г. Тюмень |
|
15 августа 2013 г. |
Дело N А03-8603/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Кокшарова А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.02.2013 (судья Пономаренко С.П.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 (судьи Скачкова О.А., Жданова Л.И., Полосин А.Л.) по делу N А03-8603/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "Бийскэнергосбыт" (659300 Алтайский край, г. Бийск, ул. Советская, 10, ОГРН 1062204041305, ИНН 2204027741) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (659305 Алтайский край, г. Бийск, пер-к Мартьянова, 59/1, ОГРН 1042201654505, ИНН 2204019780) об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Бийскэнергосбыт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 13.01.2012 N 11-25-9/45 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании возместить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 704 300 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.02.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013, признано недействительным решение Инспекции от 13.01.2012 N 11-25-9/45 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; суд обязал Инспекцию возместить Обществу НДС в размере 704 300 руб.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. Инспекция считает, что перевод сумм предварительной оплаты за поставку тепловой и электрической энергии на нового должника и заключение с ним соглашения о зачете взаимных требований не является формой возврата авансовых платежей; что в данном случае не соблюдены условия пункта 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем Общество не имеет право принять к вычету НДС.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против доводов Инспекции, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации Общества по НДС за 1 квартал 2011 года, по результатам которой составлен акт от 02.11.2011 N 4323 и вынесено решение от 13.01.2012 N 11-25-9/45, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 15.03.2012.
Оспариваемым решением Инспекции от 13.01.2012 N 11-25-9/45 Обществу отказано в применении налоговых вычетов в сумме 753 803 руб., ему предложено уплатить налог в сумме 49 503 руб. Одновременно Инспекция вынесла решение от 13.01.2012 N 11-26/9/30 об отказе Обществу в возмещении НДС в сумме 704 300 руб.
Инспекция пришла к выводам об отсутствии у Общества в 1 квартале 2011 года услуг по реализации электрической и тепловой энергии, несоблюдении Обществом установленного пунктом 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации условия о возврате авансовых платежей за тепловую энергию в сумме 4 873 548,67 руб., в том числе НДС в размере 743 423 руб., при переводе долга на ОАО "Бийскэнерго".
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 13.01.2012 N 11-25-9/45, обратилось в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление Общества, исходили из того, что операции по получению авансовых платежей и исчисление с них НДС относятся к налоговым периодам различных месяцев до 1 квартала 2011 года, а вычеты заявлены в декларации за 1 квартал 2011 года, что указанное не является безусловным основанием для отказа Обществу в возмещении сумм НДС, фактически уплаченных с авансовых платежей, впоследствии возвращенных.
Правила пункта 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации условия о возврате авансов как основание для получения налогового вычета по НДС Обществом соблюдено, так как осуществлен перевод долга по обязательству, в связи с неисполнением которого ранее были получены авансовые платежи, и произведен расчет с новым должником.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.
Из уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011 года, представленной Обществом 19.07.2011, следует, что общая сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, составила 49 503 руб.; налоговый вычет заявлен в сумме 753 803 руб. (743 423 руб. + 10 380 руб.); сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, определена в размере 704 300 руб. При этом Общество подтверждает, что реализацию товаров (работ, услуг) в 1 квартале 2011 года не осуществляло, реализация была в предыдущих налоговых периодах (2, 3, 4 кварталы 2010 года), что нашло отражение в бухгалтерском и налоговом учете.
На основании статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В частности, согласно статье 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Статья 391 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает перевод должником своего долга на другое лицо с согласия кредитора.
Поскольку перевод долга влечет правопреемство (замену должника), обязательство первоначального должника переходит к новому в полном объеме.
Из оспариваемого решения Инспекции следует, что с 01.01.2011 Общество не осуществляет реализацию тепловой и электрической энергии, реализация тепловой энергии передана ООО "Бийскэнерго" (реорганизовано в ОАО "Бийскэнерго"), реализация электрической энергии передана ОАО "Алтайэнергосбыт" (на основании Федерального закона "О теплоснабжении" и Решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 08.11.2010 "О применении особого порядка принятия покупателей электрической энергии на обслуживание гарантирующим поставщиком"). Единственным акционером (ОАО "Бийскэнерго") 16.02.2011 принято решение о ликвидации Общества и о назначении ликвидационной комиссии. Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24.10.2011 по делу N А03-12567/2011 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства.
На балансе Общества по состоянию на 31.12.2010 числилась кредиторская задолженность за тепловую энергию по юридическим и физическим лицам в сумме 4 873 548,67 руб., которая образовалась в течение 2010 года в виду поступления на расчетный счет Общества предоплаты от потребителей в счет предстоящих поставок. С полученных авансов начислялся и уплачивался НДС.
В январе 2011 года с письменного согласия кредиторов указанная сумма, в том числе 743 423 руб. НДС, передана в счет взаиморасчетов ОАО "Бийскэнерго".
Согласно протоколу от 31.01.2011 N 114/8 Общество погасило свою задолженность перед ОАО "Бийскэнерго" в сумме 4 873 548,67 руб., в том числе НДС в сумме 743 422,70 руб.
Суды, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства, пришли к выводам, что в рассматриваемом случае гражданско-правовое обязательство Общества по возврату авансовых платежей прекратилось перед первоначальными кредиторами (юридические и физические лица) и перед новым кредитором (ОАО "Бийскэнерго").
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что сумма НДС, исчисленная и уплаченная Обществом в бюджет в размере 743 422,70 руб. с предварительной оплаты, а затем переданная ОАО "Бийскэнерго", последним вновь уплачена в бюджет, что подтверждается справкой, выданной Инспекции во время камеральной налоговой проверки.
Учитывая изложенное, суды указали, что договоры Общества на поставку тепловой и электрической энергии прекратили действие, а суммы предварительной оплаты переведены с согласия кредиторов на нового должника с заключением с ним Обществом соглашения о зачете взаимных требований. Зачет авансовых платежей за тепловую энергию (с НДС в сумме 10 380 руб.) в погашение задолженности по электрической энергии также является формой возврата данных платежей, что соответствует требованиям пункта 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, Общество имеет право принять к вычету НДС, уплаченный в бюджет с ранее полученного аванса.
То обстоятельство, что операции по получению авансовых платежей и исчисление с них НДС относятся к налоговым периодам различных месяцев до 1 квартала 2011 года, а вычеты заявлены в декларации за 1 квартал 2011 года, не является безусловным основанием для отказа Обществу в возмещении сумм НДС, фактически уплаченных с авансовых платежей, впоследствии возвращенных.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, установленных пунктом 3 статьи 172, сумма налога, исчисляемая на основании пункта 6 статьи 166 Кодекса.
При этом пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность возмещения налогоплательщику положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по правилам статьи 166 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Условия и порядок возмещения налога на добавленную стоимость определены статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, само по себе то обстоятельство, что Общество заявило налоговые вычеты в налоговой декларации за иной налоговый период, а не представило уточненную налоговую декларацию, не может служить правовым основанием для лишения его права на обоснованную налоговую выгоду.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Несогласие Инспекции с оценкой судами представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.02.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу N А03-8603/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что сумма НДС, исчисленная и уплаченная Обществом в бюджет в размере 743 422,70 руб. с предварительной оплаты, а затем переданная ОАО "Бийскэнерго", последним вновь уплачена в бюджет, что подтверждается справкой, выданной Инспекции во время камеральной налоговой проверки.
Учитывая изложенное, суды указали, что договоры Общества на поставку тепловой и электрической энергии прекратили действие, а суммы предварительной оплаты переведены с согласия кредиторов на нового должника с заключением с ним Обществом соглашения о зачете взаимных требований. Зачет авансовых платежей за тепловую энергию (с НДС в сумме 10 380 руб.) в погашение задолженности по электрической энергии также является формой возврата данных платежей, что соответствует требованиям пункта 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, Общество имеет право принять к вычету НДС, уплаченный в бюджет с ранее полученного аванса.
...
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, установленных пунктом 3 статьи 172, сумма налога, исчисляемая на основании пункта 6 статьи 166 Кодекса.
При этом пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность возмещения налогоплательщику положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по правилам статьи 166 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Условия и порядок возмещения налога на добавленную стоимость определены статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 августа 2013 г. N Ф04-3717/13 по делу N А03-8603/2012