Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2015 г. N Ф04-16385/15 по делу N А45-8268/2014

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2015 г. N Ф04-16385/15 по делу N А45-8268/2014

 

г. Тюмень

 

10 марта 2015 г.

Дело N А45-8268/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2015 года.

 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Буровой А.А.

судей Перминовой И.В.

Чапаевой Г.В.

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сибэнергоремонт" на решение от 23.09.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Шашкова В.В.) и постановление от 27.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-8268/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Сибэнергоремонт" (630032, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Станционная, д. 2а, ИНН 5404100440, ОГРН 1025401488463) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Новосибирска (630054, г. Новосибирск, ул. Костычева, 20, ИНН 5404239731, ОГРН 1045401536883) о признании недействительными решений.

В заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Сибэнергоремонт" Мищенко Н.Ю. по доверенности от 02.03.2015 N 47.

Суд установил:

открытое акционерное общество "Сибэнергоремонт" (далее - Общество, заявитель, ОАО "Сибэнергоремонт", налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 14.03.2013 N 1 об отмене решения реструктуризации задолженности перед областным бюджетом Новосибирской области по налогу на пользователей автомобильных дорог и начисленным пеням и штрафам по этому налогу и решения от 01.07.2013 N 15255 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств.

Решением от 23.09.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 27.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что судами в нарушение положений статей 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 15, 17 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) не была дана оценка всем доводам налогоплательщика. Кроме того, Общество ссылается на пропуск налоговым органом срока на бесспорное взыскание пеней, предусмотренного статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Налогоплательщик также считает, что, обжаловав оспариваемые ненормативные акты в вышестоящий налоговый орган и обратившись после получения соответствующего решения в арбитражный суд, не пропустил установленный в статье 198 АПК РФ срок на подачу заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва, заслушав представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Губернатора Новосибирской области от 05.12.2012 N 219 отменено постановление от 20.03.2002 N 275 "О реструктуризации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом Новосибирской области по налогу на пользователей автомобильных дорог и начисленным пеням и штрафам по этому налогу" (далее - Постановление N 275).

В связи с прекращением действия Постановления N 275 налоговый орган принял решение от 14.03.2013 N 1 об отмене решения от 24.03.2002 о реструктуризации задолженности ОАО "Сибэнергоремонт" перед областным бюджетом Новосибирской области по налогу на пользователей автомобильных дорог и начисленным пеням и штрафам по этому налогу (далее - решение от 14.03.2013 N 1).

В связи с отменой реструктуризации заявителю направлено требование от 31.05.2013 N 4553 (уточненное) об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Поскольку требование не было исполнено, налоговый орган принял 01.07.2013 решение N 15255 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств (далее - решение от 01.07.2013 N 15255).

Полагая, что решение от 14.03.2013 N 1 и решение от 01.07.2013 N 15255 являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводам о соответствии решения от 14.03.2013 N 1 действующему законодательству; о принятии решения от 01.07.2013 N 15255 с соблюдением порядка и срока, предусмотренных положениями статьи 46 НК РФ.

Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных по делу.

Постановлением N 275 утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом Новосибирской области по налогу на пользователей автомобильных дорог и начисленным пеням и штрафам по этому налогу (далее Порядок), согласно которому реструктуризация задолженности юридических лиц перед областным бюджетом проводится в период с 2002 года по 2012 год.

В соответствии с пунктом 1 Порядка решение о реструктуризации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом в соответствие приложенным графиком принимается комиссией Администрации Новосибирской области по реструктуризации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом Новосибирской области, созданной на основании постановления Главы Администрации Новосибирской области от 16.07.2001 N 633 "О реструктуризации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом Новосибирской области".

Как следует из материалов дела, на основании решения комиссии Администрации Новосибирской области по реструктуризации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом от 03.06.2002 N 2321-06/07 была реструктуризирована задолженность ОАО "Сибэнергоремонт" по налогу на пользователей автодорог в сумме 2 501 900 руб., а также по начисленным пеням, штрафам указанного налога - 4 569 900 руб.

Решением комиссии Администрации Новосибирской области от 02.11.2009 N 1354-07/32 в связи с оплатой налога и по заявлению налогоплательщика ОАО "Сибэнергоремонт" предоставлена отсрочка по уплате в 2009 году реструктурированной задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог с согласованием графиков по уплате в 2010 - 2012 годах.

Согласно графикам погашения задолженности по пеням в сумме 3 991 300 руб. и штрафам в сумме 7 350 руб. срок оплаты реструктурированной суммы истекает во 2 квартале 2012 года.

Начиная с 4 квартала 2011 года (3 последних срока уплаты) ОАО "Сибэнергоремонт" не исполнялись обязательства по уплате пеней и штрафов, задолженность по пеням составила 1 197 390 руб., по штрафам 2 205 руб.

Согласно пункту 7 Порядка юридическое лицо утрачивает право на осуществление реструктуризации задолженности в случаях нарушения согласованного графика погашения реструктуризированной задолженности; не полной уплаты процентов, начисляемых на сумму непогашенной задолженности. В этом случае налоговый орган в течение 10-ти дней письменно уведомляет юридическое лицо и департамент финансов и налоговой политики Новосибирской области о невыполнении условий реструктуризации.

Комиссия Администрации Новосибирской области в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления от департамента финансов и налоговой политики Новосибирской области выясняет экономическое состояние организации и принимает следующие решения: об отмене ранее принятого решения о реструктуризации задолженности; о сохранении права юридического лица на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам в связи с возможностью ликвидации юридическим лицом образовавшейся задолженности в течение 90 дней с момента нарушения сроков уплаты, установленных графиком реструктуризации задолженности; о сохранении права юридического лица на реструктуризацию задолженности в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих выполнению графика реструктуризации. Решения комиссии направляются в налоговый орган.

Судами установлено, что Инспекция в адрес Администрации Новосибирской области неоднократно направляла уведомления о неисполнении ОАО "Сибэнергоремонт" графика платежей; уполномоченный орган на основании указанных уведомлений не принял решение об отмене ранее принятого решения о реструктуризации от 02.11.2009 N 1354-07/32 или решение о сохранении права на реструктуризацию, чем фактически сохранил право заявителя на реструктуризацию; в связи с завершением срока реструктуризации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом Новосибирской области постановлением губернатора Новосибирской области от 05.12.2012 N 219 Постановление N 275 признано утратившим силу с 01.01.2013, что послужило основанием для принятия налоговым органом 14.03.2013 решения об отмене реструктуризации задолженности в отношении налогоплательщика и восстановлении в карточке расчетов с бюджетом по налогу на пользователей автомобильных дорог задолженности ОАО "Сибэнергоремонт" по пеням в размере 1 197 390 руб., по штрафам в размере 2 205 руб., о чем было сообщено налогоплательщику заказным письмом от 15.03.2013 N03-09/003547.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.03.2005 N 13054/04, реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки уплаты налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога.

Из правого анализа статей 64, 68 НК РФ следует, что отмена реструктуризации не прекращает обязанности по уплате налога и (или) сбора. Основания, запрещающие налоговой инспекции взыскивать в бесспорном порядке суммы налогов и пеней, ранее включенные в реструктурируемую задолженность, налоговым законодательством не предусмотрены. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности по налогам в случае прекращения действия рассрочки установлен в статье 68 НК РФ.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая также, что обстоятельства принятия и направления в адрес налогоплательщика требования об уплате задолженности от 31.05.2013 N 4553, неисполнение которого повлекло вынесение Инспекцией оспариваемого решения N 15255, были исследованы арбитражным судом при рассмотрении дела N А45-10649/2013, судебными актами, вступившими в законную силу, в удовлетворении требований Обществу о признании недействительным требования от 31.05.2013 N 4553 было отказано, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения Порядка и нормы налогового законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых в рамках настоящего дела решения от 14.03.2013 N 1 об отмене решения о реструктуризации задолженности ОАО "Сибэнергоремонт" перед областным бюджетом Новосибирской области по налогу на пользователей автомобильных дорог и начисленным пеням и штрафам по этому налогу и решения от 01.07.2013 N 15255 о взыскании с заявителя задолженности за счет денежных средств на его счетах в банках.

Довод Общества о пропуске Инспекцией срока на бесспорное взыскание спорной задолженности судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку не нашел своего подтверждения в ходе кассационного производства.

Ссылка налогоплательщика на отсутствие в материалах дела письма от 07.03.2013 N 03.1-10/633/22 кассационной инстанцией не принимается как основание к отмене (изменению) судебных актов, поскольку не свидетельствует об ошибочности сделанных судами выводов относительно законности оспариваемых решений и не освобождает последнего от обязанности оплатить спорную задолженность, доказательства обращения заявителя при рассмотрении дела с ходатайством об истребовании указанного письма у налогового органа не представлены.

Не установлены кассационной инстанцией и процессуальные нарушения, которые могли бы повлечь принятие судами первой и апелляционной инстанций неправильных судебных актов.

Довод налогоплательщика о неправомерном отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока для обращения в суд был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку оспариваемые решения приняты налоговым органом в 2013 году, а именно: 14.03.2013 и 01.07.2013, когда отсутствовал обязательный досудебный порядок обжалования для таких ненормативных актов, в арбитражный суд налогоплательщик обратился 29.04.2014, то есть с пропуском срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, уважительных причин пропуска срока не установлено судами, доказательств несвоевременного направления налогоплательщику оспариваемых решений не представлено.

Таким образом, судами обеих инстанций исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, приняты законные и обоснованные судебные акты, оснований для переоценки выводов судов кассационная инстанция не имеет.

При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 23.09.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 27.12.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-8268/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

А.А. Бурова

 

Судьи

И.В. Перминова
Г.В. Чапаева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Судами установлено, что Инспекция в адрес Администрации Новосибирской области неоднократно направляла уведомления о неисполнении ОАО "Сибэнергоремонт" графика платежей; уполномоченный орган на основании указанных уведомлений не принял решение об отмене ранее принятого решения о реструктуризации от 02.11.2009 N 1354-07/32 или решение о сохранении права на реструктуризацию, чем фактически сохранил право заявителя на реструктуризацию; в связи с завершением срока реструктуризации задолженности юридических лиц перед областным бюджетом Новосибирской области постановлением губернатора Новосибирской области от 05.12.2012 N 219 Постановление N 275 признано утратившим силу с 01.01.2013, что послужило основанием для принятия налоговым органом 14.03.2013 решения об отмене реструктуризации задолженности в отношении налогоплательщика и восстановлении в карточке расчетов с бюджетом по налогу на пользователей автомобильных дорог задолженности ОАО "Сибэнергоремонт" по пеням в размере 1 197 390 руб., по штрафам в размере 2 205 руб., о чем было сообщено налогоплательщику заказным письмом от 15.03.2013 N03-09/003547.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.03.2005 N 13054/04, реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки уплаты налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога.

Из правого анализа статей 64, 68 НК РФ следует, что отмена реструктуризации не прекращает обязанности по уплате налога и (или) сбора. Основания, запрещающие налоговой инспекции взыскивать в бесспорном порядке суммы налогов и пеней, ранее включенные в реструктурируемую задолженность, налоговым законодательством не предусмотрены. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности по налогам в случае прекращения действия рассрочки установлен в статье 68 НК РФ."