г. Тюмень |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А27-18065/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области на решение от 21.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конкина И.В.) и постановление от 21.05.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Марченко Н.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-18065/2017 по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Юргинская городская больница" (652050, Кемеровская область, г. Юрга, ул. Ленинградская, 27, ОГРН 1064230010250, ИНН 4230022366) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 136, ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) о признании решения незаконным.
Суд установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Юргинская городская больница" (далее - ГБУЗ КО "Юргинская городская больница", заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании решения комиссии Фонда, выраженного в акте от 15.05.2017, в части использования средств не по целевому назначению в сумме 1 357 860,44 руб. и уплаты штрафа за использования средств не по целевому назначению в сумме 135 786,04 руб., незаконным.
Решением от 21.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 21.05.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично. Решение Фонда, выраженное в акте от 15.05.2017, признано недействительным в части восстановления средств, использованных не по целевому назначению в сумме 823615,40 руб. на оплату услуг по доставке трупов в морг и уплаты штрафа в размере 10% от указанной суммы. На Фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем уменьшения обязательств по возврату денежных средств и уплате штрафа, отнесенных оспариваемым актом к средствам нецелевого использования и признанных арбитражным судом незаконными. В остальной части требований отказано.
Обратившись с кассационной жалобой, Фонд, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение и постановление судебных инстанций в части удовлетворения требований, принять по делу новый судебный акт, об отказе заявителю в удовлетворении требований в полном объеме.
Учреждение просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласно в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что комиссией Фонда в период с 17.04.2017 по 16.05.2017 года была проведена плановая комплексная проверка целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования заявителем.
15.05.2017 комиссией Фонда был составлен акт по результатам плановой комплексной проверки целевого и эффективного использования средств ОМС Учреждении и тематической проверки среднемесячной заработной платы в 2017 году к уровню 2016 года.
На основании пункта 1 акта, в соответствии с пунктом 9 статьи 39 главы 8 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) заявителю было рекомендовано восстановить (возвратить) Фонду средства, использованные в проверяемом периоде не по целевому назначению, а именно: 1). "Транспортные услуги" - оплата услуг по доставке трупов в морг, в сумме 823 615,40 руб.; 2). Оплата образовательных услуг в сумме 293 000 руб.; 3). Оплата монтажа узла тепловой энергии в сумме 79 181 руб. и оплата электромонтажных и пусконаладочных работ узла учета тепловой энергии в сумме 32 548 руб.
Кроме того, заявителя обязали уплатить Фонду штраф за использование средств не по целевому назначению в сумме 135 786,04 руб.
07.07.2017 Фондом заявителю направлено требование (претензия) о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа и пени.
Посчитав решение Фонда, изложенное в акте проверки, незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 2, 3, 9, 30, 34, 35 Закона N 326-ФЗ; статей 19, 32, 37, 76, 80, 81, 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ); Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.02.2011 N158н (далее - Правила); "Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", утвержденной законом Кемеровской области от 29.12.2014 N146-ОЗ (далее - Территориальная программа), статьями 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), частично удовлетворяя требования Учреждения, приняли правильные судебные акты.
Суд исходили из того, что обязанность по организации транспортировки трупов пациентов, умерших в отделениях Учреждения, в патолого-анатомическое отделение законодательно отнесена на Учреждение, такие расходы должны финансироваться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, поскольку медицинская помощь состоит из перечня медицинских услуг, включающего в себя диагностику заболеваний, в свою очередь составной частью диагностики заболеваний является паталого-анатомическое исследование.
Суд кассационной инстанции соглашается с ними, при этом исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Закон N 326-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Согласно пунктам 155 - 157 Правил расчет тарифов может осуществляться на единицу объема медицинской помощи (1 случай госпитализации, 1 обращение в связи с заболеванием, 1 законченный случай при оплате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан, 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме, 1 пациенто-день лечения, 1 вызов скорой медицинской помощи), на медицинскую услугу, за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний), на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц. Тарифы рассчитываются в соответствии с 11 главой Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой, в частности, расходы на оплату транспортных услуг, в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 4.4. Территориальной программы тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включают в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в 10 медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
На основании изложенного, учитывая, что обязанность по организации транспортировки трупов пациентов, умерших в отделениях Учреждения, в патолого-анатомическое отделение законодательно отнесена на Учреждение, суды пришли к правильному выводу о том, что спорные суммы должны финансироваться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования как расходы на оплату транспортных услуг.
Доводы Фонда относительно того, что в решении суда первой инстанции есть неверная ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановые период 2015 и 2016 годов" (далее - Постановление N 932), тогда как подлежали применению постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановые период 2016 и 2017 годов", а также постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", поскольку проверяемым являлся период 01.01.2015 - 31.12.2016, не принимается судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены принятых судебных актов.
Ссылка на Постановление N 932 сделана судом с целью указания на то, что данная программа финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования. Последующие постановления Правительства Российской Федерации содержат аналогичные нормы и не внесли какие либо изменения в части источника финансирования.
Аналогичная ситуация имеет место быть и в случае с указанием судами на статью 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Суд соглашается с Фондом, что на момент рассматриваемого спора данная статья БК РФ уже не действовала, однако, в действующей редакции БК РФ имеется статья 306.4, в которой содержится понятие нецелевого использования бюджетных средств, и выводы судов не противоречат данной норме.
Учитывая, что установленные по делу обстоятельства не опровергнуты Фондом, доводы жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Иное толкование Фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию неправильного решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 21.05.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-18065/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Фонда относительно того, что в решении суда первой инстанции есть неверная ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановые период 2015 и 2016 годов" (далее - Постановление N 932), тогда как подлежали применению постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановые период 2016 и 2017 годов", а также постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", поскольку проверяемым являлся период 01.01.2015 - 31.12.2016, не принимается судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены принятых судебных актов.
Ссылка на Постановление N 932 сделана судом с целью указания на то, что данная программа финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования. Последующие постановления Правительства Российской Федерации содержат аналогичные нормы и не внесли какие либо изменения в части источника финансирования.
Аналогичная ситуация имеет место быть и в случае с указанием судами на статью 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Суд соглашается с Фондом, что на момент рассматриваемого спора данная статья БК РФ уже не действовала, однако, в действующей редакции БК РФ имеется статья 306.4, в которой содержится понятие нецелевого использования бюджетных средств, и выводы судов не противоречат данной норме."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2018 г. N Ф04-3788/18 по делу N А27-18065/2017