г. Тюмень |
Дело N А70-12133/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе на решение от 09.02.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 26.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А70-12133/2010 по заявлению предприятия с иностранными инвестициями открытое акционерное общество "Газтурбосервис" (625014, город Тюмень, площадь Владимира Хуторянского, дом 1, ИНН 7203078728, ОГРН 1027200817852) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (620075, город Екатеринбург, улица Кузнечная, дом 72, ИНН 6658076401, ОГРН 1036603498975) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Другое лицо, участвующее в деле: открытое акционерное общество "Тюменские моторостроители".
В заседании принял участие представитель предприятия с иностранными инвестициями открытое акционерное общество "Газтурбосервис" - Гебель С.И. по доверенности от 30.08.2011 N ГТС-41/2011.
Суд установил:
Предприятие с иностранными инвестициями открытое акционерное общество "Газтурбосервис" (далее - ПИИ ОАО "Газтурбосервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее - РО ФСФР России в УрФО, административный орган) от 12.11.2010 N 62-10-621/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено открытое акционерное общество "Тюменские моторостроители" (далее - ОАО "Тюменские моторостроители").
Решением от 09.02.2011 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 26.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда заявленные ПИИ ОАО "Газтурбосервис" требования удовлетворены.
В кассационной жалобе административный орган, полагая, что при принятии судебных актов судами были неправильно применены нормы материального, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, акт налоговой проверки и решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, запрашиваемые ОАО "Тюменские моторостроители" относятся к числу документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", следовательно, общество обязано хранить их и представлять указанные документы акционеру по его требованию.
В отзыве на кассационную жалобу ПИИ ОАО "Газтурбосервис" просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании представитель ПИИ ОАО "Газтурбосервис" поддержал доводы, изложенные в своем отзыве.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя ПИИ ОАО "Газтурбосервис", суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.08.2010 в адрес ПИИ ОАО "Газтурбосервис" от ОАО "Тюменские моторостроители", владеющего 37% акций направлено требование о предоставлении для ознакомления оригиналов и копий решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 о привлечении к налоговой ответственности ПИИ ОАО "Газтурбосервис" по результатам выездной налоговой проверки и акта налоговой проверки.
В ответ на указанное требование общество письмом от 17.08.2010 N 05-11/664 сообщило о том, что предоставление информации согласно данному запросу статьей 89 Федерального закона от 26.12.1995 N208-ФЗ "Об акционерных обществах" не предусмотрено.
В связи с неполучением в установленный законом срок запрошенных документов, ОАО "Тюменские моторостроители" обратилось в административный орган с жалобой на действия ПИИ ОАО "Газтурбосервис".
По результате проведенной административным органом проверки сделан вывод о нарушении обществом требований статей 89, 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), составлен протокол от 15.10.2010 N 62-10-76/пр-ап о об административном правонарушении и вынесено постановление от 12.11.2010 N 62-10-621/пн о привлечении ПИИ ОАО "Газтурбосервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с выводами административного органа, ПИИ ОАО "Газтурбосервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах определен перечень документов, которые обязано хранить общество.
Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах, (пункт 1 статьи 91 Закона об акционерных обществах).
На основании пункта 2 статьи 91 Закона об акционерных обществах документы, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предоставить им копии документов.
Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ утвердила Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в постановлении от 16.07.2003 N 03-33/пс (далее - Положение от 16.07.2003 N 03-33/пс).
В число документов, подлежащих хранению, включены и документы (согласно перечню, установленному в пункте 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах), которые общество обязано представлять акционерам.
Вместе с тем, как обоснованно указали арбитражные суды, из названного положения не следует, что акт налоговой проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности, относятся к документам, перечисленным в пункте 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах, в том числе к иным документам, обязанность представления которых предусмотрена правовыми актами Российской Федерации.
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный руководителем Федеральной архивной службы России 06.10.2000, на который имеется ссылка в Положении от 16.07.2003 N 03-33/пс, не является тем правовым актом Российской Федерации, о котором упоминается в пункте 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах. Указанный перечень устанавливает сроки хранения определенного вида документов, но не перечень документов, подлежащих представлению по требованию акционеров.
На основании изложенного суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд пришли к правомерному выводу, о том, что затребованные акционером документы не относятся к иным документам, обязанность представления которых предусмотрена правовыми актами Российской Федерации и о которых говорится в пункте 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.02.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-12133/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
АО было оштрафовано за отказ предоставить документы по запросу акционера - акт налоговой проверки и решение о привлечении общества к ответственности.
По мнению контролирующего органа, названные документы относятся к числу тех, которые АО обязано хранить и представлять акционерам по их требованиям.
Суд округа указал на ошибочность такого вывода и пояснил следующее.
Законом об АО определен перечень документов, которые обязано хранить общество. Оно должно обеспечить акционерам доступ к ним.
Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ утверждено ФКЦБ России.
Исходя из него, в число документов, подлежащих хранению, включены и те, которые АО обязано представлять акционерам.
Вместе с тем из названного положения не следует, что акт налоговой проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности относятся к подобным документам.
В указанном положении имеется ссылка на Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций.
Однако этот перечень не является тем правовым актом, о котором говорится в соответствующих положениях Закона об АО.
Данный перечень устанавливает сроки хранения определенного вида документов, но не перечень тех, которые подлежат представлению по требованию акционеров.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2011 г. N Ф04-4596/11 по делу N А70-12133/2010