г. Тюмень |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А45-12879/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Новосибирской таможни на постановление от 28.11.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Сбитнев А.Ю., Усанина Н.А.) по делу N А45-12879/2016 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Даксмед Импорт" (630132, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 15, 130, ОГРН 1115476165078, ИНН 5407472006) к Новосибирской таможне (630015, г. Новосибирск, ул. Королева, 40, ИНН 5406017276, ОГРН 1025400531584) о признании действий незаконными.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Свиридова Г.В. до перерыва, судья Шашкова В.В. после перерыва) в заседании участвовали представители:
от Новосибирской таможни - Паздникова И.А. по доверенности от 18.11.2016 N 06-05/18415;
от общества с ограниченной ответственностью "Даксмед Импорт" - Дубровский В.А. по доверенности от 02.02.2017 N 1, Пыклик О.О. по доверенности от 02.02.2017 N 01/1, Девицын Д.В. по доверенности от 13.02.2017 N 02.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Даксмед Импорт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Новосибирской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) по отказу в выпуске товара без уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением от 12.09.2016 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенков Д.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 28.11.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы Таможня указывает на то, что из буквального толкования примечания 1 к Перечню медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень), следует, что таможенные органы при разрешении вопроса о предоставлении льготы должны руководствоваться, прежде всего, кодом товарной номенклатуры (далее - ТН ВЭД), но, с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93, при этом код ОКП и код товарной номенклатуры товара должны находиться в рамках одного пункта Перечня. Вместе с тем код ввезенного Обществом товара по ОКП, указанный в регистрационном удостоверении, и код ТН ВЭД, заявленный Обществом при декларировании, находятся в разных пунктах Перечня, в связи с чем спорный товар не подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 и не освобождается от уплаты НДС.
Общество возражает против доводов Таможни согласно к отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 17.03.2015 N 2015-1, заключенного между Обществом (покупатель) и продавцом - иностранной компанией, заявителем ввезен товар - устройства для проведения эндоваскулярных манипуляций - стенты, спирали, система защиты от дистальной эмболии Spyder, всего 89 штук, код по ОКП 943600, код ТН ВЭД 9021 909009, который задекларирован в качестве товара N1 по декларации на товар (далее - ДТ) N 10609050/119316/0003640.
В отношении ввезенного товара N 1 Обществом была заявлена льгота по уплате НДС "ОООО-ХТ" - освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию важнейших и жизненно необходимых изделий.
В качестве документов, подтверждающих соблюдение условий для применения льготы по уплате таможенных платежей, заявителем представлены декларация о соответствии, регистрационное удостоверение.
По результатам таможенного контроля декларации 16.03.2016 Таможней в связи с несоблюдением условий выпуска товаров, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) - неуплата суммы НДС в установленные сроки, было отказано в выпуске товара N 1 без уплаты НДС, начислена сумма НДС к оплате.
Обществом на спорное оборудование подана декларация на товары N 10609050/170316/0003965, НДС уплачен, 18.03.2016 товар Таможней выпущен.
Не согласившись с действиями Таможни по отказу в выпуске товаров без уплаты НДС, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что товар N 1 по декларации на товары N 10609050/119316/0003640, имеющий классификационный код ТН ВЭД 9021 909009 и код ОКП 943600, не подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 и не освобождается от уплаты НДС.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия Таможни, выразившиеся в отказе в выпуске товара N 1 без уплаты НДС, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества.
Формулируя вывод о том, что задекларированный Обществом товар подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорный товар, имеющий классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 909009 и код ОКП 943600 относится к важнейшим и жизненно необходимым медицинским изделиям; доказательств того, что этот товар неправильно классифицирован по кодам ОКП и ТН ВЭД, не представлено; из примечания N 1 к Перечню следует, что достаточно лишь одной ссылки на код ОКП в отношении медицинских товаров, классифицированных в соответствии с кодом ТН ВЭД, в пределах одной группы.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ТК ТС - выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении необходимых требований и условий для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 201 ТК ТС предусмотрено, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 2 статьи 74 ТК ТС, льготы по уплате НДС при ввозе товаров устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза, действующим на дату регистрации таможенной декларации на товары.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождается от налогообложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
В соответствии с пунктом 6 раздела I указанного Перечня (в редакции на дату регистрации ДТ), не подлежат обложению НДС: "инструменты зондирующие, бужирующие 94 3600 (зонды; бужи; катетеры; трубки, канюли), из 9018 (ТН ВЭД)".
Согласно части 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Совет Евразийской экономической комиссии решением от 16.07.2012 N 54 утвердил единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Классификация товаров по кодам ТН ВЭД осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4), исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация по ТН ВЭД производится для целей таможенного декларирования, которое осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Таможенным органом, осуществляющим таможенные операции в отношении ввозимых товаров, решение об освобождении от уплаты НДС при ввозе медицинских товаров в Российскую Федерацию принимается с учетом примечаний к Перечню, а также при выполнении иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Осуществляя нормативно-правовое регулирование по установлению перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат обложению НДС, Правительство Российской Федерации с учетом действующего таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства в сфере охраны здоровья установило наименование товаров по кодам ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС, определив, что для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по ОКП ОК 005-93.
Из совокупности приведенных норм следует, что подтверждением права на льготу в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий являются в совокупности: наличие на указанное изделие регистрационного удостоверения; наличие изделия с соответствующим кодом ТН ВЭД и ОКП в Перечне.
Как усматривается из материалов дела, в подтверждении заявленных сведений о применении льготы по уплате НДС Обществом предоставлены - декларация о соответствии N РОСС US.МН08.Д01583 от 04.12.2015; регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2741 от 07.07.2015.
Согласно регистрационному удостоверению ввезенный Обществом товар - устройство для проведения эндоваскулярных манипуляций относится к медицинским изделиям производства компании "ев3 Инк.", США, и имеет код ОКП 943600. При таможенном декларировании Обществом заявлен код ТН ВЭД 9021 909009.
Суд апелляционной инстанции, установив, что задекларированный заявителем товар относится к важнейшим и жизненно необходимым медицинским изделиям, классификационные коды товара (код ОКП 943600 и код ТН ВЭД 9021 909009) указаны в одном разделе Перечня, пришел к выводу о том, что товар N 1 подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 и НДС не облагается, в связи с чем действия Таможни по отказу в выпуске являются незаконными и нарушающими права заявителя.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, для применения соответствующей льготы по НДС указанные в пункте 6 Перечня медицинские товары - инструменты зондирующие, бужирующие (зонды; бужи; катетеры; трубки, канюли) с кодом ОКП 943600 должны соответствовать коду ТН ВЭД 9018, а не коду 9021 909009, указанному в ДТ N 10609050/119316/0003640.
Принимая во внимание, что Перечень обуславливает обязательное совпадение кода ТН ВЭД, с одной стороны, и кода по ОКП ОК 005-93, с другой стороны, то есть указанные коды должны находится в рамках одного пункта Перечня, учитывая, что в рассматриваемом случае данное условие Обществом не подтверждено, вывод суда первой инстанции о том, что товар N 1 по ДТ N10609050/119316/0003640 не подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N1042 и не освобождается от уплаты НДС, является правильным.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, которым был утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежала обложению НДС, и в соответствии с которым Общество было освобождено от уплаты НДС как при ввозе в Российскую Федерацию указанных товаров, так и при их реализации на территории Российской Федерации, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042. При этом принадлежность медицинской техники к Перечню определялась только кодом по ОКП.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по ОКП ОК 005-93.
Таким образом, действия Таможни по отказу в выпуске товара без уплаты НДС являются правомерными.
Учитывая изложенное, выводы суда апелляционной инстанции об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, что является основанием для отмены судебного акта в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебный акт суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования Общества подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 28.11.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12879/2016 отменить. Оставить в силе решение от 12.09.2016 Арбитражного суда Новосибирской области по настоящему делу.
Отменить меры по приостановлению исполнения постановления от 28.11.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12879/2016, принятые определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.12.2016.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции правомерно отмечено, что постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, которым был утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежала обложению НДС, и в соответствии с которым Общество было освобождено от уплаты НДС как при ввозе в Российскую Федерацию указанных товаров, так и при их реализации на территории Российской Федерации, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042. При этом принадлежность медицинской техники к Перечню определялась только кодом по ОКП.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по ОКП ОК 005-93."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф04-6848/16 по делу N А45-12879/2016