г. Тюмень |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А46-13895/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Омская" на решение от 07.11.2017 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 22.03.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-13895/2017 по заявлению Администрации Горьковского муниципального района Омской области (646600, Омская область, район Горьковский, рабочий поселок Горьковское, улица Красный путь, 2, ОГРН 105553100577, ИНН 5512005642) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, 12А, ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Омская" (644034, Омская область, город Омск, улица Северная 28-я, 2А, ИНН 5512200379, ОГРН 1125543028709).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Сидорова Е.А. по доверенности от 09.01.2018,
от общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Омская" - Войзбун К.А. по доверенности от 15.02.2018.
Суд установил:
Администрация Горьковского муниципального района Омской области (далее - администрация, организатор торгов) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 20.06.2017 N 05-04.1/71-17. незаконными.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Омская" (далее - общество, ООО "Агрофирма Омская").
Решением от 07.11.2017 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.03.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования администрации удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Агрофирма Омская", ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что вид разрешенного использования земельного участка "для сельскохозяйственного производства" соответствует виду разрешенного использования "сельскохозяйственное использование", является ошибочным; суды не учли, что нарушение администрацией порядка размещения информации об аукционе не позволило обществу найти сведения о данном аукционе и, как следствие, принять в нем участие;
Позиция ООО "Агрофирма Омская" поддержана антимонопольным органом в отзыве на кассационную жалобу.
Администрацией отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, 21.04.2017 на официальном сайте (www.torgi.gov.ru) размещена информация о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности (далее - аукцион), в том числе извещение N 210417/0509534/01 и аукционная документация.
Решением от 20.06.2017 N 05-04.1/71-17 управление признало жалобу ООО "Агрофирма Омская" на действия администрации при проведении аукциона обоснованной и выдало предписание от 20.06.2017 N 05-04.1/71-17 об аннулировании торгов.
Антимонопольный орган счел, что организатор торгов неверно указал вид разрешенного использования земельных участков, являющихся предметом аукциона, - "сельскохозяйственное использование" вместо "обеспечение сельскохозяйственного производства", чем ограничил возможность участия в аукционе неопределенному кругу лиц и нарушил права общества.
Не согласившись с решением и предписанием управления, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у антимонопольного органа оснований для принятия оспариваемых актов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды земельного участка установлен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пунктам 19, 20 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и публикуется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка.
В силу подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель. На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор).
Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (пункт 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что земельные участки, являющиеся предметом аукциона, учтены 30.07.2004 (то есть до момента утверждения Классификатора), относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства".
Размещение информации на сайте www.torgi.gov.ru осуществляется посредством заполнения отдельных полей; сведения о кадастровом номере, площади и местоположении земельного участка заносятся вручную, а сведения о категории земель и виде разрешенного использования - выбираются из прикрепленного к полю перечня; перечень видов разрешенного использования земельных участков определен в соответствии с Классификатором.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, в Классификаторе отсутствует такой вид разрешенного использования земельного участка как "для сельскохозяйственного производства". При этом согласно пункту 1 раздела 1 Классификатора вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" предполагает использование земельного участка для ведения сельского хозяйства и включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Проанализировав раздел 1 Классификатора в совокупности с положениями статей 77, 78 ЗК РФ, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", арбитражные суды сочли обоснованным избрание и указание администрацией вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" ввиду того, что им охватывается достаточно широкий перечень целей возможного использования земельных участков.
В свою очередь, вид разрешенного использования "обеспечение сельскохозяйственного производства" (код 1.18), предложенный антимонопольным органом, ограничивает использование земельного участка, так как включает в себя возможность его использования для размещения машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленные администрации требования, признав решение и предписание управления незаконными.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.11.2017 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.03.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13895/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель. На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор).
Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (пункт 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
...
Проанализировав раздел 1 Классификатора в совокупности с положениями статей 77, 78 ЗК РФ, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", арбитражные суды сочли обоснованным избрание и указание администрацией вида разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" ввиду того, что им охватывается достаточно широкий перечень целей возможного использования земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июля 2018 г. N Ф04-2371/18 по делу N А46-13895/2017