятников города Москвы.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.