Общее образование в г. Москве

Глава 3. Общее образование в городе Москве


Статья 4. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст статьи 4


Статья 5. Виды государственных образовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы

1. В целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении общедоступного, бесплатного и качественного общего образования Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Москвы, может создавать предусмотренные настоящей статьей типовые и нетиповые государственные образовательные учреждения:

1) детский сад;

1.1) детский сад для детей раннего возраста;

1.2) детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

2) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому);

3) детский сад компенсирующего вида (с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции ограничений возможностей здоровья одной и более категорий детей);

4) детский сад присмотра и оздоровления (с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

5) детский сад комбинированного вида;

6) центр развития ребенка - детский сад (с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям - познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому);

7) детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;

8) начальная школа - детский сад;

9) начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

10) прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других);

11) специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;

12) начальная общеобразовательная школа;

13) основная общеобразовательная школа;

14) средняя общеобразовательная школа;

17) лицей;

18) общеобразовательная школа-интернат начального общего образования;

19) общеобразовательная школа-интернат основного общего образования;

20) общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования;

21) общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;

22) гимназия-интернат;

23) лицей-интернат;

24) санаторная школа-интернат;

25) санаторно-лесная школа;

28) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

29) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат;

30) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

31) детский дом - школа;

32) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

33) специальная общеобразовательная школа;

41) вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;

42) открытая (сменная) общеобразовательная школа.

2. Нетиповые государственные образовательные учреждения создаются в целях обеспечения возможностей на получение общего образования для детей, проявивших выдающиеся способности, детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, для которых требуется создание особых условий для реализации ими права на образование.

3. Модели нетиповых государственных образовательных учреждений, а также особенности организации образовательного процесса в типовых государственных образовательных учреждениях отрабатываются в рамках экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой на экспериментальных образовательных площадках города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

ГАРАНТ:

См. Положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования г. Москвы, утвержденное приказом Департамента образования г. Москвы от 24 июня 2005 г. N 339


Статья 6. Реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ дошкольного образования в городе Москве

1. Дошкольное образование осуществляется в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также иных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих основную общеобразовательную программу данного уровня различной направленности, в негосударственных образовательных организациях и в семейных (домашних) условиях.

ГАРАНТ:

О развитии системы дошкольного образования в г. Москве см. постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. N 104-ПП

2. Государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Допускается функционирование государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в режиме полного дня, сокращенного дня, продленного дня, круглосуточно, в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольных образовательных учреждений.

3. В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также иных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих программы дошкольного образования, при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения, в установленном порядке могут открываться группы кратковременного пребывания.

Количество групп кратковременного пребывания в учреждении устанавливается в зависимости от потребности населения и условий, созданных для обеспечения образовательного процесса, с учетом санитарных норм.

Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 3 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Группы могут открываться в течение учебного года по мере комплектования.

4. Родители (законные представители) имеют право выбора дошкольного образовательного учреждения с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи.

5. В целях оказания детям социально-психологической поддержки и (или) коррекционно-педагогической помощи органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований - городских округов Троицк и Щербинка (далее - органы местного самоуправления городских округов) создают в учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, условия для проведения диагностико-консультативной работы с детьми, направленной на выявление уровня и особенностей развития ребенка.


Статья 7. Реализация иных общеобразовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях города Москвы

1. Основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Москве реализуются в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, кадетских школах (кадетских школах-интернатах) в порядке, установленном типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, в том числе с особенностями, устанавливаемыми правовыми актами города Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

2. Прогимназия - вид государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающего их разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение в общеобразовательном учреждении любого вида.

3. Кадетская школа - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

4. Кадетская школа-интернат - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

5. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с I (II), V-VI (VII), VII (VIII) класса.

6. Гимназия - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Гимназия может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

7. Лицей - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся VIII-XI, IX-XI, X-XI классов и, по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования, VII-XI классов и формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности.

8. Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа - носителя языка.

9. Средняя общеобразовательная школа "Школа надомного обучения" - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность получения в условиях, адекватных их физическим особенностям, образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, - государственных образовательных стандартов), а также социальную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому).

10. Начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья", основная общеобразовательная школа "Школа здоровья", средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья", центр образования "Школа здоровья" - виды государственных общеобразовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний.

11. Центр образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.

12. Основные и дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и других государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации общеобразовательных программ, а также в негосударственных образовательных организациях.


Статья 8. Формы получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в городе Москве реализуются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Гражданам не может быть отказано в получении образования соответствующего уровня в избранных формах и (или) в их сочетании.

2. Органы исполнительной власти города Москвы и органы местного самоуправления городских округов создают условия для поддержки различных форм получения образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие общеобразовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечиваются средствами компьютерной техники и связи и программным обеспечением.

3. Образовательное учреждение обязано создавать условия и оказывать содействие обучающемуся в получении им образования в избранной форме.

В случае выявления неосвоения обучающимся общеобразовательных программ в избранной им форме общеобразовательное учреждение рекомендует перевод обучающегося на другую форму получения образования, обеспечивающую качественное и своевременное освоение им общеобразовательных программ.

4. Для всех форм получения общего образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, - государственный образовательный стандарт) общего образования.


Статья 9. Виды классов (групп) в государственных образовательных учреждениях и порядок их комплектования

1. В целях максимального удовлетворения потребностей личности в образовательных услугах в государственных образовательных учреждениях города Москвы открываются классы различного уровня и направленности: лицейские, гимназические классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, классы с этнокультурным (национальным) компонентом образования, классы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, спортивные классы (по видам спорта, лечебной физкультуры) и другие.

2. Виды государственных образовательных учреждений, в которых могут открываться классы различного уровня и направленности, порядок их открытия и функционирования определяется правовыми актами города Москвы.

3. Деятельность указанных классов по реализации соответствующих основных и дополнительных общеобразовательных программ, включая разработку требований к приему, содержанию образования и к организации образовательного процесса, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам, осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и правовыми актами города Москвы об аналогичных видах образовательных учреждений, а в части, не урегулированной ими, положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

4. Утратила силу.

Информация об изменениях:

См. текст части 4 статьи 9


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.