г. Тюмень |
|
18 января 2019 г. |
Дело N А45-41583/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2019 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области на решение от 10.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 10.09.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Марченко Н.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-41583/2017 по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская клиническая районная больница N 1" (630559, Новосибирская область, Новосибирский район, рабочий поселок Кольцово, ОГРН 1025404351928, ИНН 5433137780) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (630099, Новосибирская область, г.Новосибирск, проспект Красный, дом 42А, ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019) о признании недействительным акта.
Другие лица, участвующие в деле: третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство здравоохранения Новосибирской области (630007, Новосибирская область, г.Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1105476026765, ИНН 5406635579).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Остроумов Б.Б.) в заседании участвовал представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области - Кисловец Т.М. по доверенности от 09.01.2019.
Суд установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская районная больница N 1" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - Фонд) о признании незаконным акта от 03.11.2017 N 05-08-55 в части требования о возврате средств обязательного медицинского страхования использованных не по целевому назначению в сумме 2 391 042 руб., а также о выплате штрафа в размере 239 104,20 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Новосибирской области.
Решением от 10.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 10.09.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным оспариваемый акт от 03.11.2017 N 05-08-55 в части требования о возврате средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в сумме 747 770 руб., в части привлечения к финансовой ответственности в виде штрафа в размере 74 777 руб., в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворенных требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Фонд указывает, что направление средств на оплату расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, не подлежащей оплате из средств обязательного медицинского страхования (в связи с отсутствием права на ее осуществление), является нецелевым использованием, так как цель расходования не соответствует целям, определенным законом и договором на оказание и оплату медицинской помощи обязательному медицинскому страхованию, являющимися правовыми основаниями предоставления указанных средств.
Отзыв на кассационную жалобу Учреждением не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Фонда, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что при проведении плановой комплексной проверки Учреждения по вопросу контроля за деятельностью за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, в части приобретения основных средств за период с 01.01.2015 по 31.05.2017 Фондом выявлены нарушения статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктов 3.2 Тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 22.05.2015, от 16.02.2016, от 01.02.2017, выразившиеся в направлении средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на цели, полностью или частично не соответствующие целям, установленным Тарифным соглашением на возмещение расходов по медицинской помощи, не предусмотренной лицензией в сумме 747 770 руб., произведены расходы, не входящие в структуру тарифа по ОМС в части приобретения оборудования стоимостью 1 643 272 руб.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 03.11.2017 N 05-08-55, содержащий требования к Учреждению о возврате в бюджет Фонда средств ОМС в сумме 2 739 412,64 руб., использованных не по целевому назначению, в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования и уплате штрафа в размере 273 941,64 руб. (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС) в бюджет Фонда.
Акт подписан заявителем с разногласиями, которые в десятидневный срок со дня составления оспариваемого акта направлены в адрес Фонда.
Согласно ответу Фонда от 15.11.2017 N 4876-05 доводы Учреждения, указанные в протоколе разногласий, в части сумм 747 770 руб., 1 643 272 руб. признаны необоснованными.
Не согласившись с актом проверки, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Основанием для требования о возврате средств ОМС в сумме 747 770 руб. послужил вывод Фонда о нецелевом использовании средств ОМС, затраченных Учреждением на выплату заработной платы персоналу фельдшерско-акушерского пункта в п. Малиновка при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности по адресу расположения данного фельдшерско-акушерского пункта (далее - ФАП).
Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным оспариваемого акта от 03.11.2017 N 05-08-55 в части требования о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 747 770 руб., арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 41 Конституции Российской Федерации, положениями статей 9, 15, 20, 35, 38, Закона N 326-ФЗ, статьи 78 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Тарифными соглашениями в системе ОМС от 22.05.2015 и от 16.02.2016, пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что средства ОМС, направленные на выплату заработной платы персоналу вышеуказанного ФАП, соответствуют целям их получения.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
Судами установлено, что в проверяемом периоде при отсутствии лицензии по месту оказания медицинской помощи по адресу: 630545, Новосибирский район, пос. Малиновка, ул. Широкая, д. 4 (ФАП пос. Малиновка) за счет средств ОМС произведена выплата заработной платы заведующему ФАПом, санитарке ФАПа в сумме 747 770,00 руб., в том числе: 211 статья - 574 324,12 руб., 213 статья -173 445,88 руб. (2015 год - 351 448,88 руб., 2016 год - 396 281,12 руб.), признанных Фондом нецелевым использованием средств ОМС в отсутствие лицензии на медицинскую деятельность в отношении данного структурного подразделения.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды также установили следующее:
- Учреждение принимало меры по получению лицензии на медицинскую деятельность в отношении данного структурного подразделения;
- здание ФАПа находится в собственности Новосибирского района Новосибирской области и передано Учреждению по договору на праве безвозмездного пользования;
- ФАП расположен в отдельно стоящем деревянном здании 1926 года постройки и находится в аварийном состоянии, в течение 2015-2017 годов собственником здания решался вопрос о признании его ветхим и последующем сносе, в связи с чем проведение реконструкции и капитального ремонта являлось нецелесообразным;
- имеется заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" в соответствии с которыми помещения ФАП признаны несоответствующими требованиям СанПин, вследствие чего невозможно проведение процедуры лицензирования медицинской деятельности по данному подразделению;
- данный ФАП является единственным в поселке Малиновка местом, в котором жители населенного пункта могут получить медико-санитарную помощь.
Данные обстоятельства Фондом не опровергнуты, в том числе в кассационной жалобе.
Установив данные конкретные фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что в отношении указанного ФАП невозможно проведение процедуры лицензирования медицинской деятельности в связи с его аварийным состоянием, учитывая, что Фонд не оспаривает факт расходования спорных денежных средств именно на оплату заработной платы персоналу ФАПа, превышения размера заработной платы не установлено, суды сделали правильный вывод о том, что средства ОМС, направленные на выплату заработной платы персоналу вышеуказанного ФАП, соответствуют целям получения, так как затрачены фактически на обеспечение жителей пос. Малиновка (застрахованных лиц) медицинской помощью, предоставленной в рамках обязательного медицинского страхования и гарантированной статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию Фонда, которой при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка с учетом фактически установленных конкретных обстоятельств по делу, поэтому они подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 10.09.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-41583/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным оспариваемого акта от 03.11.2017 N 05-08-55 в части требования о возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 747 770 руб., арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 41 Конституции Российской Федерации, положениями статей 9, 15, 20, 35, 38, Закона N 326-ФЗ, статьи 78 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Тарифными соглашениями в системе ОМС от 22.05.2015 и от 16.02.2016, пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что средства ОМС, направленные на выплату заработной платы персоналу вышеуказанного ФАП, соответствуют целям их получения.
...
Установив данные конкретные фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что в отношении указанного ФАП невозможно проведение процедуры лицензирования медицинской деятельности в связи с его аварийным состоянием, учитывая, что Фонд не оспаривает факт расходования спорных денежных средств именно на оплату заработной платы персоналу ФАПа, превышения размера заработной платы не установлено, суды сделали правильный вывод о том, что средства ОМС, направленные на выплату заработной платы персоналу вышеуказанного ФАП, соответствуют целям получения, так как затрачены фактически на обеспечение жителей пос. Малиновка (застрахованных лиц) медицинской помощью, предоставленной в рамках обязательного медицинского страхования и гарантированной статьей 41 Конституции Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2019 г. N Ф04-5980/18 по делу N А45-41583/2017