г. Тюмень |
|
7 марта 2018 г. |
Дело N А02-829/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение от 03.10.2017 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Черепанова И.В.) и постановление от 14.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Бородулина И.И., Полосин А.Л.) по делу N А02-829/2017 по заявлению микрокредитной компании, некоммерческой организации "Фонд поддержи малого и среднего предпринимательства Республики Алтай" (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул.Чорос- Гуркина Г.И., строение 27, офис 417, ОГРН 1020400764031, ИНН 0411018879) к Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул.В.И.Чаптынова, 4, ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817) об оспаривании представления от 22.05.2017 N 77-19-24/2093.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Фарм Груп" (649002, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул. П.Сухова, 10, 64, ОГРН 1140411003644, ИНН 0411170584).
Суд установил:
микрокредитная компания, некоммерческая организация "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай" (далее - Микрокредитная компания, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (далее - УФК по Республике Алтай, Управление казначейства) об оспаривании представления от 22.05.2017 N 77-19-24/2093.
Решением от 03.10.2017 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 14.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в части признания пункта 2 представления УФК по Республике Алтай незаконным и его отмене.
УФК по Республике Алтай обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд считает доводы Управления казначейства несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Микрокредитная компания состоит на налоговом учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Алтай с присвоением идентификационного номера - 04 11018879, внесена в государственный реестр микрофинансовых организаций, является унитарной некоммерческой организацией. Учредителем Фонда в соответствии с Уставом является Правительство Республики Алтай в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Свою деятельность Фонд осуществляет на основании Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) и иных нормативных правовых актов и Устава.
11.10.2016 на основании протокола N 111 заседания Правления Фонда, заявитель переименован в Микрокредитную компанию, некоммерческую организацию "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай".
Предметом деятельности Фонда является реализация Закона N 209-ФЗ.
В целях реализации Закона N 209-ФЗ, подпрограммы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и поддержки развития малого и среднего предпринимательства Республики Алтай Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай и Микрофинансовой организацией некоммерческой организацией "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай" (Получатель) заключено Соглашение о финансовой поддержке от 25.11.2016 N 1-2, согласно пунктам 1.1 и 1.2 которого субсидия в размере 3 151 049 руб. для формирования Фонда, предназначенного для выдачи займов субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
21.11.2016 в Фонд обратилось ООО "ФарГруп" с документами для получения займа из Фонда.
Заседанием Правления Фонда принято решение от 06.12.2016 N 114 о предоставлении из целевых денежных средств Фонда под 10% от суммы займа в расчете на один год, сроком на 12 месяцев ООО "ФармГруп" микрозайм в размере 500 000 руб.
Фондом заключен договор займа от 15.12.2016 N 687/1 для пополнения оборотных средств сроком по 14.12.2017. Денежные средства перечислены платежным поручением от 20.12.2016 N 583.
УФК по Республике Алтай проведена выездная проверка в отношении Фонда по вопросам соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2016 году.
По итогам проведения проверки составлен акт от 07.04.2017 и выдано представление от 22.05.2017 N 77-19-24/2093.
В пункте 2 представления указано на нарушение статьи 4 Закона N 209-ФЗ, подпункта 6 пункта 3.10 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Алтай, Микрокредитной компанией, некоммерческой организаций "Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай", утвержденных решением Правления Фонда, протокол от 06.12.2016 N 114 (далее - Правила представления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства) - предоставление займа за счет субсидий из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "ФарГруп" (далее - ООО ФарГруп"), которое не было включено в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем Управление казначейства требует рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 13.06.2017, о результатах исполнения представления проинформировать УФК по Республике Алтай до 13.06.2017.
Не согласившись с представлением в части пункта 2, Фонд оспорил его в судебном порядке.
Основанием для вынесения представления послужил вывод УФК по Республике Алтай о том, что заем за счет субсидий из федерального бюджета ООО "ФармГруп" был выдан в нарушение статьи 4 Закона N 209-ФЗ, а также пункта 3.10 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку на момент подачи заявления 21.11.2016 ООО "ФармГруп" не было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что не отрицается Фондом при рассмотрении спора.
Принимая решение, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, статей 3, 4, 4.1 Закона N 209-ФЗ, статьи 8 Закона N 151-ФЗ, Правилами предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316, исходили из того, что часть 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относит субъекты, отвечающие определенным требованиям, предусмотренным частью 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ и внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), то есть прошедшие государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; при этом статья 4 Закона N 209-ФЗ не относит к числу критериев, характеризующих организацию как субъект малого и среднего предпринимательства, внесение ее в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Судами установлено, что ООО "ФармГрупп" отвечает признакам, перечисленным в части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, и зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве юридического лица.
Данные обстоятельства не оспариваются УФК по Республике Алтай.
ООО "ФармГруп" были предоставлены в Фонд документы, предусмотренные пунктом 3.2 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, которые подтверждали соответствие ООО "ФармГруп" критериям, предусмотренным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, характеризующим организацию как субъект малого и среднего предпринимательства.
Учитывая, что перечень предоставляемых документов, предусмотренный пунктом 3.2 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, не предусматривает предоставление выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, суды обоснованно в данном конкретном случае признали неверным вывод Управления казначейства о том, что заем за счет субсидий из федерального бюджета ООО "ФармГруп" был выдан в нарушение статьи 4 Закона N 209-ФЗ, а также пункта 3.10 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования, признав пункт 2 оспариваемого представления незаконным.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Управления казначейства о том, что решение о выдаче микрозайма ООО "ФармГруп" принято Фондом в нарушение положений Закона N 209-ФЗ, основанную на ошибочном толковании вышеуказанных положений норм, и не могут быть положены в основу отмены судебных актов.
Ссылка Управления казначейства на письмо ФНС России от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@ не опровергает правильных выводов судов о том, что перечень предоставляемых документов, предусмотренный пунктом 3.2 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, не предусматривает предоставление выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанным письмом Федеральная налоговая служба сообщает, что с 10 августа 2017 года на основании пункта 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ будет переформирован Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Подтверждение принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства осуществляется заинтересованным лицом при обращении к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.
Более того, указанное письмо издано после принятия Фондом решения от 06.12.2016 о предоставлении щзайма.
Несогласие Управления казначейства с выводами судебных инстанций со ссылкой на иное толкование положений законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.10.2017 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 14.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-829/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Управления казначейства о том, что решение о выдаче микрозайма ООО "ФармГруп" принято Фондом в нарушение положений Закона N 209-ФЗ, основанную на ошибочном толковании вышеуказанных положений норм, и не могут быть положены в основу отмены судебных актов.
Ссылка Управления казначейства на письмо ФНС России от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@ не опровергает правильных выводов судов о том, что перечень предоставляемых документов, предусмотренный пунктом 3.2 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, не предусматривает предоставление выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанным письмом Федеральная налоговая служба сообщает, что с 10 августа 2017 года на основании пункта 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ будет переформирован Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Подтверждение принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства осуществляется заинтересованным лицом при обращении к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 марта 2018 г. N Ф04-249/18 по делу N А02-829/2017