г. Тюмень |
|
14 апреля 2017 г. |
Дело N А70-10468/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области на решение от 26.10.2016 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бадрызлова М.М.) и постановление от 26.01.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-10468/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский инвестиционный институт ТЭК" (625002, Тюменская область, г.Тюмень, ул.Комсомольская, 49, ОГРН 1137232038888, ИНН 7203295747) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (625009, Тюменская область, г.Тюмень, ул. Товарное шоссе, 15, ОГРН 1077203060230, ИНН 7204117779) о признании заявления по форме Р13001 от 01.06.2016 и изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, сведений, содержащихся в заявлении и документах - достоверными; о признании недействительным решения от 08.06.2016 N 8433А.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Русский инвестиционный институт ТЭК" - Лошкарев Е.И. по доверенности от 22.08.2016;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области - Ташланова Т.Б. по доверенности от 18.01.2017 N 03-21/000259.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русский инвестиционный институт ТЭК" (далее - Общество, ООО "РИИТЭК") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании заявления Общества по форме Р13001 от 01.06.2016 и изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, сведений, содержащихся в заявлении и документах - достоверными; о признании недействительным решения от 08.06.2016 N 8433А.
Решением от 26.10.2016 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Инспекции от 08.06.2016 N 8433А об отказе в государственной регистрации, на налоговый орган возложена обязанность после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем проведения регистрации изменений в учредительных документах на основании заявления Общества по форме Р13001 от 01.06.2016 (вх. 8433А).
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы Инспекции несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что 08.02.2016 протоколом внеочередного общего собрания N 13 участники Общества приняли решение о реорганизации в форме присоединения ООО "РИИТЭК-Н" к ООО "РИИТЭК".
Также 08.02.2016 решением N 4 единственным участником ООО "РИИТЭК-Н" принято решение о реорганизации в форме присоединения. ООО "РИИТЭК-Н" и ООО "РИИТЭК" утвержден договор о присоединении и передаточный акт.
23.05.2016 совместным общим собранием участников ООО "РИИТЭК-Н" и ООО "РИИТЭК" утвержден уставный капитал и устав Общества.
01.06.2016 ООО "РИИТЭК" обратилось в налоговый орган с заявлением по форме Р13001 о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Решением Инспекции от 08.06.2016 Обществу отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Основанием для отказа в государственной регистрации изменений послужил факт нарушения Обществом требований пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), согласно которому факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения.
Не согласившись с данным решением Инспекции, заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - Управление), по результатам рассмотрения которой Управлением принято решение от 07.07.2016 N 312 об оставлении жалобы Общества без удовлетворения, решения налогового органа - без изменения.
Полагая, что решение Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и интересы, ООО "РИИТЭК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 14, 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), статьи 17 Закона N 14-ФЗ, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о неправомерном отказе налоговым органом Обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Формулируя данный вывод, суды исходили из того, что поскольку увеличение уставного капитала является следствием реорганизации двух обществ, а не принятием решения общего собрания участников одного общества о его увеличении в порядке пункта 3 статьи 17 Закона N 14-ФЗ, то нотариальное удостоверение такого решения не требуется. При этом суды учли информацию Федеральной налоговой службы от 29.08.2016, в которой изложен аналогичный вывод.
Исходя из изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии у Инспекции оснований для вывода о недостоверности сведений, указанных в документах, предоставленных Обществом на государственную регистрацию изменений, и, учитывая, что иных оснований отказа, предусмотренных Законом N 129-ФЗ, Инспекцией в оспариваемом решении приведено не было, обоснованно признали оспариваемое решение незаконным.
Довод Инспекции о том, что сведениями, содержащимися в информационном письме Федеральной налоговой службы от 29.08.2016, нельзя руководствоваться по той причине, что оно носит лишь рекомендательный характер, был предметом оценки суда апелляционной инстанции, получил должную правовую оценку, отраженную в судебном акте.
Данное письмо, действительно, не является нормативно-правовым актом. Однако оно ориентирует налоговые органы и организации на соблюдение именно такого порядка подачи документов при реорганизации юридических лиц, а его содержание соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений (в данном случае пункта 3 статьи 17 Закона N 14-ФЗ).
Кассационная инстанция считает необходимым отметить, что позиция налогового органа относительно писем Федеральной налоговой службы является непоследовательной: ссылаясь на невозможность применения писем Федеральной налоговой службы в одном случае, Инспекция при изложении своей позиции также ссылается на другое письмо Федеральной налоговой службы от 24.02.2015 N ГД-3-4/743@ (которое тоже нормативно-правовым актом не является, более того к рассматриваемым правоотношениям не относится, поскольку разъясняет порядок принятия (оформления) решения об увеличении уставного капитала, как общим собранием участников общества, так и его единственным участником, т.е. в отличие от предыдущего письма (информации) не комментирует спорный вопрос, касающийся увеличения уставного капитала в связи с реорганизацией).
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию Инспекции с выводами судов, направлены на их переоценку, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Полномочия вышестоящего суда по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.10.2016 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.01.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10468/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Формулируя данный вывод, суды исходили из того, что поскольку увеличение уставного капитала является следствием реорганизации двух обществ, а не принятием решения общего собрания участников одного общества о его увеличении в порядке пункта 3 статьи 17 Закона N 14-ФЗ, то нотариальное удостоверение такого решения не требуется. При этом суды учли информацию Федеральной налоговой службы от 29.08.2016, в которой изложен аналогичный вывод.
Исходя из изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии у Инспекции оснований для вывода о недостоверности сведений, указанных в документах, предоставленных Обществом на государственную регистрацию изменений, и, учитывая, что иных оснований отказа, предусмотренных Законом N 129-ФЗ, Инспекцией в оспариваемом решении приведено не было, обоснованно признали оспариваемое решение незаконным.
Довод Инспекции о том, что сведениями, содержащимися в информационном письме Федеральной налоговой службы от 29.08.2016, нельзя руководствоваться по той причине, что оно носит лишь рекомендательный характер, был предметом оценки суда апелляционной инстанции, получил должную правовую оценку, отраженную в судебном акте.
Данное письмо, действительно, не является нормативно-правовым актом. Однако оно ориентирует налоговые органы и организации на соблюдение именно такого порядка подачи документов при реорганизации юридических лиц, а его содержание соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений (в данном случае пункта 3 статьи 17 Закона N 14-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 апреля 2017 г. N Ф04-1052/17 по делу N А70-10468/2016