Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2013 г. N Ф04-5924/13 по делу N А45-29823/2012 (ключевые темы: плательщики страховых взносов - компенсационные выплаты - трудовые обязанности - доплаты - локальный нормативный акт)

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2013 г. N Ф04-5924/13 по делу N А45-29823/2012

 

г. Тюмень

 

1 ноября 2013 г.

Дело N А45-29823/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2013 года.

 

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кокшарова А.А.

судей Перминовой И.В.

Поликарпова Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Шороховой И.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Аякс" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.04.2013 (судья Мануйлов В.П.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 (судьи Колупаева Л.А., Журавлева В.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-29823/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "Аякс" (630005, город Новосибирск, улица Писарева, дом 121, ИНН 5406112716, ОГРН 1025402486438) к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Новосибирска (630007, город Новосибирск, улица Серебренниковская, дом 4/1, ИНН 5406135745, ОГРН 1025402485547) о признании недействительным решения.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Лузарева И.В.) в заседании участвовали представители: закрытого акционерного общества "Аякс" - Визер Н.А. по доверенности от 31.10.2013.

Суд установил:

закрытое акционерное общество "Аякс" (далее - ЗАО "Аякс", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе г. Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Управление ПФ, Пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 03.10.2012 N 064/010/979 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.04.2013, оставленным без изменения постановлением от 18.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований Общества отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами в части, ЗАО "Аякс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что выплаты, произведенные Обществом своим работникам за разъездной характер труда, являются компенсационными выплатами в смысле статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и не подлежат обложению страховыми взносами. При этом Общество указывает, что судами проигнорировано то обстоятельство, что поездки носили регулярный характер, должны оплачиваться регулярно. Кроме того, ЗАО "Аякс" указывает, что процедура рассмотрения материалов проверки отсутствовала.

В отзыве на кассационную жалобу Пенсионный фонд просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласен в полном объеме.

Заслушав представителя Общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив доводы отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что Пенсионным фондом проведена выездная проверка ЗАО "Аякс" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

По результатам проверки Пенсионным фондом принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.09.2012 N 064/010/972-2012, которым Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 2 353,40 руб., а также доначислены страховые взносы в размере 6 211,00 руб. и пени за несвоевременную уплату данных страховых взносов в размере 634,69 руб.

Полагая, что решение Пенсионного фонда от 03.09.2012 N 064/010/972-2012 является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того что, в рассматриваемом случае выплаты, которые были произведены работникам за разъездной характер их труда, полностью соответствуют критерию компенсационных выплат в смысле статьи 129 ТК РФ и являются составной частью заработной платы, в связи с чем подлежали учету в качестве расчетной базы при начислении страховых взносов.

Кроме того, суды исследовали обстоятельства принятия оспариваемого решения Пенсионным фондом. При этом не установили в действиях заинтересованного лица нарушений, влекущих за собой отмену оспариваемого ненормативного акта.

Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе, - индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права пользования произведениями науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащие обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (действует с 01.01.2010).

Так, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).

ТК РФ установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24 - 28 ТК РФ).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.

Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат:

- компенсации, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда;

- компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Согласно части 2 статьи 164 ТК РФ, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или другими федеральными законами.

Статьей 165 ТК РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим к (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

В статье 168.1 ТК РФ указано, что работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками вышеуказанных работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Из содержания указанных норм права следует вывод, что законодатель возложил на работодателя обязанность по возмещению расходов работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ЗАО "Аякс" оплачивает своим сотрудникам служебные поездки в городском общественном транспорте в размере 2 000 руб. за полный рабочий месяц, на основании дополнительного соглашения к трудовому договору.

Фиксированную сумму нельзя рассматривать как компенсационную выплату, поскольку сотруднику не возмещаются фактически понесенные им расходы, фактически от размера понесенных затрат указанные выплаты не зависят.

При этом ЗАО "Аякс" не указало, какие конкретно расходы несли работники заявителя, и не представило в материалы дела документов, подтверждающих данные расходы. У заявителя отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий перечень расходов работников, подлежащий компенсации работодателем в размере 2 000 руб. за полный рабочий месяц.

Учитывая изложенное, суды сделали обоснованный вывод о том, что спорные выплаты полностью соответствуют критерию компенсационных выплат в смысле статьи 129 ТК РФ и являются составной частью заработной платы. Назначение и характер спорных выплат, произведенных работникам, свидетельствуют о том, что данные выплаты обусловлены трудовыми отношениями, связаны напрямую с трудовой деятельностью, выплачивались работникам именно в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей, носят систематический характер и выплачиваются постоянно. Данные выплаты, произведенные Обществом своим работникам, не могут быть отнесены к выплатам, предусмотренным главами 24 - 28 ТК РФ, по своей сути носят компенсационный характер в смысле статьи 129 ТК РФ и относятся к заработной плате. Следовательно, они являются элементами оплаты труда и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, при этом не имеет правового значения ни их название, ни способ формирования источника выплат данных сумм.

Доводов в отношении судебных актов в части обоснованности начисленных страховых взносов по выплатам связанным с обучением работников кассационная жалоба не содержит. В связи с чем в данной части судебные акты не подлежат оценке судом кассационной инстанции.

В части доводов Общества о неисследовании судами обстоятельств нарушения Пенсионным фондом порядка вынесения оспариваемого решения кассационная инстанция указывает следующее.

Суд первой инстанции эти обстоятельства исследовал и не установил со стороны Пенсионного фонда существенных нарушений, которые бы могли повлечь за собой отмену оспариваемого решения.

В своей кассационной жалобе Общество также не приводит доказательств, которые подтверждают наличие таких нарушений и которые не исследовали суды.

Как установлено судами, ЗАО "Аякс", в отношении которого проводилась проверка, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения акта, 16.08.2012 к 11-00 часов явку своего представителя не обеспечило.

На основании имеющихся в Пенсионного фонда сведений, а также представленных возражений на акт выездной проверки 03.09.2012, заместителем начальника Управления ПФ вынесено решение N 064/010/972-2012 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Закона N 212-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

Поскольку в распоряжении Пенсионного фонда были все необходимые документы, представленные плательщиком страховых взносов, а также возражения на акт выездной проверки от 20.07.2012 N 064/010/972-2012, участие лица, в отношение которого проводилась проверка, при вынесении решения не являлось для заинтересованного лица обязательным, право на представление возражений (пояснений) при вынесении оспариваемого решения ЗАО "Аякс" было реализовано в полном объеме.

Таким образом, требование законодательства о страховых взносах об извещении о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, было исполнено.

При данных обстоятельствах, довод заявителя о нарушении порядка привлечения плательщика страховых взносов к ответственности неоснователен.

Доводы, изложенные Обществом в кассационной жалобе, повторяют его позицию по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Новосибирской области и Седьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.

При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 19.04.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.07.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-29823/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

А.А. Кокшаров

 

Судьи

И.В. Перминова
Е.В. Поликарпов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"На основании имеющихся в Пенсионного фонда сведений, а также представленных возражений на акт выездной проверки 03.09.2012, заместителем начальника Управления ПФ вынесено решение N 064/010/972-2012 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Закона N 212-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов."